Урок по окружающему миру по теме "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок проводился в 3 классе коррекционной школы. На уроке использовалась презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме «Органы чувств».

Автор: Никитина Инна Петровна

Данный урок проводится в форме групповой работы с элементами игры, используется презентация по теме урока.

Цель: Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с  внешней средой.

Задачи: - Учить беречь органы чувств – свое здоровье, выполнять правила основ гигиены.

-  Воспитывать потребности вести здоровый образ жизни.

-  Воспитывать уважительное и бережное отношение к людям-инвалидам.

-  Воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.

                   Тема урока: "Органы чувств". 3-й класс

  Цели урока:

Образовательные:

- Проверить знания детей о своем организме.

- Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с  внешней средой.

Развивающие:

- Учить беречь органы чувств – свое здоровье, выполнять правила основ гигиены.

- Воспитывать потребности вести здоровый образ жизни.

Воспитательные:

-  Воспитывать уважительное и бережное отношение к людям-инвалидам.

-  Воспитывать в детях дисциплину, сдержанность, самоконтроль, умение слушать товарища и учителя.

Оборудование:

1. Учебник “Мир вокруг нас”. А. А. Плешаков. 3 класс (Часть - 1), Москва. “Просвещение”, 2011 год.

2. Презентация “Органы чувств человека”.

3. Проверочный тест “Человек и его организм”; лук, лимон, соль, сахар.

4. Предметы: лук, мёд (сахарный песок), лимон, солёный огурец (соль), мандарины,

Содержание

Деятель

ность учащихся

Хроно

метрия

  1. Организационный момент:

 Каждый день - всегда, везде,

 На уроках и в игре

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.

    II.       Проверка домашнего задания:

       Проверочный тест «Человек и его организм».

1. К какой группе окружающих тел относится человек?

- это тело неживой природы;

- это тело живой природы;

- это изделие.

2. Что помогает человеку сохранять своё здоровье?

- знания о строении и функциях организма;

- постоянный просмотр телепередач;

- знание и выполнение мер охраны и укрепления здоровья.

3. Какие части человека ты знаешь? Отметьте правильный и полный ответ.

- голова, руки, ноги, туловище;

- конечности, туловище, ноги;

- голова, туловище, конечности. Конечности - это руки и ноги.

4. Как называется наука, изучающая строение человека?

- ботаника человека;

- анатомия человека;

- зоология человека.

5. Чем покрыто тело человека?

- чешуёй;

- кожей;

- перьями.

6. Какому совету ты будешь следовать?

- руки всегда чистые, поэтому перед едой их мыть не надо;

- чистые руки перед едой достаточно вытереть сухим полотенцем;

- в каком бы состоянии ни были руки, мыть их перед едой обязательно.

7. Предмет личной гигиены, отметьте правильный ответ.

- щетка одежная;

- зубная щетка;

- мыло.

8. Предмет гигиены, общие для членов семьи. Отметьте правильный ответ.

- расческа;

- зубная паста;

- носовой платок.

9. В какой строке указаны слова, описывающие здорового человека?

- сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;

- горбатый, бледный, хилый, низкий;

- стройный, сильный, ловкий, статный.

10. Организм человека состоит из органов. В какой строке указаны только органы человека?

- глаза, легкие, желудок, кожа;

- сердце, головной мозг, почки, кровь;

- печень, селезенка, уши, желчь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

                                                                                          Слайд 1

Тема урока: «Органы чувств человека. Их значение и гигиена”

Учитель:

- Зачем человеку нужно знать свой организм?

   

  (Чтобы сохранить и укрепить своё здоровье)

- Какие пословицы о здоровье вы приготовили дома?

Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

Здоров будешь – всё добудешь.

Не рад больной и золотой кровати.

    Здоровье не купишь – его разум дарит.

    Чистота - залог здоровья.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

В здоровом теле - здоровый дух.

    Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Ум да здоровье дороже всего.

    Чистая вода - для хвори беда.

    Болен - лечись, а здоров - берегись.

Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.

   

                             IV. Ход урока:

Учитель:

Органы чувств - связывают организм с окружающей средой. Это наши окна в мир. Органы чувств можно развивать и тренировать. Органы чувств позволяют полноценно учиться и трудиться. Среди нас живут, учатся ребята и взрослые с ограниченной возможностью, они инвалиды. Наша обязанность бережно и уважительно относиться к ним.

     Внимание!  Мы отправляемся в путешествие.

Я загадаю вам загадку, отгадав её, вы узнаете название  первой станции:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.  (глаза)

                                 Станция № 1.

                           Глаза – орган зрения.

                                                                                          Слайд 2

Учитель:

Глаза – самый совершенный и самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Это окно в окружающий мир. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть.

Ученик:

Глаз – главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Если посмотреть в зеркало – мы увидим посредине глаза чёрный кружок. Это зрачок. Через него, как через объектив фотоаппарата, проходит свет. Человеческий глаз не видит предмет сразу, он воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Зрение - это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

 Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы – пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаз появится опасность – веки сами захлопнутся.

   Учитель: (Подведение итога)

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость. С возрастом человек плохо видит предметы вблизи, у него развивается дальнозоркость. Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения. Чтобы глаза оставались здоровыми, надо выполнять ряд правил гигиены для глаз. Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно.

                                     Станция № 2.

                               Ухо – орган слуха.

Учитель:

Звучит музыка. (Учитель загадывает загадку):

    Зря подслушивал Петрушка –

У него замёрзли … (ушки)

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                  Слайд 3

- Как вы думаете, на какую станцию мы сейчас прибыли?

- Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг. Ухо имеет ещё один важный орган. Узнаем какой.

                                         Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

                 ( глаза детей закрыты)

Закрыли глаза,

наклонились влево,

вправо,

вниз,

достали пальчиками кончики ног,

подняли вверх левую руку,

дотронулись правого плеча,

подняли обе руки вверх

и потянулись.

Молодцы! Вы с закрытыми глазами чувствовали, где верх, где низ. Об этом нам говорит орган равновесия, он находится во внутреннем ухе и отвечает за положение тела в пространстве.

С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём  друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты.

 

     Ученик:

Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определенный участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения. Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Учитель: (Подведение итога)

Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Берегите уши! Выполняйте правила гигиены.

                                Станция № 3.                          

                             Язык – орган вкуса.

Учитель:

Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим.

А отдыхает,

Когда мы молчим.  (язык)

                                                                                  Слайд 4

                                                                               

Язык – орган вкуса

Откройте учебники на странице 134 и самостоятельно прочитайте об этом органе.

Вопрос после чтения:

- Что такое орган вкуса?

Ученик:

Язык – орган вкуса. Он покрыт множеством крохотных сосочков, которые разбирают, что именно попало в рот – кислое или сладкое, солёное или горькое. Разберутся и сообщат об этом мозгу. Края языка лучше всего ощущают кислое и солёное, а его основание – горькое. Язык – один из сторожей нашего организма. Если возьмём в рот что-нибудь противное или несвежее, язык сразу же это почувствует, и мы удалим изо рта то, что вредно организму.

Практическая работа №1:

Одному ученику учитель даёт попробовать: лук, мёд (сахарный песок), лимон, солёный огурец (соль). Всё выполняется с закрытыми глазами. Ученик угадывает.

       Учитель: (Подведение итога)

Это нервные нити сообщили мозгу, что у человека во рту. Всё сладкое и солёное ощущаем кончиком языка. Кислое – его боками, а горькое – корнем.

Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмешь  в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесет об этом мозгу, тот пошлет приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму. Нельзя есть горячую пищу, чтобы сосочки не повредить.

 

                                   Станция № 4

                                                                                    Слайд 5

                             .Нос – орган обоняния.

Учитель:

    Вот гора, а у горы

Две глубокие норы

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит.  (нос)

    Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Попробуйте определить, как пахнет лес ночью или ранним утром, как благоухает родниковая вода…

Чувствительность к запахам – одно из самых неразгаданных свойств окружающего нас мира. Хотя чувство обоняния – самое древнее из всех чувств по сравнению со зрением и слухом.

Ученик:

    Нос – это орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами; по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу жарко, как в печке. А почему сторож? Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

    Учитель: (Подведение итога)

   Запахи могут поглощаться, и потому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние.

                                   Физминутка

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Станция № 5.

                                                                               

Кожа – орган осязания.

Отгадайте следующую загадку.

 

    О беде предупрежу –

Человеку я служу.   (кожа)

Учитель:

(ИГРА)   - Сейчас я подойду к каждому, вы  достанете из мешочка один предмет и на ощупь определите, что это. Только не подглядывать и не перебирать все предметы.

                                                                                    Слайд 6

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием. Это тактильная чувствительность.

Ученик:

    Кожа – орган осязания. Это не просто оболочка нашего тела. Она защитник от многих опасностей. Ночью и днём, в жару и холод температура нашего тела не меняется. Об этом заботится наша кожа. Прикасаясь к предмету, мы ощущаем его поверхность, температуру, форму. У слепых людей орган осязания заменяет зрение, поэтому он очень хорошо развит.

                                                                                       Слайд 7

 

    Учитель: (Подведение итога)

- Вот так выглядит кожа под микроскопом. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность, упругость, то есть растяжимость.

 Старайтесь не ранить кожу, не обжигать, не обмораживать.

IV.Итоги урока:

Если с помощью зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса мы чувствуем окружающий мир, то, как будут называться все пять органов?

(Органы чувств)

                                                                                    Слайд 8

- Посмотрите и запомните названия органов.

- Говорят: не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг. Как это понять?

(Всеми нашими органами чувств руководит головной мозг)

                                                                                         Слайд 9

Игра:

- Поиграем в игру.

    -Слушаем задания:

- Какой орган включается? (орган слуха)

    - Посмотрите, что это?  (мандарин)

- Какой орган включается? (орган зрения)

- Потрогайте кожу на ощупь.

- Какой орган включается? (орган осязания)

- Почистим мандарин.

- Какой орган включается? (орган обоняния)

- Съедим.

- Какой орган включается? (орган вкуса)

Молодцы! Все активно работали, мы завершаем работу.

Подведём итог:

     Так для чего надо изучать строение организма человека?

- чтобы беречь свое здоровье;

- уметь предохраняться от заболевания, заражения;

- не иметь вредных привычек, опасных для здоровья.

V. Домашнее задание на неделю:  (Вывешиваю образцы).

По теме «Надёжная защита организма»  подготовьте сообщение на интересующую Вас тему, например,

1. Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?

2. Как нужно ухаживать за кожей?

3. Расскажите о первой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании.

Пусть в этот зимний и прекрасный день

Всем нам сопутствуют удача и везение!

И пожелаем мы друг другу, всем гостям

Чудесного настроения!

    Урок закончен. Всем спасибо за работу !

                               

                     По теме

«Надёжная защита организма»  

    подготовьте сообщение на

интересующую Вас тему, например:

1. Какую роль играют жир и пот, которые выделяет кожа?

2. Как нужно ухаживать за кожей?

3. Расскажите о первой помощи при небольших ранениях кожи, ушибах, ожогах, обмораживании.

Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

Здоров будешь – всё добудешь.

Не рад больной и золотой кровати.

  Здоровье не купишь – его разум дарит.

  Чистота - залог здоровья.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

В здоровом теле - здоровый дух.

  Болезнь не по лесу ходит, а по людям.

Ум да здоровье дороже всего.

    Чистая вода - для хвори беда.

    Болен - лечись, а здоров - берегись.

  Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 4 класс"Школа2100":Раздел1 "Как работает организм человека" по теме"Многранный мир чувств"

Урок по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Презентация к уроку по окружающему миру 4 класс"Школа2100""Многранный мир чувств"

презентация к уроку по окружающему миру «Человек и природа». 4 класс. Программа «Школа 2100»Раздел 1 «Как работает организм человека»Тема: Многогранный мир чувств....

Урок по Окружающему миру в 3 классе. Тема "Органы чувств. Охрана здоровья"

Методическая разработка урокаПредмет: Окружающий мирКласс: 3 классУМК: «Щкола России»Автор учебника: А.А. Плешаков.Учитель:Пылина Ирина Михайловна ГОУ СОШ №302 Санкт-Петербурга. Тема у...

урок по окружающему миру "Органы чувств"

презентация к уроку по окружающему миру "Органы чувств"...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...