Тематическое планирование по окружающему миру "Школа 2100" 3 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 3 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира /ОБЖ "Школа 2100" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_tematicheskoe_planirovanie.docx | 60.6 КБ |
Предварительный просмотр:
календарно-Тематическое планирование пО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (ОБЖ)
3 класс
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат обучения | ИКТ | Домашнее |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Вещество и энергия (4 часа) | |||||||
1 | Тела и вещества. Безопасное поведение дома. | Комбинированный | Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире | Знать структуру учебника; как работать с учебником; что телами в науке называют все предметы, которые нас окружают; то, из чего состоит тело, называют веществом; что окружающие нас тела могут быть природными и искусственными, живыми и неживыми. Уметь приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов; определять, из чего состоят тела | Презентация «Тела» | С. 8–9, отвечать на вопросы | |
2 | Из чего состоит вещество. | Комбинированный | Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства | Знать, что тела состоят из мельчайших частиц вещества (молекул); что разные вещества состоят из разных частиц; что тела могут быть твердыми, жидкими и газообразными, но при этом состоять из частиц одного и того же вещества. Уметь определять, из каких частиц состоят все тела; рассказывать, чем различаются вещества; объяснять, чем отличаются друг от друга твердые тела, жидкости и газы; устанавливать, как свойства твердых тел, жидкостей и газов зависят от расположения частиц | Презентация «Из чего состоят вещества» | С. 11–15, отвечать | |
3 | Что такое энергия. Чрезвычайная ситуация - что это? | Комбинированный | Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире | Иметь представление о том, что энергия – это способность совершать работу, источник движения. Уметь называть источники энергии для машины, коровы, человека и телевизор; рассказывать с помощью рисунков, как человек освоил разные источники энергии; определять, содержится энергия в куске хлеба, в батарейках | Презентация «Энергия» | С. 16–17, отвечать | |
4 | Превращение энергии. | Комбинированный | Представление о том, что энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно, но она может меняться и переходить из одной формы в другую | Знать, что при переходе энергии из одной формы в другую часть ее обязательно превращается в тепло, которое рассеивается, поэтому ее надо беречь. Уметь объяснять цепочку превращений энергии; рассказывать, откуда появилась энергия, как вырабатывается и используется электрическая энергия | С. 18–19, отвечать | ||
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (7 ЧАСОВ) | |||||||
5 | Где обитают живые организмы. Как справиться с инфекцией. | Комбиниро ванный | Значение воздуха для растений, животных, человека. Биосфера – это оболочка (область) планеты, охваченная жизнью | Знать, что жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Уметь называть три оболочки Земли, охваченные жизнью (атмосфера, литосфера, гидросфера); определять, какие оболочки Земли использует для своей жизни каждое животное и растение; рассказывать, в каких оболочках Земли (воздушной, каменной или водной) организмы живут постоянно, а в каких лишь временно обитают | Презентация к уроку | С. 22–25, отвечать | |
6 | Большой круговорот веществ. Природа и безопасность. | Комбинированный | Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека | Знать, что в природе поддерживается порядок, частью которого является и наше хозяйство. Иметь представление о том, что отходы жизнедеятельности одних организмов употребляются другими; что все вещества находятся в круговороте; что их последовательные превращения образуют замкнутые цепи; что в конце каждой такой цепи вновь восстанавливается вещество, с которой эта цепь начиналась. Уметь приводить примеры «профессий» жителей биосферы («кормильцы», «едоки», «мусорщики»); рассказывать, как природа очищает воздух и воду; определять, организмы каких «профессий» могут очистить воздух и воду; устанавливать по схеме, как природа превращает отходы в продукты; называть организмы, которые превращают отходы в продукты | Презентация к уроку | С. 26-29, отвечать на вопросы | |
7 | Живые участники круговорота веществ. Безопасность на дорогах. | Комбинированный | Растения. Животные. Грибы | Знать, что благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу; что производители снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом; что потребители возвращают растениям углекислый газ; что разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; рассказывать о живых участниках круговорота веществ | С. 30–33, отвечать | ||
8 | Обмен веществ в организме. Причины ДТП. | Комбинированный | Растения. Животные. Грибы | Знать, что все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии. Уметь рассказывать по рисунку, что корова поглощает и что выделяет; объяснять, почему растущий теленок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова – нет; анализировать, какие вещества необходимы для работы и жизнедеятельности и автомобилю, и корове; устанавливать отличие коровы от автомобиля | Презентация «Обмен веществ» | С. 34–37, отвечать | |
9 | Как живые организмы запасают энергию Солнца. Движение ТС и пешеходов. | Комбинированный | Растения. Животные. Грибы | Знать, что живые организмы запасают энергию Солнца. Уметь определять источник энергии для фотосинтеза; устанавливать источник энергии для игр детей | «Солнце» | С. 38–39, отвечать | |
10 | Контрольная работа по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью» | Контрольный | Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы | Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы | |||
11 | Обобщение по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью» | Обобщение знаний | Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | ||||
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 часов) | |||||||
12 | Жизнь экосистемы. Безопасность при любой погоде. | Комбинированный | Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы | Знать, что большой круговорот Иметь представление о том, что экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Уметь называть «профессии» живых организмов; рассказывать | Экосистема. Сообщество. Цепь питания | С. 40–43, отвечать | |
13 | Почва – важнейшая часть экосистемы. Почему случаются травмы. | Комбинированный | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека | Знать, что почва – это поверхностный плодородный слой земли. Уметь рассказывать о значении почвы в природе; рассказывать о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы | Перегной. Плодородие почвы | С. 44–45, отвечать | |
14 | Экосистема озера. Безопасное поведение на воде. | Комбинированный | Водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года | Знать, что если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются; что именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото. Уметь объяснять, почему озеро зарастает и превращается в болото; рассказывать, кто обитает в сообществе озера; по рисунку устанавливать, как связаны организмы в экосистеме озера; называть «профессии» живых организмов в озерной экосистеме; устанавливать цепи питания в озере | Экосистема озера. Природные сообщества | С. 46–49, отвечать | |
15 | Экосистема болота. Первая помощь при утоплении. | Комбинированный | Болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на болоте в разное время года | Знать, что в болоте (как и в озере) круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нем накапливается торф. Иметь представление о том, что охраняет болотную воду от высыхания; как образуется торф. Уметь называть обитателей болота; объяснять по рисункам, как озеро превращается в болото; сравнивать экосистемы озера и болота | Экосистема бо- | С. 50–53, отвечать | |
16 | Экосистема луга. Курение. | Комбинированный | Луг – единство живой и неживой природы | Знать, что луг – это экосистема, Уметь определять, в каких природных зонах преобладают травянистые растения; устанавливать цепи питания на лугу; определять причину образования глубоких долин и оврагов на лугу; сравнивать растительность леса и луга | Экосисте ма луга. Влияние человека на природ ные сообщест ва | С. 54–57, отвечать | |
17 | Лесные производители. Осторожно - огонь! | Комбинированный | Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Деревья, кустарники, травы | Знать, что деревья – многолетние растения с крупным, твердым стеблем; что кустарник – многолетнее растение, у которого несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня; что травы – растения с мягкими зелеными стеблями. Уметь объяснять, почему лес называется сложной экосистемой; называть, из каких «этажей» состоит лес; определять, для чего дереву необходимы листья, ствол, корень; сравнивать деревья, кустарники и травянистые растения; называть деревья, кустарники и травы родного края; рассказывать , как люди используют природные богатства леса | С. 58–61, отвечать | ||
18 | Потребители и разрушители экосистемы леса. | Комбинированный | Единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). | Знать, что животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его; что лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговорот веществ. | Кругово рот веществ. Взаимо связи в природном сообщест ве | С. 62–69, отвечать | |
19 | Экосистема поля. Отравление ядовитыми растениями. | Комбинированный | Поле – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Знать, что основное отличие экосистемы поля от других экосистем – зависимость от человека; что круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека; что поле – искусственная экосистема. Уметь объяснять, почему поле может превратиться в луг, если человек перестанет ухаживать за культурными растениями; рассказывать, как человек ухаживает за полями; называть сорняки и культурные растения поля | Экосистема поля. Удобрение | С. 70–73, отвечать | |
20 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Безопасность на воде. | Комбинированный | Аквариум – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Знать, что аквариум – маленькая искусственная экосистема. Уметь доказывать, что аквариум – экосистема; перечислять всех участников круговорота веществ в аквариуме; сравнивать аквариум с экосистемой поля | Аквариум – маленькая искусственная экосистема | С. 74–77, отвечать | |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (14 часов) | |||||||
21 | Растения-производители. Уроки городской безопасности. | Комбинированный | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края | Знать, что наземные растения состоят из листьев, стебля и корня; что цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные; что хвойные растения не имеют цветков. Иметь представление о мхах, хвощах, плаунах, папоротниках, водорослях; что клетки растений – маленькие лаборатории. Уметь называть органы цветкового растения; объяснять, каким частям наземного растения более доступен свет, а каким – вода; сравнивать плоды, распространяемые ветром, и плоды, распространяемые животными; устанавливать отличия между деревьями, кустарниками, травами | Стебель. Лист. Корень. Цветок. Цветковые растения. Хвойные растения. Споровые растения | С. 78–85, отвечать на вопросы | |
22 | Животные маленькие и большие. Первая помощь при кровотечении. | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). | Знать, что животные бывают одноклеточными и многоклеточными; что все они – потребители; что низшие животные могут быть не только подвижными, но и прикрепленными. Уметь устанавливать главное отличие животных от растений; называть самых маленьких животных; определять, в чем выгода ползания и рытья; устанавливать, в чем достоинства и недостатки раковины | Простейшие животные | С. 86–89, отвечать на вопросы | |
23 | Маленькие рыцари. Как пешеходы и водители поделили улицу. | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | Знать, что членистоногие – это насекомые, пауки и ракообразные; что Уметь расшифровывать название животных «членистоногие»; называть сложности, с которыми сталкиваются обладатели наружного скелета; объяснять, почему так много насекомых на Земле; сравнивать насекомых с пауками | Пауки. Ракообразные. Членистоногие | С. 90–95, отвечать на вопросы | |
24 | Первый шаг из моря Перекрестки и их виды. | Комбинированный | Позвоночные животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни позвоночных животных (воздух, вода, тепло, | Знать, что позвоночные – животные с внутренним скелетом; что рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; что земноводные – позвоночные, живущие и в воде, и на суше. Иметь представление о строении скелета рыбы; о развитии земноводных. Уметь определять, что позволяет рыбам находить, догонять и схватывать добычу; устанавливать, какие приспособления помогают земноводным жить и на суше и в воде; называть представителей земноводных и рыб родного края | Позвоночные животные. Земноводные. | С. 96–99, отвечать на вопросы | |
25 | На суше – как дома. Безопасное поведение дома. | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным | Знать, что пресмыкающиеся – первые настоящие наземные позвоночные животные; что у пресмыкающихся сухая кожа, яйца имеют плотный покров; что пресмыкающиеся особенно разнообразны в жарких странах. Уметь сравнивать понятия «холоднокровность» и «хладнокровие»; называть признаки, по которым можно различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху; составлять правила безопасного поведения при встрече с гадюкой | |||
26 | Пернатые изобретатели. Поездка за город. | Комбинированный | Птицы, их разнообразие, отличия. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Размножение птиц. | Знать, что птицы – лучшие летуны | |||
27 | Наши братья. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. | Комбинированный | Млекопитающие животные, их разнообразие, отличие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). | Знать, что млекопитающие или зве- Уметь объяснять, почему млекопитающим не нужно столько детенышей, сколько рождается у рыб или пресмыкающихся; называть органы чувств млекопитающих; рассказывать, как млекопитающие общаются друг с другом; классифицировать млекопитающих на группы по способу питания и по месту обитания; готовить сообщение о приспособлениях одной из групп к условиям | С. 110–115, отвечать на вопросы | ||
28 | Осторожно: животные. Безопасное поведение дома. | Комбинированный | Правила безопасного поведения в природе | Знать правила безопасного общения Уметь составлять и выполнять правила безопасного общения с животными | С. 116–118, отвечать на вопросы | ||
29 | Прирождённые разрушители. Как правильно переходить улицу. | Комбинированный | Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов | Знать, что грибы – важнейшие разрушители; что золотое правило грибника – собирать только известные грибы. Уметь приводить примеры деятельности грибов; называть ядовитые и несъедобные грибы; составлять правила сбора грибов. Иметь представление о том, что бактерии – универсальные разрушители; что без бактерий был бы невозможен ни один круговорот веществ в биосфере | Грибы. Микориза. Лишайники. Плесень. Бактерии. | С. 119–127, отвечать на вопросы | |
30 | Экскурсия | Экскурсия | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. | Знать правила поведения в музее; мероприятия по охране природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Уметь готовить сообщение о посещении краеведческого музея | Экспонаты | Сообщение о посещении краеведческого музея | |
31 | Экскурсия | Экскурсия | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Знать правила поведения в лесу, Уметь готовить сообщение об экосистеме леса, луга, озера; выполнять правила поведения в природе | Сообщение об экосистеме леса, луга, озера | ||
32 | Как нам жить Мы - пассажиры. | Комбинированный | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Знать понятия «заповедник», «национальный парк»; правила безопасного поведения в природе. Уметь называть отличия человека | С. 128–134, отвечать на вопросы | ||
33 | Контрольная работа по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». | Контрольный | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы | Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | |||
34 | Обобщение | Обобщение знаний | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы | Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; составлять список редких растений; готовить краткие описания редких растений; рисовать плакаты, которые могли бы убедить людей бережно относиться к редким растениям | С. 135, подготовка проекта «Сохраним красоту природы» | ||
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ» (1 час) | |||||||
35 | Введение. Отправляемся | Комбинированный | Знать структуру учебника; как работать с учебником | С. 3–7, отвечать на вопросы | |||
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 часа) | |||||||
36 | Живая связь времен. | Комбинированный | Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. | Знать, что каждый человек связан Уметь объяснять, что такое поколение; рассказывать, как имена и фамилии людей связывают их с предками; оказывать посильную помощь взрослым. Иметь представление о происхождении имен и истории фамилий | Поколение. Родословное дерево. Хозяйство семьи | С. 8–11, отвечать на вопросы | |
37 | Как считать время. Виды ТС и их тормозные свойства. | Комбинированный | Счет лет в истории. Рассмотрение понятий: «эра», «век», «христианство» | Знать понятие «эра». Уметь объяснять, что такое век и эра; рассказывать о христианстве; определять век данных событий; объяснять, как человек может путешествовать | Век. Христианство. Эра | С. 12–15, отвечать на вопросы | |
38 | С чего начинается Родина. | Комбинированный | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью | Знать, что у каждого человека есть родина – место, где он родился и вырос Уметь объяснять своими словами, что такое государство, зачем оно необходимо; по тексту учебника объяснять, что такое закон | Государство. Закон | С. 16–21, отвечать на вопросы | |
39 | Память | Комбинированный | История Отечества – наука, предметом изучения которой является прошлое нашей страны | Знать, что прошлое нашей страны и всего человечества изучает специальная наука – история. Уметь рассказывать, что именно и зачем изучает наука история; объяснять, почему для каждого человека важно знать прошлое своей страны, своего города, своей семьи; рассказывать об истории своего родного края | Наука история. Исторический источник | С. 22–25, отвечать на вопросы | |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ (5 часов) | |||||||
40 | Как на Руси появилось государство. | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. | Знать, что чуть более тысячи лет назад (в IX веке) было создано первое государство с названием Русь, тогда же началась история страны – Россия. Иметь представление о том, что такое храм. Уметь объяснять, кто такие восточные славяне; рассказывать, чем знамениты великие князья Олег и Владимир | Древняя Русь. Восточные славяне. Великий князь. Храм | С. 26–29, отвечать на вопросы | |
41 | Как на Руси появилось государство. | Комбинированный | История Отечества. Возникновение государства | Уметь доказывать, используя карту, что у славян в IX веке появилось государство | С. 30–31, отвечать на вопросы | ||
42 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | Комбинированный | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни Древней Руси. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. | Знать, что Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников. Уметь рассказывать о монастырях; используя текст учебника, доказывать, что памятниками культуры можно назвать книги, дома, одежду, песни, инструменты; объяснять, почему иностранные путешественники называли Древнюю Русь «Страной городов» | Культура. Ремесленники. Купцы. Икона. Монах. Монастырь. Летопись | С. 32–37, отвечать на вопросы | |
43 | За землю Русскую! | Комбинированный | Знать, что со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Уметь называть соседей Древней Руси; описывать ход битвы на Чудском озере | Кочевники. Рыцари | С. 38–41, отвечать на вопросы | ||
44 | «Слово о погибели Русской земли. Умение преодолевать страх. | Комбинированный | Знать, что к XIII веку из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены. Уметь объяснять, используя текст учебника, слова «погибель Русской земли»; рассказывать о нашествии Чингисхана и Батыя на Русь; писать от своего имени письмо русским людям XII века | Хан. Золотая Орда. Ислам | С. 42–47, отвечать на вопросы | ||
ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (6 часов) | |||||||
45 | От Древней Руси к единой России. | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. | Знать, что в XIV-XVвеках начались новые времена в истории России: на месте разрозненных русских княжеств начало собираться единое Московское государство. Уметь рассказывать, какие события в истории нашей страны положили начало образованию Московского государства; определять значение Куликовской битвы; рассказывать о роли Ивана III | Времена Московского государства. Куликовская битва. Великий государь | С. 48–51, отвечать на вопросы | |
46 | Земля и люди Московского государства. | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. | Знать, что люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Уметь перечислять жителей Московского государства; рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства; объяснять, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания | Крестьяне. Бояре. Дворяне. Стрельцы. Книгопечатание | С. 52–57, отвечать на вопросы | |
47 | Москва златоглавая. Ты - велосипедист. | Комбинированный | Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. | Знать, что Кремль со времен Московского государства является центром столицы России; что в Кремле стояли самые красивые храмы, что отсюда великие государи управляли страной. Уметь рассказывать самое главное | Московский | С. 58–61, отвечать на вопросы | |
48 | «Хуже грозного царя только междуцарствие». | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. | Знать, что в Смутное время начала XVII века простые бедные люди Московского государства поднимали восстания против своих правителей, самозванцы боролись за царский престол, а страна оказалась беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками. | Смутное время. Народное ополчение. Земский собор | С. 62–65, отвечать на вопросы | |
49 | Контрольная работа по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства» | Контрольный | Знать изученный материал по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы | ||||
50 | Обобщение по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства» | Обобщение знаний | |||||
ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (5 часов) | |||||||
51 | Петр Великий. Сигналы, регулирующие движение. | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. | Знать, что благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась | Времена Российской империи. Император | С. 66–69, отвечать на вопросы | |
52 | Власть и народ в Российской империи | Комбинированный | Знать, что в Российской империи жители делились на простолюдинов и знатных людей; что простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая часть их доставалась знати. Уметь рассказывать, кто такие чиновники; объяснять, какой порядок называют крепостным; рассказывать, чем прославилась в Российской империи Екатерина II | Чиновники. Крепостное | С. 70–73, отвечать | ||
53 | Как Россия Поездка на трамвае. | Комбинированный | Знать, что во времена Российской империи россияне начали перенимать западноевропейскую культуру, но не забывали также и свои обычаи и достижения. Иметь представление о развитии науки в России. Уметь приводить примеры достижений российской культуры после преобразований Петра I; доказывать, что наша страна во все времена была богата талантливыми людьми; объяснять слова А. С. Пушкина о М. В. Ломоносове «Он сам был нам первый университет» | Московский университет | С. 74–79, отвечать на вопросы | ||
54 | «Гроза двенадцатого года». | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, что в Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков. Уметь объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной»; рассказывать, чем прославился полководец М. И. Кутузов; рассказывать о Бородинском сражении; доказывать, что в 1812 году на защиту Отечества встал весь народ | Отечественная война | С. 80–83, отвечать | |
55 | Император-освободитель | Комбинированный | Знать, что время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков (от крепостного права). Уметь объяснять, почему было отменено крепостное право; рассказывать, что изменилось в жизни крестьян после освобождения; с помощью текста учебника объяснять, кто такие капиталисты и рабочие; доказывать, что после отмены крепостного права Россия стала быстро догонять развитые европейские страны | Дворяне-поме- | С. 84–87, отвечать | ||
ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (5 часов) | |||||||
56 | Россия Защита человека в чрезвычайных ситуациях военного времени. | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни | Знать, что в 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки. Уметь объяснять, что такое революция | Времена Советской власти. СССР. Революция | С. 88–89, отвечать на вопросы | |
57 | Россия | Комбинированный | страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох | Уметь называть, когда власть захватили большевики; рассказывать, как и когда был образован СССР; используя текст и словарь учебника, объяснять, почему с 1917 года в истории нашей страны начались «времена Советской России и СССР» | Большевики. Гражданская война | С. 90–93, отвечать на вопросы | |
58 | «К светлому будущему» . Безопасное поведение на дорогах. | Комбинированный | Знать, что в Советском Союзе люди и государство тратили огромные силы для достижения поставленной цели – построить в стране справедливое общество. Уметь рассказывать, как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20–30-е годы ХХ века; объяснять, кто такие пионеры, комсомольцы, колхозники | Коммунистическая партия. Комсомольцы. Пионеры. Колхоз | С. 94–99, отвечать на вопросы | ||
59 | «Вставай страна огромная». | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны | Знать, что Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала страшным испытанием для народов нашей страны; что в ожесточенной борьбе Советский Союз и его союзники разгромили фашистов. Уметь рассказывать о ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; узнавать из книг и рассказов взрослых о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны | Вторая мировая война. Великая Отечественная война | С. 100–105, отвечать на вопросы | |
60 | «Через тернии к звездам». . | Комбинированный | Знать, что после Второй мировой войны Советский Союз стал одним из сильнейших государств мира. Уметь рассказывать, какие изменения произошли в жизни советских людей после Второй мировой войны; называть успехи Советской страны в области науки и техники. | Космические аппараты | С. 106–109, отвечать на вопросы | ||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов) | |||||||
61 | Я – гражданин России | Комбинированный | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна | Знать, что мы – граждане современного российского государства, которое является наследником СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси; государственные символы России. Уметь рассказывать о государственных символах современной России; объяснять. Что такое конституция; перечислять известные права и обязанности гражданина России; объяснять, что значит быть гражданином | Гражданин. Конституция | С. 110–113, отвечать на вопросы | |
62 | Власть | Комбинированный | Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка | Знать, что слово «демократия» Уметь объяснять, что такое референдум, что такое выборы органов государственной власти | Демократия. Выборы органов государственной власти | С. 114–117, отвечать на вопросы | |
63 | Кто в государстве самый главный | Комбинированный | Президент Российской Федерации – глава государства. Конституция – Основной закон Российской Федерации | Знать, что по Конституции России государственная власть разделена между Президентом, Правительством, Государственной Думой и другими органами власти. Уметь рисовать схему «дерева власти» с ветвями, изображающими разделение власти в России; доказывать, что Президент и Государственная Дума – это демократические органы власти | Президент. Государственная Дума | С. 118–121, отвечать на вопросы | |
64 | Народы России. . | Комбинированный | Россия на карте; государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам | Знать, что слово «народ» имеет два разных значения ( в первом значении «народ» – это все граждане одного государства, во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой); что современная Россия является родиной более 100 многочисленных и малочисленных народов. Уметь рассказывать о народах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа; с помощью книг узнать об обычаях, пословицах, сказках разных народов России | Народ. Народная культура | С. 122–127, отвечать на вопросы | |
65 | Наш общий дом. | Комбинированный | Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | Знать, что Российская Федерация – это государство, образованное союзом многих регионов – республик, краев, областей и других участников союза, в каждом из которых имеются свои законы, символы и другие признаки государства. Уметь рассказывать, что такое федерация; называть части Российской Федерации; объяснять, что такое Совет Федерации; называть республики, области и края Российской Федерации | С. 128–131, | ||
66 | Как нам жить? | Комбинированный | Государственные праздники. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Праздник в жизни общества. | Знать понятие «государственные праздники». Уметь перечислять государственные праздники; объяснять, для чего нужны музеи, библиотеки, театры; собрать информацию о прошлом малой родины и создать «реку времени» своего края | С. 132–135, отвечать на вопросы.» | ||
67 | Контрольная работа по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия» | Контрольный | Оформление плаката или стенной газеты | Знать изученный материал Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; создавать с друзьями «копилку интересных идей» для подготовки к праздникам | С. 137. Проект «Отмечаем государственные праздники» | ||
68 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия» | Обобщение знаний | Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края | Знать изученный материал по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи (как спасти библиотеку; как сберечь семейный архив) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.
Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100
тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно – тематическое планирование уроков «Окружающий мир»1 класс
Класс: 1Учитель:Количество часов: всего – 66 часов, в неделю – 2 часа.Плановых контрольных уроков: _________________Административных контрольных работ: __________ Планирование составлено на основ...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.
Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...