Экологическое воспитание – воспитание человечности.
статья по окружающему миру (3 класс) по теме
Статья об экологическом воспитании младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – воспитание человечности.
Любовь, надежда, страх и вера, вместе
взятые составляют человечность. Это
знаки, приметы и свойства человечности.
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Существует много научных определений этого понятия. В начальной школе наиболее употребимо определение экологии как науки о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой, а под экологическим воспитанием подразумевается воспитание любви к природе.
С первых дней поступления ребёнка в школу эта работа с ним ведётся активно. Но всегда ли продуктивно? Взять хотя бы некоторые приёмы, посредством которых на практике часто воспитывается любовь к природе, и увидим, что они не только сомнительны, но бесспорно приводят к противоположному эффекту. Приведу несколько примеров. Можно наблюдать, как, в целях воспитания у детей любви к природе, диких животных содержат в неволе, к тому же часто без должного ухода. Дети не видят их мучений, привыкают это не замечать, воспитывается у них потребительское отношение к природе. Или во время экскурсий в парк, на луг, к водоёму, во время прогулок учащимся разрешается и даже предлагается собирать цветы, ловить насекомых и т.д. А из своего детства я припоминаю жуткие эмоции и ощущения. Учась в сельской начальной школе, я получила от учителя задание на лето: приготовить экспонат лягушки и коллекцию бабочек. Перед глазами стоят ужасные картины – процедура лишения жизни несчастной лягушки с помощью вил (морителей нам никто не выдавал, не было дано и инструкций к выполнению заданий), продолжительные мучения жертвы. Будучи послушной и исполнительной я не могла ослушаться педагога, но не могла и всё это сделать сама, помогал брат. К счастью, возникший тогда во мне протест и неприятие данного задания не позволили усвоить этот урок жестокости. Этот пример можно рассматривать и как верх бессмысленности таких заданий для учащихся. Могли ли выполнять функцию наглядных пособий неумело подготовленные детьми коллекции животных, способствовали они воспитанию любви к животным? Конечно, нет! Подобные воспитательные мероприятия учат детей не любви, а жестокому уничтожению живого, причём наносится психологическая травма самому воспитуемому. Очевидно, что учительница не хотела причинить какой бы то ни было вред своим воспитанникам. Очевидно и то, что методы и приёмы должны учителем продумываться досконально, прежде, чем они будут применены. Не следует забывать главный принцип в нашей работе – «не навреди!»
Интересно полистать детские книги. Там мы найдём немало стихотворений о природе, содержание которых противоречат экологически правильному поведению. Вот некоторые из них:
«В лес зелёный я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.»
А.Шибаев
«Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, белый, синий цвет…
Замечательный букет.»
М.Бычкова
В детской литературе таких примеров очень много. Как же поступить учителю? Не предлагать их детям? Думаю, что из любого текста можно извлечь пользу, если грамотно и продуктивно провести работу над содержанием произведения. В качестве иллюстрации к данному высказыванию привожу фрагмент работы над указанным выше четверостишием про зайку А.Шибаева.
- Послушайте стихотворение и поделитесь впечатлением: «Что понравилось?»
- От чьего имени ведется повествование? (От имени рассказчика)
Дети перечитывают стихотворение и отвечают на вопросы, выполняют задания учителя.
- Куда планирует отправиться рассказчик?
- С какой целью?
- Представим себя этим маленьким зайчонком…
- Что ты испытал, когда тебя обнаружил огромный незнакомый человек?
- Как ты себя чувствуешь на новом месте жительства?
- По кому, по чему ты скучаешь?
- О чем мечтаешь в неволе?
- Покинем зайкин мир!
- Что бы вы хотели посоветовать рассказчику?
- А что мы с вами можем предпринять, чтобы таких историй в жизни не случалось, что бы беззащитные братья наши меньшие не страдали от необдуманных и жестоких поступков людей? (Изготовление плакатов, стенгазет, лесных предупреждающих знаков, советы товарищам о правильном поведении в природе и т.д.)
Практическая работа (например, конкурс лесных предупреждающих знаков).
Специфика программы «Окружающего мира» первого класса (авт. А.А.Вахрушев) в том и заключается, чтобы обучающиеся познавали мир, сравнивая его с собой, ощущая чувство родства с природой. В основе названного чувства лежит осознанное представление о том, что и человек, и животное, и растение – всё родом из природы и как дети большой семьи очень похожи друг на друга, поэтому и относиться к объектам природы надо по-родственному, по-человечески. Однако восприятие детьми некоторых представителей животного мира экологически негативно. Главная проблема при этом заключается в гармоничном сочетании приемов олицетворения с рациональным познанием окружающего мира. Формирование положительного отношения к «плохим» животным, преодоление негативного отношения к «некрасивым» животным - важный пласт в экологическом воспитании учащихся начальных классов и имеет далеко идущие экологические последствия. Об этом надо помнить, над этим надо работать. Уместно тут вспомнить о самосознании. В гуманистической педагогике оно определяется В.В.Зеньковским как «изначальный и непосредственный факт душевной жизни». Самосознание признается как важнейшая сущностная характеристика личности, являющаяся одновременно механизмов и продуктом саморазвития. Это также свидетельствует в пользу возможности применения личностно ориентированного подхода к воспитанию самосознания в младшей школе. С точки зрения И.С.Кона, самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта деятельности, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный образ «Я». Одной из внешних характеристик самосознания является его двойственная, «диалогическая» природа, которая представлена как рефлексивное и рефлексирующее «Я», где образ «Я» рассматривается И.С.Коном как итог процесса рефлексии. В младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности. Важно развивать у младших школьников такие личностные структуры, которые способствуют видению скрытых противоречий действительности, построению личностной картины мира. «Включение» этих функций - структур будет свидетельствовать о том, что ученик переходит на уровень личностного развития, где деятельность сознания направлена, в первую очередь, на выработку внутренней личностной позиции. По мнению Г.Г.Лаптиевой, к наиболее сложной задаче личностно ориентированного воспитания относится выработка у малышей понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой.
В повседневном образовательно-воспитательном процессе важна и необходима оценка личностных результатов каждого воспитанника. Само содержание дисциплины «Окружающий мир» в современных условиях даёт возможность формирования оценки всего спектра личностных компетенций обучающегося. Учитель не должен оставлять без внимания и оценки нравственные или напротив, безнравственные суждения, поступки школьников. Оценка (но не отметка) выражается в словесной характеристике, например: «ты поступил правильно», «ты молодец» и т.п. В процессе оценивания ученик оказывается в позиции нравственного выбора в той или иной ситуации. Безусловно такая оценка не должна представлять угрозу личности ребёнка, её психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. В процесс оценивания надо включать и самих школьников. Обучение их оценке собственных результатов, достижений своих товарищей должно стать для учителя одной из главных задач своей деятельности.
«Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности», - писал В.А.Сухомлинский. Мы в своей педагогической деятельности должны воспитывать это в детях, да и сами имеем возможность доказать свою человечность: став примером для своих воспитанников, с любовью, надеждой, страхом и верой взращивать в них благородство, доброту, ответственное отношение и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. И так, «Человечность – это осмысленное чувство; только воспитание его развивает и укрепляет» - утверждает Клод Адриан Гельвеций, а нам разумно с ним согласиться и принять его утверждение как инструкцию к действию.
20.07.2012 Е.И.Козлова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе
Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...
Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»
Статья о понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...
Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)
Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...
Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе
Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....
Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»
В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание как средство формирования основ экологической культуры
Цели и задачи экологического воспитания. Возможности школы в формировании экологической культуры. Практическая деятельность детей. Работа с родителями....