Проект урока.Вода.Свойства воды.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Тема урока: Вода. Свойства воды.

 

 

Цель:

Формирование представления о свойствах воды, их связь с сезонными изменениями в природе.

Задачи:

1. Развивать приёмы умственной деятельности через использование системно-деятельностного подхода.

2. Учить самостоятельному доказательству выдвинутой гипотезы через групповую работу и работу в парах.

3. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

4.  Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к воде,

формированию экологического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Павлово Нижегородской области

Проект урока.

Предмет: Окружающий мир, 1 класс.

(УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Вода. Свойства воды.

Тип урока: Изучение нового материала

Выполнила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №11 г. Павлово

Стешова Светлана Александровна

2012 год

Тема урока: Вода. Свойства воды.

Цель:

Формирование представления о свойствах воды, их связь с сезонными изменениями в природе.

Задачи:

1. Развивать приёмы умственной деятельности через использование системно-деятельностного подхода.

2. Учить самостоятельному доказательству выдвинутой гипотезы через групповую работу и работу в парах.

3. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

4.  Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к воде,

формированию экологического мышления.

Оборудование:

У учителя: компьютер, экран, проектор,презентация «Вода. Свойства воды»,  глобус, оборудование для проведения опытов.

У учащихся:модели капель воды, сделанные из цветного картона, оборудование для проведения опытов.

Предполагаемый результат:

К концу урока учащиеся должны иметьпредставления о химических и физическихсвойствах воды, их связи с сезонными изменениями в природе.

Аннотация

Окружающий мир-это мир, полный загадок, тайн, вопросов и правил, которые ребенок должен сам открыть, чтобы их осознать и принять.

Основной задачей курса «Окружающий мир» является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума.

Тема данного урока «Вода. Свойства воды». По программе в первом классе отводится один час на данную тему. Урок построен с учетом требований ФГОС.

При построении урока реализуются следующие дидактические принципы:

принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

принцип связи теории с практикой;

принцип научности;

принцип деятельности.

На данном уроке используется технология проблемного обучения.

Это урок, на котором идет поиск нового способа действия. Через проблемную ситуацию ставится учебная задача. После того как поставлена учебная задача и сформулированы цели урока, начинается поисково-исследовательская деятельность.  Дети проводят опыты и доказывают физические  и химические  свойства воды.

Ученики фиксируют полученные выводы в таблице. Таким образом они сами открывают новые знания, а не получают их в готовом виде. Чтобы активизировать  внимание  детей, сделать  урок  более интересным, используется презентация «Вода. Свойства воды» ,  которая способствует  лучшему  усвоению  материала. В ходе  урока    учитель   использует  дополнительный  материал,  который  расширяет  кругозор  детей. На  уроке  используются  групповая работа, работа  в парах,  что  воспитывает  умение работать   более эффективно,  ощущать  поддержку  одноклассников,  дети   учатся  помогать друг другу.

Ход урока

Содержание урока.

 Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Психолого-педагогическое обоснование

Формируемые УУД

1. Самоопределение к деятельности.

Цель:подготовить  детей  к  мыслительной  деятельности, создать комфортную  психологическую  обстановку.

Метод: словесный.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Учитель:

 Представьте, что в руках у вас маленькие шарики, подуйте на них полной грудью. Это полетели шарики доброты и уважения друг к другу, которые  помогут нам на протяжении всего урока.

Учитель:

Наш урок мы начнем с минуты календаря. Посмотрите в окно.

Скажите, какая погода за окном?

А какой сегодня день?

А кто-нибудь из вас знает, что это за день – 14 октября?(Слайд1) (предполагаемые ответы детей)

 Сегодня 14 октября – Покров. «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима». В старину к Покрову крестьянин старался утеплить свой дом.

По Покрову судили о зиме. «Каков Покров, такова и зима». Ветер с севера дует – к холодной зиме, с юга – к теплой, с запада –  снежной. Сегодня ветер северный.   Какая нас ожидает зима?

2.Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.

Цель:создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Метод:  словесный и проблемный

Форма организации деятельности: графический диктант,фронтальная работа, работа в парах, самопроверка.

-Я читаю утверждение, если вы согласны,

используйте синий карандаш, нарисуйте синий кружочек, если не согласны –красный (дети работают на листочках)

- В декабре идет листопад?

- Лед-это вода?

- Роса-это вода?

- Если из тучи идет вода, то это дождь?

- Если вода замерзнет, то это лед?

- Ели на деревьях иней, то это вода

-, если все верно-нарисуйте одну капельку и уберите на край парты (слайд2)

Учитель:

-О каком веществе мы говорили во время разминки?

-Дети: (О воде)

3. Постановка учебной задачи.

Цель:создание условий для самостоятельной постановки учебной задачи.

Метод: словесный, частично-поисковый, практическая работа.

Форма организации деятельности: фронтальная, в парах, групповая

Учитель:

-Посмотрите на глобус.  Голубым  цветом изображены моря, океаны нашей планеты.  Они занимают в два раза больше места, чем суша.

А что  вы знаетео воде? (ответы учащихся)

А  что еще вы хотите узнать о воде?

На все  ваши интересные вопросы обязательно найдем ответ.

Какая же тема нашего урока?

-Дети:

-Вода.

-Какая бывает вода.

Учитель:

-Тема нашего урока: Вода. Свойства воды.

- Главная задача урока- определить свойства воды. И работать будем по плану

  1.   ?    Это я знаю

  1. ДоДокажу!

  1. Пу Путешествие с Капитошкой

      4.        Соображалка

        Делаем выводы

5 .

4. Решение учебной задачи.

Цель:Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Метод: словесный, частично-поисковый, практическая работа.

Форма организации деятельности: фронтальная работа, работа  в парах, групповая работа

Учитель: Кто догадался, к  какому пункту плана мы подошли?

-Дети (Второму)

Учитель:Выскажем предположения:

-имеет ли вода цвет,

-запах,

-вкус,

-форму,

-текучесть, является  ли растворителем

На доске таблица, которая будет заполняться по результатам опытов( слайд 3).

Свойства воды

Имеет

Не имеет

Цвет

Запах

Вкус

Форма

Текучесть

Растворитель

Учитель: Сегодня у нас состоится заседание клуба «Мы и окружающий мир».
Проведем его в лаборатории, где каждый станет исследователем в составе группы. Для этого нам
нужно вспомнить правила работы в группе (слайд)

1. Нельзя пробовать на вкус и запах, незнакомые вещества без разрешения учителя.

2. Умей слушать и понимать других,

3. Не перебивай, дай возможность высказать свое мнение каждому

4. Умей договариваться и приходить к общему мнению.

(на партах у детей оборудование для опытов)

 Каждый опыт дети проводят в парах за партами, а один из учеников демонстрирует у доски

 Учитель: Возьмите два стакана- с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока?

-Дети(молоко белого цвета)

-А воды?

-Дети (вода бесцветная)

Сделайте вывод:

-Дети: Молоко – белое, вода – бесцветная.  Учитель:Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод.

Учащиеся: Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная.

Учитель: Кто согласен с утверждением, что вода бесцветная и прозрачная, подтвердите волшебной каплей. Добавим ее в таблицу.

Докажите, имеет ли вода запах?Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов?

Сделайте вывод.

Вода запаха не имеет.

Учитель:Как вы думаете, а какой вкус у воды?Возьми стакан с водой и стакан сока.

Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды?

А у сока?

Сделайте вывод

Дети: Вода не имеет вкуса.

Учитель:Добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему?

Уч-ся: Вода имеет вкус того, что в ней растворили.

Учитель:Что произошло с солью и сахаром?

Уч-ся: Они растворились

Вывод: Вода – растворитель

Учитель: Подтвердите, кто согласен с этим утверждением волшебной капелькой. Добавим в таблицу.

Учитель: Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло и наклонить? (выполните)

Дети: Вода течёт, вода жидкая, не держит форму

Учитель:Перелейте воду из стакана в вазу

Какую форму приняла вода?

Сделайте вывод.

Дети: Вода не имеет постоянной формы, приобретает форму того сосуда, в который она наливается.

Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?

Учитель:Это свойство называется – текучесть.

Мы проводили опыты и доказали свойства воды.

- Итак, какие свойства воды мы доказали? Вывод по таблице

5. Минутка отдыха

Цели:снять  физическое  напряжение,  создать  эмоциональный  настрой,

развивать чувство товарищества.

Метод: игровой.

Игра «Липкий дождь» (звучит музыка, дети выполняют плавные движения). Музыка затихает, учитель произносит слова: «Липкий дождь!» Дети обнимают друг друга, образуют пары-тройки и т.д, игра повторяется два-три раза)

6.Первичное закрепление.

Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала.

 Метод: словесный, видеометод.

Форма организации деятельности: фронтальная работа, групповая работа

---Учитель:Хотите узнать, откуда пришла вода?

Видеофильм (путешествие с Капитошкой) Поработайте в группах, отгадав загадки.Коллективная проверка (слайд 6-)

Учитель:Что объединяет все загадки?

В каком же виде встречается вода в природе? (вода в природе существует в трех состояниях - жидком, твердом, газообразном) (слайд)

Учитель:  Как вы думаете, от чего зависит состояние воды?

Учитель: Когда мы встречаем воду в твердом состоянии? (с наступлением холодов)

-При температуре ниже нуля градусов вода из жидкости превращается в твердое тело.

-А где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии? (на кухне, когда закипает вода в  чайнике, образуется пар)

Вывод:

Вода превращается в газообразное состояние при температуре сто градусов.

-А сейчас находясь на уроке, мы можем увидеть превращение воды в пар?

 Протереть доску - вода испарится.

Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко.

Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась).                        

Учитель:Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды.

7.Включение в систему знаний и повторение.Цель:Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Метод: словесный,игровой.

Форма организации деятельности: фронтальная работ, индивидуальная работа.

Посмотрите  на экран и послушайте отрывок

 из сказки, возможно, она покажется вам знакомой.

Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил. Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами.

Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и  прочий  мусор.

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая,а золотая. И,  заговорила бы она человечьим голосом.

Кто хочет побывать в роле рыбки? (ребенок выходит к доске, одевает корону с рыбкой и говорит то, о чем бы желала рыбка

2. Выполнение задания в рабочей тетради.

Нарисуй свои знаки, что нельзя делать по отношению к воде, и поделитесь интересной информацией с родителями

5.Рефлексия учебной деятельности:

Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Метод: словесный, практический.

Форма организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа.

-О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Кто смог сам открыть новое знание (дети поднимают капельку)

-А сейчас возьмите две кисточки и одновременно двумя руками нарисуйте свое настроение (прием цветопись, )

-Оцените свою работу на уроке. (Лесенка достижений)

-Спасибо за работу!

Мобилизация внимания учащихся.

Мотивационный компонент.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Прием актуализации мыслительной деятельности. Создание эмоционально-познавательной мотивации.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

Формирование познавательной мотивации с помощью постановки проблемного вопроса.

Постановка учебной задачи,

Операционный компонент учебной деятельности(постановка учебной

 задачи, ученики принимают и удерживают учебную задачу, т.к есть мотив для ее решения

Частично-поисковый метод, через организацию исследовательской работы в парах.

Характер учебной деятельности-продуктивный.

Развитие наблюдательности, логического мышления на основе приема сравнения. Развитие коммуникативных навыков, умение участвовать в учебнойдискуссии.

Использование здоровье-сберегающих технологий.

Операционный компонент учебной деятельности.  Опора на ранее изученный материал. Прием активизации мыслительной деятельности. Метопредметная связь. Развитие логического мышления: через операцию анализа, классификации, обобщения.Развитие самоконтроля на основе сопоставления с образцом и  взаимоконтроля.  Сотрудничество ученик-ученик. Развитие воображения, логического мышления через прием обобщения.

Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений. Прогностическая самооценка. Планирующий самоконтроль.

Развитие критического мышления

Личностные УУД:

Действие смыслообразования (интерес, мотивация)

Регулятивные УУД:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Регулятивные  УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;осуществлять сравнение,  классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;устанавливать аналогии;

Личностные УУД:

способность к самооценке

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Регулятивные УУД:   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; сравнение способа и результата

Личностные УУД:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

ЛичностныеУУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».

Познавательные УУД:

использовать знаково-символические средства,проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; анализ объекта;

Коммуникативные УУД:

Сотрудничать с учителем и детьми, высказывать свое мнения, обсуждение,

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

умение слушать партнера;

Регулятивные УУД:   преобразовывать практическую задачу в познавательную;· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;· обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда  единичных объектов на основе выделения сущностной связи; структурирование знаний

Коммуникативные УУД:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы;

контролировать действия партнёра;использовать речь для регуляции своего действия,осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Личностные УУД:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:  

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Познавательные УУД:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом

ЛичностныеУУД:

чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучиеориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им,знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие морального сознания;

развитие этических чувств

ЛичностныеУУД:

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. Нравственно – этическая ориентация, и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./ составители Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина.-Ярославль: «Академия развития», 1997
  2. Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение. – М.: Омега,1997
  3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогика-Пресс. 1994
  4. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой. – Волгоград: Учитель, 2006
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми по теме: «Вода». – М.: 000 «Издательство Скрипторий 2003», 2005



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект детского объединения "Пламя": "Вода - источник жизни"

В рамках проекта  "Обучаем ресурсосбережению от А до Я "детско- юношеской общественной организации"Экологический Центр"г.Омска учащимися детского объединения "Пламя"  был создан проект:"Вода...

Конспект урока. Вода. Свойства воды.

Предметный урок, основаный на исследовательской деятельности учащихся....

Тема урока: "Вода. Свойства воды".

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода. Свойства воды» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная ...

Исследовательский проект "В поисках сухой воды"

Исследовательский проект "В поисках сухой воды"...

Технологическая карта урока Вода. Свойства воды

Создать условия для выяснения основных свойств воды, значения воды в природе; способствовать развитию умения сравнивать свойства воды и воздуха....

Фрагмент урока "Вода.Свойства воды" УМК "Школа России" Учебник Плешаков А.А. 3класс 1 часть

Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» создан в качестве урока новой темы при прохождении программного материала раздела «Эта удивительная...

урок "Вода.Свойства воды" 3 класс

Конспект урока по данной теме...