«Сказки принцессы Флоры» Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_princessy_flory.docx | 38.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказки принцессы Флоры»
Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике
Педагог дополнительного образования:
Хорева Ю.Д.
Пояснительная записка
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФЛОРИСТИКЕ «Сказки принцессы Флоры»
Срок реализации программы 1 год
72 занятия в год
Занятия проводятся с детьми малыми подгруппами 5-10 человек, во второй половине дня
Предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития
Место проведения: ИЗО – студия
Человек окружен растениями: травами, цветами, кустарниками, деревьями. Маленький ребёнок удивляется первой зелёной травке, восхищается одуванчиком и, как правило, старается сорвать его и подарить близкому человеку маме, папе, бабушке и т.д. Традицию дарить цветы соблюдают практически все. Нет такого человека, который ни разу в жизни не дарил или не получал цветы. Но многие ли умеют правильно их выбирать? Срезать? Продлевать им жизнь? Не говоря уже о том, что только единицы знают, какое смысловое значение несёт в себе тот или иной цветок или цветочная композиция. Аранжировка цветов позволяет приоткрыть тайны нашей флоры, продлить жизнь и сохранить красоту растений. Флористика — разновидность декоративно-прикладного искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей и других произведений из различных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, засушенными или искусственными. Флористика - это особая культура общения человека с природой на языке искусства.
Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Цель программы
Создать условия для ознакомления детей с основными правилами обработки природного материала, составления цветочных композиций, оформления подарков, изготовления искусственных цветов и открыток
Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.
Развивать у детей чувства вкуса, гармонии, ассоциативное и абстрактное мышление
Отрабатывать навык составления цветочных композиций, оформления упаковки подарков
Раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке
Задачи
Вызвать интерес дошкольников к флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью
Воспитать чувство трепетного отношения к природе
Научить выбирать, обрабатывать и сохранять природный материал для композиций, букетов, бутоньерок
Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций
Научить выбирать стиль оформления упаковки подарков
Научить изготавливать искусственные цветы и открытки
Учебно – тематический план
экспериментальной программы доп. образования по флористике
«Сказки принцессы Флоры»
№ п/п | Название блока | Кол-во занятий |
Блок №1 «Природа – источник вдохновения» | ||
1 | История возникновения | 1 |
2 | «Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск» | 3 |
3 | «Этапы создания флористического коллажа» Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза | 4 |
4 | «Составление натюрморта» | 4 |
5 | « Летний пейзаж» | 4 |
6 | «Подводный мир» | 4 |
7 | «Осенний пейзаж» | 4 |
Блок №2 «Сказку создает природа» | ||
1 | «Сказочно – мифологические образы» Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони. Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка | 6 |
2 | «Украшение интерьера» Составление новогодних букетов. Рождественские венки | 6 |
3 | «Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | 6 |
4 | «Времена года» | 6 |
Блок №3 «Берендеево царство» | ||
1 | «Обереги» | 3 |
2 | «Музыка леса. Весенние пейзажи» | 5 |
3 | «Сказочные образы» Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка | 3 |
4 | «Лукоморье» Кот ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки | 3 |
5 | «Парк Юрского периода» Природа, животные, сад корней | 3 |
6 | «Кошкин дом» | 3 |
7 | «Выставка букетов. Вернисаж» | 3 |
8 | «Заключительное занятие» | 1 |
итого | 72 занятия |
Содержание программы
Блок I «Природа – источник вдохновения»
Занятия флористикой формируют в детях умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу; готовность прочувствовать боль и радость живых существ (букашек, бабочек, птиц, зверей, цветов, трав, деревьев и т.д.); сопереживать им; выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам животных и растений; препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.
На занятиях флористикой дети учатся понимать, как прекрасна природа, на сколько бережно надо к ней относится. Развивается умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.
Законы флористики просты, естественны. Они прекрасно накладываются на общечеловеческую этику, гласящую, что живое неприкасаемо, что природа – «и храм, и мастерская» и для мастера нет ничего в ней неинтересного. Все природное – прекрасно, нужно только видеть.
Блок II «Сказку создает природа»
Сказочно – мифологическая образность, присущая флористике, ее доброта, человечность, оптимизм, юмор – необыкновенно привлекательно для детей. Как неповторима природа, так неповторимо, все, что создается из ее даров. Листочки, цветы, семена вызывают у детей различные ассоциации, задают настроение и тему.
Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:
- флористическая аппликация под впечатлением от прочитанных литературных и прослушанных музыкальных произведений
- от наблюдений с натуры
- декоративное творчество по мотивам народных промыслов
- индивидуальное и коллективное творчество детей в технике коллажа, используемое в оформлении дошкольных интерьеров
Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования интеллектуального развития и средством формирования духовного мира ребенка.
Блок III «Берендеево царство»
Увлекательно, интересно и полезно общение с природой! Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.
Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения. Полезны занятия флористикой еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит круглый год на воздухе.
Целью данного блока является знакомство детей с традиционной народной культурой, что помогает развитию чувства патриотизма.
В процессе работы дети развивают чувство вкуса и гармонии, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, творческую активность, коммуникабельность. А это путь, позволяющий преображать жизнь по законам красоты:
«Через красоту – к человеческому»
В.А. Сухомлинский
Условия реализации программы
Общие рекомендации
Занятия проводит педагог доп. образования
Занятия проводятся в ИЗО - студии
Занятия проводятся в группах с учетом возрастных особенностей
Время занятий 35 минут с учетом возраста.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели (СанПиН 2.4.1. 2660-10, от 22.07.2010)
Программа является неоцениваемой деятельностью детей (не вводить систему оценки результатов)
Положительный эмоциональный фон проведения занятий
Позитивное отношение к занятиям
На каждом занятии обязательно использование элементов игровой деятельности
В течение занятия обязательно включать упражнения на снятие напряжения
Подбор музыкального сопровождения
Подбирать музыку для каждой новой темы
Музыка должна легко восприниматься детьми
Требования к квалификации педагога
Знание возрастной психологии
Знание основ психологии творчества
Владение методиками преподавания предмета дошкольникам
Материально – техническое оснащение
Необходимы разнообразные худ. материалы: разнообразный флористический материал: засушенные листья, травы, плоды, желуди, шишки, бутоны, лепестки цветов
Дополнительные материалы: гуашевые и акварельные краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки, пластилин, цветная бумага, нитки, декоративная тесьма
Необходим музыкальный центр
Необходим «зрительный ряд» для каждой темы
Необходим побор художественных произведений , стихов, загадок, поговорок и т.д.)
Рекомендации педагогу по проведению занятий
На каждом занятии развивать творческие способности ребенка и фантазию
Побуждать развивать навыки и умения ребенка
Формировать эмоциональное и эстетическое отношение к окружающему миру
Внимательное отношение к любым вопросам
Уважительное отношение к необычным идеям
Акцентировать внимание детей на образах и ассоциациях
Прогнозируемые результаты
У детей сформируются знания, умения и навыки как инструменты для решения творческих задач
Познакомятся с техникой сбора, сушки и хранения флористического материала
Дети научатся составлять букеты, цветочные композиции, бутоньерки, новогодние венки и гирлянды, использовать для этого разнообразные материалы
Познакомятся с цветочным этикетом
Дети будут радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях
Смогут открывать для себя красоту в привычном и обыденном, некрасивом на первый взгляд
Будут радостно включаться в различные виды и формы художественно – творческой деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные)
Обращать внимание на красоту форм, сочетание цветов, причудливость узоро
Подробный тематический план | |||
№ п/п | Название блока | Кол-во занятий | |
Блок №1 «Природа – источник вдохновения», 24 часа | |||
Сентябрь | История возникновения | Знакомство с искусством Флористики. Ее особенностями Знакомство с цветочным этикетом | 1 |
«Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск» | Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, хранение, обработка. Работа с материалом: отбор, | 3 | |
«Этапы создания флористического коллажа» Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 4 | |
Октябрь | «Составление натюрморта» | Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Способы крепления: пластилин, проволока, клей. Последовательность составления композиции. | 4 |
« Летний пейзаж» | 4 | ||
Ноябрь | «Подводный мир» | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 4 |
«Осенний пейзаж» | 4 |
Блок №2 «Сказку создает природа», 24 часа | |||
Декабрь | «Сказочно – мифологические образы» Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони. Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик персонажа. | 6 |
«Украшение интерьера» Составление новогодних букетов. Рождественские венки | Материал: ветви хвойных деревьев, сухоцветы, живые цветы. Способы крепления: пластилин, проволока, флористическая губка, леска. Аксессуары: бусины, пенопластовые шарики, бантики, свечи. Виды и формы композиций: настольные горизонтальные, венки, гирлянды. | 2 | |
Январь | «Украшение интерьера» Составление новогодних букетов. Рождественские венки | 4 | |
«Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 2 | |
Февраль | «Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 2 |
«Пейзажи. Зимняя сказка» Мороз и солнце - день чудесный. Танец снежинок. Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 2 | |
«Времена года» | Развивать у детей интерес к красоте флористического материала, его формам, «спокойной» красоте. Даются образные характеристики цветовой гамме разных времен года. Учить передавать красоту разных времен | 6 | |
Блок №3 «Берендеево царство», 24 часа | |||
Март | «Обереги» | Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с | 3 |
«Музыка леса. Весенние пейзажи» | 5 | ||
Апрель | «Сказочные образы» Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка | Создание своего сказочного образа. Подбор материала, фона, аксессуаров. Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик персонажа | 3 |
«Лукоморье» Кот ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки | 3 | ||
«Парк Юрского периода» Природа, животные, сад корней | Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность работы с ними | 2 | |
«Парк Юрского периода» Природа, животные, сад корней | Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание. Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность работы с ними | ||
«Кошкин дом» | Научить выбирать стиль, форму и цвет | 3 | |
«Выставка букетов. Вернисаж» | при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения | 3 | |
«Заключительное занятие» | Передача основных характеристик | 1 | |
итого | 72 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»
Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"
Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...
Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»
Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...