урок окружающего мира 4 класс по программе Занкова
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Чиркова Галина Григорьевна

тема урока "Символы России" тип урока -открытие  нового

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._mir_4_klass.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  окружающего  мира.

4 класс.

Чиркова Галина Григорьевна

Тема: Символы России.

  1. Цель: 1. Закрепление   знания  детей о  символах  государственной власти: гербе, флаге, гимне. 

2. Развитие  нравственных  качеств личности, воспитание патриотических  чувств.

Задачи: 1. Работать над умением  делать обобщения, выводы

2. Учить использовать доступные источники информации

3.Воспитывать патриотизм  и гражданственность, чувство  гордости за свою Родину. 

Тип урока: введение новых знаний.

Используемое программное обеспечение:

учебник по предмету «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова (4 класс, система Л.В. Занкова); карточки со  словами , словарь, таблицы символов РБ, презентация к уроку

Оборудование: компьютер,  мультимедийное оборудование.

Ход  урока.

1.Орг. Момент.

2.Актуализация. 

Пословица ( на слайде)

«Одна  у человека мать, одна и Родина».

 Прочитайте пословицу. Как понимаете?

Как вы назовете свою Родину?

  1. (слайд)  Рассмотрите  иллюстрации.  Что изображено на них? Природа  нашей Родины вдохновляла художников. Сюжеты  самые  разные, но все это наша Родина- Россия.

- Существует утверждение, что человек  -- часть природы.

Почему  мы так говорим?  (рассуждения детей)

- Чем же человек отличается от животных?  (Живет в обществе.)

-Как называется общество, в котором мы с вами живем? (государство).

  1. Проверка  д/з.

- Повторим, как устроена  государственная власть в нашем  обществе, в России.(на столах у каждого листочки)

Государственная власть….  (заполнить таблицу)

Проверка: взаимопроверка  и оценивание.

  1. Работа над темой.

Сегодня мы продолжим разговор о нашем государстве, о России.

-Тему нашего урока мы сформулируем позже. А сейчас подумайте над таким вопросом:

-Мы с вами часто слышим, что Россию называют то «страной», то «государством». Это всегда одно и  то же?

--Давайте разберемся.

(слайд)  Россия.  Страна?  Государство?

-Чтобы было легче разобраться, вспомним значения этих слов.

Государство –основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры.

Страна (предположения детей).

( Один ученик работает со  словарем)

-Послушаем ,какое значение дается слову в словаре Даля.. (Ученик читает). (Страна, это территория, имеющая определенную  границу)

  1. Групповая работа.

Каждая группа получает одинаковые  слова.(на листочках)                  ( Сибирь, лес, Урал, Волга, тайга, Северный Ледовитый океан, министр, президент, закон об образовании, федерация, генерал, налоги, полиция)

-Прочитайте  слова и определите. Какие слова характеризуют Россию как государство, а какие- как страну.

Проверка: на доске:    Страна        Государство

  (выходят по 1человеку из групп и , выбрав слово, прикрепляют в нужный  столбик).

  1. Вывод:  Россия  - это страна, т.к. занимает определенную  территорию, есть государственная граница.

Политическая карта.  Показать границы РФ. ( Огромная территория страны- богата лесом, природными ископаемыми…, испытываем  чувство гордости , живя в нашей стране)

Россия- государство, т.к. есть власть, которая , опираясь на законы, заботится о каждом своем гражданине.( права, обязанности)

- В чем вы, ребята, чувствуете заботу государства о каждом из нас?

- Какими словами вы бы дополнили группу слов, которые характеризуют Россию, как   государство?  ( гимн, флаг. Герб)

Как называются эти слова?  (символы)—

Только в 20 веке во всем мире установилась обязательная традиция-  каждой стране иметь свои флаг, герб, гимн.

 – Как вы думаете, почему?   (Они  нужны, как  воплощение ее истории и отражение настоящего патриотизма, ее гражданственности.)

        Важно не только знать, как выглядят  герб, флаг и гимн родной страны, но и понимать ее символику.

    Сегодня мы на уроке с этим и познакомимся.  Обозначим тему нашего урока.

На слайде: «Символы России»

  1. Работа в группах.

Работаем с учебником  с.110-113

Каждая  группа готовит сообщение об одном из  символов.

1 группа- о гербе

2 группа- о флаге

3 группа – о гимне

Проверка.

1 группа (герб) (Выступления ребят, затем дополнения)

- Слово «герб»- немецкое и означает «наследство».

3 короны- единство 3 царств: Казанского, Астраханского, Сибирского. Доминирующим символом- двуглавый орел. Почему орел двуглавый- это спорный вопрос.

  1. Версия- что в Византии он символизировал две части римской империи: Западную (Рим) и Восточную (Константинополь).
  2. Версия- две головы- это Европа и Азия.
  3. В современной трактовке- символизирует мощь  и независимость нашей страны, а 3 короны- Вера, Надежда, Любовь. ( СОВРЕМЕННЫЙ ГЕРБ- 25.12.2000)

2 группа (флаг)

Голландского происхождения «корабельное знамя» . «Знамя» - «знамение, знак». 11.12.1993г – подписан указ о государственном флаге.

У историков несколько точек зрения

1-я: (материал учебника)

2-я: то, что чередующие белая, синяя и красная полоса появилась во время правления отца Петра1 – царя Алексея Михайловича. В те времена Россия была многонациональным государством и основными многочисленными народами были белорусы (белый), украинцы(синий), русские (красный).

3-я: Геральдисты – (ученые, изучающие  государственную символику)- полагали, что белый, синий и красный цвета издревле считались цветами Российской православной церкви. Белый- благородство, красный- мужество, отвага, синий- верность, честность.  22 августа- День Государственного флага.

Государственный флаг- важный символ страны. Он подлежит защите как внутри страны, так и за ее пределами. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства. Флаг- это святыня.

3 группа (гимн)

Текст песни утвержден указом президента России 30.12.2000г

«Гимн»- греческого  происхождения и означает «торжественная хвалебная песнь».  Что восхваляется в песне? (гордость за великую державу)

После рассказа – прослушать гимн стоя.

Закрепление

Мы познакомились с государственной символикой РФ. А мы с вами живем в РБ. Есть ли в нашей республике свои символы?

Рассмотреть на плакатах флаг, герб РБ. Прослушаем гимн РБ.

Наша гимназия тоже  имеет свои символы: флаг, гимн и значок. (просмотреть)

А семья? ( Кристина  рассказывает о гербе семьи)

Рефлексия (слайд)

Итог: Какие сведения, полученные  на уроке, вы считаете важными для вас? Почему?

Д/з   Герб  села, семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Дидактические материалы к урокам окружающего мира (система Л.В. Занкова)

Дидактические материалы используются на этапе актуализации знаний, помогают привести в систему изученный ранее материал, уточнить пробелы в знаниях детей...

Урок окружающего мира ( Проблемный урок в 4 классе по программе Л. В. Занкова) Тема: "Природа Антарктиды".

Тема данного урока взята из курса Окружающего мира для 4 класса по программе развивающего обучения Л.В.Занкова. Урок построен в режиме проблемного обучения и представляет собой исследование самой холо...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Урок окружающего мира 3 кл. Сист. Занкова тема:"Ордынское нашествие"

презентация в доступной форме дает представление об ордынском нашествии учащимся младших классов...