Доклад "Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде".
учебно-методический материал

Солозобова Ирина Викторовна

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы для обучающихся с ограниченными возможностями зоровья по воспитанию экологической культуры.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon доклад экология в нач шк65.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Доклад. 

«Организация работы по формированию экологической культуры, навыков поведения в природе, ответственного отношения к окружающей среде».

 Подготовила: воспитатель Солозобова И.В.

2018г.

                                                            "Человек совершил огромную ошибку,            

                                                              когда возомнил, что может отделить  

                                                              себя от природы и не считаться с её    

                                                              законами"

                                                                                                В. И. Вернадский

   В последнее   время  слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его  употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Иногда этот термин употребляют в сочетании с такими словами, как общество, семья, культура, здоровье. Неужели экология столь обширная  наука, что способна охватить большинство проблем, стоящих перед человечеством?

      Экология – жизненно важная для человека наука, изучающая его непосредственное природное окружение. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь. Это желание  стало особенно острым лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной  хозяйственной деятельности, приводящие к разрушению природной среды. А это в конечном итоге оказало неблагоприятное влияние на самого человека. Вот почему термин «экология» получил такое широкое распространение.

      Из-за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задуматься о будущем, главное для них – получить побольше сегодня. Людей не тревожит, что рано или поздно природа предъявит им свой счет. И расплата может быть очень тяжелой. Уже сейчас в некоторых районах нашей страны жители обеспокоены даже не столько охраной природы, столько восстановлением  нормальных условий жизни.  Но, чтобы  восстановить природную  среду, необходимо знать законы, по которым она живет и развивается. У природы нет границ. Поэтому основы экологии как науки о нашем общем доме – Земле – должен знать каждый человек планеты.

       Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает  человеку стать  великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может лишь тот, кто  её знает, изучает, понимает. «Кто  был глух  к природе  с детства, кто  в детские  годы  не  подобрал выпавшего  из  гнезда  птенца, не  открыл для  себя  красоты первой   весенней  травы. к тому  потом  с трудом  достучится  чувство  прекрасного. чувство  поэзии, а может быть  и простая  человечность» (В.А. Сухомлинский).

     Детям свойственна  доброта  и любознательность, но   не   хватает  опыта и знаний, поэтому  начальная  школа занимает  особое  место  в системе  непрерывного  экологического  образования, где  целенаправленно закладываются основы  экологической  культуры детей.

     Главная  задача  экологического  образования  младших школьников – формирование  у них  экологической культуры, ответственного  отношения  к

природе, понимания  неразрывной  связи  человеческого общества и природы, включающего  систему  экологических знаний, умений, мышления.

     

     Одним  из  важнейших   принципов экологического образования  считается непрерывность. При этом  под  непрерывностью  понимается  взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека  на протяжении всей его  жизни. Особую роль  в  этом процессе  занимают детские годы. На мой взгляд, четкое  понимание роли и места  начальной школы в системе  экологического  образования  школьников  послужит  основанием  для совершенствования  всей методической системы образования младших школьников в области окружающей среды.

     

     Достаточно   новым  направлением  совершенствования экологического образования  в начальной школе  становится  проблема  управления самостоятельной деятельностью  младших школьников  по изучению  окружающей среды и формированию многогранных отношений  к ней с помощью  заданий, ставящих ребенка  в положение  исследователя, открывателя природных  взаимосвязей, тайн  и загадок.

     В процессе  экологического  воспитания   я  использую  следующие  виды деятельности:

-сюжетно-ролевые игры, отражающие различные события в природе или природосозидательную деятельность взрослых;

-практическая деятельность  по созданию или  поддержанию условий для живых  объектов;

-детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

-общение с природой, контакт с объектами растительного  и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдения, оценочные суждения, действия по уходу;

-экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

-речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями, уточнение  представлений о природе с помощью слова;

-наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

-просмотр книг, картин, телепередач природоведческого  содержания – деятельность, способствующая  получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

     Разнообразная деятельность  естественным образом связывает экологическое  воспитание  со всем  процессом развития личности  младшего  школьника

   Задачи экологического  воспитания  требуют  целенаправленной систематической работы: правильно составить  цикл наблюдений, провести  наблюдения так, чтобы дети сами заметили все важные особенности  живого объекта.

     Экологическое  образование  невозможно без  интеграции всех учебных предметов и внеклассных мероприятий.

Педагоги, работающие в классе в тесном сотрудничестве, знакомят детей с местными  экологическими  и  краеведческими  особенностями, так как без элементарных  понятий и представлений об экологических проблемах своего  края, его климате, реках, озерах, полях, лугах, лесах невозможно  усвоение полноценных экологических знаний. Изучение особенностей природы осуществляется по принципу  от близкого – к далекому, от родного  города, края – ко всей стране, к другим странам  и континентам.

     

     Экологическая работа  проводится  и с родителями: на родительских собраниях, через индивидуальные беседы и консультации. На них я разъясняю родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка  играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываю об эколого-оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий, об участии родителей в акциях.

     С целью  выяснения отношения родителей  к вопросам экологического воспитания, его реального  осуществления  в семье было проведено анкетирование. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов:

-Есть ли дома животные?

-Есть ли комнатные растения?

-Кто ухаживает за ними? Что делает ребенок?

-Бываете ли вы в лесу, парке? С какой целью?

     Проводилось анкетирование на первом родительском собрании  в 1 классе и после проведения  мероприятий экологической направленности в течении года. Анализ анкет показал, что  большинство родителей стали  уделять больше  внимания общению детей  с животными, растениями. У большинства  имеются  дома животные. В 80% семей есть комнатные растения. Если  до проведения работы с родителями раньше ухаживали за комнатными растениями  в основном взрослые, то после большую часть работы  делают дети сами или под руководством взрослых.

     Разнообразная  кропотливая работа  дает  хорошие  результаты. На основе диагностики можно сделать вывод: дети  задают  больше вопросов, вопросы  становятся  более  глубокими по смыслу, стараются найти ответы на эти вопросы самостоятельно. Ребята не  просто  созерцают  живые  существа, но и переживают, волнуются, радуются, сопереживают, овладели навыками ухода за животными и растениями.

     В нашем классе во внеурочное время проведены следующие занятия экологической направленности.

 

Цикл классных часов по экологическому воспитанию:

  1. «Береги свою планету».
  2. «Интересные факты о животных».
  3. «Дары леса».

     4. «Почему нужно беречь воду».

Цикл мероприятий, посвященных Году экологии.

  1. «Правила друзей природы». Презентация.
  2. «Ты слышишь голос тишины». Экскурсия.
  3. «Солнышко из ладошек». Коллективная творческая работа.

Оформление альбома  «Растения, полезные для здоровья».

Конкурс рисунков «Растения из красной книги Инжавинского района».

Утренник «Этот пестрый, волшебный, загадочный  мир».

 Мероприятие для 1-4 классов.

 На таких занятиях дети познают  окружающий мир в процессе исследовательской деятельности, у учащихся  продолжается формирование  знаний  о  предметах  и явлениях  природы. Одновременно  на доступном  для ребят уровне раскрывается  сложившиеся  противоречия между  обществом  и природой, пути  его разрешения. Ребята узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.

     Важной задачей, которую решаю в этой работе  является  преодоление  утилитарного, потребительского  подхода  к природе, порождающего  безответственное  отношение  к ней. Школьники  приобретают определенные  умения, позволяющие  им участвовать  в практической  деятельности  по охране природы. На занятиях с ребятами  готовим беседы, сказки, игры, которые  показываем  ученикам  других классов. Дети изготовили  экологические  знаки, которые  потом  раздали  вместе с памятками «Правила поведения в природе» другим воспитанникам и взрослым. С  помощью  этих знаков  была проведена акция  «Осторожно! Природа!» Ребята почувствовали  свою значимость, даже  будучи  в  таком  юном возрасте  они  могут  тоже  оказать  помощь природе и предотвратить  экологические беды.  

   

Участие  детей нашего класса в различных акциях повышает  уровень экологических знаний:

Акция  "Неделя экологических действий".

Акция  "Марш парков".

Акция  "Вода и здоровье"

«Чистый дом – чистый двор». Общешкольная экологическая акция.

Участие в тематической линейке «День земли»

Участие в районных экологических конкурсах и акциях заповедника «Воронинский.»

«Зеленые друзья». Школа любителей комнатных растений.

 Экологическая акция «Укрась живую елку».

   Работа  по экологическому воспитанию  ведется   и за пределами  школы. Экскурсии  имеют  большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное  общение детей с природой в разные  сезоны, активную деятельность  в ней. Наша школа  расположена на границе заповедника "Воронинский",  рядом с  лесом. Это дает возможность проводить сезонные  экскурсии в лес, на речку.  Экскурсии  стараюсь  проводить  в то время,  когда наступает в природе  наиболее  яркие  изменения. Например, во  второй половине  осени, когда идет  массовое опадение листвы. Зимой – посмотреть  следы зверей на снегу. Общение  с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.

     Я стараюсь учить детей видеть не только  красивое, но и отмечать следы грубого  отношения  людей  к природе. Дети обязательно  заметят  сломанную ветку и аккуратно ее удалят. Если на ветках  много зимой снега,  и они пригибаются – то стряхнут. Много радости и удивления  доставляют детям показ травы, зимующей  под снегом (осторожно раскопав снег, можно увидеть пожелтевшую траву и зеленые листочки).

Заключение.

     Экологическое  воспитание  подрастающего поколения – одна из основных задач в данный  момент. Это  трудная, но  интересная работа. Возможностей здесь много. Результат такой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свою школу, улицу, город, Родину чистой и красивой.

     Положительными  результатами  своей работы в данном направлении  считаю:

- наблюдается  положительная  динамика  показателей  успеваемости и качества  знаний  путем  введения  в процесс  обучения  и воспитания заданий  экологического содержания;

-участие  воспитанников  в различных  акциях, проектах, мероприятиях говорит о существовании стабильного интереса  учащихся  к  охране  природы, окружающей  среде;

-повышение  учебной мотивации учащихся с разным  уровнем имеющихся знаний, умений, навыков;

-оптимизация  процесса  восприятия  учебного  материала  всеми учащимися  класса  независимо  от  способностей.

Список использованной литературы

  1. 1.Грехова Л. И. «В союзе с природой»,  Москва – Ставрополь «Илекса. Сервисшкола», 2000 г.
  2. Елизарова Е.М. «Такие  незнакомые знакомые  растения», Волгоград «Панорама», 2006 г.
  3. Лободина Н.В. «Экологическое воспитание  в начальной школе», Волгоград «Учитель», 2006 г.
  4. Молодова Л.П. «Беседы  с детьми  о нравственности  и экологии», Минск «Юнипол», 2001 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"

Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....

П Р О Е К Т по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Тропинка в природу Севера»

Мой проект долгосрочный познавательно-исследовательский. Название проекта:«Тропинка в природу Севера».Участники проекта: Педагоги, воспитанники, родители.Девиз проекта: Самое лучшее открытие...

Экскурсия- особая форма работы по формированию экологической культуры младших школьников.

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.Л юбить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её....

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования экологической культуры в условиях современной образовательной среды

Данная исследовательская работа изучает  вопрос формирования экологической культуры младших школьников посредством проектной деятельности. В исследовании обобщаются педагогические   осн...

Реферат "Система работы по формированию экологической культуры младших школьников"

Систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию способствует формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов; повышению уровня знаний младших школьник...

«Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»

laquo;Программа коррекционной работы. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Программа духовно-нравственного воспитания, развития»...

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...