1. Самоопределение к деятельности. Цель:подготовить детей к мыслительной деятельности, создать комфортную психологическую обстановку. Метод: словесный. Форма организации деятельности: фронтальная. Учитель: Представьте, что в руках у вас маленькие шарики, подуйте на них полной грудью. Это полетели шарики доброты и уважения друг к другу, которые помогут нам на протяжении всего урока. Учитель: Наш урок мы начнем с минуты календаря. Посмотрите в окно. Скажите, какая погода за окном? А какой сегодня день? А кто-нибудь из вас знает, что это за день – 14 октября?(Слайд1) (предполагаемые ответы детей) Сегодня 14 октября – Покров. «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима». В старину к Покрову крестьянин старался утеплить свой дом. По Покрову судили о зиме. «Каков Покров, такова и зима». Ветер с севера дует – к холодной зиме, с юга – к теплой, с запада – снежной. Сегодня ветер северный. Какая нас ожидает зима?
2.Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов. Цель:создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Метод: словесный и проблемный Форма организации деятельности: графический диктант,фронтальная работа, работа в парах, самопроверка.
-Я читаю утверждение, если вы согласны, используйте синий карандаш, нарисуйте синий кружочек, если не согласны –красный (дети работают на листочках) - В декабре идет листопад? - Лед-это вода? - Роса-это вода? - Если из тучи идет вода, то это дождь? - Если вода замерзнет, то это лед? - Ели на деревьях иней, то это вода -, если все верно-нарисуйте одну капельку и уберите на край парты (слайд2) Учитель: -О каком веществе мы говорили во время разминки? -Дети: (О воде)
3. Постановка учебной задачи. Цель:создание условий для самостоятельной постановки учебной задачи. Метод: словесный, частично-поисковый, практическая работа. Форма организации деятельности: фронтальная, в парах, групповая Учитель: -Посмотрите на глобус. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. А что вы знаетео воде? (ответы учащихся) А что еще вы хотите узнать о воде? На все ваши интересные вопросы обязательно найдем ответ. Какая же тема нашего урока? -Дети: -Вода. -Какая бывает вода. Учитель: -Тема нашего урока: Вода. Свойства воды. - Главная задача урока- определить свойства воды. И работать будем по плану - ? Это я знаю
- ДоДокажу!
- Пу Путешествие с Капитошкой
4. Соображалка
Делаем выводы 5 .
4. Решение учебной задачи. Цель:Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока Метод: словесный, частично-поисковый, практическая работа.
Форма организации деятельности: фронтальная работа, работа в парах, групповая работа
Учитель: Кто догадался, к какому пункту плана мы подошли? -Дети (Второму) Учитель:Выскажем предположения: -имеет ли вода цвет, -запах, -вкус, -форму, -текучесть, является ли растворителем На доске таблица, которая будет заполняться по результатам опытов( слайд 3). Свойства воды |
| Имеет | Не имеет | Цвет |
|
| Запах |
|
| Вкус |
|
| Форма |
|
| Текучесть |
|
| Растворитель |
|
|
Учитель: Сегодня у нас состоится заседание клуба «Мы и окружающий мир». Проведем его в лаборатории, где каждый станет исследователем в составе группы. Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе (слайд) 1. Нельзя пробовать на вкус и запах, незнакомые вещества без разрешения учителя. 2. Умей слушать и понимать других, 3. Не перебивай, дай возможность высказать свое мнение каждому 4. Умей договариваться и приходить к общему мнению. (на партах у детей оборудование для опытов) Каждый опыт дети проводят в парах за партами, а один из учеников демонстрирует у доски Учитель: Возьмите два стакана- с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? -Дети(молоко белого цвета) -А воды? -Дети (вода бесцветная) Сделайте вывод: -Дети: Молоко – белое, вода – бесцветная. Учитель:Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод. Учащиеся: Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная. Учитель: Кто согласен с утверждением, что вода бесцветная и прозрачная, подтвердите волшебной каплей. Добавим ее в таблицу. Докажите, имеет ли вода запах?Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод. Вода запаха не имеет. Учитель:Как вы думаете, а какой вкус у воды?Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод Дети: Вода не имеет вкуса. Учитель:Добавьте в один стакан сахарный песок, а в другой соль. Размешайте. Попробуйте. Какая вода в стаканах? Почему? Уч-ся: Вода имеет вкус того, что в ней растворили. Учитель:Что произошло с солью и сахаром? Уч-ся: Они растворились Вывод: Вода – растворитель Учитель: Подтвердите, кто согласен с этим утверждением волшебной капелькой. Добавим в таблицу. Учитель: Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло и наклонить? (выполните) Дети: Вода течёт, вода жидкая, не держит форму Учитель:Перелейте воду из стакана в вазу Какую форму приняла вода? Сделайте вывод. Дети: Вода не имеет постоянной формы, приобретает форму того сосуда, в который она наливается. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан? Учитель:Это свойство называется – текучесть. Мы проводили опыты и доказали свойства воды. - Итак, какие свойства воды мы доказали? Вывод по таблице
5. Минутка отдыха Цели:снять физическое напряжение, создать эмоциональный настрой, развивать чувство товарищества. Метод: игровой. Игра «Липкий дождь» (звучит музыка, дети выполняют плавные движения). Музыка затихает, учитель произносит слова: «Липкий дождь!» Дети обнимают друг друга, образуют пары-тройки и т.д, игра повторяется два-три раза)
6.Первичное закрепление. Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала. Метод: словесный, видеометод. Форма организации деятельности: фронтальная работа, групповая работа
---Учитель:Хотите узнать, откуда пришла вода? Видеофильм (путешествие с Капитошкой) Поработайте в группах, отгадав загадки.Коллективная проверка (слайд 6-) Учитель:Что объединяет все загадки? В каком же виде встречается вода в природе? (вода в природе существует в трех состояниях - жидком, твердом, газообразном) (слайд) Учитель: Как вы думаете, от чего зависит состояние воды? Учитель: Когда мы встречаем воду в твердом состоянии? (с наступлением холодов) -При температуре ниже нуля градусов вода из жидкости превращается в твердое тело. -А где мы можем увидеть воду в газообразном состоянии? (на кухне, когда закипает вода в чайнике, образуется пар) Вывод: Вода превращается в газообразное состояние при температуре сто градусов. -А сейчас находясь на уроке, мы можем увидеть превращение воды в пар? Протереть доску - вода испарится. Ночью прошёл дождь, земля стала мокрой. Наступил день, выглянуло солнышко. Прошло какое-то время, и земля стала сухой. Как вы думаете, куда делась вода? (Испарилась). Учитель:Несмотря на различия между водой, льдом, водяным паром, все они представляют разные состояния одного и того же вещества – воды.
7.Включение в систему знаний и повторение.Цель:Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Метод: словесный,игровой. Форма организации деятельности: фронтальная работ, индивидуальная работа.
Посмотрите на экран и послушайте отрывок из сказки, возможно, она покажется вам знакомой. Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил. Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, разными пластиковыми пакетами. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и прочий мусор. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая,а золотая. И, заговорила бы она человечьим голосом. Кто хочет побывать в роле рыбки? (ребенок выходит к доске, одевает корону с рыбкой и говорит то, о чем бы желала рыбка 2. Выполнение задания в рабочей тетради. Нарисуй свои знаки, что нельзя делать по отношению к воде, и поделитесь интересной информацией с родителями
5.Рефлексия учебной деятельности: Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Метод: словесный, практический. Форма организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа.
-О чем мы сегодня говорили на уроке? -Кто смог сам открыть новое знание (дети поднимают капельку) -А сейчас возьмите две кисточки и одновременно двумя руками нарисуйте свое настроение (прием цветопись, ) -Оцените свою работу на уроке. (Лесенка достижений) -Спасибо за работу!
|
Мобилизация внимания учащихся. Мотивационный компонент. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
Прием актуализации мыслительной деятельности. Создание эмоционально-познавательной мотивации.
Мотивационный компонент учебной деятельности. Формирование познавательной мотивации с помощью постановки проблемного вопроса.
Постановка учебной задачи,
Операционный компонент учебной деятельности(постановка учебной задачи, ученики принимают и удерживают учебную задачу, т.к есть мотив для ее решения
Частично-поисковый метод, через организацию исследовательской работы в парах.
Характер учебной деятельности-продуктивный. Развитие наблюдательности, логического мышления на основе приема сравнения. Развитие коммуникативных навыков, умение участвовать в учебнойдискуссии.
Использование здоровье-сберегающих технологий.
Операционный компонент учебной деятельности. Опора на ранее изученный материал. Прием активизации мыслительной деятельности. Метопредметная связь. Развитие логического мышления: через операцию анализа, классификации, обобщения.Развитие самоконтроля на основе сопоставления с образцом и взаимоконтроля. Сотрудничество ученик-ученик. Развитие воображения, логического мышления через прием обобщения.
Организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений. Прогностическая самооценка. Планирующий самоконтроль.
Развитие критического мышления |
Личностные УУД: Действие смыслообразования (интерес, мотивация) Регулятивные УУД:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Регулятивные УУД:планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства;осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;устанавливать аналогии; Личностные УУД: способность к самооценке
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; сравнение способа и результата Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
ЛичностныеУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика».
Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства,проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; анализ объекта;
Коммуникативные УУД: Сотрудничать с учителем и детьми, высказывать свое мнения, обсуждение, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. умение слушать партнера;
Регулятивные УУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную;· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;· обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи; структурирование знаний
Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы; контролировать действия партнёра;использовать речь для регуляции своего действия,осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Регулятивные УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Познавательные УУД:осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом ЛичностныеУУД: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучиеориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им,знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие морального сознания; развитие этических чувств
ЛичностныеУУД: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;в том числе на самоанализ и самоконтроль результата. Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. Нравственно – этическая ориентация, и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор.
|