Конспект урока "Волшебница-зима" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира, проведённого в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnica_-_zima.rar9.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Идёт волшебница зима!»

(окружающий мир + ИЗО + чтение)

Учитель: Матвеева Н.В.; 3 «А» класс

Цель: активизировать знания детей с целью повторения научных сведений; познакомиться с новым понятием «витраж», научить выполнять витраж коллективно, используя изобразительное творчество.

Задачи:

образовательные: познакомить детей с образованием ледяных узоров на стёклах, активизировать ранее полученные знания о сроках прихода зимы, выяснить где и как образуются снежинки, познакомить учащихся с понятием «витраж» и выработать умение самим составлять витражи.

воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного при рассмотрении пейзажей с изображением зимней природы,

развивающие: продолжать развивать художественные умения, способность изображать свои впечатления при помощи кисти и краски, работать над выразительностью речи

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением зимней природы, видов витражей, иллюстрации зимний пейзажей, цветная синяя бумага, белая краска (гуашь), кисти, ватман, карточки с пословицами, карточки с заданиями для групп, учебник «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой.

  1. Оргмомент.
  2. Работа с календарём погоды.
  3. Новый материал.

- Сегодня мы поговорим о зиме. Прочитайте тему урока (на экране   тема урока «Идёт волшебница зима!»). - Какие приметы зимы описал поэт:

А нынче... Погляди в окно! Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит... (Дети называют приметы зимы)

- Какие стихотворения о зиме знаете? (Ученики читают стихи о зиме, а в это время демонстрируются с помощью мультимедийного проектора зимние пейзажи).

4.        Работа в группах.

Дети предварительно разделены на группы.

Каждая из трёх групп получает карточки с вопросами или заданиями. Учащиеся

выполняют задания, используя справочный материал.

Карточка № 1.

Ответьте на вопросы и запишите.

  1. Когда зима начинается по календарю?
  2. Когда начинается зима по Солнцу?
  3. Что в природе считается началом зимы?
  4. Когда начинается метеорологическая зима?

Запишите, когда наступает зима.
По   календарю   зима   начинается              и   заканчивается

___________________.

По Солнцу (астрономическая зима) начинается с ____________________

(день зимнего солнцестояния) до         (весеннего равноденствия).

В природе началом зимы считается _______________________________

____________________________________________________________.        

Метеорологическая зима начинается        

____________________________________________________________.

Карточка № 2.

  1. Где образуются снежинки?
  2. Что такое снег?
  3. Почему снег иногда скрипит под ногами?
  4. Чем похожи и чем отличаются природные явления роса, град, снегопад?

Карточка № 3.

Прочитайте статью и ответьте, как и из чего образуются снежинки. Ты уже знаешь, что вещество снежинок - это вода. Но ведь ты уже пробовал заморозить воду. Что у тебя получилось? Лёд.  Но на стенках морозильной камеры ты можешь разглядеть маленькие снежинки. Как же они попали туда?

Снежинки - это замёрзший водяной пар.

В природе водяной пар поднимается высоко, где холодный воздух превращает его в симметричные шестилучевые снежинки. Потяжелев, они опускаются на землю.

Если не очень морозно и нет ветра, снежинки слипаются во время падения и образуют снежные хлопья. Если же дует сильный ветер, то он обламывает тонкие лучики снежинок, и тогда летит снежная крупа. Проверка.

5.        Знакомство с понятием «витраж».

- Какое природное явление описала школьница? Наблюдали ли вы его? Стр. 47 учебника.

Сообщение ученицы.

Ледяные узоры образуются в сильные морозы на внутренней стороне оконного стекла в домах, в автобусах, трамваях, троллейбусах, в вагонах электричек. Пары воды, находящиеся в теплом воздухе внутри дома или

выдыхаемые пассажирами в транспорте, соприкасаются с холодным стеклом и превращаются или в капельки воды - если стекло не очень холодное, или же сразу в кристаллы льда - если стекло очень холодное, как бывает при сильных морозах. Кристаллы льда нарастают один за другим, наслаиваются, ветвятся и образуют на поверхности стекла причудливые узоры. Толщина морозных узоров тем больше, чем сильнее мороз за окном и чем больше влаги в воздухе помещения.

  1. Сегодня мы будем рисовать морозное окно, окно, покрытое ледяным узором.
    Какие узоры мы можем увидеть на окне? (Дети называют увиденные ранее
    узоры,   элементы  узора.   А  экране   проецируются   изображения   стёкол   с
    ледяными рисунками).
  2. Наше окно будет выполнено в технике витража.

Другая   ученица   сообщает,   что   она   нашла   в   словарях   о   витражах (использовались Толковые словари)

Далее демонстрируются слайды с применением витражей в архитектуре и дизайне предметов.

  1. Самостоятельная работа учащихся (рисование на синей бумаге белой краской
    зимних узоров), составление коллективного витража.
  2. стр. 48 учебника

  1. Отгадайте загадку. (Декабрь)
  2. Декабрь начинает зиму и завершает год. Раньше люди считали, что 22
    декабря солнце умирало, и очень ждали его появление. Это особенный месяц,
    поэтому народ придумал много пословиц и поговорок о декабре.
  3. На доске некоторые из них рассыпались, нужно их собрать   и объяснить
    смысл.

Декабрь – стужайло

Декабрь –

В декабре зима стелет белые холсты,

 ночь года.

а мороз через реки наводит мосты.

на всю зиму землю

студит.

        Декабрь глаз снегами                          да ухо морозом рвёт.

                тешит

Все вместе собирают поговорки и объясняют смысл.

8.        Инсценировка сказки «Суд над декабрём».

  1. А вот какую  историю увидел В. Бианки на озере и рассказал нам.
    Инсценировка сказки.
  2. Какие животные радуются приходу зимы? Почему?

9.        стр. 50 учебника.

-        Задание:  вставить  пропущенные  слова.  (Проверка осуществляется  при
помощи проектора).

10. Итог.

  1. Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы?
  2. Чем примечателен день 22 декабря?

-        Объясните поговорку «Солнце - на лето, зима - на мороз».
Конец урока.

Использованные ресурсы:

  1. О.Т.Поглазова «Окружающий мир», учебник, 2010 г.
  2. О.Т.Поглазова «Окружающий мир», рабочая тетрадь, 2010 г.

3. http://www.deti-lit.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс математика

очень удобно так оформлять конспекты, попробуйте!...

Конспект урока 4 класс

Тема баскетбол....

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Конспект для 1 класса "Первый раз в первый класс"

Подробный конспект урока Дня Знаний для 1 класса...

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс по математике.

Конспект урока в классе комплекте 3 – 4 класс  по математике.Тема:  Закрепление знаний табличного умножения чисел 2, 3, 4. Цели: 1.Закрепить знания учащихся табличного умножения чисел 2...

Конспект урока "Наш класс в школе. Мы – дружный класс"

Конспект урока по окружающему миру "Наш класс в школе. Мы - дружный класс", 1 класс, УМК "Перспектива"...

Конспект учителя начальных классов по русскому языку для 3 класса на тему "Типы текстов".

план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме "Типы текстов"....