Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Новгородова Алена Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Байкал – жемчужина России

Цель:

Формирование знаний о самом глубоком озере

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

-проявлять желание помочь зверьку;

- проявлять позитивное отношение к водоемам, сохранять их чистоту и красоту.

Познавательные:

- умение классифицировать, анализировать и обобщать;

- умение видеть экологические проблемы, связанные с деятельностью детей;

Регулятивные:

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

- адекватно оценивать собственную деятельность;

Коммуникативные:

-     Формулировать высказывание, мнение;

- согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- умение работать в группе.

- знание понятий:  озеро, пруд, болото, река;

 - составление таблицы о разнообразии водоемах;

- знание о самом глубоком  озере на земле.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Название предмета

Литературное чтение

Тема – Стихотворение о Байкале

Информационный материал:

Учебник «Окружающий мир»

Раздаточный материал:

Листы с текстами, карточки для самооценки и самоанализа

Демонстрационный материал

Картинки с растительным и животным миром Байкала, виды Байкала.

Музыкальное сопровождение (А. Пляскин «Мелодия Байкала»),

Фронтальная

Индивидуальная

Активные (парные)  

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Цель:

  1. Мотивировать  позитивное отношение к учебному процессу.

- Ребята, сегодня урок окружающего мира мы проведем в виде заочной экскурсии.

  1. Актуализация знаний

Цели:

  1. Актуализировать знания школьников о  водоемах;
  2. Мотивировать учащихся к изучению темы;
  3. Мотивировать у учащихся желание помочь зверьку.

- Наши последние уроки посвящены водоемам на земле.

- Вспомните, на какие 2 группы можно разделить водоемы.

-Как называются водоемы, разделяющие материки?  

- Оно бывает желтое, красное, белое, черное, о каком водоеме идет речь?

- К какой группе можно отнести эти водоемы?

На какие группы можно разделить пресные водоемы?

- Какие водоемы с пресной водой отнесем к естественным?

- К искусственным?

- На последнем уроке мы говорили о водоеме, который может быть и с пресной, и с соленой водой, о чем идет речь?

- Что такое озеро?

- Положите перед собой листок вопросами с красным кружочком.

  1. Как называется самое уникальное озеро в мире?
  2. На что похож этот водоем?
  3. Сколько рек вытекает из самого глубокого озера?

- Попытайтесь на них ответь. Если  ответа не знаете, поставьте прочерк.

- Поднимите руки, кто ответил на все вопросы.

Слышится шум и голос: «Помогите найти маму», появляется зверек.

- Ребята, кто это такой?

- Интересно, где живет этот зверек, где искать его маму.

- Смотрите, здесь записка: «Мой дом – самое глубокое озеро на Земле».

- Кто – нибудь знает, как называется это озеро?

- Правильно, Байкал.

- Вы готовы помочь малышу?

- Перед тем как отправится  в путь, надо узнать, где находится озеро Байкал.

Рефлексия деятельности 

  1. Формирование новых знаний

Цели:

  1. Дать представление о Байкале;
  1. Научить школьников

- работать с текстом, картой;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

- Обратимся к географической карте.

- Откройте второй форзац учебника и найдите озеро Байкал.

- На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики.

- Берега Байкала окружены горными хребтами.

- Вдоль западного берега Байкала. Тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С востока Байкал окантован Баргузинским хребтом.

- В озеро впадает 336 рек и речек, а вытекает одна река – Ангара.

- Посмотрите на иллюстрацию, здесь представлено как раз то место, где Ангара вытекает из Байкала.

 - Обратите внимание, на середине озера,  какой – то камень, так вот – существует легенда, откуда появился этот камень в этом месте.

Звучит музыка

Легенда

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла — светлее неба, ночью — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы — гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному — красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень вода хлынет и зальет всю землю».

- Шаман-камень — реально существующий обломок скалы в истоке Ангары.   Ранее на ней действительно оставляли на ночь провинившихся в наказание. Считалось, если воды священного озера не поглотили страдальца — он не виновен.

- Эта одна из тысячи легенд, сложенных про Байкал, но самая известная.

- Озеро Байкал называют жемчужиной России. И это действительно так. Байкал – уникальное творение природы. Байкал называют озером превосходной степени, то есть самый, самый.

- Перед вами текст, прочитайте его и подчеркните по каким показателям Байкал самый, самый…

Байкал – одно из древнейших озер планеты. Его возраст приблизительно равен 25-30 миллионам лет. Другие озера живут только 10-15 миллионов лет. А потом заполняются осадками и высыхают. Ученые считают, что Байкал является зарождающимся океаном. Его берега расходятся со скоростью 2 сантиметра в год.

Байкал – самое глубокое озеро в мире. Наибольшая глубина составляет – 1637 метров. На этой глубине был установлен флаг нашего государства.

Озеро Байкал – уникальный водоем. Его называют «колодцем» пресной воды. Байкальской воды хватило бы на 40 лет для жителей всей Земли, если бы вдруг исчезли все источники питьевой воды.

Вода в Байкале – самая прозрачная. Такая прозрачная, что фарфоровую тарелку, опущенную в воду, видно на 40 – метровой глубине.

Народ очень поэтично относится к озеру Байкал и выражает свою любовь к нему в легендах и сказаниях. Байкал – самое загадочное место.

- Что бы вы хотели узнать еще о Байкале?

(выслушать и подвести к плану:

Происхождение

Животный мир

Растительный мир

Климат

Охрана

Экология

Туризм)

- Будем работать по плану.

- Вас ждет следующая легенда о происхождении озера. (рассказывают дети).

               В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу скала разлетается. Люди боялись этой птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали.
           Но вот родился среди людей один человек. Рос он не по дням, а по часам. Вскоре вырос он богатырем и никакой силы не боялся. Пошел к нему народ просить, чтобы он всех от беды избавил и ту огненную птицу убил. И тогда сделал богатырь из 100 деревьев себе лук, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре вся земля содрогнулась. Упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко. Народ разошелся из тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало.
           Когда земля и тайга горели, народ все кричал: Байкал, Байкал! . Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли птицу так называли, а может, это слово означало много воды. Только запомнили люди, что место это Байкалом зовут.

- Перед как двигаться дальше, выполним небольшую работу.

- Возьмите листочки, подпишите их, обведите правильные ответы в кружочек.

  1. Где находится озеро Байкал?
  1. В Москве;
  2. В Иркутской области;
  3. В Казани.
  1. Что окружает Байкал?
  1. Холмы;
  2. Равнины;
  3. Горные хребты.
  1. Что такое  Шаман – камень?
  1. Обломок скалы в истоке Ангары;
  2. Река, вытекающая из Байкала;
  3. Дерево на Байкале.

- Обменяйтесь работами, проверьте.

Дети работают и называют показатели

Рефлексия деятельности

  1. Работа в группах

Цели:

  1. Формировать знания об озере Байкал;
  2. Научить школьников планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

- По остальным пунктам плана мы будем работать по-особому. Вы разделитесь на группы по цвету.

- Каждой группе предлагается свой материал, ребята знакомятся с текстом, выбирают человека, который будет рассказывать.

(работа по плану)

Животный мир Байкала

             Байкал богат рыбой, в настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб – сибирский омуль, сиг, хариус. Самая многочисленная рыба в Байкале – голомянка, которая встречается только там.

  Обитателями лесов возле берегов Байкала являются баргузинский соболь, белка, горностай, медведь.

На скалистых островах селятся серебристые чайки, а белоголовый орел – один из самых красивых пернатых хищников.

Здесь же обитает нерпа – байкальский тюлень.

В Красную книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймань, белый байкальский хариус, линь.

Растительный мир Байкала

На Байкале в основном преобладают хвойные леса. Из них известна – ель сибирская голубая и сибирский кедр. Также  хвойным распространенным растением Байкала является сосна.

Многие растения исчезают, например, байкальская орхидея, голубая ель.

Многие растения находятся в Красной книге Иркутской области и Бурятии. Эта книга включает в себя редкие лекарственные растения, такие как: аир болотный, кубышка жёлтая, стародубка сибирская.

Климат Байкала

Огромная масса воды озера оказывает большое влияние на климат побережья: зимой на 5 – 7 градусов теплее, а летом на 5 градусов прохладнее, чем в Сибири.

Спокоен и ласков Байкал при тихой погоде, неприступен и опасен в штормы. Особенно свиреп ветер «сарма», во время которого даже опытные рыбаки не решаются выходить в море.

Охрана Байкала

5 декабря 1996 года озеро и прилегающие к нему территории стали заповедником – ценным для всех людей на Земле.

Заповедник – это территория, находящаяся под особой охраной государства, с целью сберечь редкие породы растений и животных, а также уникальные памятники природы.

Охраняемые территории Байкала и Прибайкалья состоят из трех заповедников – Баргузинского, Байкальского, Байкало – Ленского, а также двух государственных национальных парков – Прибайкальского и Забайкальского.

Национальные парки похожи на заповедники, но между ними есть важное отличие. Заповедники закрыты для туристов, а национальные парки - это природные музеи под открытым небом. Здесь проводят экскурсии для всех любителей природы.

Правила поведения в национальных парках:

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите
  2. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  3. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

Экология Байкала

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Ежегодно работают экологические группы по очистке озера Байкал от мусора.

К великому сожалению, на великом озере далеко не все благополучно. Позорным памятником стал Байкальский бумажный комбинат, который отравляет вокруг себя воду, воздух и землю.

Горят и вырубаются леса в национальных парках, застраиваются берега Байкала.

Берега озера усеяны мусором, которые оставляют после себя отдыхающие.

Туризм Байкала

Байкал – это еще и курортная зона.

Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале — лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедр( играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость!

Туристы со всего мира приезжают посмотреть уникальный растительный и животный мир Байкала. Испить его прекрасной воды, окунуться в его холодные волны, побродить по его живописным берегам и горам, отведать байкальского омуля.

- Сегодня мы рассмотрели только эти пункты. Много узнали об этом священном месте.

- Положите перед собой лист, на который отвечали в начале урока и попробуйте еще раз ответить на вопросы.

- Кто смог ответить на все вопросы сейчас?

Дети читают текст (находят основные моменты, которые необходимо раскрыть), рассматривают иллюстрации.

Рефлексия содержания учебного материала

  1. Итог урока

Цель:

  1. оценивать результат учебной деятельности.

- Положите перед собой листок и выполните по заданию.

1. Закончите предложение.

Я хочу побывать на Байкале, потому что_______________________________________________________

2. Закончите предложение.

Своей работой на уроке я  ______________________________________

(доволен, очень доволен(льна), не очень доволен(льна))

- Я хочу закончить наш урок словами:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал — старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый —

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Рефлексия

полученного  результата с поставленной целью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...