«Сказки принцессы Флоры» Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Хорева Юлия Дмитриевна

 

Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру  света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к  жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_princessy_flory.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Сказки принцессы Флоры»

Экспериментальная программа дополнительного образования по флористике

Педагог дополнительного образования:

Хорева Ю.Д.


Пояснительная записка

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФЛОРИСТИКЕ «Сказки принцессы Флоры»

Срок реализации программы 1 год

72 занятия в год

Занятия проводятся с детьми малыми подгруппами 5-10 человек, во второй половине дня

Предусматривается индивидуальная работа с детьми, обладающими различным уровнем развития

   Место проведения: ИЗО – студия

Человек окружен растениями: травами, цветами, кустарниками, деревьями. Маленький ребёнок удивляется первой зелёной травке, восхищается одуванчиком и, как правило, старается сорвать его и подарить близкому человеку маме, папе, бабушке и т.д. Традицию дарить цветы соблюдают практически все. Нет такого человека, который ни разу в жизни не дарил или не получал цветы. Но многие ли умеют правильно их выбирать? Срезать? Продлевать им жизнь? Не говоря уже о том, что только единицы знают, какое смысловое значение несёт в себе тот или иной цветок или цветочная композиция. Аранжировка цветов позволяет приоткрыть тайны нашей флоры, продлить жизнь и сохранить красоту растений. Флористика — разновидность декоративно-прикладного искусства, создание букетов, композиций, панно, коллажей и других произведений из различных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, засушенными или искусственными. Флористика - это особая культура общения человека с природой на языке искусства.

Занятия флористикой являются составной частью экологического образования: они открывают детям мир растений, учат внимательно вглядываться в окружающую природу, подмечая красоту природных пейзажей, игру  света и тени, гармонию линий, формы и цвета, помогают ребёнку полнее осознать своё единство с миром, природой, наполнить душу любовью к людям, к  жизни. Дают возможность самовыражения посредством цветов и растений, помогают ощутить радость творчества.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.


Цель программы

Создать условия для ознакомления детей  с основными правилами обработки природного материала, составления цветочных композиций, оформления подарков, изготовления искусственных цветов и открыток

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.

Развивать у детей чувства вкуса, гармонии, ассоциативное и абстрактное мышление

Отрабатывать навык составления цветочных композиций, оформления упаковки подарков

Раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке

Задачи

Вызвать интерес дошкольников к флористике как одному из видов искусства, который позволяет прикоснуться к природе и почувствовать себя ее частью

Воспитать чувство трепетного отношения к природе

Научить выбирать, обрабатывать и сохранять природный материал для композиций, букетов, бутоньерок

Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций

Научить выбирать стиль оформления упаковки подарков

Научить изготавливать искусственные цветы и открытки


Учебно – тематический план

экспериментальной программы доп. образования по флористике

«Сказки принцессы Флоры»

№ п/п

Название блока

Кол-во

занятий

Блок №1 «Природа – источник вдохновения»

1

История возникновения

1

2

«Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск»

3

3

«Этапы создания флористического коллажа»

Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза

4

4

«Составление натюрморта»

4

5

« Летний пейзаж»

4

6

«Подводный мир»

4

7

«Осенний пейзаж»

4

Блок №2 «Сказку создает природа»

1

«Сказочно – мифологические образы»

Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони.

Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка

6

2

«Украшение интерьера»

Составление новогодних букетов. Рождественские венки

6

3

«Пейзажи. Зимняя сказка»

Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

6

4

«Времена года»

6

Блок  №3 «Берендеево царство»

1

«Обереги»

3

2

«Музыка леса. Весенние пейзажи»

5

3

«Сказочные образы»

Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка

3

4

«Лукоморье»

Кот  ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки

3

5

«Парк Юрского периода»

Природа, животные, сад корней

3

6

«Кошкин дом»

3

7

«Выставка букетов. Вернисаж»

3

8

«Заключительное занятие»

1

итого

72 занятия


Содержание программы

Блок I  «Природа – источник вдохновения»

Занятия флористикой формируют в детях умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;  готовность прочувствовать боль и радость живых существ (букашек, бабочек, птиц, зверей, цветов, трав, деревьев и т.д.); сопереживать им; выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам животных и растений; препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее.

На занятиях флористикой дети учатся понимать, как прекрасна природа, на сколько бережно надо к ней относится. Развивается умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное.

Законы флористики просты, естественны. Они прекрасно накладываются на общечеловеческую этику, гласящую, что живое неприкасаемо, что природа – «и храм, и мастерская» и для мастера нет ничего в ней неинтересного. Все природное – прекрасно, нужно только видеть.

Блок II  «Сказку создает природа»

Сказочно – мифологическая образность, присущая флористике, ее доброта, человечность, оптимизм, юмор – необыкновенно привлекательно для детей. Как неповторима природа, так неповторимо, все, что создается из ее даров. Листочки, цветы, семена вызывают у детей различные ассоциации, задают настроение и тему.

        Формы художественной деятельности могут быть разнообразными как по содержанию, так и по технике исполнения:

 - флористическая аппликация под впечатлением от прочитанных литературных  и прослушанных музыкальных  произведений

 - от наблюдений с натуры

 - декоративное творчество по мотивам народных промыслов

 - индивидуальное и коллективное творчество детей в технике коллажа, используемое в оформлении дошкольных интерьеров

Таким образом, эстетическое воспитание, начинающееся с чувства, опирающееся на мыслительную деятельность, является эффективным средством интеллектуального развития, средством формирования интеллектуального развития и средством формирования духовного мира ребенка.

Блок III  «Берендеево царство»

Увлекательно, интересно и полезно общение с природой! Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус.

        Природа дает нам неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с растениями способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного отношения. Полезны занятия флористикой еще и потому, что сбор и заготовка растений происходит круглый год на воздухе.

Целью данного блока является знакомство детей с традиционной народной культурой, что помогает развитию чувства патриотизма.

В процессе работы дети развивают чувство вкуса и гармонии, мелкую моторику рук, абстрактное мышление, творческую активность, коммуникабельность. А это путь, позволяющий преображать жизнь по законам красоты:

«Через красоту – к человеческому»

В.А. Сухомлинский


Условия реализации программы

Общие  рекомендации

Занятия проводит педагог доп. образования

Занятия проводятся в ИЗО - студии

Занятия проводятся в группах с учетом возрастных особенностей

Время занятий 35 минут с учетом возраста.

Занятия проводятся  2 раза в неделю

При составлении программы учтены нормы и требования к нагрузке детей в течение недели (СанПиН 2.4.1. 2660-10, от 22.07.2010)

Программа является неоцениваемой деятельностью детей (не вводить систему оценки результатов)

Положительный эмоциональный фон проведения занятий

Позитивное отношение к занятиям

На  каждом занятии обязательно использование элементов игровой деятельности

В течение занятия обязательно включать упражнения на снятие напряжения

Подбор музыкального сопровождения

Подбирать музыку для каждой новой темы

Музыка должна легко восприниматься детьми

Требования к квалификации педагога

Знание возрастной психологии

Знание основ психологии творчества

Владение методиками преподавания предмета дошкольникам


Материально – техническое оснащение

Необходимы разнообразные худ. материалы:  разнообразный флористический материал: засушенные листья, травы,  плоды, желуди, шишки, бутоны, лепестки цветов

Дополнительные материалы: гуашевые и акварельные краски, карандаши, фломастеры, цветные мелки,  пластилин, цветная бумага, нитки, декоративная тесьма

Необходим музыкальный центр

Необходим «зрительный ряд» для каждой темы

Необходим побор художественных произведений , стихов, загадок, поговорок и т.д.)

Рекомендации педагогу по проведению занятий

На каждом занятии развивать творческие способности ребенка и фантазию

Побуждать развивать навыки и умения ребенка

Формировать эмоциональное и эстетическое отношение к окружающему миру

Внимательное отношение к любым вопросам

Уважительное отношение к необычным идеям

Акцентировать внимание детей на образах и ассоциациях

Прогнозируемые результаты

У детей сформируются  знания, умения и навыки как инструменты для решения творческих задач

Познакомятся с техникой сбора, сушки и хранения флористического материала

Дети научатся составлять букеты, цветочные композиции, бутоньерки, новогодние венки и гирлянды,  использовать для этого  разнообразные материалы

Познакомятся с цветочным этикетом

Дети будут радостно откликаться на красоту и многообразие окружающего мира в разных его проявлениях

Смогут  открывать для себя красоту в привычном и обыденном, некрасивом на первый взгляд

Будут радостно включаться в различные виды и формы художественно – творческой деятельности (индивидуальные, групповые, коллективные)

Обращать внимание на красоту форм, сочетание цветов, причудливость узоро

Подробный тематический план

№ п/п

Название блока

Кол-во

занятий

Блок №1 «Природа – источник вдохновения», 24 часа

Сентябрь

История возникновения

Знакомство с искусством Флористики. Ее особенностями

Знакомство с цветочным этикетом

1

«Техника сбора, сушки и хранения флористического материала. Творческий поиск»

Способы заготовки сухоцветов: срезка, сушка, хранение, обработка. Работа с материалом: отбор,
подкрашивание, обесцвечивание,
изгибание

3

«Этапы создания флористического коллажа»

Ваза. Цветы. Бабочка. Стрекоза

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций

4

Октябрь

«Составление натюрморта»

Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.

Способы крепления: пластилин, проволока, клей.

Последовательность составления композиции.

4

« Летний пейзаж»

4

Ноябрь

«Подводный мир»

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность,
фокусная точка.  Язык цветов

4

«Осенний пейзаж»

4

Блок №2 «Сказку создает природа», 24 часа

Декабрь

«Сказочно – мифологические образы»

Веселая гусеница. Волшебная бабочка. Ежик у яблони.

Черепаха Тартилла. Царевна – лягушка

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с

назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик персонажа.

6

«Украшение интерьера»

Составление новогодних букетов. Рождественские венки

Материал: ветви хвойных деревьев, сухоцветы, живые цветы. Способы крепления: пластилин, проволока, флористическая губка, леска. Аксессуары: бусины, пенопластовые шарики, бантики, свечи. Виды и формы композиций: настольные горизонтальные, венки, гирлянды.
Последовательность составления композиций.

2

Январь

«Украшение интерьера»

Составление новогодних букетов. Рождественские венки

4

«Пейзажи. Зимняя сказка»

Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура.

2

Февраль

«Пейзажи. Зимняя сказка»

Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура

2

«Пейзажи. Зимняя сказка»

Мороз и солнце  - день чудесный. Танец снежинок.

Избушка ледяная и лубяная. Дворец снежной королевы

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
назначением композиции. Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций Пропорции, фон, текстура

2

«Времена года»

Развивать у детей интерес к красоте флористического материала, его формам, «спокойной» красоте. Даются        образные        характеристики цветовой гамме разных времен года. Учить передавать красоту разных времен
года с помощью разных материалов

6

Блок  №3 «Берендеево царство», 24 часа

Март

«Обереги»

Развивать у детей умение выбирать природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с
назначением композиции Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций

3

«Музыка леса. Весенние пейзажи»

5

Апрель

«Сказочные образы»

Гуси – лебеди. Сказочная птица. Аленький цветочек. Дюймовочка

Создание своего сказочного образа. Подбор материала, фона, аксессуаров. Развивать у детей умение выбирать

природный материал по цветовой гамме, смысловому значению в соответствии с назначением композиции.

Научить выбирать стиль, форму и цвет при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения. Передача основных характеристик

персонажа

3

«Лукоморье»

Кот  ученый. Баба Яга. Русалка. Черномор. Невиданные зверушки

3

«Парк Юрского периода»

Природа, животные, сад корней

Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.  Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность

работы с ними

2

«Парк Юрского периода»

Природа, животные, сад корней

Работа с материалом: отбор, подкрашивание, обесцвечивание, изгибание.  Последовательность составления композиции. Использование природного материала: ракушек, коряг, камней; особенность

работы с ними

«Кошкин дом»

Научить выбирать стиль, форму и цвет

3

«Выставка букетов. Вернисаж»

при создании композиций. Пропорции, фон, текстура, уравновешенность, динамичность, фокусная точка. Язык цветов. Передача движения

3

«Заключительное занятие»

Передача основных характеристик

1

итого

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Программа дополнительного образования « Сказку сделаем из глины (пластилина и теста)»

Основной целью программы обучения лепке из глины является всестороннее творческое развитие ребенка. Работа ведется с каждым ребенком индивидуально, так как дети не все одарены одинаково. Для менее спо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Предпрофессиональное образование учащихся средней школы в рамках раздела «Архитектура» по программе дополнительного образования изостудии «Радуга»

Профессия архитектор всегда была актуальна и пользовалась уважением общества. У учащихся на начальном этапе средней школы уже есть возможность попробовать себя в этой сфере и сделать выводы и перспект...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...