Экологический час"Правила поведения в природе"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Один из видов проектной деятельности учащихся младшихк классов. В ходе мероприятия даются представления о правильном поведении на лугу, в лесу. Во внеклассном занятии  представлены работы учащихся с изображением плакатов о том, как вести себя в природе.У ребят воспитывается бережное отношение к природе, желание ее оберегать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                 Методическая разработка

                                       внеклассного занятия

                                  в группе продленного дня

                                         Экологический час

                     Тема: правила поведения в природе.

                Воспитатель ГПД: Павленко Надежда Сергеевна

Цель: дать представление о правилах поведения в лесу и на лугу. Учить бережному обращению с природой. Воспитывать желание заботиться об окружающей природе, помогать всему живому.

Оборудование: плакаты-листовки , изготовленные детьми заранее.

                                       

                                        Город Валуйки 2012 год

Нет необходимости рисовать печальные картины оскверненной, бездумно поблекшей, опустевшей природы. Вспомните окрестные луга, леса, водоемы. Острую боль вызывают у неравнодушного человека вид вытоптанного, замусоренного леса, потерявшего свои цветы луга, отравленный пруд, где рыба плавает кверху брюхом. Экологически чистых, благополучных  уголков вокруг городов  и в достаточной близости почти не осталось. Процесс продолжается, а корни его в потребительской вседозволенности, которую проявляли и проявляют люди по отношению к природе. Об этом сейчас много пишут и говорят. Древние священные табу, регулировавшие общение наших далеких предков с матерью- природой, остались в далеком прошлом. А о новых, экологически неизбежных запретах мы заговорили только недавно. Когда стало ясно – они действительно неизбежны. Возникает опасность, что скоро будет поздно. Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились ведь, к примеру, правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми (спасибо, пожалуйста), правила поведения в гостях, за столом. Но вседозволенность по отношению к природе всегда прощалась. К чему это привело – известно. Очевидно и то , что от детской экологической вседозволенности( сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой( вырубить кедровый лес, извести рыбу, повернуть реку) дорога очень коротка, особенно если она накатана, заасфальтирована и без шлагбаумов. Но дальше… Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Мы с вами должны попытаться перекрыть самое начало этого пути. Поговорим об элементарных экологических запретах, тех, следование которым должно стать нормой поведения каждого человека. Эти запреты как раз и составляют существо так называемых правил поведения в природе.

Давайте продемонстрируем ваше задание. Дети показывают свои плакаты-листовки и рассказывают о них.

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников!

Растение- живое существо. Ветви играют важную роль в его жизни. Листья участвуют в дыхании, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там , где много растений, дышится легко. Мы должны помнить и о красоте деревьев. Цветущая черемуха часто страдает из-за своей красоты.

  1. Не повреди кору дерева !

Известно, что люди вырезают буквы на коре дерева. Это вредит растению, через ранку вытекает сок, проникают микробы и грибы- трутовики. Все приводит к гибели деревьев.

  1. Не рви цветов в лесу и на лугу!

Пусть красивые цветы остаются в природе. Букеты можно составить из тех цветов, которые вырастил человек. Наша привычка рвать все цветы подряд привела к тому, что исчезли многие растения, там , где часто ходил человек. Жертвами нашей «любви» к цветам стали не только изначально редкие растения( ныне многие из них оказались на страницах Красной книги), но и когда-то вполне обычные, например, ландыш. Важно знать , что цветок находится в лесу у себя дома, он связан с другими обитателями. К нему прилетают насекомые, питаясь нектаром. После цветения появляются плоды с семенами, которые попадая в почву снова становятся цветком. Имеем ли мы право сорвать цветок, чтоб он постоял дома да и завял?

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много. Нельзя срывать  все , оставь часть в природе. Из за массового сбора резко уменьшилось количество таких растений как валериана, ландыш, плаун и др.

  1.    Собирая орехи не повреди веток!
  2.    Не сбивай грибы! Даже поганки!

Помни, грибы очень нужны природе! Несъедобные для человека грибы очень полезны для некоторых животных, для них – это лекарство. Даже мухомор – украшение леса, самый красивый гриб. Некоторые грибы занесены в Красную книгу.

  1.   Не убивай пауков, не сбивай паутину!

7                      Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

  1. Не разоряй   птичьих гнезд!                                                        
  2.   Береги лягушек, жаб и их головастиков!
  3.  Не убивай змей, они нужны природе!

Из яда змей человек получает ценнейшее лекарство.

11                           Не лови и не уноси диких животных домой!

Попытки принести домой животных из леса оканчиваются его гибелью. Закон запрещает изъятие диких животных из леса, без достаточно на то оснований.

12                                     Не разоряй гнезда!

Если случайно оказались рядом с гнездом , не трогайте его. Хищники по твоим следам могут найти птенцов или родители могут покинуть гнездо.

13                                 Не шуми в лесу!

14                                  В лесу ходи по тропинкам!

15                                  Нельзя жечь траву!

От огня гибнут звери, птицы, насекомые. Растения.

16                             Не оставляй мусор после себя! Не бросай в водоем!

Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, развивают любознательность, правильное понимание места, роли и меры ответственности человека в мире природных явлений. Хороший совет дает в своем стихотворении Вадим Шефнер.

                                    «Раздумье июльским утром»

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много , а она – одна!

                                    Викторина загадок

Дышит и растет, а ходить не может                         ( растение)

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари
Освещают фонари,

На больших столбах подряд

Лампы белые висят                                       (ландыш)

Горел в траве росистой

ФОНАРИК ЗОЛОТОЙ,

Потом померк, потух

И превратился в пух.                                          (одуванчик)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?                                        ( белка)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.                                        (дерево)

Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей зимой,

А летом – с бритой головой.                             ( пень)

Не все из нас с вами берегут природные сокровища – леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей. Поэтому Глебу Горбовскому пришлось написать и назвать свое стихотворение « Мертвый лес».Послушайте!

Пожар отклокотал и умер.

И умер лес, отзеленел…Трагедию исчислил в сумме

Один хозяйственный отдел. Медведь ушел, удрали зайцы,

Хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца

От неестественной жары.

Стоял, как братская могила, безрукий, безволосый лес!

Что ни пихта-иссякла сила, что ни лиственница- крест!

Я уходил из этой жути с большой тревогой за людей…

Не люди лес сожгли, не люди! Не человек…Злодей,злодей!

Природа – наше богатство. Сберечь его наша задача и долг. Вдумайтесь в призыв к вам писателя Михаила Пришвина.» для рыбы нужна чистая вода- будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице- воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».

Давайте скажем хором: «Нас много, ребята!

                                                Везде, мы живем,

                                                Деревья посадим, сады разведем.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения на природе. Исследовательская работа учащихся

Аннотация•В своей исследовательской работе мы, пытались выяснить, какие  правила поведения  на природе существуют. Своим исследованием мы попытаемся выявить  эти правила и определ...

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе"

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе "Охрана природы весной. Правила поведения в природе." УМК "Перспектива"...

Доклад "Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде".

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы для обучающихся с ограниченными возможностями зоровья по воспитанию экологической культуры....

«Охрана природы весной. Правила поведения на природе»

laquo;Охрана природы весной. Правила поведения на природе»Цель: познакомить с особенностями охраны природы в весенний период, стимулировать бережное отношение к природе.Предметные результаты:Зн...

Экологическое занятие «Правила поведения на природе»

laquo;Моя первая экология» (внеурочная деятельность) для учащихся 1 класса.Учащиеся знакомятся в игровой форме с зелёной аксиомой;Составляют рисуночный (знаково-символический ) текст;  Чер...