Быт крестьян
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока по теме "Быт крестьян"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 3 классе

Тема: Гроза Двенадцатого года.

Цели урока:

Главная познавательная задача: -- довести до осознания ребятами мысль о том, что главная ценность государства -- это общество, люди, которые героическими усилиями, иногда ценою жизни готовы отстоять свою независимость, свои идеалы, что эти люди достойны лучшей доли.

Познавательная задача: дать первичное представление о событиях 1812 года, познакомить с участниками этих событий, их планами и задачами.

Воспитательная задача: пробудить интерес к истории Отечества, патриотизм. Пробудить чувство гордости и любви к людям, вставшим на защиту своей Родины.

1.Организация работы на уроке. Дети делятся на 4 группы, получая жетон определённого цвета. Лидер группы заранее назначается учителем.

2. Актуализация и постановка проблемы.

- Начинаем урок истории. Первое задание для групп. Составить пазл из жетонов каждого участника группы. Прочитать дату. Вспомнить событие и имя, связанное с этой датой. Внести в табличку на доске.(Курсив открываем в конце урока)

Дата

Событие

Имя

882

Возникновение Киевского государства

Князь Олег

988

Принятие христианской веры на Руси

Князь Владимир

1242

Ледовое побоище

Александр Невский

1380

Куликовская битва

Дмитрий Донской

1812

Отечественная война 1812года

Кутузов

1861

Отмена крепостного права

АлександрII

--Вспомним, что такое государство. (словарь)

--Общество.

Вы назвали две исторические битвы очень важные для России.

Что защищали россияне в этих битвах? (независимость своего народа, своё государство, свою веру).

Сегодня мы откроем о еще одну страницу истории России. (тема на доске)

Чтение введения в учебнике.(до 3 абзаца 2части)

Вопросы урока:

1).Почему война 1812года была названа Отечественной?

2). Почему Бонапарду не удалось поразить Россию в самое сердце?

 Вернёмся к ним в конце урока.

3.Самостоятельный поиск материала для размышлений.  ( получают задания в группах )

Инструктаж по ходу работы.

1-прочитать самостоятельно текст.

2-найти в тексте ответы на вопросы

3-обсудить в группе.

4-сформулировать ответы на вопросы в виде рассказа.

5-выбрать выступающего.

1 группа (оранжевый)8чел

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Наполеон Банапард

Наполеоне Бонапарте (так его имя произносилось приблизительно до 1800 г.) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции достиг звания дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла, а затем командующего Итальянской армией.

В ноябре 1799 года совершил государственный переворот, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти.

18 мая 1804 года провозгласил себя императором. Установил диктаторский режим. Учредил новые законы. Развязал войну с соседними странами.

Победоносные наполеоновские войны превратили Францию в главную державу на континенте. Для войны с Россией создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс.человек и 1372 орудия.

1.В каком чине начал свою военную карьеру Наполеон Бонапард?

2.Какое событие в жизни Франции помогло ему прийти к власти?

3.Когда он провозгласил себя императором?

4.Какова была численность армии Наполеона перед нападением на Россию?

2 группа(красный)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Причины начала войны с Россией

Победоносные наполеоновские войны превратили Франции в главную державу на континенте.

Однако неудачное соперничество Наполеона с «владычицей морей» Великобританией не позволяло Наполеону чувствовать себя полновластным хозяином в Европе. Сильная морская держава с мощным военным флотом давала серьёзный отпор противнику. Наполеон решил «задушить» Великобританию экономически – все подвластные Наполеону страны отказались торговать с Великобританией. Россия продолжала торговлю с Великобританией! Наполеон решил покорить Россию и с её помощью победить Великобританию.

        22 июня Наполеон обратился с воззванием к войскам, в котором обвинил Россию в нарушении соглашения и назвал нападение на Россию второй(вспомнить смутное время) польской войной, целью которой было воссоздание польского государства на территории России.

       В 2 часа ночи 24 июня 1812 года началась переправа французских войск через пограничный Неман. Это было началом войны.

1.Что послужило причиной нападения Наполеона на Россию?

2.Какую Цель преследовал Наполеон?

3.Запомните дату начала войны с французами.

3 группа (Синяя)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Михаил Илларионович Кутузов

Кутузов (Голенищев-Кутузов, светлейший князь Смоленский), Михаил Илларионович - знаменитый полководец (1745 - 1813). Воспитывался в артиллерийском и инженерном корпусе (ныне 2-й кадетский).

Отличался во время 1-й турецкой войны. В 1774 г. при атаке деревни Шумы (близ Алушты) тяжело ранен (пуля ударила в левый висок и вышла у правого глаза). Во время 2-й турецкой войны, при осаде Очакова, Кутузов снова тяжело ранен (1788). В 1790 г., участвуя, под начальством Суворова , в штурме Измаила, Кутузов во главе колонны овладел бастионом и первый ворвался внутрь города. .

Кутузов обладал ясным и тонким умом, твердой волей, глубокими военными познаниями и обширным боевым опытом. Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта - осторожность. Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно. Равновесие его ясного ума и неуклонной воли никогда не нарушалось. Он понимал натуру русского солдата, умел поднимать его дух и пользовался безграничным доверием своих подчиненных.

Кутузов, тем не менее, был в немилости у Александра I и в начале Отечественной войны оставался не у дел. Иначе относилось к нему общественное мнение: на него взирали как на единственного вождя, которому можно вверить руководство русскими армиями в решительной борьбе с Наполеоном. Император уступил общему желанию.

  1. В какой войне прославился Кутузов?
  2. Какие качества стратега помогали ему побеждать?
  3. Какие человеческие качества помогли Кутузову заслужить всенародную любовь?
  4. Как относился к нему АлександрI?

4 группа(фиолетовый)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Начало войны 1812 года

С начала вторжения французской армии на территорию Российской империи 12 июня 1812 года, русские войска постоянно отступали.

Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали возможности главнокомандующего русской армией, генерала-  Барклая-де-Толли, подготовить войска к сражению.

Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала Кутузова. Однако и новому главнокомандующему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.

  1. августа (3 сентября) русская армия, отступавшая от Смоленска, расположилась у села Бородино, в 125 км от Москвы, где Кутузов решил дать генеральное сражение; откладывать его дальше было невозможно, так как император Александр требовал от Кутузова остановить продвижение императора Наполеона к Москве.

1.Почему Русская армия вынуждена была отступать?

2.Зачем Александр призывает  Кутузова?

3.Как повёл себя Кутузов?

4.Зачем Кутузову нужен был бой под селом Бородино?

Работа с картой (карта на доске и у детей)

Обобщение учителем.

Наполеон был уверен в том, что с Россией он управится быстро. До нападения на Россию он прошёл всю Европу. В каждой побеждённой стране его встречали с почестями, снабжали продовольствием, одеждой, оружием, принимали в своих домах. Армия его пополнялась новобранцами из этих стран. На12-языках говорили его солдаты. Только половина солдат и офицеров говорили на французском языке.

В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона численностью 420 тыс. человек вторглись в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу. Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. 1-я армия – главная сила русских войск под командованием военного министра Барклая де Толли (вдоль реки Неман).Южнее её в Белоруссии располагалась 2-я армия Багратиона. Еще южнее 3-я армия Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления на Киев. Осложняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр – человек далёкий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии.

Силы были не равны, поэтому Русской армии приходилось отступать. Наша армия не готова была дать отпор французам. Войска Наполеона продвигались по русской земле очень быстро, не давая опомниться. Наполеон приступил к осуществлению своего замысла: двинуться основными силами на Москву не давая русским войскам воссоединиться. Он рассчитывал, что после взятия Москвы Александр подчинится его воли, как это было в европейских странах, а через территорию России добраться и до Англии. Барклай де Толли принял общее руководство войсками. Он принял  решение – любой ценой сохранить войска и, не вступая в генеральное сражение, соединить силы 1-й и 2-й армий. Лишь во второй половине июля русские армии встретились в Смоленске. Под Смоленском произошло крупное сражение, несмотря на это город удержать не удалось. Но первоначальный замысел Наполеона не дать русским войскам воссоединиться был сорван. Русская армия была не только сохранена, но и убедилась в том, что «непобедимого» врага можно бить.

Однако такие успехи не радовали Александра. Он хотел быстрой и лёгкой победы, поэтому Барклай де Толли был отстранён, а на место главнокомандующего  назначен Кутузов. В августе, приступив к командованию, Кутузов первым делом объявил, что действия Барклая де Толли были  верными, и отступил еще ближе к Москве.

Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

К этому времени силы сторон были примерно равны.

132 тысяч солдат и 640 орудий --- у русских

135 тысяч солдат и 587 орудий — у французов 

Главное -- цели сторон были различны.

Наполеон стремился разгромить русскую армию и захватить Москву.

Кутузов планировал подорвать наступательный порыв противника и обескровить его, сделав дальнейшее наступление невозможным.

 Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 года в половине шестого утра.

М.Ю.Лермонтов описал сражение с точки зрения участника боя.

Бородино (чтение стихов подготовленными учащимися)

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Рассказ учителя.

Все ждали  назавтра продолжение боя, все были готовы умереть за Россию. Кутузов это знал. Но умереть было мало, чтобы спасти Россию, нужно было победить! А для победы не хватало сил. Ещё одна битва могла уничтожить русскую армию.

Потери в русской и французской армии. Поэтому утром 27августа Кутузов приказал прекратить военные действия.

     1 сентября в деревне Фили под Москвой Кутузов собрал военный совет и поставил вопрос, дать у стен столицы новое сражение или отступить без боя? Некоторые генералы настаивали на сражении. Но большинство поддержало Кутузова в том, что в настоящее время необходимо сохранить армию. Новое сражение может привести к гибели русской армии.

     2 сентября русская армия вышла из Москвы. Вечером того же дня заметили поднявшееся над Москвой огромное зарево.

Наполеон ждал на Поклонной горе, когда придут горожане и принесут приглашение войти в город. Не дождался. Пришлось входить без приглашения. То что увидел Наполеон в Москве повергло его в уныние: брошенные пустые дома из которых вывезено всё, что можно: провизия, мебель, корм для лошадей. По Москве гуляли пожары, перескакивая с одного дома к другому.

Москва горела шесть дней. Погибло три четверти городских построек. Пожар уничтожил склады с провизией. Французская армия оказалась на грани голода.

     А  Наполеон ждал письма от Александра с согласием на мирные переговоры.

     Тем временем русская армия совершила блистательный манёвр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутино. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с её оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Французы надолго потеряли противника из вида.(карта)

Наполеон начал всерьёз сомневаться в успехе своего похода в Россию.( Из воспоминаний французского офицера. Своеволие и беспорядок достигли крайних пределов; всякая мысль о команде и послушании стала невозможностью, исчезла разность в чинах и пожеланиях – мы представляли собой шайку обрюзгшего люда) 

Кроме того партизаны. (словарь)

Расширяем словарный запас

Адъютант-Офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения его поручений.

Ополчение-войско, создаваемое в помощь регулярной армии на добровольных началах.

Партизаны-отряды простых людей, которые на захваченной врагом территории боролись за освобождение Родины.

Общество - жители какой-либо страны, которых  связывает их настоящее, их история, их культура.

Государство- организация общества в какой-либо стране. Предусматривает единую территорию, правительство, законы, служба порядка, армия.

Самостоятельная работа с текстом о партизанах. Ответы на вопросы.

Партизанское движение.

  С первых же дней войны в городах шло формирование ополчения(стр.63 учебника) и сбор средств для нужд действующей армии. Только в Петербурге в ряды ополчения вступило13 тысяч человек. По всей России шел сбор материальных средств для армии.

    Крестьяне оказывали помощь армии продовольствием. Они решительно отказывались продавать продовольствие французам, а при приближении неприятеля сжигали дома, угоняли скот, сами уходили в леса. Ещё до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук партизан-крестьян.

    После бородинского сражения по инициативнее адъютанта Багратиона  Дениса Васильевича Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали создавать армейские партизанские отряды.

Первый из них возглавил сам Денис Давыдов (50 гусар и 80 казаков), другой штабс-капитан Александр Фигнер. Отлично владея французским языком, Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе в захваченной Москве.

     Большую известность приобрёл крестьянский партизанский отряд, организованный крепостным Герасимом Куриным под Москвой(в отряде было 5500человек). Он не раз успешно громил крупные силы регулярной армии Наполеона.

    Отважно действовал крестьянский партизанский отряд Василисы Кожиной крестьянки из Смоленской губернии. Лишь за первый месяц после Бородинского  сражения неприятель потерял от действий партизан 30 тыс. человек. При отсутствии боевых действий пребывая в Москве император терял ежедневно полторы тысячи человек.

1.Когда началось формирование ополчения?

2.Как крестьяне помогали действующей армии?

3.Найди и запомни фамилии и имена офицеров – командиров партизанских отрядов.

4. Найдите и запомните фамилии и имена крестьян– командиров партизанских отрядов.

5. Какие ежедневные потери нёс Наполеон «благодаря» действиям партизан

Ученики отвечают на вопросы к тексту.

Учитель. -- Вернёмся в Москву. Пребывая в Москве в течение месяца, уж понимая свою обречённость, Наполеон трижды пытался начать переговоры о мире, но ответа на свои письма так и не получил.

-- Какое решение мог принять Наполеон?(предположения ребят. Двигаться вглубь России? Оставаться и ждать ответа от Александра? Отступать?) Экран.

--Тогда Наполеон в преддверье зимы, наступившей в тот год очень рано, решил выйти из Москвы и двинуть остатки армии на неразорённый юг России. Перед выходом из города он приказал взорвать Кремль, храм Василия Блаженного и другие национальные святыни. Лишь благодаря самоотверженности русских патриотов (Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе в захваченной Москве) удалось сорвать эти планы.

Работа с картой

6 октября французы покинули Москву, но удалось ли им двинуться на юг?

На их пути встала окрепшая, увеличившаяся численно русская армия. Поражения под Тарутином и Малоярославцем вынудили Наполеона повернуть войска

             на им же самим разорённую Смоленскую дорогу.

Отступающего к западным границам врага преследовали:

-окрепшая русская армия,

-партизанские отряды,

-ранняя суровая зима,

-голод.

«Великая» армия превратилась в неуправляемую голодную и промёрзшую толпу.

При переправе через реку Березину Наполеон потерял ещё 30 тысяч своих солдат.

Границу сумели перейти лишь жалкие остатки «Великой армии».

Сам император  ещё раньше, бросив войска, бежал в Париж. Встретившим его придворным на вопрос «Где же армия», ответил «Армии больше нет!»

 

Вопросы урока:

1).Почему война 1812года была названа Отечественной?

2). Почему Бонапарду не удалось поразить Россию в самое сердце?

Внести в табличку на доске.

Дата

Событие

Имя

882

Возникновение Киевского государства

Князь Олег

988

Принятие христианской веры на Руси

Князь Владимир

1242

Ледовое побоище

Александр Невский

1380

Куликовская битва

Дмитрий Донской

1812

Отечественная война 1812года

Кутузов

1861

Заключение.

На защиту Родина встал весь народ. Эта война для Росии была освободительной.

Все готовы были отдать жизнь за Отечество.

Бонапард не учел, что СЕРДЦЕ России - Это её народ. А когда весь народ встаёт на защиту Отечества ОН НЕПОБЕДИМ!

 В Москве на Кутузовском проспекте построен необычный музей Бородинская панорама. В этом музее –галерея портретов героев Отечественной войны 1812 года.  Я предлагаю вам прогуляться по галерее. Вглядитесь в эти прекрасные лица, постарайтесь запомнить их. (просмотр фильма)

         Закончилась война. Вернулись домой солдаты. Что ждало их дома? Сожженные дома, разорённые пашни. А самое страшное жизнь в крепостной неволе. Чтобы государство могло развиваться, нужно было покончить с крепостным правом. Это событие произошло в 1861 году. Через сколько лет после Отечественной войны?(49лет)

Но это тема следующего урока. А сегодня всем спасибо за работу на уроке.

Оценки в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян".

Урок -экскурсия  проведён в школьном музее с использованием ИКТ....

Презентация к уроку окружающий мир 4 класс "Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян".

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Мир крестьянской избы. Жизнь крестьян"....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:"Костюм горожан, крестьян, представителей разных сословий". ( Начальная школа XXI века).

По одежде человека можно было определять эпоху, в которой он жил, богат он был или беден, к какому роду принадлежал, чем занимался, в какой местности жил....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме:"Костюм горожан, крестьян, представителей разных сословий". ( Начальная школа XXI века).

По одежде человека можно было определять эпоху, в которой он жил, богат он был или беден, к какому роду принадлежал, чем занимался, в какой местности жил....

Устное народное творчество. Быт крестьян.

Интегрированное внеклассное занятие по литературному чтению и краеведению, проведенное в школьном краеведческом музее....

Научная статья "Приписные крестьяне на Петровском Заводе 18-19 вв. Забайкалье"

Без знания прошлого нет любви к своей Родине. Знать историю своего края, семьи, города , одна из неотемлемых потребностей человека. Статья рассказывает о судьбе заводских рабочих Петровского Завода, к...