Урок окружающего мира, 3 класс, система Занкова
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Это урок формирования новых знаний. Продумывая этапы урока, мне было важно, чтобы дети не боялись высказывать ошибочных мнений. Поэтому построила урок по технологии критического мышления.  Эта технология направляет исследовательскую деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya.doc38.5 КБ
Office presentation icon k_uroku_antarktida.ppt775.5 КБ
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc8.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Сегодня прекрасное утро. Какие добрые у вас лица и умные глаза. Приступим?

2. Побуждение.

Игра:

И не мячик у меня

И не глобус у меня,

А Земля.

Я верчу его, кручу.

Остановить его хочу.

Это суша иль вода?

Догадайтесь-ка, друзья!

Байкал - ...

Африка - ...

Чёрное - ...

Австралия - ...

Байкал - ...

Антаркида - ...

Сообщение темы.

-Поговорим об Антарктиде? Тогда - вперёд!

Актуализация знаний.

-Что знаете об Антарктиде?

Работа с глобусом.

-У меня в руках ... (глобус)

-Какую форму имеет Земля? (неправильную круглую. Она чуть приплюснута у полюсов)

-Сколько полюсов на Земле? (... и ... )

-Область, окружавшая Северный полюс, называется... (Арктикой)

-Область, окружавшая Южный полюс ... (Антарктика)

-Знаете ли вы приставку - АНТИ? (против)

-Арктика - АНТИ-Арктика (Антарктика)

-Разобрались что - где?

-Антарктида в Южной области - Антарктике.

-Хотелось бы вам ещё что-то узнать об Антарктиде?

-Что вам интересно? (называют)

-На доске:

  • Почему низкие температуры?
  • Кто открыл и когда?
  • Какова толщина льда?
  • Эндемики.

-Какие науки помогут найти ответы? Наука - ЛОГОС.

-Я вам помогу:

  • Биология (био - жизнь)
  • Метеорология (метеа - атмосферные явления, погода)
  • География (гео - Земля, графо - пишу, землеописание)

-А вот интересно, какая наука изучает лёд?

  • Гляциология. Лёд - гляцио.

В Америке - американцы, в Австралии - ... (австралийцы), в Антарктиде - ... ? (нет коренного населения)

-Почему? (природные условия очень суровые)

-Как вы думаете, люди там всё-таки есть? Кто?

Материк условно поделён на зоны, в которых отдельные страны занимаются научными исследованиями.

-С этой целью они организуют на материк ... что? (экспедиции)

-Мы с вами тоже изучаем этот материк. Давайте и мы совершим научную экспедицию в Антарктиду, только виртуальную.

-Остаётся только выбрать вид транспорта.

В руках книги:

  • Жюль Верн «80 дней вокруг света»
  • «5 недель на воздушном шаре»
  • Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей», гл. - Как Знайка сделал воздушный шар

-Что связывает эти книги? Найдите ключевое слово. (воздушный шар)

Чтобы шар  взлетал всё выше, к корзине привязывают балласт и постепенно его сбрасывают. Нашим балластом будут науки.

По мере того, как будем узнавать новое, будем сбрасывать балласт.

-Готовы работать?

3. Познание.

Страница, 12 - учебник.

-Чтобы ответить на все вопросы, надо изучить материал.

-Прочитайте и найдите ответы на вопросы.

-Кто будет готов, поднимите руку. (дать дополнительные карточки)

После чтения:

-Кто готов отправиться в сложнейшее путешествие?

-Приглашаю к доске географов.

  • Показ на карте
  • Сравнение с картой в учебнике. (СЛАЙД) Почему такая?

Показываю на глобусе.

  • Называет ребёнок первооткрывателей (СЛАЙД) и год открытия. (1820 г.- СЛАЙД)

-Кстати, летом или зимой произошло открытие материка? (28 января)

28 января 2010 года исполняется 190 лет со дня открытия материка.

-Почему именно в это время? (полярный день)

-Сумели Беллинсгаузен и Лазарев высадится на материк? Почему?

-Наличие льдов даже летом говорит о ... (том, что этот материк самый холодный на Земле)

-С чем это связано? (отталкиваемся от экватора и говорим о наклоне солнечных лучей)

СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ - выношу на доску

БАЛЛАСТ СНЯТЬ

-Вот теперь погорим о льде.

-Что нам об этом говорит наука ... ГЛЯЦИОЛОГИЯ? (лёд до 4 км)

ЛЁД - выношу на доску

Льды занимают 99% всей площади материка.

Материк, если смотреть со стороны, имеет выгнутую форму. Вот что подметили исследователи: ставя флаг на полюсе, он смещается то в одну сторону, то в другую. (РИСУНОК ЗАРАНЕЕ НА ДОСКЕ)

-О чём это говорит? (льды двигаются)

-Что происходит с льдиной на берегу? (откалывается и получается айсберг - огромная глыба льда) (СЛАЙД)

Самый большой айсберг в начале 90 годов прошлого века:дл. - 154 км, шир. - 35 км.

-Толщина льда тоже объясняет ... что? (почему этот материк холодный)

Под толщей льда много скрывается тайн:

  • Озеро Восток
  • Бактерии, способные к жизни

БАЛЛАСТ СНЯТЬ

-Метеа преводится ещё как НЕЧТО В НЕБЕ.

-Пожалуйста, с точки зрения метеорологов ... что там происходит?

  •  -89,2* (СЛАЙД)

-Объясните, почему настолько низкие температуры?

-Свяжите воедино солнечные лучи и лёд(снег) (отражаются, не дают прогреваться поверхности)

-Посмотрите через окно на небо. Что вы там видите? (облака)

Представляете, а в Антарктиде нет облачности! От этого ещё ... холоднее. Плюс ко всему, дуют сильнейшие ветры. (90 м/с)

БАЛЛАСТ СНЯТЬ

-Ну вот, подошли к эндемикам.

-Напомните, что это такое?

-Кто является эндемиками этого материка? (пингвины и лишайники) (СЛАЙД)

-Почему они обитают только на этом материке? (удалённость)

ТЕРРА ИНКОГНИТА - не могли долго найти

Императорские пингвины самые большие и красивые. Адели- самые распространённые и маленькие.

БАЛЛАСТ СНЯТЬ

Итог урока.

-Ну, можем взлетать.

-Один из вас, опираясь на иллюстративный материал, расскажет, что он узнал об Австралии.

-Кто готов?

4.Рефлексия.

-Чтобы взлететь блестяще, составим СИНКВЕЙН (фр.стихотворение)

Дети называют, я выбираю и выношу на доску:

АНТАРКТИДА (заранее выношу на доску)

Холодная, неприступная.

Лежит (на краю Земли), исследуется (учёными), закована (льдами).

Имеет большое значение для науки.

Материк.

-Перечитаем, что у нас получилось.

-Вот в такой краткой форме мы изложили главное нашей темы.

-Как вы думаете, справилась наша экспедиция с научными целями, которые были поставлены в начале урока?

-Молодцы! Можете погладить себя и своего товарища заодно по головке. (шутка)

-Урок окончен. Всем спасибо!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антарктида М.П. Лазарев Ф.Ф. Беллинсгаузен 1820 год -89,2° 90 м/с


Предварительный просмотр:

Синквейн .

Антарктида.

Холодная , неприступная.

Лежит (на краю Земли), исследуется (учёными), закована (льдами).

Имеет большое значение для науки.

Материк.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова "В царстве грибов"

Сценарий урока написан  в рамках  технологии «развитие критического мышления через чтение и письмо»...

Урок окружающего мира по системе Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."

Урок окружающего мира по системе  Л.В.Занкова в 1 классе по теме "Родовой строй."...

Конспект урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова

Тема урока "Живая природа. Животные"...

Урок окружающего мира по системе Занкова 3 класс" Наследие древнего мира"

Урок развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде,воспитывает толерантность, уважение к историческому и культурному наследию народов мира...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Презентация к уроку Окружающего мира по системе Л.В.Занкова 2 класс "Смерч"

В данной презентации представлен материал для урока оуржающего мира по теме "Смерч"....