окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
изучение родного края обзор животного мира знакомство с флорой астраханского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме: «Здесь Родины моей начало». Астраханский край. (3 класс)
Цель:- формирование элементов экологической культуры у учащихся;
-развивать интерес учащихся к изучению природы родного края и воспитывать бережное отношение к ней;
-активизировать знания учащихся о тружениках нашего края;
-воспитывать чувство гордости за свой рыбный край и растить хозяина его богатств
Оборудование: плакаты «Здесь Родины моей начало», « Охранять природу-значит охранять Родину» слайды, музыка «Вальс цветов», телеграммы, жалобы зверей ,птиц, творческие работы детей.
Наш урок сегодня об одном удивительном уголке нашей Родины.
Был, говорят, где-то случай такой: Ехали люди с работы домой.
Только доехали ,вдруг-чудеса! Все позабыли свои имена Ищут, волнуются ,смотрят кругом: Где эта улица? Где этот дом? Все перепуталось, все заблудилось К счастью ,такое лишь в сказке случилось
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно , Где ты живешь, где построен твой дом
И хорошо ли ты с домом знаком?
Ученик: - Живу я в квартире,№44 Дом на улице Мира. Рядом кино. Все ,что кругом, мне знакомо давно
Учитель:-Дом на улице Мира? Этого мало
-Поселок ты нам назови для начала.
Ученик:-п. Красные Баррикады и все, что кругом-это тоже мой дом.
Наш поселок стоит на широкой реке А за рекой виден лес вдалеке Тянутся к лесу сады и поля Очень красива наша Земля.
Я речь свою веду о том, Что Астраханский край - наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нем живем.
Учитель:- Давайте посмотрим на наш край сверху. Что это за знаки изображены на нем и почему в центре круга грустный человек? Как вы думаете? Нам помогут корреспонденты. Они подготовили репортаж.
1 страница-воздух
1Корреспондент – я расскажу вам об этом голубом поле. Но сначала догадайтесь, о чем идет речь.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
Правильно! Речь пойдет о воздухе.
Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым, но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы ,что в воздухе содержатся микробы?
Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться много .На все предметы оседает пыль и микробы в ней накапливаются. Что необходимо выполнять, чтобы микробов стало меньше? (Чаще проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпочкой - уберем микробы с голубого поля.)
( Убирает знаки грязи и пыли)
нашей планете не так уж и много и ее надо беречь. А как? А еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени ,а нам всем надо беречь растения.
Учитель:- Вот видите, ребята, мы правильно сделали , объяснив ,как уничтожить микробы. Небо стало чистым, голубым. Если мы очистим все странички нашей природы, человек нам улыбнется.
Слайд4 (вода-грязь)
2корреспондент – вода. (страничка о воде )
-Что это за непонятные изображения? (грязные пятна )
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
-Где больше всего воды на Земле? ( в океане )
-А еще ? ( в морях, реках, озерах, ручьях ) Для растений и животных не всякая вода нужна. Какая вода в Каспийском море ? (соленая ) А чтобы и умыться и напиться нужна вода пресная и чистая. Пресной воды на нашей планете не так уж и много. И ее надо беречь.
Ребята дают советы: 1.Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан. 2.Воду попусту не лей Дорожить водой умей. Повсюду, где бежит она Цветет Земля, цветет страна.
-Учитель :-Посмотрите на пятна- это загрязнители.
Водяной (поет):
- Я одинокий водяной -Никто не водится со мной. Друзья мои- лягушки, Болеют, как старушки! На дне моей квартиры- Бутылки, тряпки, вилы, Не озеро-помойка!
Не уходи,-постой-ка Кругом лежат жестянки, запчасти ,склянки, банки- Тьфу, какая гадость! А мне так жить, а мне так жить ,а мне так жить охота!
Учитель: - Действительно, люди часто выбрасывают в реки ,озера мусор, моют в них свои машины , а еще много грязи попадает в реку от фабрик, заводов.
-Что надо сделать ,чтобы очистить это поле от грязи?
Ответы детей:(строить очистные сооружения ,где происходит фильтрация воды, ведется контроль за бережным расходом воды. )
( Убираем пятна с поля. )
3 корреспондент (страничка - зеленая)
-А почему эта страница зеленая?
Она зеленая потому ,что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком. В облаках кружится птицей Скачет по ветвям куницей Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе-друг!
Учитель: -Только всегда ли человек относится к природе , как друг? Перед вами поляна с цветами. -Красива она ?
Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все – и я ,и ты,- Если мы сорвем цветы, Опустеют все поляны И не станет красоты. А вместе с ними исчезнут и животные, и насекомые.
(на поле черные круги и квадраты)
Учитель: - Мы сможем их убрать с поля ,если научимся правильно вести себя в природе.
-Какое правило поведения в природе вам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом?
Ответы детей: (Не рвать полевые цветы, не собирать букеты в природе ,не топтать их. Красивыми растениями надо любоваться в природе ,а не губить их. Редкие растения и животные занесены в Красную книгу.)
Учитель : -Назовите их.
Уберем черные пятна с зеленого поля. –Лучше без них стало?
-Какое красивое поле! А теперь посмотрите ,наш человечек улыбается. Ему хорошо в чистом мире! Он здоров !
Остановимся подробнее на зеленой странице
РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.
Учитель: - Астраханские поэты воспевают в своих стихах всю прелесть Астраханского края. Слайд « Понизовье»
Отчий край.
Здравствуй, родина, край парусов Дорогое мое Понизовье Речек синь , переклик голосов Журавлиных весенних становий. Отчий край, ты красив и богат. Ты цветешь красотой озаренный Не о том ли все время шумят Камыши в розоватых затонах?
Астраханский край, край удивительной природы – наша родная земля. Она взрастила нас и щедро одарила нас полноводной Волгой и рыбными богатствами Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей, разнотравьем и простором степей. И очень важно ,чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту.
Учитель-В какой природной зоне расположен наш край ? (полупустыня)
- Какое растение называют колючим хлебом ? (верблюжья колючка)
- Кого называют кораблем пустыни ? (верблюда) рассказ о нем
-Какое животное ходит с горбатым носом ? (сайгак) рассказ ученика о нем
Ученик - Хороша в наших местах весна. Весенние солнечные лучи греют обширную полупустынную равнину. От умеренного тепла и обильной влаги быстро прорастают семена трав. На несколько недель полупустыня превращается в пестрый зеленый ковер.
А давайте прогуляемся по лугу и «здравствуй» : скажем каждому растению.
-Какую пользу они нам приносят ?
Растения и лечат нас , и украшают нашу жизнь , заботятся о нас.
Учитель - Много трав растет полезных
На земле страны родной
Могут справиться с болезнью
Мята, ландыш, зверобой
(выходят дети)
1 .Погляди как зверобой. (зверобой) На лугу повсюду Он поможет нам с тобой Вылечить простуду . - Почему его так называют ? (Бьет он конечно не зверей, а болезни .Очень целебная трава. Кроме того из зверобоя получают очень красивые краски для ткани – красную ,рыжую ,зеленую)
Учитель: -А эта трава так приятно пахнет. (мята)
Сколько аромата ,всюду, где есть мята
Пряник и конфета нам напомнят лето
Холодок нас освежит, чай из мяты подбодрит.
Учитель:- А вот и подорожник.
Растет лекарство под ногами Кладем на ссадину листочек
Прошу вас, убедитесь сами. И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу
Ведь подорожника так много. Учитель: -А вот и доктор к нам пришел. Сейчас он даст нам полезные советы.
-У кого будут вопросы к доктору?
( Ученик в роли больного) больной: -Доктор, у меня болит сердце, чем его лечить? Врач : -при болезни сердца помогают капли ландыша. Это средство идет как успокаивающее сильное сердцебиение. больной: -Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать? Врач : - Вам поможет возбудитель аппетита корень одуванчика, его охотно едят и животные. больной: -Я часто болею ангиной. Врач: - А если случится тебе простудиться, Привяжется кашель, подымится жар Придвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар. Больной: -Какое растение поможет мне излечиться от болезни желудка ? Врач : -тысячелистник больной :- Чем вылечить бородавки ? Врач :- Бородавки лечит трава чистотел, а еще есть трава росянка, растение водоема. Спасибо, доктор за советы! Учитель :- Ребята, а вы знаете растения, которые растут рядом с вами: около дома, в парке, около нашей школы? Назовите их. А вы знаете ,что цветы умеют танцевать. Танец «Вальс цветов»
Конкурс «Ботанический» (группам выдаются карточки, распределить карточки –растения к карточкам- разделам.)
Герань ,полынь, папоротник ,колокольчик, кувшинка, тюльпан, вороний глаз, зверобой, клюква, фиалка, клевер ,лотос, гладиолус, волчье лыко, тысячелистник, морошка, рогоз, антуриум ,фикус, болиголов .
1.Комнатные растения 4.Луговые растения 2.Лесные растения 5.Озерные растения 3.Садовые растения 6.Ядовитые растения
Учитель: -Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (вороний глаз, волчье лыко ) Учитель:- Благодаря обильному летнему теплу и большим запасам волжской воды в крае появилась богатая и разнообразная растительность. Этот огромный зеленый край надвое разрезал сухие бескрайние степи и пустыни Астраханской области. В дельте Волга разбивается на сотни рукавов. Их берега покрыты густыми и высокими зарослями тростника. Забавные зверюшки Мик и Квак предлагают вам отгадать растения водоемов Астраханской области. (слайд) 1.Сам стоит он в луже И промокли лапки Голова снаружи В темно-бурой шапке (рогоз) 2.Ближайший родственник рогоза (тростник) 3.Какой орех растет не на дереве, а в воде. (чилим) В его плодах отлагаются запасы питательных веществ, его плоды съедобны, им питаются кабаны и дикие гуси. 4.Роза Каспия, заветный цветок Дельты. (лотос ) Скоро снова у самого устья Волга алый накинет платок - Это сотни бутонов распустит Лотос-Дельты заветный цветок.
Учитель:- Лотос считается священным у многих народов. Цветущий лотос привлекает внимание всех любителей природы своим тонким ароматом и бледно-розовым оттенком его крупных и нежных цветов. (рассказ ученика о лотосе, кувшинке и кубышке) На просторах Астраханской области встречается немало разнообразных птиц и рыб. Зверюшки Мик и Квак любят поспорить между собой. МИК – утверждает, что кабан – доброе животное ,а КВАК –яростное, страшное… -Кто прав ? (ответ зачитывается из книги.) Назвать животных Астраханского края, которые занесены в Красную книгу. КВАК поведал МИКу об удивительной дружбе птиц баклана и пеликана. А МИК спорит, что такие разные по величине птицы не могут дружить. –А вы как думаете ? (рассказ детей о дружбе баклана и пеликана) Посмотрите на эту прекрасную птицу- лебедь (слайд) -Как превратить эту птицу в растение, от которого, к сожалению, часто у людей бывает аллергия? ( Лебедь-лебеда )
Страница «Рыбные богатства края» . Край парусов ,мой синий край, С весны разливами омытый. Со всех сторон ветрам открытый, Край рыбаков , счастливый край….Б .Филиппов Учитель:- Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах водится много рыбы. Тысячи астраханцев работают на рыболовных промыслах. В Волго- Каспийском бассейне обитает более 80 видов рыбы. И мы ,волжане, должны заботиться о богатствах наших водоемов . Предлагаю вам ,ребята, совершить воображаемое путешествие в Волжское подводное царство.(слайд «Подводное царство»)
Вопросы : 1.Какя рыба спит с открытыми глазами и почему? (все рыбы, у них нет век) 2. Как называется рыбья стая? (косяк) 3.Кит, акула, дельфин – рыбы ?(кит, дельфин-млекопитающие, акула-рыба) 4. Почему сома, как и рака считают санитаром водоема? (ест падаль) Учитель: Ребята, впереди косяк рыб. Отыщем в нем рыб-хищников. Слайд- рыбы :судак, жерех, окунь, щука, сом .
Спряталась в водорослях, ее совсем незаметно, самая прожорливая рыба- хищник, персонаж многих русских сказок: она помогает Ивану- Царевичу ,Емеле и другим сказочным героям. Кто же это?
Выходят : «щука» в маске. – Я скажу не хвастая, рыба я – зубастая.
Тот, кто по реке плывет - мне на зубы попадет. Говорят я – хищная, докажите. (описать щуку)
«ерш»- Ребята, помогите мне разобраться в пословице : «Снимай ерша с крючка не спеша».
«сом» - -На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
-Для чего мне такие длинные усы? (Использую как приманку для рыб, они их принимают за чудовищные черви.)
Определите, чье это меню: лягушки, рыба, птица, крысы, раки, моллюски ,падаль (сом) -Какие рыбы нам сейчас больше всего встречаются? (вобла, окунь, сазан, карась)
Вобла с Каспийского моря идет на нерест в реку, стремясь на разливы. НЕРЕСТ-период икрометания рыбы.
Одну очень интересную рыбу наших водоемов мы с вами не встретили. Это не с проста: ее осталось в реках Каспийского моря очень мало и промысел ее в настоящее время запрещен.(минога) она имеет змеевидную форму. Наш рыбный край богат не только речными рыбами, большую ценность представляют рыбы Каспийского моря, в реки они заходят на период размножения. Эту рыбу называют «красной» Почему? Красная рыба- рыба осетровых пород. Назвали ее так еще в Древней Руси за ее высокие качества , превосходный ,прекрасный вкус. Перечислите представителей «красной рыбы» (белуга, осетр , севрюга)
ПУТИНА-Разрешенный срок лова рыбы, когда она идет без вреда для богатств рек и моря. - Зачем рыбы идут на нерест в реки? - Кто главный истребитель красной рыбы? -Какие меры по охране рыб принимают люди? ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ РЫБЫ: (ограничен вылов ценных пород рыб; запрещен лов во время нереста; разведение молоди на рыбоводных заводах; очистка сточных вод.) ТЕЛЕГРАММА: «Обеднели рыбой наши волжские водоемы. Ребята, подскажите взрослым причины этого. » РЫБНАДЗОР. - Как ответим? Почему это произошло ? (строятся плотины, браконьерство , попадают в воду грязные вещества. Ребята, КВАК спешит к вам с обращением: «На рыбалке не причини вреда природе. Соблюдай правила рыболовства ».
Игра «Какие рыбы спрятались» НЬОУК ТОРЕС БОВАЛ ДУКСА АЛГБЕУ ЗНААС ( окунь, судак, осетр, вобла, сазан, белуга )
На этом наше необычное занятие заканчивается, давайте подведем итоги . Рефлексия. Д.з. _ : Составить картину Астраханского края из того животного и растительного мира, о котором мы говорили сегодня на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...