урок окружающего мира 4 класс по программе Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
тема урока "Символы России" тип урока -открытие нового
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh._mir_4_klass.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
4 класс.
Чиркова Галина Григорьевна
Тема: Символы России.
- Цель: 1. Закрепление знания детей о символах государственной власти: гербе, флаге, гимне.
2. Развитие нравственных качеств личности, воспитание патриотических чувств.
Задачи: 1. Работать над умением делать обобщения, выводы
2. Учить использовать доступные источники информации
3.Воспитывать патриотизм и гражданственность, чувство гордости за свою Родину.
Тип урока: введение новых знаний.
Используемое программное обеспечение:
учебник по предмету «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (4 класс, система Л.В. Занкова); карточки со словами , словарь, таблицы символов РБ, презентация к уроку
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
1.Орг. Момент.
2.Актуализация.
Пословица ( на слайде)
«Одна у человека мать, одна и Родина».
Прочитайте пословицу. Как понимаете?
Как вы назовете свою Родину?
- (слайд) Рассмотрите иллюстрации. Что изображено на них? Природа нашей Родины вдохновляла художников. Сюжеты самые разные, но все это наша Родина- Россия.
- Существует утверждение, что человек -- часть природы.
Почему мы так говорим? (рассуждения детей)
- Чем же человек отличается от животных? (Живет в обществе.)
-Как называется общество, в котором мы с вами живем? (государство).
- Проверка д/з.
- Повторим, как устроена государственная власть в нашем обществе, в России.(на столах у каждого листочки)
Государственная власть…. (заполнить таблицу)
Проверка: взаимопроверка и оценивание.
- Работа над темой.
Сегодня мы продолжим разговор о нашем государстве, о России.
-Тему нашего урока мы сформулируем позже. А сейчас подумайте над таким вопросом:
-Мы с вами часто слышим, что Россию называют то «страной», то «государством». Это всегда одно и то же?
--Давайте разберемся.
(слайд) Россия. Страна? Государство?
-Чтобы было легче разобраться, вспомним значения этих слов.
Государство –основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.
Страна (предположения детей).
( Один ученик работает со словарем)
-Послушаем ,какое значение дается слову в словаре Даля.. (Ученик читает). (Страна, это территория, имеющая определенную границу)
- Групповая работа.
Каждая группа получает одинаковые слова.(на листочках) ( Сибирь, лес, Урал, Волга, тайга, Северный Ледовитый океан, министр, президент, закон об образовании, федерация, генерал, налоги, полиция)
-Прочитайте слова и определите. Какие слова характеризуют Россию как государство, а какие- как страну.
Проверка: на доске: Страна Государство
(выходят по 1человеку из групп и , выбрав слово, прикрепляют в нужный столбик).
- Вывод: Россия - это страна, т.к. занимает определенную территорию, есть государственная граница.
Политическая карта. Показать границы РФ. ( Огромная территория страны- богата лесом, природными ископаемыми…, испытываем чувство гордости , живя в нашей стране)
Россия- государство, т.к. есть власть, которая , опираясь на законы, заботится о каждом своем гражданине.( права, обязанности)
- В чем вы, ребята, чувствуете заботу государства о каждом из нас?
- Какими словами вы бы дополнили группу слов, которые характеризуют Россию, как государство? ( гимн, флаг. Герб)
Как называются эти слова? (символы)—
Только в 20 веке во всем мире установилась обязательная традиция- каждой стране иметь свои флаг, герб, гимн.
– Как вы думаете, почему? (Они нужны, как воплощение ее истории и отражение настоящего патриотизма, ее гражданственности.)
Важно не только знать, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать ее символику.
Сегодня мы на уроке с этим и познакомимся. Обозначим тему нашего урока.
На слайде: «Символы России»
- Работа в группах.
Работаем с учебником с.110-113
Каждая группа готовит сообщение об одном из символов.
1 группа- о гербе
2 группа- о флаге
3 группа – о гимне
Проверка.
1 группа (герб) (Выступления ребят, затем дополнения)
- Слово «герб»- немецкое и означает «наследство».
3 короны- единство 3 царств: Казанского, Астраханского, Сибирского. Доминирующим символом- двуглавый орел. Почему орел двуглавый- это спорный вопрос.
- Версия- что в Византии он символизировал две части римской империи: Западную (Рим) и Восточную (Константинополь).
- Версия- две головы- это Европа и Азия.
- В современной трактовке- символизирует мощь и независимость нашей страны, а 3 короны- Вера, Надежда, Любовь. ( СОВРЕМЕННЫЙ ГЕРБ- 25.12.2000)
2 группа (флаг)
Голландского происхождения «корабельное знамя» . «Знамя» - «знамение, знак». 11.12.1993г – подписан указ о государственном флаге.
У историков несколько точек зрения
1-я: (материал учебника)
2-я: то, что чередующие белая, синяя и красная полоса появилась во время правления отца Петра1 – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством и основными многочисленными народами были белорусы (белый), украинцы(синий), русские (красный).
3-я: Геральдисты – (ученые, изучающие государственную символику)- полагали, что белый, синий и красный цвета издревле считались цветами Российской православной церкви. Белый- благородство, красный- мужество, отвага, синий- верность, честность. 22 августа- День Государственного флага.
Государственный флаг- важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг- это святыня.
3 группа (гимн)
Текст песни утвержден указом президента России 30.12.2000г
«Гимн»- греческого происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь». Что восхваляется в песне? (гордость за великую державу)
После рассказа – прослушать гимн стоя.
Закрепление
Мы познакомились с государственной символикой РФ. А мы с вами живем в РБ. Есть ли в нашей республике свои символы?
Рассмотреть на плакатах флаг, герб РБ. Прослушаем гимн РБ.
Наша гимназия тоже имеет свои символы: флаг, гимн и значок. (просмотреть)
А семья? ( Кристина рассказывает о гербе семьи)
Рефлексия (слайд)
Итог: Какие сведения, полученные на уроке, вы считаете важными для вас? Почему?
Д/з Герб села, семьи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)
Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...
Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".
Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...
Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.
Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок окружающего мира 3 кл. Сист. Занкова тема:"Ордынское нашествие"
презентация в доступной форме дает представление об ордынском нашествии учащимся младших классов...