Тематическое планирование по окружающему миру "Школа 2100" 3 класс
календарно-тематическое планирование (окружающий мир, 3 класс) по теме

Ломако Людмила Анатольевна

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира /ОБЖ  "Школа 2100" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_tematicheskoe_planirovanie.docx60.6 КБ

Предварительный просмотр:

календарно-Тематическое планирование пО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (ОБЖ)

3 класс

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы

содержания

Планируемый результат обучения

ИКТ

Домашнее
задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Вещество и энергия (4 часа)

1

Тела и вещества. Безопасное поведение дома.

Комбинированный

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире

Знать структуру учебника; как работать с учебником; что телами в науке называют все предметы, которые нас окружают; то, из чего состоит тело, называют веществом; что окружающие нас тела могут быть природными и искусственными, живыми и неживыми.

Уметь приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов; определять, из чего состоят тела

Презентация «Тела»

С. 8–9,

отвечать на вопросы

2

Из чего состоит вещество. 

Комбинированный

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства

Знать, что тела состоят из мельчайших частиц вещества (молекул); что разные вещества состоят из разных частиц; что тела могут быть твердыми, жидкими и газообразными, но при этом состоять из частиц одного и того же вещества.

Уметь определять, из каких частиц состоят все тела; рассказывать, чем различаются вещества; объяснять, чем отличаются друг от друга твердые тела, жидкости и газы; устанавливать, как свойства твердых тел, жидкостей и газов зависят от расположения частиц

Презентация

«Из чего состоят вещества»

С. 11–15,

отвечать
на вопросы

3

Что такое энергия.

Чрезвычайная ситуация - что это?

Комбинированный

Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире

Иметь представление о том, что энергия – это способность совершать работу, источник движения.

Уметь называть источники энергии для машины, коровы, человека и телевизор; рассказывать с помощью рисунков, как человек освоил разные источники энергии; определять, содержится энергия в куске хлеба, в батарейках

Презентация «Энергия»

С. 16–17,

отвечать
на вопросы

4

Превращение энергии.

Комбинированный

Представление о том, что энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно, но она может меняться и переходить из одной формы в другую

Знать, что при переходе энергии из одной формы в  другую часть ее обязательно превращается в тепло, которое рассеивается, поэтому ее надо беречь.

Уметь объяснять цепочку превращений энергии; рассказывать, откуда появилась энергия, как вырабатывается и используется электрическая энергия

С. 18–19,

отвечать
на вопросы

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (7 ЧАСОВ)

5

Где обитают живые организмы.

Как справиться с инфекцией.

Комбиниро

ванный

Значение воздуха для растений, животных, человека. Биосфера – это оболочка (область) планеты, охваченная жизнью

Знать, что жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Уметь называть три оболочки Земли, охваченные жизнью (атмосфера, литосфера, гидросфера); определять, какие оболочки Земли использует для своей жизни каждое животное и растение; рассказывать, в каких оболочках Земли (воздушной, каменной или водной) организмы живут постоянно, а в каких лишь временно обитают

Презентация к уроку

С. 22–25,

отвечать
на вопросы

6

Большой круговорот веществ. Природа и безопасность.

Комбинированный

Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека

Знать, что в природе поддерживается порядок, частью которого является и наше хозяйство.

Иметь представление о том, что отходы жизнедеятельности одних организмов употребляются другими; что все вещества находятся в круговороте; что их последовательные превращения образуют замкнутые цепи; что в конце каждой такой цепи вновь восстанавливается вещество, с которой эта цепь начиналась.

Уметь приводить примеры «профессий» жителей биосферы («кормильцы», «едоки», «мусорщики»); рассказывать, как природа очищает воздух и воду; определять, организмы каких «профессий» могут очистить воздух и воду; устанавливать по схеме, как природа превращает отходы в продукты; называть организмы, которые превращают отходы в продукты

Презентация к уроку

С. 26-29, отвечать на вопросы

7

Живые участники круговорота веществ.

Безопасность на дорогах.

Комбинированный

Растения. Животные. Грибы

Знать, что благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу; что производители снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом; что потребители возвращают растениям углекислый газ; что разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям.

Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; рассказывать  о живых участниках круговорота веществ

С. 30–33,

отвечать
на вопросы

8

Обмен веществ в организме.

Причины ДТП.

Комбинированный

Растения. Животные. Грибы

Знать, что все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии.

Уметь рассказывать по рисунку, что корова поглощает и что выделяет; объяснять, почему растущий теленок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова – нет; анализировать, какие вещества необходимы для работы и жизнедеятельности и автомобилю, и корове; устанавливать отличие коровы от автомобиля

Презентация «Обмен веществ»

С. 34–37,

отвечать
на вопросы

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца.

Движение ТС и пешеходов.

Комбинированный

Растения. Животные. Грибы

Знать, что живые организмы запасают энергию Солнца.

Уметь определять источник энергии для фотосинтеза; устанавливать источник энергии для игр детей

«Солнце»

С. 38–39,

отвечать
на вопросы

10

Контрольная работа по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью»

Контрольный

Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы

Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы

11

Обобщение по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью»

Обобщение знаний

Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать
на вопросы

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 часов)

12

Жизнь экосистемы.

Безопасность при любой погоде.

Комбинированный

Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы

Знать, что большой круговорот
в биосфере связывает между собой все экосистемы.

Иметь представление о том, что экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Уметь называть «профессии» живых организмов; рассказывать
по рисунку о круговороте веществ на лугу; называть живые организмы, входящие  в одну цепь питания; определять части экосистемы

Экосистема. Сообщество. Цепь питания

С. 40–43,

отвечать
на вопросы

13

Почва – важнейшая часть экосистемы.

Почему случаются травмы.

Комбинированный

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Знать, что почва – это поверхностный плодородный слой земли.

Уметь рассказывать о значении почвы в природе; рассказывать о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы

Перегной. Плодородие почвы

С. 44–45,

отвечать
на вопросы

14

Экосистема озера. Безопасное поведение на воде.

Комбинированный

Водоем – единство живой и неживой природы  (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года

Знать, что если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются; что именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото.

Уметь объяснять, почему озеро зарастает и превращается  в болото; рассказывать, кто обитает в сообществе озера; по рисунку устанавливать, как связаны организмы в экосистеме озера; называть «профессии» живых организмов в озерной экосистеме; устанавливать цепи питания в озере

Экосистема озера. Природные сообщества

С. 46–49,

отвечать
на вопросы

15

Экосистема болота.

Первая помощь при утоплении.

Комбинированный

Болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на болоте в разное время года

Знать, что в болоте (как и в озере) круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нем накапливается  торф.

Иметь представление о том, что охраняет болотную воду от высыхания; как образуется торф.

Уметь называть обитателей болота; объяснять по рисункам, как озеро превращается  в болото; сравнивать экосистемы озера и болота

Экосистема бо-
лота

С. 50–53,

отвечать
на вопросы

16

Экосистема луга.

Курение.

Комбинированный

Луг – единство живой и неживой природы  
(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на лугу в разное время года

Знать, что луг – это экосистема,
в которой главными производителями являются злаки.

Уметь определять, в каких природных зонах преобладают травянистые растения; устанавливать цепи питания на лугу; определять причину образования глубоких долин и оврагов на лугу; сравнивать растительность леса и луга

Экосисте

ма луга. Влияние человека на природ

ные сообщест

ва

С. 54–57,

отвечать
на вопросы

17

Лесные производители. Осторожно - огонь!

Комбинированный

Лес – единство живой и неживой природы  (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Деревья, кустарники, травы

Знать, что деревья – многолетние растения с крупным, твердым стеблем; что кустарник – многолетнее растение, у которого несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня; что травы – растения с мягкими зелеными стеблями.

Уметь объяснять, почему лес называется сложной экосистемой; называть, из каких «этажей» состоит лес; определять, для чего дереву необходимы листья, ствол, корень; сравнивать деревья, кустарники и травянистые растения; называть деревья, кустарники и травы родного края; рассказывать , как люди используют природные богатства леса

С. 58–61,

отвечать
на вопросы

18

Потребители и разрушители экосистемы леса.

Комбинированный

Единство живой и неживой природы  (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Знать, что животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его; что лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговорот веществ.

Кругово

рот веществ. Взаимо

связи в природном сообщест

ве

С. 62–69,

отвечать
на вопросы

19

Экосистема поля. Отравление ядовитыми растениями.

Комбинированный

Поле – единство живой и неживой природы  (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Знать, что основное отличие экосистемы поля от других экосистем – зависимость от человека; что круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека; что поле – искусственная экосистема.

Уметь объяснять, почему поле может превратиться в луг, если человек перестанет ухаживать за культурными растениями; рассказывать, как человек ухаживает за полями; называть сорняки и культурные растения поля

Экосистема поля. Удобрение

С. 70–73,

отвечать
на вопросы

20

Аквариум – маленькая искусственная экосистема.

Безопасность на воде.

Комбинированный

Аквариум – единство живой и неживой природы  (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Знать, что аквариум – маленькая  искусственная экосистема.

Уметь доказывать, что аквариум – экосистема; перечислять всех участников круговорота веществ в аквариуме; сравнивать аквариум с экосистемой поля

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

С. 74–77,

отвечать
на вопросы

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (14 часов)

21

Растения-производители.

Уроки городской безопасности.

Комбинированный

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края

Знать, что наземные растения состоят из листьев, стебля и корня; что цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные; что хвойные растения не имеют цветков.

Иметь представление о мхах, хвощах, плаунах, папоротниках, водорослях; что клетки растений – маленькие лаборатории.

Уметь называть органы цветкового растения; объяснять, каким частям наземного растения более доступен свет, а каким – вода; сравнивать плоды, распространяемые ветром, и плоды, распространяемые животными; устанавливать отличия между деревьями, кустарниками, травами

Стебель. Лист. Корень. Цветок. Цветковые растения. Хвойные растения. Споровые растения
(мхи, папоротники). Хлорофилл

С. 78–85,

отвечать на вопросы

22

Животные маленькие и большие.

Первая помощь при кровотечении.

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).

Знать, что животные бывают одноклеточными и многоклеточными; что все они – потребители; что низшие животные могут быть не только подвижными, но и прикрепленными.

Уметь устанавливать главное отличие животных от растений; называть самых маленьких животных; определять, в чем выгода ползания и рытья; устанавливать, в чем достоинства и недостатки раковины

Простейшие животные

С. 86–89,

отвечать на вопросы

23

Маленькие рыцари. Как пешеходы и водители поделили улицу.

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Знать, что членистоногие – это насекомые, пауки и ракообразные; что
у них имеется наружный членистый скелет и конечности; что у насекомых шесть ног, у пауков – восемь; что насекомые и пауки освоили сушу и пресные водоемы, ракообразные – пресные и морские воды; что насекомые – самые разнообразные животные на Земле.

Уметь расшифровывать название животных «членистоногие»; называть сложности, с которыми сталкиваются обладатели наружного скелета; объяснять, почему так много насекомых на Земле; сравнивать насекомых с пауками

Пауки. Ракообразные. Членистоногие

С. 90–95,

отвечать на вопросы

24

Первый шаг из моря
на сушу.

Перекрестки и их виды.

Комбинированный

Позвоночные животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни позвоночных животных (воздух, вода, тепло,

Знать, что позвоночные – животные с внутренним скелетом; что рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; что земноводные – позвоночные, живущие и в воде, и на суше.

Иметь представление  о строении скелета рыбы; о развитии земноводных.

Уметь определять, что позволяет рыбам находить, догонять и схватывать добычу; устанавливать, какие приспособления помогают земноводным жить и на суше и в воде; называть представителей земноводных и рыб родного края

Позвоночные животные. Земноводные.

С. 96–99,

отвечать на вопросы

25

На суше – как дома. Безопасное поведение дома.

Комбинированный

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным

Знать, что пресмыкающиеся – первые настоящие наземные позвоночные животные; что у пресмыкающихся сухая кожа, яйца имеют плотный покров; что пресмыкающиеся особенно разнообразны в жарких странах.

Уметь сравнивать понятия «холоднокровность» и «хладнокровие»; называть признаки, по которым можно различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху; составлять правила безопасного поведения при встрече с гадюкой

26

Пернатые изобретатели.

Поездка за город.

Комбинированный

Птицы, их разнообразие, отличия. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Размножение птиц.

Знать, что птицы – лучшие летуны
в животном царстве; что тело птиц облегчено; что птицы теплокровны; что оперение крыльев и хвоста служит для опоры на воздух; что перья защищают тело от потери тепла;

27

Наши братья.

Дорога, ее элементы и правила поведения на ней.

Комбинированный

Млекопитающие животные, их разнообразие, отличие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).

Знать, что млекопитающие или зве-
ри – наши самые близкие родственники; что подобно человеку, они теплокровны, проявляют заботу о потомстве; что звери обладают развитыми органами чувств, им свойственно сложное поведение.

Уметь объяснять, почему млекопитающим не нужно столько детенышей, сколько рождается у рыб или пресмыкающихся; называть органы чувств млекопитающих; рассказывать, как  млекопитающие общаются друг с другом; классифицировать млекопитающих на группы по способу питания и по месту обитания; готовить сообщение о приспособлениях одной из групп к условиям

С. 110–115,

отвечать на вопросы

28

Осторожно: животные. Безопасное поведение дома.

Комбинированный

Правила безопасного поведения в природе

Знать правила безопасного общения
с дикими и домашними  животными.

Уметь составлять и выполнять правила безопасного общения с животными

С. 116–118,

отвечать на вопросы

29

Прирождённые разрушители.

Как правильно переходить улицу.

Комбинированный

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов

Знать, что грибы – важнейшие разрушители; что золотое правило грибника – собирать только известные грибы.

Уметь приводить примеры деятельности грибов; называть ядовитые и несъедобные грибы; составлять правила сбора грибов.

Иметь представление о том, что бактерии – универсальные разрушители; что без бактерий был бы невозможен ни один круговорот веществ в биосфере

Грибы. Микориза. Лишайники. Плесень. Бактерии.

С. 119–127,

отвечать на вопросы

30

Экскурсия
в краеведческий музей.
О чем говорят дорожные знаки.

Экскурсия

Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Знать правила поведения в музее; мероприятия по охране природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.

Уметь готовить сообщение о посещении краеведческого музея

Экспонаты

Сообщение о посещении краеведческого музея

31

Экскурсия
в лес, на луг, озеро.

Экскурсия

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Знать правила поведения в лесу,
на лугу, на водоеме.

Уметь готовить сообщение об экосистеме леса, луга, озера; выполнять правила поведения в природе

Сообщение об экосистеме леса, луга, озера

32

Как нам жить
в дружбе
с природой.
 

Мы - пассажиры.

Комбинированный

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

Знать понятия «заповедник», «национальный парк»; правила безопасного поведения в природе.

Уметь называть отличия человека
от других обитателей биосферы; приводить примеры предметов, сделанных из искусственных материалов; составлять правила поведения человека
в биосфере; посильно участвовать
в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными)

С. 128–134,

отвечать на вопросы

33

Контрольная работа по теме  «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».

Контрольный

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы  
(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи

34

Обобщение
по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ»

Обобщение знаний

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы  
(солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные)

Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; составлять список редких растений; готовить краткие описания редких растений; рисовать плакаты, которые могли бы убедить людей бережно относиться к редким растениям

С. 135, подготовка проекта «Сохраним красоту природы»

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ» (1 час)

35

Введение. Отправляемся
в путешествие.
Поездка на автобусе и троллейбусе.

Комбинированный

Знать структуру учебника; как работать с учебником

С. 3–7,

отвечать на вопросы

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 часа)

36

Живая связь времен.

Комбинированный

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.

Знать, что каждый человек связан
с прошлым непрерывной цепочкой своих предков.

Уметь объяснять, что такое поколение; рассказывать, как имена и фамилии людей связывают их с предками; оказывать посильную помощь взрослым.

Иметь представление о происхождении имен и истории фамилий

Поколение. Родословное дерево. Хозяйство семьи

С. 8–11,

отвечать на вопросы

37

Как считать время.

Виды ТС и их тормозные свойства.

Комбинированный

Счет лет в истории. Рассмотрение понятий: «эра», «век», «христианство»

Знать понятие «эра».

Уметь объяснять, что такое век и эра; рассказывать о христианстве; определять век данных событий; объяснять, как человек может путешествовать
по «реке времени»; приводить примеры, когда необходимо считать время

Век. Христианство. Эра

С. 12–15,

отвечать на вопросы

38

С чего начинается Родина.

Комбинированный

Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью
во имя общей цели

Знать, что у каждого человека есть родина – место, где он родился и вырос
(его дом, город, село, страна).

Уметь объяснять своими словами, что такое государство, зачем оно необходимо; по тексту учебника объяснять, что такое закон

Государство. Закон

С. 16–21,

отвечать на вопросы

39

Память
о прошлом.

Комбинированный

История Отечества – наука, предметом изучения которой является прошлое нашей страны

Знать, что прошлое нашей страны и всего человечества изучает специальная наука – история.

Уметь рассказывать, что именно и зачем изучает наука история; объяснять, почему для каждого человека важно знать прошлое своей страны, своего города, своей семьи; рассказывать об истории своего родного края

Наука история. Исторический источник

С. 22–25,

отвечать на вопросы

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ (5 часов)

40

Как на Руси появилось государство.

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

Знать, что чуть более тысячи лет назад (в IX веке) было создано первое государство с названием Русь, тогда же началась история страны – Россия.

Иметь представление о том, что такое храм.

Уметь объяснять, кто такие восточные славяне; рассказывать, чем знамениты великие князья Олег и Владимир

Древняя Русь. Восточные славяне. Великий князь. Храм

С. 26–29,

отвечать на вопросы

41

Как на Руси появилось государство.

Комбинированный

История Отечества. Возникновение государства

Уметь доказывать, используя карту, что у славян в IX веке появилось государство

С. 30–31,

отвечать на вопросы

42

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

Комбинированный

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни Древней Руси. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.

Знать, что Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников.

Уметь рассказывать о монастырях; используя текст учебника, доказывать, что памятниками культуры можно назвать книги, дома, одежду, песни, инструменты; объяснять, почему иностранные путешественники называли Древнюю Русь «Страной городов»

Культура. Ремесленники. Купцы. Икона. Монах. Монастырь. Летопись

С. 32–37,

отвечать на вопросы

43

За землю Русскую! 

Комбинированный

Знать, что со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов.

Уметь называть соседей Древней Руси; описывать ход битвы на Чудском озере

Кочевники. Рыцари

С. 38–41,

отвечать на вопросы

44

«Слово о погибели Русской земли.

Умение преодолевать страх.

Комбинированный

Знать, что к XIII веку из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены.

Уметь объяснять, используя текст учебника, слова «погибель Русской земли»; рассказывать о нашествии Чингисхана и Батыя на Русь; писать от своего имени письмо русским людям XII века

Хан. Золотая Орда. Ислам

С. 42–47,

отвечать на вопросы

ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (6 часов)

45

От Древней Руси к единой России. 

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

Знать, что в XIV-XVвеках начались новые времена в истории России: на месте разрозненных русских княжеств начало собираться единое Московское государство.

Уметь рассказывать, какие события в истории нашей страны положили начало образованию Московского государства; определять значение Куликовской битвы; рассказывать о роли Ивана III

Времена Московского государства. Куликовская битва. Великий государь

С. 48–51,

отвечать на вопросы

46

Земля и люди Московского государства. 

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды.

Знать, что люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью.

Уметь перечислять жителей Московского государства; рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства; объяснять, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания

Крестьяне. Бояре. Дворяне. Стрельцы. Книгопечатание

С. 52–57,

отвечать на вопросы

47

Москва златоглавая.

Ты - велосипедист.

Комбинированный

Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь.

Знать, что Кремль со времен Московского государства является центром столицы России; что в Кремле стояли самые красивые храмы, что отсюда великие государи управляли страной.

Уметь рассказывать самое главное
о Московском Кремле; называть первого царя на Руси; определять, какое значение имеет кремль для России

Московский
кремль. Царь

С. 58–61,

отвечать на вопросы

48

«Хуже грозного царя только междуцарствие».

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох.

Знать, что в Смутное время начала XVII века простые бедные люди Московского государства поднимали восстания против своих правителей, самозванцы боролись за царский престол, а страна оказалась беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками.

Смутное время. Народное ополчение. Земский собор

С. 62–65,

отвечать на вопросы

49

Контрольная работа по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства»

Контрольный

Знать изученный материал по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы

50

Обобщение по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства»

Обобщение знаний

ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (5 часов)

51

Петр Великий.

Сигналы, регулирующие движение.

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох.

Знать, что благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась
в одно из сильнейших государств Европы.

Времена Российской империи. Император

С. 66–69,

отвечать на вопросы

52

Власть и народ в Российской империи

Комбинированный

Знать, что в Российской империи жители делились на простолюдинов и знатных людей; что простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая часть их доставалась знати.

Уметь рассказывать, кто такие чиновники; объяснять, какой порядок называют крепостным; рассказывать, чем прославилась в Российской империи Екатерина II

Чиновники. Крепостное
право

С. 70–73,

отвечать
на вопросы

53

Как Россия
у Европы «училась».

Поездка на трамвае.

Комбинированный

Знать, что во времена Российской империи россияне начали перенимать западноевропейскую культуру, но не забывали также и свои обычаи и достижения.

Иметь представление о развитии науки в России.

Уметь приводить примеры достижений российской культуры после преобразований Петра I; доказывать, что наша страна во все времена была богата талантливыми людьми; объяснять слова А. С. Пушкина о М. В. Ломоносове «Он сам был нам первый университет»

Московский университет

С. 74–79,

отвечать

на вопросы

54

«Гроза двенадцатого года». 

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох

Знать, что в Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков.

Уметь объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной»; рассказывать, чем прославился полководец М. И. Кутузов; рассказывать о Бородинском сражении; доказывать, что в 1812 году на защиту Отечества встал весь народ

Отечественная война

С. 80–83,

отвечать
на вопросы

55

Император-освободитель

Комбинированный

Знать, что время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков (от крепостного права).

Уметь объяснять, почему было отменено крепостное право; рассказывать, что изменилось в жизни крестьян после освобождения; с помощью текста учебника объяснять, кто такие капиталисты и рабочие; доказывать, что после отмены крепостного права Россия стала быстро догонять развитые европейские страны

Дворяне-поме-
щики. Капиталисты. Рабочие

С. 84–87,

отвечать
на вопросы

ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (5 часов)

56

Россия
в огне.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях военного времени.

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни

Знать, что в 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки.

Уметь объяснять, что такое революция

Времена Советской власти. СССР. Революция

С. 88–89,

отвечать на вопросы

57

Россия
в огне.
 

Комбинированный

страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох

Уметь называть, когда власть захватили большевики; рассказывать, как и когда был образован СССР; используя текст и словарь учебника, объяснять, почему с 1917 года в истории нашей страны начались «времена Советской России и СССР»

Большевики. Гражданская война

С. 90–93,

отвечать на вопросы

58

«К светлому будущему» .

Безопасное поведение на дорогах.

Комбинированный

Знать, что в Советском Союзе люди и государство тратили огромные силы для достижения поставленной цели – построить в стране справедливое общество. 

Уметь рассказывать, как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20–30-е годы ХХ века; объяснять, кто такие пионеры, комсомольцы, колхозники

Коммунистическая партия. Комсомольцы. Пионеры. Колхоз

С. 94–99,

отвечать на вопросы

59

«Вставай страна огромная». 

Комбинированный

История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны
в разные исторические периоды: СССР. Выдающиеся люди разных эпох

Знать, что Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала страшным испытанием для народов нашей страны; что в ожесточенной борьбе Советский Союз и его союзники разгромили фашистов.

Уметь рассказывать о ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; узнавать из книг и рассказов взрослых о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

С. 100–105,

отвечать на вопросы

60

«Через тернии к звездам».

.

Комбинированный

Знать, что после Второй мировой войны Советский Союз стал одним из сильнейших государств мира.

Уметь рассказывать, какие изменения произошли в жизни советских людей после Второй мировой войны; называть успехи Советской страны в области науки и техники.

Космические аппараты

С. 106–109,

отвечать на вопросы

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов)

61

Я – гражданин России

Комбинированный

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна

Знать, что мы – граждане современного российского государства, которое является наследником СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси; государственные символы России.

Уметь рассказывать о государственных символах современной России; объяснять. Что такое конституция; перечислять известные права и обязанности гражданина России; объяснять, что значит быть гражданином

Гражданин. Конституция

С. 110–113,

отвечать на вопросы

62

Власть
народа.

Комбинированный

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка

Знать, что слово «демократия»
в переводе с древнегреческого означает «народовластие»; что при демократии власть принадлежит народу, управление обществом и государством возможно только по воле (по желанию) народа.

Уметь объяснять, что такое референдум, что такое выборы органов государственной власти

Демократия. Выборы органов государственной власти

С. 114–117,

отвечать на вопросы

63

Кто в государстве самый главный

Комбинированный

Президент Российской Федерации – глава государства. Конституция – Основной закон Российской Федерации

Знать, что по Конституции России государственная власть разделена между Президентом, Правительством, Государственной Думой и другими органами власти.

Уметь рисовать схему «дерева власти» с ветвями, изображающими разделение власти в России; доказывать, что Президент и Государственная Дума – это демократические органы власти

Президент. Государственная Дума

С. 118–121,

отвечать на вопросы

64

Народы России.

.

Комбинированный

Россия на карте; государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам

Знать, что слово «народ» имеет два разных значения ( в первом значении «народ» – это все граждане одного государства, во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой); что современная Россия является родиной более 100 многочисленных и малочисленных народов.

Уметь рассказывать о народах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа; с помощью книг узнать об обычаях, пословицах, сказках разных народов России

Народ. Народная культура

С. 122–127,

отвечать на вопросы

65

Наш общий дом. 

Комбинированный

Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Знать, что Российская Федерация – это государство, образованное союзом многих регионов – республик, краев, областей и других участников союза, в каждом из которых имеются свои законы, символы и другие признаки государства.

Уметь рассказывать, что такое федерация; называть части Российской Федерации; объяснять, что такое Совет Федерации; называть республики, области и края Российской Федерации

С. 128–131,
отвечать на вопросы

66

Как нам жить?

Комбинированный

Государственные праздники. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Праздник в жизни общества.

Знать понятие «государственные праздники».

Уметь перечислять государственные праздники; объяснять, для чего нужны музеи, библиотеки, театры; собрать информацию о прошлом малой родины и создать «реку времени» своего края

С. 132–135,

отвечать на вопросы.»

67

Контрольная работа по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия»

Контрольный

Оформление плаката или стенной газеты
к общественному празднику

Знать изученный материал
по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; создавать с друзьями «копилку интересных идей» для подготовки к праздникам

С. 137. Проект «Отмечаем государственные праздники»

68

Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия»

Обобщение знаний

Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края

Знать изученный материал по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия».

Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи (как спасти библиотеку; как сберечь семейный архив)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс.

Поурочно-тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс....

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100

тематическое планирование по окружающему миру 1 класс УМК 2100...

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс

Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России"  по новым стандартам с УУД...

Календарно – тематическое планирование уроков «Окружающий мир»1 класс

Класс: 1Учитель:Количество часов: всего – 66 часов, в неделю – 2 часа.Плановых контрольных уроков: _________________Административных контрольных работ: __________ Планирование составлено на основ...

Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное планир...

Примерное тематическое планирование по окружающему миру. 4 класс. УМК Планета Знаний.

Окружающий мир, 4 класс, УМК "Планета Знаний" - примерное планирование...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...