Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: | Байкал – жемчужина России |
Цель: | Формирование знаний о самом глубоком озере |
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
-проявлять желание помочь зверьку; - проявлять позитивное отношение к водоемам, сохранять их чистоту и красоту. | Познавательные: - умение классифицировать, анализировать и обобщать; - умение видеть экологические проблемы, связанные с деятельностью детей; Регулятивные: -выполнять учебное задание в соответствии с целью; - организовывать свое рабочее место под руководством учителя; - адекватно оценивать собственную деятельность; Коммуникативные: - Формулировать высказывание, мнение; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - умение работать в группе. | - знание понятий: озеро, пруд, болото, река; - составление таблицы о разнообразии водоемах; - знание о самом глубоком озере на земле. |
Организация образовательного пространства | ||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Название предмета Литературное чтение Тема – Стихотворение о Байкале | Информационный материал: Учебник «Окружающий мир» Раздаточный материал: Листы с текстами, карточки для самооценки и самоанализа Демонстрационный материал Картинки с растительным и животным миром Байкала, виды Байкала. Музыкальное сопровождение (А. Пляскин «Мелодия Байкала»), | Фронтальная Индивидуальная Активные (парные)
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Цель:
| - Ребята, сегодня урок окружающего мира мы проведем в виде заочной экскурсии. | |
Цели:
| - Наши последние уроки посвящены водоемам на земле. - Вспомните, на какие 2 группы можно разделить водоемы. -Как называются водоемы, разделяющие материки? - Оно бывает желтое, красное, белое, черное, о каком водоеме идет речь? - К какой группе можно отнести эти водоемы? На какие группы можно разделить пресные водоемы? - Какие водоемы с пресной водой отнесем к естественным? - К искусственным? - На последнем уроке мы говорили о водоеме, который может быть и с пресной, и с соленой водой, о чем идет речь? - Что такое озеро? - Положите перед собой листок вопросами с красным кружочком.
- Попытайтесь на них ответь. Если ответа не знаете, поставьте прочерк. - Поднимите руки, кто ответил на все вопросы. Слышится шум и голос: «Помогите найти маму», появляется зверек. - Ребята, кто это такой? - Интересно, где живет этот зверек, где искать его маму. - Смотрите, здесь записка: «Мой дом – самое глубокое озеро на Земле». - Кто – нибудь знает, как называется это озеро? - Правильно, Байкал. - Вы готовы помочь малышу? - Перед тем как отправится в путь, надо узнать, где находится озеро Байкал. | Рефлексия деятельности |
Цели:
- работать с текстом, картой; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога. | - Обратимся к географической карте. - Откройте второй форзац учебника и найдите озеро Байкал. - На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. - Берега Байкала окружены горными хребтами. - Вдоль западного берега Байкала. Тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С востока Байкал окантован Баргузинским хребтом. - В озеро впадает 336 рек и речек, а вытекает одна река – Ангара. - Посмотрите на иллюстрацию, здесь представлено как раз то место, где Ангара вытекает из Байкала. - Обратите внимание, на середине озера, какой – то камень, так вот – существует легенда, откуда появился этот камень в этом месте. Звучит музыка Легенда В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле. Днем она светла — светлее неба, ночью — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы — гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?» Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...» Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..» Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень вода хлынет и зальет всю землю». - Шаман-камень — реально существующий обломок скалы в истоке Ангары. Ранее на ней действительно оставляли на ночь провинившихся в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен. - Эта одна из тысячи легенд, сложенных про Байкал, но самая известная. - Озеро Байкал называют жемчужиной России. И это действительно так. Байкал – уникальное творение природы. Байкал называют озером превосходной степени, то есть самый, самый. - Перед вами текст, прочитайте его и подчеркните по каким показателям Байкал самый, самый… Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет. Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. На этой глубине был установлен флаг нашего государства. Озеро Байкал – уникальный водоем. Его называют «колодцем» пресной воды. Байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли, если бы вдруг исчезли все источники питьевой воды. Вода в Байкале – самая прозрачная. Такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине. Народ очень поэтично относится к озеру Байкал и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Байкал – самое загадочное место. - Что бы вы хотели узнать еще о Байкале? (выслушать и подвести к плану: Происхождение Животный мир Растительный мир Климат Охрана Экология Туризм) - Будем работать по плану. - Вас ждет следующая легенда о происхождении озера. (рассказывают дети). В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу скала разлетается. Люди боялись этой птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали. - Перед как двигаться дальше, выполним небольшую работу. - Возьмите листочки, подпишите их, обведите правильные ответы в кружочек.
- Обменяйтесь работами, проверьте. | Дети работают и называют показатели Рефлексия деятельности |
Цели:
| - По остальным пунктам плана мы будем работать по-особому. Вы разделитесь на группы по цвету. - Каждой группе предлагается свой материал, ребята знакомятся с текстом, выбирают человека, который будет рассказывать. (работа по плану) Животный мир Байкала Байкал богат рыбой, в настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб – сибирский омуль, сиг, хариус. Самая многочисленная рыба в Байкале – голомянка, которая встречается только там. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются баргузинский соболь, белка, горностай, медведь. На скалистых островах селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников. Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень. В Красную книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймань, белый байкальский хариус, линь. Растительный мир Байкала На Байкале в основном преобладают хвойные леса. Из них известна – ель сибирская голубая и сибирский кедр. Также хвойным распространенным растением Байкала является сосна. Многие растения исчезают, например, байкальская орхидея, голубая ель. Многие растения находятся в Красной книге Иркутской области и Бурятии. Эта книга включает в себя редкие лекарственные растения, такие как: аир болотный, кубышка жёлтая, стародубка сибирская. Климат Байкала Огромная масса воды озера оказывает большое влияние на климат побережья: зимой на 5 – 7 градусов теплее, а летом на 5 градусов прохладнее, чем в Сибири. Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, неприступен и опасен в штормы. Особенно свиреп ветер «сарма», во время которого даже опытные рыбаки не решаются выходить в море. Охрана Байкала 5 декабря 1996 года озеро и прилегающие к нему территории стали заповедником – ценным для всех людей на Земле. Заповедник – это территория, находящаяся под особой охраной государства, с целью сберечь редкие породы растений и животных, а также уникальные памятники природы. Охраняемые территории Байкала и Прибайкалья состоят из трех заповедников – Баргузинского, Байкальского, Байкало – Ленского, а также двух государственных национальных парков – Прибайкальского и Забайкальского. Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы. Правила поведения в национальных парках:
Экология Байкала Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Ежегодно работают экологические группы по очистке озера Байкал от мусора. К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. Позорным памятником стал Байкальский бумажный комбинат, который отравляет вокруг себя воду, воздух и землю. Горят и вырубаются леса в национальных парках, застраиваются берега Байкала. Берега озера усеяны мусором, которые оставляют после себя отдыхающие. Туризм Байкала Байкал – это еще и курортная зона. Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале — лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедр( играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Туристы со всего мира приезжают посмотреть уникальный растительный и животный мир Байкала. Испить его прекрасной воды, окунуться в его холодные волны, побродить по его живописным берегам и горам, отведать байкальского омуля. - Сегодня мы рассмотрели только эти пункты. Много узнали об этом священном месте. - Положите перед собой лист, на который отвечали в начале урока и попробуйте еще раз ответить на вопросы. - Кто смог ответить на все вопросы сейчас? | Дети читают текст (находят основные моменты, которые необходимо раскрыть), рассматривают иллюстрации. Рефлексия содержания учебного материала |
Цель:
| - Положите перед собой листок и выполните по заданию. 1. Закончите предложение. Я хочу побывать на Байкале, потому что_______________________________________________________ 2. Закончите предложение. Своей работой на уроке я ______________________________________ (доволен, очень доволен(льна), не очень доволен(льна)) - Я хочу закончить наш урок словами: Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем: Ему дано немало Таинственных имен. Но мы на карте мира всегда его узнаем, На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!» В преданьях и легендах Байкал — старик суровый. А он на самом деле Задорный, молодой. Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый — Ведь он живой наполнен, А не простой водой! | Рефлексия полученного результата с поставленной целью |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.
Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....
Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс
Урок окружающего мира « Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...
Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».
-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"
Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...