Устный журнал " Россия - моя Родина"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме
Цели данного мероприятия:
1) осознание понятия «Родина»; использование полученных знаний
для поиска дополнительной информации об историческом прошлом
страны;
2) развитие исследовательских способностей учащихся;
3) воспитание чувства патриотизма, толерантности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_rossiya_-_moya_rodina.rar | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (2 КЛАСС)
(конспект урока + презентация)
Форма проведения: урок – путешествие.
Тема: «Россия – моя родина»
Обобщение.
Цель: 1) осознание понятия «Родина»; использование полученных знаний
для поиска дополнительной информации об историческом прошлом
страны;
2) развитие исследовательских способностей учащихся;
3) воспитание чувства патриотизма, толерантности.
Оборудование: диск с презентацией, карты России (физическая и политическая), картины
природы России, Конституция РФ, альбом «Город Вольск», выставка
литературных произведений народов, проживающих на территории
России, выставка рисунков учащихся «Миру – мир!»
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
- Ребята, мы сейчас отправляемся в путешествие по нашей стране на самолёте, изготовленном на уроке технологии.
- А какими качествами должен обладать путешественник? (уч–ся отвечают)
(звучит отрывок из песни « С чего начинается Родина?» сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера. Ученик в фуражке лётчика читает стихотворение)
- Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
- Разрешите отправиться в полёт?
II.Сообщение темы и цели урока
Учитель - Ребята, где вы родились, где росли? (уч-ся отвечают)
Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна - Россия. (Слайд 1.)
- Сегодня на уроке мы вспомним всё, что знаем о нашей многонациональной Родине, её
историческом прошлом, об отношениях между людьми, о природе страны.
III.Повторение и обобщение пройденного материала.
1 станция «ИСТОРИЧЕСКАЯ» (Слайд 2)
( Ученик читает стихотворение)
« На свете много разных стран
Но есть одна страна.
От белых льдов до тёплых рек
Раскинулась она
На свете много разных стран
Но есть одна страна
Её мы Родиной зовём
А Родина одна».
-Как называется наша Родина? В каком основном документе об этом говорится? (Конституции) (Слайд 3)
( Подготовленный ученик сообщает, откуда пришло название «Русь»).
Ученик. В стародавние времена Россию называли Русью. Слово «Русь», как полагают, некоторые учёные произошло от слова «русло». Русло - это ложе реки. По которому она течёт меж берегов. Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут,- Россией.
Учитель
- Какой город является столицей нашей Родины? ( Москва) (Слайд 4)
- Вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. Давайте вспомним, какие.
- Посмотрим (слайд №5).
1ученик. Россия вступила в XXI век и третье тысячелетие с бело – сине – красным государственным флагом по решению Государственной думы и Президента РФ.
2 ученик Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают о исторической необходимости для России обороны от запада до востока.
3ученик Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. Три короны над головами орлов, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов- русских, украинцев, белорусов.
4ученик Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Её написали: слова С.В.Михалкова, музыка А.В.Александрова.
Учитель.
- В нашей стране очень много городов, сёл, деревень, где живут люди. Эти места являются малой Родиной.
У каждого человека есть своя малая Родина, то место, где он родился.
- А как называется ваша малая Родина?
У многих из вас это город Вольск. (Слайд №6)
Родной город – ВОЛЬСК - родная река Волга
- Давайте ещё раз вспомним прекрасные места нашего районного города. (Слайды №7 - 9) Это старинные здания, театр, краеведческий музей, гостиница «Цемент», набережная, пристань, площадь X Октября, меловые горы.
Ученик ( защищает свой проект «Мой родной город»)
- Образованный в ноябре 1780 года Вольский уезд был довольно крупной административной единицей. Его восточные границы протянулись более чем на 80 километров по реке Волги от протоки у острова Пустынного, что возле села Девичьи Горки, до Ильменьерика, находящегося в 10 км. Ниже села Воскресенское. 6 января 1781 года Вольск торжественно отметил акт возведения его в ранг городов уездного значения. Ему было учреждено знамя (2 голубые полосы сверху и снизу, и красная по середине) и герб. На верхнем голубом поле герба красуются три серебряные стерляди, на нижнем позолоченном - спящий медведь; он как бы символизировал неразбуженную силу этого богатого края.
2. станция « ПРИРОДА РОССИИ» (слайд № 12)
Учитель: Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Представьте себе. Что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.
( Просмотр рисунков, картин и слайдов с изображением природы России)
- Посмотрим на прекрасные уголки родной природы. (Слайды №12 – 17)
- Наша страна самая великая в мире – она так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, то на другом – уже утро. Если кто – нибудь захотел всю страну с Запада на Восток пройти пешком, то на это ему потребовалось бы не меньше года.
В нашей стране: и вечная мерзлота – Крайний север, где нет никакой растительности, животного мира; чуть южнее появляются мхи, лишайники, карликовые берёзы, белые медведи, а дальше тянутся леса: дуб, берёза, клён, вяз, следом идут безмолвные степи, пустыни и наконец , мы добрались до юга нашей страны : Черноморского побережья Кавказа, который снабжает нас лимонами, апельсинами, где много курортов, лечебниц.
Такова природа нашей родины.
Ученики защищают свои проекты по теме «Природа России», демонстрируют макеты.
3.станция «ЛЮДИ – ГЛАВНОЕ БОГАТСТВО» (Слайд №18)
-Учитель.
Самое главное богатство страны – это её люди. Великое счастье, когда люди веселятся, радуются жизни (Слайд №19).
- Люди, каких национальностей живут в нашей стране? В нашем селе? Как они живут?
На нашей территории живёт более сто национальностей: это и русские, украинцы, армяне, грузины, белорусы, татары, чуваши, мордва, евреи и т.д. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны – России.
Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков Великая Отечественная война кровью, породнила все народы Советского Союза. В братских могилах лежат русские, украинцы, татары, казахи, осетины, башкиры, белорусы и другие народы. Из воспоминаний народного поэта Дагестана Расула Гамзатова: « В одном из боёв за Крым восемь советских воинов, в числе, которых был дагестанец, выдержав упорный бой, неравный бой, израсходовав все боеприпасы, тяжело раненные, были взяты немцами в плен. Гитлеровские палачи долго терзали их, ничего не добившись, в ярости набросились на дагестанца: «Они – то русские чужие, а ты – иноземец. Ты чужой для них. Что же ты молчишь?» Наш солдат гордо ответил: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины – России ».
Россию называют « плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не расплавился в этом котле. Об этом говорят и результаты переписи населения: сейчас в России проживают люди 160 национальностей, а по предыдущей переписи было 129. Это национальное многообразие – настоящее богатство России.
Ведь у каждого народа – своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.
Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира русские. Невозможно представить русскую историю без имён И.В.Мичурина, И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, М.И.Кутузова, К.А.Тимирязева. С.В.Рахманинова, А.А.Ахматовой – и у всех у них татарские корни.
А сколько верой и правдой служили России, отдавали часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значение, какой крови были эти люди. Важно, что они считали себя русскими. Вот, например, Знаток русского языка В.Даль не имел ни капли русской крови. Отец – датчанин, мать – немка. «Я русский по духу» - всегда заявлял Даль.
Немка Екатерина II, правление которой – целая эпоха в истории России. Лермонтов, Фонвизин, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия. Все они – полноправные участники многовековой и славной русской истории
4.станция « ЛИТЕРАТУРНАЯ» (Слайд № 20)
-Ученики в костюмах (русских, татарских, мордовских) читают стихотворение.
1. Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это Русская земля.
2. Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга –
Это русские картины,
Это Родина моя.
3. Слышу песню жаворонка,
Слышу трели соловья –
Это русская сторонка.
Это Родина моя.
- Дети читают наизусть стихи поэтов разных национальностей, живущих на территории нашей страны (самостоятельный выбор стихов) и разучивают игры.
Библиотекарь рассказывает об имеющихся произведениях писателей разных национальностей в библиотеке.
5.станция « Национализму , расизму , шовинизму – нет!»
« МИРУ -_ МИР!» (Слайд №21, 22 )
- Учитель.
-Учёные подсчитал, что люди, у которых в роду есть кровь разных народов, составляют больше половины человечества. Но ещё есть много людей в нашей стране, которые считают русскую национальность главной. Они выступают с лозунгами: « Россия – для русских!», бреют головы, используют фашистские приветствия, флаги со свастикой - это националисты. По под счётам социологов, только в России их несколько десятков тысяч. С каждым годом растёт количество преступлений на почве национальной нетерпимости. Человеческие трагедии, искалеченные судьбы, заблудшие души. Что же означают такие понятия как: национализм – нетерпимость к людям другой национальности, неприятие их национальных традиций, обычаев, норм.
Шовинизм – крайняя форма национальности, проповедь национальной исключительности.
Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой.
Фашизм – политические течения, опирающиеся на прямое насилие, шовинизм и расизм.
Нацизм – одно из названий германского фашизма, произошедшее от названия национал – социалистической партии Германии.
Россия многонациональная страна. Нацизм, шовинизм ослабевают единство народа, толкают людей на преступление терроризм. Это может привести к тому, что маленькие народы почувствуют себя обделёнными, обиженными. Они захотят выйти из состава России. Может начаться гражданская война, которая приведёт к распаду страны. Мы не должны допустить этого.
Единственным лекарством является - толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относиться к их взглядам, обычаям, традициям, чтобы любить другие народы, надо изучать историю своего народа, нужно сделать так, чтобы дети разных народов больше общались: устраивали фестивали, олимпиады, больше путешествовали, занимались бытом и традициями разных народов.
-Главным законом нашей страны является Конституция РФ. В ней говорится, что все граждане РФ имеют равные права независимо от национальности, происхождения, должности, образования (показ документа)
Композиторы сочиняют музыку. Художники разных национальностей пишут картины.
Писатели пишут книги. И мы их с удовольствием читаем.
- С какими словами мы можем обратиться к людям разных национальностей? (уч-ся отвечают)
«Надо народам всех национальностей жить в мире, дружно. Наша Родина не хочет воевать. Россия хочет мира и процветания! »
IV.Итог урока.
-Ребята, что же после сегодняшнего урока мы должны понять и усвоить?
Вывод: 1) Родины – это самое дорогое, что есть у человека;
2)История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать;
3)Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.
Комментирование и выставление оценок.
Ученик.
« Родина моя, моя Россия!
Как сказать тебе,
Что я тебя люблю
Это море, это небо синее
Эту жизнь в родном моём краю.
Этот дождь и эти вьюги злые,
Эти клёны, эти тополя.
Родина моя, моя Россия!
Как сказать, что я тебя люблю!»
Учитель МОУ «ООШ с.Талалихино»: Мухамедова М.Г.
2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Высшая награда Родины"
Материал для проведения классного часа, посвященного Дню Героя. Презентация......
Устный журнал "Галерея героев России"
Устный журнал "Галерея героев России" содержит материал о героях Отечества от былых времён до героев Второй мировой войны....
Устный журнал "Зелёный наряд нашей Родины"
Внеклассное занятие для учащихся 1 класса. Формирование умений определять названия деревьев по форме листа, воспитание экологической культуры, бережного отношения к родной природе...
Устный журнал "Моя родина - Росссия".
Устный журнал был проведён для обучающихся начальных классов в летнем пришкольном лагере. Будет полезен учителям начальных классов, педагогам-организаторам....
"По страницам нашей Родины" Устный журнал
Цель: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, способствовать формированию устной речи учащихся, памяти.Оформление: выставка детских рисунков на тему «Моя Родина», репродукции с изображение...
Устный журнал «России верные сыны»
Презентация «России верные сыны»...
Внеклассное мероприятие по краеведению на тему:«История моей малой Родины» (Устный журнал)
Цель: Воспитание любви к родному краю, к малой родине.Задачи:1.Рассказать об истории возникновения родного села.2.Познакомить с историей села.3.Познакомить с достопримечательностями села «Л...