"Воздух занимает место"
методическая разработка по окружающему миру (1,2 класс) по теме
Данная разработка предназначена для организации занятий внеурочной деятельности учащихся 1-2 класса, для организации проектной деятельности, а также может быть использована на уроках окружающего мира при изучении темы "Воздух".Занятие на основе деятельтностного принципа обучения, включает много опытов и наблюдений, которые будут интересны детям.
Разработка включает: конспект занятия, презнтацию к занятию, задания для групп, журнал исследований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.doc | 35.5 КБ |
prezentaciya_k_zanyatiyu.pptx | 1.06 МБ |
zadaniya_dlya_grupp.doc | 113 КБ |
zhurnal_issledovaniy.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект занятия кружка «Хочу всё знать»
По теме «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО»
Цели занятия: -сформировать представления о воздухе, опытным путем доказать существование воздуха.
-учить проводить опыты, наблюдать, делать выводы, обобщать
-учить работать в группе, выслушивать мнения других, распределять обязанности.
Оборудование:
Презентация урока, мультимедийная установка,
Веер, стакан, ложка, мел;
Емкость с водой, прозрачные стаканы ,бумажные носовые платки,
Емкость с водой, стакан, конфета, вата, чашечка от плавающей свечи;
Емкость с водой, пустая бутылка, стакан;
Бутылка, бутылка с отверстием, маленький воздушный шарик;
Пустая бутылка с пробкой, воронка, емкость;
Пустая бутылка с воздушным шариком, емкость с горячей и холодной водой;
Надутые воздушные шарики(по числу учеников)
Бланки «Мой журнал исследований» (на каждого ученика).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Орг. момент
Поприветствовать детей и гостей.
- Введение в тему урока
-Ребята, посмотрите, что я принесла на сегодняшнее занятие. Он будет главным героем нашего занятия.
Круглый, гладкий ,как арбуз.
Цвет любой, на разный вкус.
Коль упустишь с поводка - Улетит за облака.
Это …..– Воздушный шарик
-А если вы угадаете, что спрятано у шарика внутри - откроется тема сегодняшнего урока. (ВОЗДУХ)
-Вопрос : Как вы думаете, из чего состоит воздух? Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
- Однажды, барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле?: «Как раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался»
-Вы правы, такого произойти не могло, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.
- Проведем эксперимент: Вдохните глубоко воздух, закройте ладошками рот и нос и посчитайте, кто сколько может без воздуха?. Какое было желание? (открыть нос) Страшно даже подумать, что будет если воздух исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Слово «воздух» от слова – вдыхать. А какой газ в воздухе самый важный? (кислород). За сутки человеку необходимо для дыхания 600 л воздуха..
- Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе: веер, стакан, ложка, мел.. С помощью какого из них можно доказать, что воздух есть вокруг нас?
Наше занятие будет посвящено доказательству того, что воздух занимает место
- Учитель проводит опыт «Водолазный колокол» (в качестве невербального импульса). Ученики высказываются по поводу опыта и описывают свои наблюдения. Они пытаются объяснить, почему носовой платок остался сухим.
- Учитель еще раз проводит опыт, опуская стакан в воду под наклоном, так что вода может проникнуть вовнутрь. Дети описывают , что происходит. Они пытаются объяснить, почему носовой платок стал мокрым.
История водолазного колокола.
- Организация групповой работы. Опыты будем проводить по станциям.
Учитель рассказывает об опытах и вкратце демонстрирует их выполнение. Напоминает о поведении: разговариваем очень тихо, перед проведением опыта внимательно читаем инструкцию, опыт делает 1, остальные наблюдают., делаете вывод о наблюдаемом и записываете в журнал исследований.
В конце занятия соберемся вместе, возьмете свои журналы исследований и расскажете, что вы наблюдали, что выяснили.
Итоги урока: Обсуждение
Дети сообщают свои наблюдения ещё раз демонстрируя соответствующие опыты.
Как можно объяснить, что мы наблюдаем?
Слайды с названиями станций и демонстрацией опыта и вывода.
Общий вывод :
ПОВСЮДУ ВОКРУГ НАС НАХОДИТСЯ ВОЗДУХ- В ПУСТЫХ БУТЫЛКАХ, СТАКАНАХ И В ЭТОМ ПОМЕЩЕНИИ,
ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО,
ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО ДРУГОГО, ПОЭТОМУ, В НАШИХ ОПЫТАХ В БУТЫЛКУ ИЛИ В СТАКАН НЕ ПРОНИКАЕТ ВОДА, ВОЗДУХ ТРЕБУЕТ МЕСТА, ХОТЯ ОН НЕВИДИМ,
ТЕПЛЫЙ ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ БОЛЬШЕ МЕСТА, ЧЕМ ХОЛОДНЫЙ,
Заключение
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Задание на дом: нарисуйте наиболее понравившийся опыт в тетрадь.
За работу на уроке я дарю вам частичку воздуха.. Подходите и выберите понравившийся воздущный шарик. Всем спасибо.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОЗДУХ
История Мюнхгаузена
Слово «ВОЗДУХ» от слова ВДЫХАТЬ. В сутки человеку для дыхания необходимо 600л воздуха
ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО . ДОКАЗАТЕЛЬСТВА!!!
« ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ» ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПЛАТКОМ?
« ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ»
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: Соблюдайте порядок и тишину. Вначале работы читайте инструкцию. Опыт проводит один человек, остальные наблюдают. Наблюдения запишите в «Мой журнал исследований» Выслушайте друг друга и сделайте вывод о проведенном опыте.
Подводная лодка НАМОКНЕТ ЛИ ЭКИПАЖ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ?ПОЧЕМУ?
ВОДА НЕ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В СТАКАН, ТАК КАК ТАМ НАХОДИТСЯ ВОЗДУХ.
ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОЗДУХА ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВОЗДУХОМ В БУТЫЛКЕ?
ВОЗДУХ МОЖЕТ ВЫТЕСНЯТЬ ВОДУ.
Надуваем воздушный шар в бутылке. СРАВНИТЕ , КАК НАДУВАЕТСЯ ШАРИК В БУТЫЛКЕ С ОТВЕРСТИЕМ И В БУТЫЛКЕ БЕЗ ОТВЕРСТИЯ,
В БУТЫЛКЕ НАХОДИТСЯ ВОЗДУХ И ОН ПРЕПЯТСТВУЕТ НАДУВАНИЮ ШАРИКА,
Бутылка с воздушным шариком. ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ НАГРЕВАНИИ ВОЗДУХА В БУТЫЛКЕ?
НАГРЕТОМУ ВОЗДУХУ НУЖНО БОЛЬШЕ МЕСТА, ЧЕМ ХОЛОДНОМУ И ОН НАДУВАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК,
ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ МАССУ? ВЕСЫ ? ? ?
Воздух имеет массу и весит.
ВЫВОДЫ: 1. Повсюду вокруг нас находится воздух. 2. Воздух занимает место! 3. Там , где есть воздух, не может быть ничего другого. Воздух требует места, хотя он невидим. 4. Теплый воздух занимает больше места, чем холодный. 5. Воздух имеет массу и весит. ВЫВОДЫ:
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Предварительный просмотр:
Журнал исследований - _________________________
ТЕМА : Воздух занимает место.
Станция | Проведение опыта | Наблюдения |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нарисуй понравившийся опыт:
СТАНЦИЯ 7
ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ МАССУ?
- ВОЗЬМИТЕ В ОДНУ РУКУ КАМЕНЬ,( чувствуете его вес?) А В ДРУГУЮ РУКУ ВОЗДУХ (чувствуете его вес?) .
ВОЗДУХ ЧТО ТО ВЕСИТ?
- ВАМ ДАНЫ: цифровые весы, надутый и сдутый мяч.
КАК С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ ВЫЯСНИТЬ:
имеет ВОЗДУХ вес или нет?
- СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД на основе проведенного эксперимента.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Значение воздуха для жизни. Состав воздуха"
Открытый урок во 2 классе...
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место
Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения...
Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха
Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"
Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...
Презентация "Водолазный колокол" к уроку "Воздух занимает место"
Свойство воздуха занимать место используют в строительстве водолазного колокола....
Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"
Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота. ...