Урок окружающего мира "Равновесие в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок окружающего мира в 1 классе "Равновесие в природе" , УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_1.docx | 196.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1-м классе "Равновесие в природе" (УМК "Школа–2100")
Цель урока: формирование начального представления о биотическом круговороте веществ и экологическом равновесии, связывающих все живое и неживое.
Задачи урока:
– проследить на примерах роль живых организмов разных “профессий” в природе;
– рассмотреть значение природы для человека;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: учебник “Я и мир вокруг”, А. А. Вахрушев, часть 2, 2010 г.; презентация, компьютер, мультимедиапроектор; Красная книга России, плакат “Их нужно спасти”; природные заповедники и заказники (любое издание); сюжетная картинка “Мартышка, Слоненок и Попугай”.
Ход урока
I. Концентрация внимания, настрой на урок.
– Скажем хором: “Сегодня все будет хорошо”, “У меня хорошее настроение”, “Сегодня я буду предельно внимателен”.
Фразы повторить 1–2 раза вслух с улыбкой.
II. Объявление темы и целей урока.
– На прошлом уроке мы начали знакомиться с живыми обитателями планеты. Прочтите тему сегодняшнего урока в учебнике на стр. 58.
– Задача нашего урока – исследовать связь живого и неживого в природе, удивительную взаимную приспособленность всех живых организмов.
III. Актуализация знаний.
– Чтобы выполнить эту задачу, нам нужно вспомнить: во-первых, что или кого мы называем живыми организмами? Во-вторых, какими свойствами обладают живые организмы?
Слайд
СОЛНЦЕ РОМАШКА БЕЛКА
– Как эти слова распределить на две группы?
– Живые организмы – это… (растения и животные).
Задумчивый Слоненок посмотрел на розу и соловья и сказал: “Они так похожи друг на друга”. Мартышка заметила: “Нет, они совсем разные”.
Слайд
Проблемный вопрос: Кто же из них прав? (Предположения детей.)
– Ответ на этот вопрос найдем на уроке.
– Какими свойствами обладают живые организмы? (Ответы детей.)
– Проверим наши предположения.
Слайд
– Рассмотрим обе группы (растения и животные) подробнее.
Слайд
– Что изображено на первой иллюстрации учебника (стр. 58)? (Растения.)
– Как, из чего строят свой организм растения? (Из воздуха, почвенной влаги и растворенных в почве питательных веществ. Растения используют для этого силу солнечного света.)
– Прочитайте текст над иллюстрацией и скажите, о какой важной способности растений сообщается.
– Вспомните, как образно принято называть растения. (Кормильцы.)
– Кто изображен на второй картинке? (Животные)
– Могут ли животные создавать себе пищу так же, как растения?
– А как поэтому называют животных? (Едоки.)
– Чем питаются животные?
– Уточним отличия животных от растений: способ питания, подвижность, способность очищать воздух, цвет.
– Вернемся к размышлениям Слоненка и Мартышки о розе и соловье. Кто прав?
Проблемные вопросы:
Слайд
Может ли растение жить без животных?
Слайд
Может ли животное жить без растения?
IV. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
(Проводится игра “Великаны и карлики”.)
V. Совместное открытие нового.
– Наши исследования продолжаются. Наблюдения показывают, что каждый живой организм приспособился сосуществовать вместе с другими живыми организмами.
Слайд
– Растения создают сложные вещества из простых и служат пищей для растительноядных животных. А те, в свою очередь, являются пищей для хищников.
– Прочитайте на с.59 учебника, что происходит, когда растения и животные умирают.
Микроорганизм (микроб) – мельчайший животный или растительный организм, различимый лишь в микроскоп.
– Итак, получилась круговая связь живого и неживого.
Проблемный вопрос: Подумайте, что будет, если исчезнут: растения; растительноядные животные; хищные животные; почвенные микроорганизмы?
(Если бы исчезли все растения – не стало бы пищи для травоядных и кислорода для дыхания. Исчезли бы травоядные – растений стало бы слишком много, они не могли бы расти; пропали бы и хищники, т.к. им нечем стало бы питаться. Исчезли бы хищники – слишком много стало бы травоядных, они съели бы все растения. Исчезли бы мусорщики – никто бы не разрушал тела умерших, они заполнили бы всю землю.)
– Какой сделаем вывод из наших наблюдений? (В природе нет ничего лишнего.)
Сравним наш вывод с учебником на с.59 внизу.
VI. Физкультминутка.
Слайд
Игра “Волшебное окошко”.
– Умеете ли вы фантазировать, воображать, представлять себе какие-либо картины из жизни растений и животных?
Учащимся предлагается “выглянуть в окошко” (раскрашенную рамку) – пофантазировать и рассказать, что они видят за “окошком” (какое растение или животное и т.п.) (Например: за голубым “окошком” дети “видят” море и его обитателей, небо, и парящих в нем птиц, за зеленым – лес, луг и т.д.)
VII. Продолжение открытия нового.
– Следующий шаг нашего исследования – место обитания. Каждый живой организм приспособился жить в определенном месте. Только в этом месте своего обитания растение или животное чувствует себя как дома. Для одних – это леса, для других – пустыни, океаны.
Комментированная работа учащихся на с. 60 учебника.
– Следующий шаг нашего исследования – воздействие человека на природу.
Ведя свое хозяйство, человек порой не задумывается, какой вред он может нанести природе. Послушайте рассказ, подготовленный ребятами нашего класса, и скажите, о чем мы всегда должны помнить.
Слайд (запускать просмотр картинок нажатием на надпись).
(Несколько подготовленных учеников читают текст.)
- Люди распахали степи и превратили их в поля. На бескрайних просторах, где жили степные обитатели, им уже не осталось места. Негде стало жить травоядным животным. Дикие лошади вымерли, гепардов теперь можно встретить только в зоопарке.
Все перепуталось в природе. Голодные волки набросились на стада домашних животных. Мало стало овец. Не съеденная ими трава, легла на землю плотным засохшим слоем и стала мешать молодым росткам, пробиваться к свету. Тогда стали бороться с волками и уничтожили их во многих степных районах. Овец стало больше, и они съели всю траву.
Тут налетел ветер, и пыльная буря сдула драгоценную почву. Пришлось вокруг полей сажать деревья, чтобы защищали от ветра.
Посеяли пшеницу, да вот беда: собирать-то оказалось нечего. Суслики так расплодились, что вперед людей все зерно собрали. Огляделись – а где же орлы? Их охотники перестреляли, чтобы охотиться не мешали. Но тут появилась новая беда: в садах и огородах насекомые весь урожай съели. Объявили их вредителями и посыпали ядовитым порошком. Да забыли, что можно и самим людям отравиться…
Долго бы еще людям пришлось бороться с природой, если бы, наконец, не поняли: не надо уничтожать диких животных и растения, надо жить в мире с природой, зная ее законы. Теперь приходится спасать, что осталось после плохого хозяйствования. Но исправлять свои ошибки всегда трудно. (Методические рекомендации для учителя, М.: Баласс, 2010.)
– Итак, какой вывод мы сделаем из прослушанного рассказа?
Вывод: Человеку надо жить в согласии с природой, зная ее законы.
– Да, к сожалению, человек совершает много ошибок. Прочитайте на с.61, как люди пытаются их исправить. (Чтение текста учащимися про себя)
Слайд
– Животные и растения, которым грозит вымирание, заносятся в Красную книгу. Их сохраняют в ботанических садах, заповедниках, заказниках, зоопарках.
VIII. Итог урока.
– Подведем итог нашего исследования.
Тест “Выбери правильный вариант ответа” (работа в группах).
1) Что используют растения для питания?
1 – насекомых;
2 – питательные вещества;
3 – углекислый газ.
2) Живая природа –это:
1 – люди;
2 – глина;
3 – дождь.
3) Что необходимо животным и растениям для выживания и роста:
1 – вода и питание;
2 – темнота;
3 – ветер.
4) Что нужно делать для охраны живых организмов:
1 – чаще бывать в лесу;
2 – заботиться о живых существах;
3 – ставить ловушки вредным и хищным животным.
– Можно ли считать одни организмы полезными, а другие – вредными?
– Нужно ли оставлять в природе только те живые организмы, которые полезны человеку?
– Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека?
– А как вы себя ведете в природе?
Слайд
– О чем говорят эти природоохранные знаки?
Слайд
IX. Минутка самоконтроля и самооценки.
На партах лежат красные, желтые и зеленые фишки.
– С помощью фишек оцените свои успехи:
Зеленая фишка – урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Желтая фишка – сегодня на уроке не все задания оказались не такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красная фишка – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
X. Домашнее задание:
1) Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 (обязательно).
2) Подготовить сообщение “Интересные сведения из жизни растений и животных” (по желанию).
3) Нарисовать свои природоохранные знаки (по желанию).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"
Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...
Конспект урока окружающего мира на тему: Природа в опасности. Охрана природы!
Учебник А. А. Плешакова...
Урок окружающего мира "Равновесие в природе"
Конспект урока...
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."
Конспект урока окружающего мира по тема "Природа. Разнообразие природы."...
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"
Конспект урока окружающего мира по теме "Природа. Разнообразие природы"...
презентация к уроку окружающего мира . 3 класс. «Природа. Разнообразие природы.»
Речь идет о царствах живой природы....
Конспект урока окружающего мира. "Живая/неживая природа. Явления природы." 2 класс
Урок закрепления, основанный на выполнении заданий по формированию функциональной грамотности у учеников начальной школы....