окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

изучение родного края обзор животного мира знакомство с флорой астраханского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_po_teme.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме: «Здесь Родины моей начало».  Астраханский край.      (3 класс)

Цель:- формирование элементов экологической культуры у                       учащихся;

            -развивать интерес учащихся к изучению природы родного     края и воспитывать бережное отношение к ней;

            -активизировать знания учащихся о тружениках нашего края;

            -воспитывать чувство гордости за свой рыбный край и растить хозяина его богатств

Оборудование: плакаты «Здесь Родины моей начало», « Охранять  природу-значит охранять Родину» слайды, музыка «Вальс цветов», телеграммы, жалобы зверей ,птиц, творческие работы детей.

Наш урок сегодня об одном удивительном уголке нашей Родины.

 Был, говорят, где-то случай такой: Ехали люди с работы домой.
Только доехали ,вдруг-чудеса!                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Все позабыли свои имена                                                                                                                 Ищут, волнуются ,смотрят кругом:                                                                                              Где эта улица? Где этот дом?                                                                                                                   Все перепуталось, все заблудилось                                                                                         К счастью ,такое лишь в сказке случилось                                                              

 Я рассказала про это нарочно,                                                                          

 Чтобы проверить, знаешь ли точно ,                                                                                Где ты живешь, где построен твой дом                                                                  

 И хорошо ли ты с домом знаком?                                                                                                                            

Ученик:   - Живу я в квартире,№44                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Дом на улице Мира.                                                                                                       Рядом кино. Все ,что кругом, мне знакомо  давно                

 Учитель:-Дом на улице Мира? Этого мало                                                                                          

              -Поселок ты нам назови для начала.        

Ученик:-п. Красные Баррикады и все, что кругом-это тоже мой дом.

             Наш поселок стоит на широкой реке                                                                                                                                                                                                                                 А за рекой виден лес  вдалеке                                                                                    Тянутся  к лесу сады и поля                                                                                      Очень красива наша Земля.

 Я речь свою веду о том,                                                                                                                        Что Астраханский край - наш общий дом.                                                                                      Наш добрый дом, просторный дом,                                                                                              Мы все с рожденья в нем живем.                                                                                                                    

Учитель:-  Давайте посмотрим на наш край сверху. Что это за знаки изображены на нем и почему в центре круга грустный человек? Как вы думаете?                                                Нам помогут корреспонденты. Они подготовили репортаж.

                                       1 страница-воздух        

1Корреспондент – я расскажу вам об этом голубом поле. Но сначала догадайтесь, о чем идет речь.

                              Через нос проходит в грудь                                                                                                                                                                                    

                              И  обратный держит путь

                               Он невидимый и все же

                               Без него мы жить не можем.   (воздух)

Правильно! Речь пойдет о воздухе.                                                          

 Все живое дышит воздухом и этот воздух должен быть чистым, но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы ,что в воздухе содержатся микробы?                              

  Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов  может накопиться много .На все предметы оседает пыль и микробы в ней накапливаются.    Что необходимо выполнять, чтобы микробов стало меньше?    (Чаще проветривать комнату, вытирать пыль влажной тряпочкой - уберем микробы  с голубого поля.)

                                                (   Убирает знаки грязи и пыли)

нашей планете не так уж и много и ее надо беречь.  А как? А еще хорошо очищают и  освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени ,а нам всем надо беречь растения.

Учитель:- Вот видите, ребята, мы правильно сделали , объяснив ,как уничтожить микробы. Небо стало чистым, голубым. Если мы очистим все странички нашей природы, человек нам улыбнется.

Слайд4 (вода-грязь)

2корреспондент – вода.       (страничка о воде )

  -Что это за непонятные изображения? (грязные пятна )

                            Не умыться, не напиться без воды,

                             Листику не распуститься без воды,

                             Без воды прожить не могут

                             Птица, зверь и человек.

                              И поэтому всегда всем везде нужна вода.

-Где больше всего воды на Земле? ( в океане )

    -А   еще ? ( в морях, реках, озерах, ручьях )                                                                              Для растений и животных не всякая вода  нужна. Какая вода в Каспийском море ? (соленая )                                                                                                                                                           А чтобы и умыться и напиться нужна вода пресная и чистая. Пресной воды на нашей планете не так уж и много. И ее надо беречь.

Ребята дают советы:    1.Закрывай покрепче кран,

                                              Чтоб не вытек океан.                                                                               2.Воду попусту не лей                                                                                                                        Дорожить водой умей.                                                                                                                 Повсюду, где бежит она                                                                                                                    Цветет Земля, цветет страна.

-Учитель :-Посмотрите на пятна- это загрязнители.

                                        Водяной (поет):            

- Я одинокий водяной                                                                                                                                                                                                                                        -Никто не водится со мной.                                                                                                                                          Друзья мои- лягушки,                                                                                                                                                                   Болеют, как старушки!                                                                                                                                                                  На дне моей квартиры-                                                                                                                                                                 Бутылки, тряпки, вилы,                                                                                                                                                     Не озеро-помойка!                                                                                                                                                              

Не уходи,-постой-ка                                                                                                                                                      Кругом лежат жестянки, запчасти ,склянки, банки-                                                                                                            Тьфу, какая гадость!                                                                                                                                                                                             А мне так жить, а мне так жить ,а мне так жить охота!

 Учитель:   -  Действительно, люди часто выбрасывают в реки ,озера мусор, моют в них свои машины , а еще много грязи попадает в реку от фабрик, заводов.

-Что надо сделать ,чтобы очистить  это поле от грязи?                                                                                                                                                                                                                  

Ответы детей:(строить очистные сооружения ,где происходит фильтрация воды,  ведется контроль за бережным расходом воды. )                                        

                                     (    Убираем пятна с поля.  )

3  корреспондент          (страничка - зеленая)           

-А почему эта страница зеленая?                     
         Она зеленая потому ,что основу живой природы составляют растения, они дают пищу             и кислород всем живым существам.

 Жить в зеленом мире этом                                                                                                                                                                       Хорошо зимой и летом.                                                                                                                                               Жизнь летает мотыльком,                                                                                                                                                          Шустрым бегает зверьком.                                                                                                                                                       В облаках кружится птицей                                                                                                                                                           Скачет по ветвям куницей                                                                                                                                                            Жизнь прекрасна, жизнь вокруг                                                                                                                                                                      Человек природе-друг!

Учитель: -Только всегда ли человек относится к природе , как  друг?                                                                        Перед вами поляна с цветами.                                                                                                                                                                                     -Красива она ?

Если я сорву цветок,                                                                                                                                                                    Если ты сорвешь цветок,                                                                                                                                                       Если все – и я ,и ты,-                                                                                                                                                                                                          Если мы сорвем цветы,                                                                                                                   Опустеют все поляны                                                                                                                                                               И не станет красоты.                                                                                                                                                     А вместе с ними исчезнут и животные, и насекомые.

(на поле черные круги и квадраты)  

Учитель: - Мы сможем их убрать с поля ,если научимся правильно вести себя в природе.

-Какое правило поведения в природе вам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом?                                                                                                                                                              

Ответы детей: (Не рвать полевые цветы, не собирать букеты в природе ,не топтать их. Красивыми растениями надо любоваться в природе ,а не губить их. Редкие растения и животные занесены в Красную книгу.)

Учитель :  -Назовите их.

Уберем черные пятна с зеленого поля. –Лучше без них стало?

-Какое красивое поле! А теперь посмотрите ,наш человечек улыбается. Ему хорошо в чистом мире! Он  здоров !

                    Остановимся подробнее на зеленой странице
                                           РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ.

Учитель: - Астраханские поэты воспевают в своих стихах всю прелесть Астраханского края.                        Слайд « Понизовье»

                  Отчий край.

 Здравствуй, родина, край парусов                                                                                                                                     Дорогое мое Понизовье                                                                                                                                                                   Речек синь , переклик голосов                                                                                                                                            Журавлиных весенних становий.                                                                                                                                                                                  Отчий край, ты красив и богат.                                                                                                                                   Ты цветешь красотой озаренный                                                                                                                                            Не о том ли все время шумят                                                                                                                                                                                     Камыши в розоватых затонах?  

Астраханский край, край удивительной природы – наша родная земля. Она          взрастила нас и щедро одарила нас полноводной Волгой и рыбными богатствами  Каспия, ярким солнцем и богатым урожаем полей, разнотравьем и простором степей. И очень важно ,чтобы каждый из нас научился ценить эту красоту.  

Учитель-В какой природной зоне расположен наш край ?   (полупустыня)

- Какое растение называют колючим хлебом ? (верблюжья колючка)

- Кого называют кораблем пустыни ? (верблюда) рассказ о нем

-Какое животное ходит с горбатым носом ? (сайгак) рассказ ученика о нем

Ученик - Хороша в наших местах весна. Весенние солнечные лучи греют обширную полупустынную равнину. От умеренного тепла и обильной влаги быстро прорастают семена трав. На несколько недель полупустыня превращается в пестрый зеленый ковер.

А давайте прогуляемся по лугу и «здравствуй» : скажем  каждому растению.

-Какую пользу они нам приносят ?

Растения и лечат нас , и украшают нашу жизнь , заботятся о нас.

Учитель - Много трав растет полезных

                       На земле страны родной

                       Могут справиться с болезнью

                        Мята, ландыш, зверобой

                                                (выходят дети)

1  .Погляди как зверобой.                          (зверобой)                                                                                                          На лугу повсюду                                                                                                                                           Он поможет нам с тобой                                                                                                                  Вылечить простуду .                - Почему его так называют ?                                                                              (Бьет он конечно не зверей, а болезни .Очень целебная трава. Кроме того из зверобоя получают очень красивые краски для ткани – красную ,рыжую ,зеленую)

Учитель: -А эта трава так приятно пахнет.              (мята)

                    Сколько аромата ,всюду, где есть мята

                       Пряник и конфета нам  напомнят лето

                       Холодок нас освежит, чай из мяты подбодрит.

  Учитель:- А вот и подорожник.                                  

                     Растет лекарство под ногами               Кладем на ссадину листочек

                     Прошу вас, убедитесь сами.                 И ссадина не кровоточит.

                 И можно снова в путь-дорогу

                 Ведь подорожника так много.                                                                                                                            Учитель: -А вот и доктор к нам пришел. Сейчас он даст нам полезные советы.

                    -У кого будут  вопросы к доктору?

( Ученик в роли больного)                                                                                                                  больной:   -Доктор, у меня болит сердце, чем его лечить?                                                       Врач :       -при болезни сердца помогают капли ландыша. Это средство идет           как успокаивающее сильное сердцебиение.                                                                                                  больной:   -Доктор, у меня плохой аппетит, что мне делать?                                                             Врач :        - Вам поможет возбудитель аппетита корень одуванчика, его  охотно  едят и животные.                                                                                                                             больной:    -Я часто болею ангиной.                                                                                                                                         Врач: - А если случится тебе простудиться,                                                                                                                      Привяжется кашель, подымится жар                                                                              Придвинь к себе кружку, в которой дымится                                                                               Слегка горьковатый, душистый отвар.                                                                                              Больной: -Какое растение поможет мне излечиться от болезни желудка ?                                       Врач :  -тысячелистник                                                                                                                                  больной :- Чем вылечить бородавки ?                                                                                                          Врач :- Бородавки лечит трава чистотел, а еще есть трава   росянка, растение водоема.                                                                                                                                                                                       Спасибо, доктор за советы!                                                                                                                             Учитель :- Ребята, а вы знаете растения, которые растут рядом с вами: около дома, в парке, около нашей школы? Назовите их.                                                                                                                А вы знаете ,что цветы умеют танцевать. Танец «Вальс цветов»        

Конкурс «Ботанический»                                                                                                                                      (группам выдаются карточки, распределить карточки –растения к карточкам- разделам.)

Герань ,полынь, папоротник ,колокольчик, кувшинка, тюльпан, вороний глаз, зверобой, клюква, фиалка, клевер ,лотос, гладиолус, волчье лыко, тысячелистник, морошка, рогоз, антуриум ,фикус, болиголов .

1.Комнатные растения                   4.Луговые  растения                                                                                                                                         2.Лесные растения                          5.Озерные растения                                                                                                                                                                                   3.Садовые растения                        6.Ядовитые растения                                                                                                                                                                                                              

Учитель: -Названия  каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (вороний глаз, волчье лыко )                                                                                                                         Учитель:- Благодаря обильному летнему теплу и большим запасам волжской воды в крае появилась богатая и разнообразная растительность.                                            Этот огромный зеленый край надвое разрезал сухие бескрайние степи и пустыни Астраханской области.                                                                                                                     В дельте Волга разбивается на сотни рукавов.                                                                                              Их берега покрыты густыми и высокими зарослями тростника.                                                                                                  Забавные зверюшки Мик и Квак предлагают вам отгадать растения водоемов Астраханской области.             (слайд)                                                                                                                                    1.Сам стоит он в луже                                                                                                           И промокли лапки                                                                                                          Голова снаружи                                                                                                                       В темно-бурой шапке (рогоз)                                                                                                                                      2.Ближайший родственник рогоза (тростник)                                                                                                                       3.Какой орех растет не на  дереве, а в воде. (чилим)                                                                                                                    В его плодах отлагаются запасы питательных веществ, его плоды съедобны, им питаются кабаны и дикие гуси.                                                                                                                      4.Роза Каспия, заветный цветок Дельты. (лотос )                                                         Скоро снова у самого устья                                                                                                                         Волга алый накинет платок -                                                                                                                                               Это сотни бутонов распустит                                                                                                                         Лотос-Дельты заветный цветок.                                                                                                                                            

Учитель:- Лотос считается священным у многих народов. Цветущий лотос привлекает внимание всех любителей природы своим тонким ароматом и бледно-розовым оттенком его крупных и нежных цветов.                                                                      (рассказ ученика о лотосе, кувшинке и кубышке)                                                                                             На просторах Астраханской области встречается немало разнообразных птиц и рыб.  Зверюшки Мик и Квак любят поспорить между собой.                                                                              МИК – утверждает, что кабан – доброе животное ,а КВАК –яростное, страшное…                          -Кто прав ?     (ответ зачитывается из книги.)                                Назвать животных  Астраханского края, которые занесены в Красную книгу.                                        КВАК поведал МИКу об удивительной дружбе птиц баклана и пеликана.                                    А МИК спорит, что такие разные по величине птицы не могут дружить.                                           –А вы как думаете ? (рассказ детей о дружбе баклана и пеликана)                                   Посмотрите на эту прекрасную птицу- лебедь (слайд)                                                            -Как превратить эту птицу в растение, от которого, к сожалению, часто у людей бывает аллергия?  (   Лебедь-лебеда  )

                               Страница «Рыбные богатства края» .                                                                                                          Край парусов ,мой синий край,                                                                                                                                                                   С весны разливами омытый.                                                                                                                                                   Со всех сторон ветрам открытый,                                                                                                                                Край рыбаков , счастливый край….Б .Филиппов                                                                                                                   Учитель:- Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах водится много рыбы. Тысячи астраханцев работают на рыболовных промыслах.   В Волго- Каспийском бассейне обитает более 80 видов рыбы. И мы ,волжане, должны заботиться о богатствах наших водоемов .                                                                                                                                                                      Предлагаю вам ,ребята, совершить воображаемое путешествие в Волжское подводное царство.(слайд «Подводное царство»)  

 Вопросы :     1.Какя рыба спит с открытыми глазами и почему? (все рыбы, у них нет век)                                                                                                                                               2. Как называется рыбья стая?  (косяк)                                                                             3.Кит, акула, дельфин – рыбы ?(кит, дельфин-млекопитающие, акула-рыба)  4. Почему сома, как и рака считают санитаром водоема? (ест падаль)                                                     Учитель:  Ребята, впереди косяк рыб. Отыщем в нем рыб-хищников.                                        Слайд- рыбы :судак, жерех, окунь, щука, сом .

Спряталась в водорослях, ее совсем незаметно, самая прожорливая рыба- хищник, персонаж многих русских сказок: она помогает Ивану- Царевичу ,Емеле и другим сказочным героям. Кто же это?

Выходят  :           «щука» в маске.  – Я скажу не хвастая, рыба я – зубастая.

                                                    Тот, кто по реке плывет  - мне на зубы попадет.                                                             Говорят я – хищная, докажите. (описать щуку)

                            «ерш»-    Ребята, помогите мне разобраться в пословице :                                             «Снимай ерша с крючка не спеша».

                            «сом»  -    -На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

                                             -Для чего мне такие длинные усы?                                                            (Использую как приманку для рыб, они их принимают за чудовищные черви.)

Определите, чье это меню:  лягушки, рыба, птица, крысы, раки, моллюски ,падаль (сом)                                                                                                                                                                    -Какие рыбы нам сейчас больше всего встречаются? (вобла, окунь, сазан, карась)

Вобла с Каспийского моря идет на нерест в реку, стремясь на разливы.                                                                        НЕРЕСТ-период икрометания рыбы.

Одну очень интересную рыбу наших водоемов мы с вами не встретили. Это не с проста: ее осталось в реках Каспийского моря очень мало и промысел ее в настоящее время запрещен.(минога) она имеет змеевидную форму.                                           Наш рыбный край богат не только речными рыбами, большую ценность представляют рыбы Каспийского моря, в реки они заходят на период размножения. Эту рыбу называют «красной» Почему?                                                                          Красная рыба- рыба осетровых пород. Назвали ее так еще в Древней Руси за ее высокие качества , превосходный ,прекрасный вкус.                                                                                                                                                                        Перечислите представителей «красной рыбы» (белуга, осетр , севрюга)

ПУТИНА-Разрешенный срок лова рыбы, когда она идет без вреда для богатств рек и моря.                                                                                                                            - Зачем рыбы идут на нерест в реки?                                                                                                                               - Кто главный истребитель красной рыбы?                                                                                                                                       -Какие меры по охране рыб принимают люди?                                                                                                      ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ РЫБЫ: (ограничен вылов ценных пород рыб; запрещен лов во время нереста; разведение молоди на рыбоводных заводах; очистка сточных вод.)                                                                                                                                                                                                                                  ТЕЛЕГРАММА: «Обеднели рыбой наши волжские водоемы. Ребята, подскажите взрослым причины этого. »     РЫБНАДЗОР.                                                                                                                  - Как ответим?    Почему это произошло ?                                                                                                                                      (строятся плотины, браконьерство , попадают в воду грязные вещества.                                         Ребята, КВАК спешит к вам с обращением: «На рыбалке не причини вреда природе. Соблюдай правила рыболовства ».

       Игра «Какие рыбы спрятались»       НЬОУК     ТОРЕС     БОВАЛ      ДУКСА      АЛГБЕУ     ЗНААС                                ( окунь, судак, осетр, вобла, сазан, белуга  )

На этом наше необычное занятие заканчивается, давайте подведем итоги .                             Рефлексия.                  Д.з. _  :     Составить картину Астраханского края из того животного и растительного мира, о котором  мы говорили сегодня на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...