Россия - наша Родина
план-конспект урока по окружающему миру по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Открытый урок
Автор:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 4»
Апаликова Наталия
Александровна
Квалификационная категория:
высшая
Педагогический стаж: 22 года
Образование: высшее
ГО Верхняя Пышма, 2012 год
«Открытый урок – 2012»
Название предмета: окружающий мир
Класс: 4 «А»
Тема урока: Россия – наша Родина
Тип урока: обобщение знаний (калейдоскоп идей)
Цель урока: активизировать имеющийся опыт 4-классников и систематизировать знания по теме «Родина»
Задачи:
- в области ценностей: актуализировать понятия: Родина, Россия, Отечество, государство, президент, столица, государственные символы и патриот; воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, толерантность и уважение к людям;
- в области опыта: развивать навык работы с картой и иллюстративным материалом, навык работы в группе;
- в области знаний: учащиеся узнают, что такое духовный мир человека и культурные традиции народа России;
- в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.
Виды деятельности:
- беседа;
- путешествие в слово «Родина»;
- групповая работа;
- работа со словарем;
- работа с картой и иллюстративным материалом;
- исполнение и прослушивание песен, Гимна страны;
- составление интеллект – карты, синквейна;
- творческие проекты
Средства наглядности: карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России, великих людей, карточки с географическими названиями, иллюстрации для работы в группах, видеопрезентация со вставкой позывных, мелодия гимна Российской Федерации и слайд-шоу, сделанного по картинкам и фотографиям в программе фотостори, оценочный лист.
Конструктор урока
- Организационный момент
- Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
Урок окружающего мира проходит под девизом:
Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить! Слайд 1.
- Введение в тему урока
1.Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные. На экране высвечивается карта России. Слайд 2.
- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника – первая вещь – это карта. У каждого из вас на столе лежит карта.
2.Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор. Слайд 3.
- Города: Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Москва, Санкт-Петербург
- Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
- Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.
- Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.
- Реки: Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.
Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? – Родина.
- Определение темы и цели урока
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 4.
- Как вы ее понимаете? Для вас важна данная тема урока? Почему?
- Актуализация знаний по теме урока
Сейчас вы сядете произвольно по группам и вместе вспомните все, что знаете по теме из вашего личного опыта.
1.Составление интеллект- карты и синквейна:
1гр.- «Родина»;
2гр. – «Россия»;
3гр. – «Отечество».
- В чем сходство данных понятий? (Синонимы). Подбор однокоренных слов.
2. Экспресс-опрос. Слайды 5-10.
- Как называется страна, в которой мы живем?
- Кто является главой нашего государства?
- Что вы можете сказать о территории нашей страны? Рассказ ученика.
- Назовите столицу.
- Назовите символы государства.
- Что обозначают цвета флага России?
Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайд 11.
Вывод: чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины?
3. Просмотр видеопрезентации. Слайды 12-41.
- Это все – Россия!
- Природа нашей страны.
- Государственные праздники.
- Национальные костюмы, головные уборы, обувь.
- Музыкальные инструменты.
- Художественные промыслы ( резьба по дереву, гжель, дымковская игрушка, хохлома, жостовская роспись, вологодское кружево и др.).
- Национальная кухня, кухонная утварь.
- Быт народов России.
- Рукоделие.
4. Защита эмблемы.
- Огромную территорию занимает Россия. Множество красивейших мест на нашей Земле. Главное богатство – это народ. Наша страна – многонациональная. Слайды 42-44.
- Какие народы проживают на территории России? (ответы учащихся).
В нашем классе проходил конкурс эмблем «Дружба народов России». Слово победителю (защита эмблемы в стихотворной форме).
- Физминутка.
- Знакомство с новыми понятиями
1.Закончи фразу. Тест. Слайд 45.
- Духовный мир – это… (знания, информация, отношения между людьми)
- Мы называем свою Родину Отечеством, потому что… ( прадеды защищали нашу землю от врагов, отцы и деды здесь работали и учились, мы соблюдаем традиции народа)
- Что должен делать каждый человек, чтобы его внутренний мир был светлым и радостным? (Помогать людям, заботиться о младших, уважать старших, бережно относиться к природе и любить родную страну).
Участие в муниципальной акции «Добрые дела».
2. Работа со словарем.
- Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству?
( Патриот).
А какое чувство может испытывать патриот? (Гордость).
Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?
- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.
- Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с портретом.
1 группа – военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов и космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.
2 группа – композиторы и певцы - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский и художники Василий Иванович Суриков, Андрей Рублев, Иван Константинович Айвазовский.
3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев и спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов, Евгений Плющенко.
- Презентация работы групп. Взаимопроверка. Слайды 46-51.
- Работа над понятием малая Родина. Прослушивание песни «С чего начинается Родина».
- У каждого из нас одна большая Родина – Россия. И у каждого – одна малая Родина – его город, село, деревня. Назовите свою малую Родину (ответы детей).
- Но в данный момент мы живем в прекрасном городе Верхняя Пышма.
а) рассказ о Верхней Пышме. Слайды
б) проект «История Лобвы» Вагиной Дианы
в) сочинение «Малая Родина», написанное моей дочерью и опубликованное на обложке дневника школьника.
г) выставка знаков по охране города
- Как вы думаете, нужно ли беречь и защищать свою Родину?
- Как мы можем позаботиться о своей Родине? (демонстрация работ учащихся).
- Домашнее задание Слайд
- Проведи интервью с родителями по вопросам:
- Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
- Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
- Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
- Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?
2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.
- Итог урока. Рефлексия ( заполнение оценочных листов). Слайд
- Вопрос-мостик к следующему уроку: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?» Слайд
Об этом мы поговорим на следующем уроке.
- Результат урока (оформление журнала «Россия – наша Родина»).
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия Родина, Россия и Отечество;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
- формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- адекватное использование речевых средств и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Апаликова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 4» ГО Верхняя ПышмаСтраница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия – наша Родина.
Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...
Россия - наша Родина
Беседа...
Россия - наша Родина
Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...
Презентация "Россия-наша Родина"
Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....
Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)
Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...
Россия-наша Родина
Разработка урока и методические рекомендации к уроку с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс....