Доклад "Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде".
учебно-методический материал
В докладе представлен опыт работы воспитателя школы для обучающихся с ограниченными возможностями зоровья по воспитанию экологической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад экология в нач шк | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
«Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде».
Подготовила: воспитатель Солозобова И.В.
2018г.
"Человек совершил огромную ошибку,
когда возомнил, что может отделить
себя от природы и не считаться с её
законами"
В. И. Вернадский
В последнее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Иногда этот термин употребляют в сочетании с такими словами, как общество, семья, культура, здоровье. Неужели экология столь обширная наука, что способна охватить большинство проблем, стоящих перед человечеством?
Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин «экология» получил такое широкое распространение.
Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задуматься о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены даже не столько охраной природы, столько восстановлением нормальных условий жизни. Но, чтобы восстановить природную среду, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается. У природы нет границ. Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме – Земле – должен знать каждый человек планеты.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто её знает, изучает, понимает. «Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы. к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного. чувство поэзии, а может быть и простая человечность» (В.А. Сухомлинский).
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому начальная школа занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей.
Главная задача экологического образования младших школьников – формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к
природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается непрерывность. При этом под непрерывностью понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают детские годы. На мой взгляд, четкое понимание роли и места начальной школы в системе экологического образования школьников послужит основанием для совершенствования всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.
Достаточно новым направлением совершенствования экологического образования в начальной школе становится проблема управления самостоятельной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды и формированию многогранных отношений к ней с помощью заданий, ставящих ребенка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок.
В процессе экологического воспитания я использую следующие виды деятельности:
-сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе или природосозидательную деятельность взрослых;
-практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов;
-детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
-общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдения, оценочные суждения, действия по уходу;
-экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
-речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
-наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности младшего школьника
Задачи экологического воспитания требуют целенаправленной систематической работы: правильно составить цикл наблюдений, провести наблюдения так, чтобы дети сами заметили все важные особенности живого объекта.
Экологическое образование невозможно без интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий.
Педагоги, работающие в классе в тесном сотрудничестве, знакомят детей с местными экологическими и краеведческими особенностями, так как без элементарных понятий и представлений об экологических проблемах своего края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах невозможно усвоение полноценных экологических знаний. Изучение особенностей природы осуществляется по принципу от близкого – к далекому, от родного города, края – ко всей стране, к другим странам и континентам.
Экологическая работа проводится и с родителями: на родительских собраниях, через индивидуальные беседы и консультации. На них я разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в акциях.
С целью выяснения отношения родителей к вопросам экологического воспитания, его реального осуществления в семье было проведено анкетирование. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов:
-Есть ли дома животные?
-Есть ли комнатные растения?
-Кто ухаживает за ними? Что делает ребенок?
-Бываете ли вы в лесу, парке? С какой целью?
Проводилось анкетирование на первом родительском собрании в 1 классе и после проведения мероприятий экологической направленности в течении года. Анализ анкет показал, что большинство родителей стали уделять больше внимания общению детей с животными, растениями. У большинства имеются дома животные. В 80% семей есть комнатные растения. Если до проведения работы с родителями раньше ухаживали за комнатными растениями в основном взрослые, то после большую часть работы делают дети сами или под руководством взрослых.
Разнообразная кропотливая работа дает хорошие результаты. На основе диагностики можно сделать вывод: дети задают больше вопросов, вопросы становятся более глубокими по смыслу, стараются найти ответы на эти вопросы самостоятельно. Ребята не просто созерцают живые существа, но и переживают, волнуются, радуются, сопереживают, овладели навыками ухода за животными и растениями.
В нашем классе во внеурочное время проведены следующие занятия экологической направленности.
Цикл классных часов по экологическому воспитанию:
- «Береги свою планету».
- «Интересные факты о животных».
- «Дары леса».
4. «Почему нужно беречь воду».
Цикл мероприятий, посвященных Году экологии.
- «Правила друзей природы». Презентация.
- «Ты слышишь голос тишины». Экскурсия.
- «Солнышко из ладошек». Коллективная творческая работа.
Оформление альбома «Растения, полезные для здоровья».
Конкурс рисунков «Растения из красной книги Инжавинского района».
Утренник «Этот пестрый, волшебный, загадочный мир».
Мероприятие для 1-4 классов.
На таких занятиях дети познают окружающий мир в процессе исследовательской деятельности, у учащихся продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для ребят уровне раскрывается сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Ребята узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
Важной задачей, которую решаю в этой работе является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. Школьники приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы. На занятиях с ребятами готовим беседы, сказки, игры, которые показываем ученикам других классов. Дети изготовили экологические знаки, которые потом раздали вместе с памятками «Правила поведения в природе» другим воспитанникам и взрослым. С помощью этих знаков была проведена акция «Осторожно! Природа!» Ребята почувствовали свою значимость, даже будучи в таком юном возрасте они могут тоже оказать помощь природе и предотвратить экологические беды.
Участие детей нашего класса в различных акциях повышает уровень экологических знаний:
Акция "Неделя экологических действий".
Акция "Марш парков".
Акция "Вода и здоровье"
«Чистый дом – чистый двор». Общешкольная экологическая акция.
Участие в тематической линейке «День земли»
Участие в районных экологических конкурсах и акциях заповедника «Воронинский.»
«Зеленые друзья». Школа любителей комнатных растений.
Экологическая акция «Укрась живую елку».
Работа по экологическому воспитанию ведется и за пределами школы. Экскурсии имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Наша школа расположена на границе заповедника "Воронинский", рядом с лесом. Это дает возможность проводить сезонные экскурсии в лес, на речку. Экскурсии стараюсь проводить в то время, когда наступает в природе наиболее яркие изменения. Например, во второй половине осени, когда идет массовое опадение листвы. Зимой – посмотреть следы зверей на снегу. Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.
Я стараюсь учить детей видеть не только красивое, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе. Дети обязательно заметят сломанную ветку и аккуратно ее удалят. Если на ветках много зимой снега, и они пригибаются – то стряхнут. Много радости и удивления доставляют детям показ травы, зимующей под снегом (осторожно раскопав снег, можно увидеть пожелтевшую траву и зеленые листочки).
Заключение.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.
Положительными результатами своей работы в данном направлении считаю:
- наблюдается положительная динамика показателей успеваемости и качества знаний путем введения в процесс обучения и воспитания заданий экологического содержания;
-участие воспитанников в различных акциях, проектах, мероприятиях говорит о существовании стабильного интереса учащихся к охране природы, окружающей среде;
-повышение учебной мотивации учащихся с разным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков;
-оптимизация процесса восприятия учебного материала всеми учащимися класса независимо от способностей.
Список использованной литературы
- 1.Грехова Л. И. «В союзе с природой», Москва – Ставрополь «Илекса. Сервисшкола», 2000 г.
- Елизарова Е.М. «Такие незнакомые знакомые растения», Волгоград «Панорама», 2006 г.
- Лободина Н.В. «Экологическое воспитание в начальной школе», Волгоград «Учитель», 2006 г.
- Молодова Л.П. «Беседы с детьми о нравственности и экологии», Минск «Юнипол», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"
Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....
П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера«Тропинка в природу Севера»
Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...
Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды
Данная исследовательская работа изучает вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические осн...
Реферат "Система работы по формированию экологической культуры младших школьников"
Систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию способствует формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов; повышению уровня знаний младших школьник...
«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»
laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"
Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...