Учебный проект"Синица"
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) по теме

Лабко Татьяна Александровна

Данный материал представляет собой методическую разработку, презентацию и буклет по проекту! Работа выполнена учениками 3 класса совместо с классным руководителем для урока окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinica___socialnyy_proekt.docx33.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта:

          "Синички - зимующие птички"

Цели:

  1. Воспитывать любовь к природе.
  2. Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Задачи проекта:

  1. Расширение экологических представлений младших школьников.
  2. Обеспечение более широкой и разнообразной  практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
  3. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.
  4. Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.

Актуальность проекта:

Мы кормушки смастерили.

 Птичек в гости пригласили!

 Прилетели птички – бойкие синички.

 Угощение клевали

 И тихонько напевали:

 "Динь-дилень, динь-дилень,

На дворе стоит зимняя стужа. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях.  Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

Практическая значимость проекта:

  1. привлечение  большого количества   учащихся к зимней подкормке птиц

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта мы ожидаем, что наш опыт используют в своей деятельности ребята из других классов.

Наша работа будет служить примером для подражания.

                                     Этапы и ход работы

1.Подготовительный  этап. Планирование проекта.

  1. Определение творческого названия проекта.
  2. Обсуждение проблемы, целей, задач.

2.Основной этап.  Выполнение проекта.

  1. Зачитывание сообщений учащихся о синицах. Питание птиц.  Особенности их поведения. 

Наблюдение.

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

  1. “Птичья мастерская” - изготовление и развешивание кормушек для птиц.

Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.

 Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.

Листовка – обращение.

                 Дорогие ребята!

 Зимой очень трудно птицам.

Они ждут нашей помощи.

 Сделайте и развесьте кормушки.

 Не забывайте каждый день подсыпать корм.

 Птицы – наши друзья! Они отблагодарят нас летом: споют нам свои лучшие песни, защитят от вредителей наш сад и огород!

                                                                                  Ученики 3 класса.

Памятка "Как подкармливать птиц".

 1. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.

3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.

 4. Кормушки нужно держать в чистоте.

3. Фотовыставка «Птичка – синичка».

4. Сочинения о синичке.

5.“День синиц  ” – праздник.

3 Заключительный этап. Итоги.

 Оформление портфолио проекта.

                         Заключение:

 В итоге проведённых наблюдений  научились:

 делать кормушку, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;  

 кормить птиц различным кормом;

 наблюдать и вести дневник наблюдений.

Узнали:

 как различить синиц по окраске;

 какие корма предпочитают синицы.

Сделали выводы:

Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. К нашим  кормушкам  стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Мы  наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал. Мы с этим согласны. На кормушке они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

 Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;  

 В ветреные дни птицы не прилетают.  

 Из кормов синицы предпочитают сало.

 Синицы прилетают на кормушку  по 2-3.

 Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.

 За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Т. Евдошенко «Берегите птиц».

                               О птицах много знаем мы

                         И в то же время мало,

                         И нужно всем: и вам, и нам, -

                         Чтоб их побольше стало.

                         Для этого побережём

                         Своих друзей пернатых,

                         Иначе мы к нулю сведём

                         Певцов наших крылатых.

                          Съедят деревья и плоды

                          Личинки насекомых,

                         И поредеют все сады

                         Без наших птиц знакомых.

                         Зимой поставь кормушку им,

                         Синицам дай ты сала;

                         Пшено едят все воробьи,

                         Подсыпь, как станет мало.

                         Они вознаградят труды,

                         И зацветут кругом сады.

                         Среди зелёной той листвы

                         Их песенку услышишь ты.

                                                 

Сочинение

                                                Синички.

Стоит чудесный зимний денек. Под моё окошко летят прелестные маленькие птички. Это синички. Вот они сели на ветки кудрявой берёзки. На голове черная шапочка. Спинка, крылья и хвостик - жёлтенькие. На коротенькую шейку птичка, словно галстучек надела. Грудка ярко-жёлтенькая, будто жилеточка. Красивая птичка!

Клювик у птички тоненький.

Синички очень любят сало. Не забудьте об этих птичках зимой. Пусть зима для них будет доброй!

 

1. В нашем крае зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы.

 2. Сытой птице мороз не страшен.

 3. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Приметы.

 1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.

 2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

 3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.

 4. Перед метелью воробьи чирикают.

 5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

 6. Синицы порхают под окном – к холоду.

 7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.

 8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.

 9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.

7. “Птичьи имена”.

Как и почему птицы получили свое название?

Клест

Название “клест” произошло от старорусского слова клестить, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен.

От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Эта птица еще необычна и тем, что зимой выводит птенцов. Эта птица зимородок.

Поползень

Маленькая зеленоватая птичка быстро передвигается по стволу дерева вниз головой. Она как будто ползет. Это поползень. Она обследует все трещинки и щели в коре дерева. Поползень ловко достает насекомых своим тонким клювом.

Воробей

Эту птичку знают все! Это самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детенышей воробьи насекомыми. А аппетит у воробья отменный. Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых.

Но любит эта птичка и семечки, и зерна, и ягоды. Целые воробьиные стаи собираются на токах, элеваторах, воруя выращенные зерна.

- Вора бей! Вора бей! – кричат люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

За горсточку зерна, похищенную у людей в голодное зимнее время, эти птицы многократно отблагодарят летом, сберегая тонны урожая от вредных насекомых.

Сорока

У сороки прозвище – белобока. И правда, по бокам у нее совсем белые перышки. А вот головка, крылья и хвост – черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом.

Очень нарядная птица сорока! Но известна она и своим неуживчивым характером. Вечно она кричит и ссорится – отсюда и название “сорока”.

8. Конкурс сочинений “Помоги птицам зимой”.

Сочинение

Синички.

Стоит чудесный зимний денек. Под моё окошко летят прелестные маленькие птички. Это синички. Вот они сели на ветки кудрявой берёзки. На голове черная шапочка. Спинка, крылья и хвостик - жёлтенькие. На коротенькую шейку птичка словно галстучек надела. Грудка ярко-жёлтенькая, будто жилеточка. Красивая птичка!

Клювик у птички тоненький.

Синички очень любят сало. Не забудьте об этих птичках зимой. Пусть зима для них будет доброй!

Епифанов Леша

Сочинение

Помоги птицам зимой.

Все с нетерпением ждут зимы. Вот она и пришла - пора веселых игр и забав. Дети уже приготовили лыжи и санки. Весело ребятам зимой!

Везде много снега. В воздухе кружатся пушистые снежинки. На ветвях деревьев шапки снега. Иногда они срываются и падают на землю хлопьями. Ветки покачиваются, и снежная пыль сверкает в воздухе. Красиво зимой!

Но не забудьте зимой и про птиц! В это время зимующим птицам голодно. Землю и кусты замело снегом. Где достать корм? На помощь птицам должны приходить дети.

Помни, надо развесить кормушки, и каждый день приносить корм! Иначе, кто будет радовать песнями весной?

Тюрмина Настя

Сочинение

Снегири.

Только у одной прекрасной птицы снежное имя – это снегирь.

Много в лесу разных звуков. Среди них тихие посвисты. Красногрудые птицы сидят, на покрытых каплями влаги, ветках. У нас в огороде растет черемуха. Частые гости в это время на ней – снегири. Их хорошо можно рассмотреть. Красные грудки этих птиц ярко выделяются на заснеженных ветках, будто яблоки. Нет красивее птицы!

Зимой, особенно в сильные морозы, мы должны заботиться о птицах. Снегири – первые птицы, которые появляются в наших садах с наступлением холодов. Эти птички радуют нас своей красотой, помогают пережить долгую холодную зиму.

9. “Птичий КВН”.

Что положить в кормушку: синичке, снегирю, воробьям, клесту, зяблику, щеглам (сало, ягоды рябины, крупу и крошки, семена шишек, разные семена, семена чертополоха и репейника).

Узнай по картинкам птиц.

Кто зимой выводит птенцов?

Что птицам зимой страшнее: холод или голод?

Кто из птиц носом сажает дубы? (Cойки)

Какие птицы делают запасы на зиму? (Cойки)

У какой птицы самый длинный язык? (Дятел)

Где синицы вьют гнезда?

Какую пользу приносят синицы?

10. Распространение листовок среди населения с просьбой организовать зимой птичьи столовые.

Листовка.

Дети и взрослые! Помните!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут вашей помощи.

Развесьте кормушки и каждый день приносите корм.

Ведь птицы - наши друзья! Весной они вас отблагодарят.

Подведение итогов.

Ответьте на вопросы анкеты:

1. Удалось ли вам сделать то, что вы задумали, удалось ли достичь тех результатов, что вы выдвинули в начале проекта?

2. Что было сделано хорошо? Назовите такие дела.

3. Что не получилось или получилось не совсем так, как вы планировали?

4. Как вы думаете, могли бы сказать вам “спасибо” птицы за этот проект, если бы умели говорить?

5. Что нового вы узнали за время выполнения проекта? Чему научились?

6. Изменились ли вы в своем отношении к птицам? Как?

7. Испытали ли вы чувство радости, гордости, когда к вашей кормушке прилетели птички?

8. Захотелось ли вам сделать еще что-то доброе для птиц?

Не всегда просто ответить на эти вопросы самостоятельно, оценить самому свои действия и поступки, поэтому, отвечая на эти вопросы, посоветуйся со взрослыми и сверстниками. Пусть они расскажут, что думают о тебе и твоей работе.

Цели

Воспитывать любовь к природе .

Познакомить с зимующими птицами нашего края.

Объяснить понятия: птицы- кочевники, промысловая птица, оседлые птицы

Научить детей заботиться о птицах, помогать им в зимнее время.

Задачи

Расширение экологических представлений младших школьников.

Углубление теоретических знаний учащихся по окружающему миру, формирование ряда основополагающих экологических понятий.

Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников.

Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по данной теме.

"Синички - зимующие птички"         

Задачи проекта:

 1.Подобрать и изучить литературу о жизни синиц.

 2.Понаблюдать за птицами в природе.

 3.Определить значение синиц в природе и в жизни человека.

 4. Написать памятки «Меню для синичек»!»

 5. Сделать зимнюю кормушку для птиц.

 6. Создать папку литературных и творческих работ о синичках(рисунки, аппликации), подобрать загадки, пословицы, приметы о птицах.

Проект «Птицы на кормушке»

Конкурс «Детский исследовательский проект»

Номинация «Окружающий мир»

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи. В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.

 Вся эта работа воплотилась в проекте « Птицы на кормушке».

Актуальность: большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу. Цель: наблюдение за дикими зимующими птицами, их подкормка.

 Задачи проекта:

 Смастерить кормушку и установить ее в удобном для птиц и для наблюдателя месте.

 Проводить регулярные наблюдения за кормушкой в течении месяца.

 Фиксировать наблюдения в дневнике.

 Оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку.

 Помочь птицам пережить холода.

 Этапы проекта

Подготовительный:

 Создание кормушки.

 Выбор места для нее.

 Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. Мы с папой сделали кормушку из дерева. В кормушке крыша, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, несоленое сало.

Основной:

 В течении месяца ежедневное кормление птиц.

 Наблюдение за их поведением.

 Использование разных кормов.

 Учет количества птиц, их видов.

 Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

Каждый день я добавлял в кормушку разный корм. К моей кормушке стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Я наблюдал за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал. Я с этим согласен. На моей кормушке они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

Я взял в библиотеке книги: «Школа юннатов» Анатолия Онегова и «Книга природы». Из них я узнал, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. Я раньше думал, что сорока разбойница, воровка, всё тащит в гнездо. А оказалось она добрая мама, аккуратная и чистоплотная. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели.

Из журнала я узнал, что Союз охраны птиц России ежегодно выбирает птицу года. Ранее такой титул носили лебедь, зимородок, сова, снегирь. Птицей 2010 года назван чибис.

Заключительный:

 В итоге проведённых наблюдений я научился:

 делать кормушку, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;  

 кормить птиц различным кормом;

 наблюдать и вести дневник наблюдений.

Я узнал:

 какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;  

 как различить птиц по окраске;

 какие корма предпочитают птицы;

Сделал выводы:

 птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;  

 В ветреные дни птицы не прилетают.  

 Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.

 Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички- по 2-3, сороки- по одиночке.

 Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.

 За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

3. Наблюдение.

Задачи: отмечать в дневниках наблюдений температуру воздуха; подсчитывать число птиц, прилетающих к кормушке в течение одного часа, наблюдать за поведением птиц.

 Выводы: в холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"

В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...

Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников

В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...

Методический проект: «Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах»

Методический проект«Применение метода учебных проектов при обучении математике в начальных классах» 1. Актуальность педагогического опытаВ сентябре 2014 года мне предстоит принять 1-ый...

Учебно-методические рекомендации на тему: «Учебные проекты младших школьников»

В данной теме описан теоретический материал,который использовался учителем при работе с учащимися....

Проект «Синицы…полезные или «вредные» птицы»

Проект "Синицы...полезные или вредные птицы"...