Конспект+презентация внеурочного занятия "Старинный русский быт. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр" 3 кл
план-конспект занятия (3 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта внеурочного занятия | ||||||||||
Направление внеурочной деятельности | Духовно-нравственное | Класс | 3 | Дата | ||||||
Тема занятия | Старинный русский быт. Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр | |||||||||
Цель занятия: | знакомство с русским традиционным костюмом, обувью крестьян и бояр | |||||||||
Наглядность | Презентация, конверт с картинками одежды и силуэтами мужчины и женщины, традиционная русская одежда | Оборудование | Компьютер, проектор | |||||||
Формы работы на занятии | Лекция, демонстрация | |||||||||
№ | Этапы занятия, время | Содержание, виды деятельности | Результаты (формируемые УУД) | |||||||
Учителя | учащихся | |||||||||
1 | Подготовительный этап ( 5 мин) | Здравствуйте ребята! Сегодня наше занятие мы начнем с разгадки ребуса как только вы его разгадаете вы узнаете о чем мы сегодня будем с вами говорить. Правильно сегодня мы с вами и поговорим о русской традиционной одежде. Как вы думаете для чего она нам нужна? Может ли человек обойтись без одежды? Одежда – создание культуры. Она возникла в процессе выделения человека из природы. Человек создал ее, чтобы защищаться от холода, зноя, дождя и ветра. Но постепенно она обрела не только практическое значение. Ребята, как вы понимаете поговорку «по одежке встречают а провожают по уму?» К нам пришла эта поговорка из глубины веков. В прежние времена достаточно было взглянуть на одежду человека, чтобы определить, кто он по национальности, откуда родом, к какому сословию и возрастной группе принадлежит. Одежда позволяла также судить о материальном достатке людей и об их семейном положении. Это стало возможным потому, что она является носителем информации. В ней находят отражение общественные отношения, национальные традиции, художественные вкусы, нравственные ценности. Именно все это мы можем увидеть в русской традиционной одежде. Какую цель нашего занятия мы можем поставить перед собой? Правильно сегодня мы с вами познакомимся с русской традиционной одеждой. Узнаем из каких частей состоит женских и мужской костюм, сравним одежду крестьян и бояр. Для этого я предлагаю вам совершить путешествие в те далекие времена и посмотреть в чем же ходили наши предки. Начинаем! | Приветствуют учителя. одежда Чтобы защищаться от холода дождя, снега и т.д При встрече с незнакомым человеком прежде всего бросается в глаза его внешний вид, одежда, а после знакомства с ним обращают внимание на его ум, знания, поведение Знакомство с традиционной русской одеждой. | Л: Формирование мотивации к обучению и познанию Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения К: Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи К: Готовность слушать собеседника и вести диалог П: Умение наблюдать, слушать | ||||||
2 | Основной этап ( 30 мин) | Вот мы с вами очутились в далеком прошлом. Посмотрите, в чем одеты люди? Одинаковая ли одежда у людей? Чем она отличается? Что интересного вы видите в одежде? В наше время встречается ли такая одежда? А где мы её можем увидеть? Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Как вы думаете почему одежда из красной ткани считалась самой нарядной? Люди верили, что красный цвет обладал чудодейственными свойствами. Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Ребята, а вы знаете что такое вышивка? Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", – говорит русская пословица. А сейчас я вам предлагаю посмотреть и рассказать из каких частей состоит женский костюм Основой женского и девичьего костюма была рубаха, нательная одежда. Ее название происходит от древнерусского слова «руб» – кусок, отрезок. Рубахи шились из льняной ткани. Они могли быть цельными (из одного куска полотна,) и составными (из нескольких кусков). Верхняя часть составной рубахи, до пояса (грудь, плечи, рукава), называлась «воротушка» и шилась из отбеленного узорного холста или покупной ткани, а нижняя часть – «стан» (подол) – из грубой холстины. Спереди на рубахе имелся продольный разрез (ворот). Он был забран под обшивку, но мог иметь и воротник-стойку (ожерелок). Рукава рубах в зависимости от местных традиций могли быть и широкими, и узкими. Сарафан восточного происхождения, что означало «длинная почетная одежда». На Руси так первоначально называли мужскую одежду наподобие узкого и длинного кафтана. Раньше ее носили князья и бояре. Поначалу сарафаны носили женщины всех сословий. Самое простое определение сарафана – длинная женская одежда на плечиках или лямках, надеваемая поверх рубахи. В традиционном женском костюме талия не обозначена. Этому способствовал покрой не только сарафана, но и передника. Помимо рубахи и сарафана, необходимой частью костюма крестьянской женщины (как повседневного, так и праздничного) был передник. Основное назначение передников – защищать одежду от загрязнения. Но они выполняли и декоративную роль в комплексе одежды крестьянской женщины. Их украшали вышивкой, полосами цветной ткани, гарусом, мерными кружевами. Особой красочностью отличались праздничные передники. Непременным атрибутом одежды и женщин, и мужчин считался пояс. По старинным представлениям, ходить без пояса было так же грешно, как и без креста. Распоясать человека – значило обесчестить его. Считалось, что пояс оберегает от всех несчастий. Он прижимает одежду к телу и таким образом сохраняет тепло. Но у него есть и магическая функция: он способен защитить от сил, причиняющих людям вред. Пояса носили и на нательной, и на верхней одежде. Лишь иногда (чтобы не мять ткань сарафана, например) женщины ограничивались опоясыванием рубахи. Концы поясов украшались цветными кистями, подвесками, шитьем, бусинами, фольгой. К поясам детей нередко привешивали бубенчики. Их звон должен был отпугивать нечистую силу. Ребята, а у вас на одежде в быту есть пояс? Для чего он служит? Неотъемлемой частью традиционного народного костюма был и головной убор. Без него считалось возможным обходиться разве что в детстве. Головные уборы женщин соответствовали их семейному положению. Девушки носили повязки в виде полос парчовой, шелковой, бархатной ткани на подкладке из холста. Этот головной убор надевался на лоб или темя и завязывался тесемками под косой на затылке. Сзади к нему пришивались две лопасти из тяжелой ткани (парчи, шелка) или две разноцветные ленты, спускающиеся вдоль спины.. К ним прикрепляли поднизи из бисера или жемчуга, свисающие на лоб. Повязку нередко дополнял косник – украшение из нарядной ткани на холщовой или картонной основе, вплетенное в косу. Выйдя замуж, женщина заплетала две косы и надевала старинный головной убор – кокошник. По конструкции это была матерчатая шапочка с высоким твердым околышем. Но, соответствуя такой конструкции, кокошники в то же время могли принимать разную форму. Все разновидности кокошника – это праздничные головные уборы. По будням замужние женщины носили повойник, матерчатую шапочку, накрытую платком. Важной частью головного убора девушек и женщин стал платок . Виды платков, их расцветки и способы повязывания были разнообразными. Праздничные отличались нарядностью, яркими узорами. Повседневные – однотонные или в клетку – выглядели скромнее. На шею платки повязывали не только женщины, но и мужчины. Платки и по сей день носят женщины. Важное место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелки из жемчуга и бисера, цветной шерсти, гайтаны – низанные из бисера, к которым привешивались кресты, образки, янтарные бусы, бусы из дутого стекла, ленты. На конце длинной косы – косник из бисера. Большой любовью пользовались крупные серьги, подвески, иногда они достигали плеч. Цветные пояса, узкие плетеные опояски и широкие радужные тканые кушаки дополняли и украшали костюм, завершая цельность всего ансамбля. Ребята, а ваши мамы и бабушки носят украшения? Какие? Можно ли их сделать своими руками? На уроках технологии мы с вами сделаем для ваших мам и бабушек украшения. А сейчас давайте встанем со своих мест и выполним физминутку. А сейчас давайте рассмотрим мужскую одежду. Из чего состоит одежда у мальчиков? В мужской традиционной одежде не было такого разнообразия, как в женской. Повсеместно носили рубаху-косоворотку и порты. Мужская рубаха кроилась примерно так же, как и женская. Только была она несколько короче. Она называлась косовороткой, потому что имела идущий вертикально книзу разрез ворота с левой стороны. Ворот застегивался или завязывался с помощью пуговиц или тесемок. Рубаха с разрезом сбоку, а не посредине, лучше защищает грудь от холода. Носят мужскую рубаху поверх штанов и стягивают на талии поясом. Украшали их чаще всего вышивкой по вороту, вдоль разреза на груди, на запястьях рукавов, иногда и по низу. Порты, обычно неширокие и недлинные (чуть ниже колена), шились из холста, пестряди, набойки, сукна. Штанины заправляли в онучи или в голенища сапог. В это же время в качестве праздничной мужской одежды появляются пиджак, жилетка и картуз. На кожаную обувь и мужчины, и женщины считали необходимым в любую погоду надевать калоши. Традиционным головным убором мужчин для весны, лета и осени была шляпа с невысокой тульей и неширокими полями. Шляпы катали из овечьей шерсти. Цвет они обычно имели черный или коричневый. Их форма могла быть разной: с круглым, конусообразным и цилиндрическим верхом, с перехватом посредине тульи и без него. Ребята, какие виды обуви вы знаете? Какую обувь вы носите в разное время года: зимой, летом, весной, осенью? Давайте рассмотрим какая обувь была у крестьян. Основным видом женской, мужской, и детской обуви у крестьян были лапти. Они являлись атрибутом и повседневного, и праздничного костюма. Плели их обычно из лыка (полос внутреннего слоя липовой или ивовой коры), а также из бересты. Занимались этим чаще всего мужчины, используя в качестве инструмента плоское изогнутое шило (кочедык). Лапти носили круглый год – и зимой, и летом. Они были удобны для работы, для ходьбы по дорогам, по пересеченной местности, по лесу. На их изготовление шел природный материал, добыть который не составляло большого труда. Лапти можно было сплести самому или купить за небольшую цену. Прежде чем надеть на ногу лапоть, ступню и голень обматывали онучей, полосой белого холста. Зимой для тепла добавляли еще одну онучу, суконную. Поверх онуч крест-накрест навивалась длинная веревочка – обора. Средняя ее часть была пропущена через петли на заднике и боках лаптя. Концы оборы завязывались под коленом. Лаптям под праздничную одежду старались придать нарядный вид. Используя узенькие полоски лыка, выплетали нехитрые узоры. Между этими полосками пропускали разноцветную тесьму. Лыко иногда окрашивали, а веревочные оборы заменяли кожаными, плетеными, ткаными. Ребята, а в холодное время года что вы одеваете поверх платья, футболок? Как называется эта одежда? Сейчас мы с вами рассмотрим верхнюю одежду крестьян. Основным видом верхней одежды крестьян и мужской, и женской был зипун,– длиннополый двубортный кафтан из сукна с широким запахом. Застегивался он справа налево на пуговицы или крючки. Но застежки могли и отсутствовать, а полы одежды придерживались только опояской – веревкой или кушаком. В зипунах ходили весной и осенью. Будничные зипуны шились из серого или черного сукна домашней работы. Для праздничных покупали фабричную ткань более высокого качества синего или черного цвета. Зипуны для повседневной носки воротников чаще всего не имели. У праздничных могли быть невысокие стоячие воротники. Ребята, а знаете ли вы кто еще жил в древней Руси кроме крестьян? Люди каких сословий? Как вы думаете кто такие бояре? Бояре – это представители высшей категория знати в Руси. Я вам предлагаю посмотреть на экран и сказать, чем отличается одежда бояр и крестьян? Русские бояре носили несколько одежд, одну на другую. Поверх исподнего платья, обыкновенной рубашки, надевался длинный суконный или тонкий шелковый кафтан, разрезанный спереди. Он обычно опоясывался. Поверх него при важных случаях надевали так называемую ферязь - широкий без пояса кафтан разрезанный спереди с длинными рукавами, доходящими до лодыжек. Для выхода на улицу на ферязь надевали верхнее платье - опашень или однорядку, с откидным воротником и откидными длинными рукавами. Зимой, в холода, носили шубу. Шубы были самым нарядной одеждой. Множество мехов в доме было признаком зажиточности и довольства. Шубы покрывались сукном и шелковыми тканями и шились мехом вовнутрь. Также элементом гардероба были длинные высокие меховые шапки которые указывали на статус владельца. Обычно такая шапка делалась высотой в локоть, но встречались и повыше экземпляры. Шапка делалась из нежного меха с горлышек пушного зверя - куницы, соболя, лисы. Фирменный боярский головной убор имел форму цилиндра с расширяющимся верхом, а основание было уже. Макушка цилиндра была из дорогой ткани, как правила шелка или бархата Боярыни и боярышни не хотели отставать от мужей и отцов и тоже любили одеться так, чтобы видно было издалека, даже зимой. Поэтому существовал и женский вариант высокой боярской шапки и назывался он столбунец. Он не был таким высоким и не имел ярко выраженного расширения в верхней части, обычно это была столбообразная прямая меховая шапка, шитая из того же меха, что и для мужчин. Боярышни могли носить ее без платка, показывая косу - девичью красу, а замужние боярыни одевали ее поверх платка. На этом наше пребывание в прошлом закончилось и мы с вами возвращаемся в наше время. | (ответы детей) Нет, в музеях, на праздниках, выставках
(ответы детей) Вышивка – это вид творчества. Рубахи,сарафана Да, они служат для красоты, оригинальности, чтобы одежда не спадала (брюки) Бусы, серьги, кольца. Да можно (выполняют физминутку) Брюки, рубашки, свитера, пиджаки Кроссовки, туфли, ботинки, сапоги и.тд Куртки, плащи, пальто Верхняя одежда Бояре, князья, цари У бояр одежда богатая, расшитые золотом, высокая шапка, а у крестьян она не такая богатая | Л: Формирование уважительного отношения к иному мнению К: Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения П: Умение извлекать информацию из прослушанных текстов | ||||||
3 | Заключительный этап (10 мин) | Посмотрите я вам принесла с музея сарафан и русскую рубаху которую носили наши предки, они очень бережно относились к своей одежде именно поэтому она сохранилась до нашего времени. Давайте рассмотрим её. . Посмотрите, какие орнаменты вышиты на одежде. Вы помните их значение? Что обозначали вертикальной линией? Волнистой линией? Прямой горизонтальной линией? Молодцы! Вы правильно запомнили значение орнаментов на одежде. Сейчас я раздам вам конверты в которых вы найдете силуэт мужчины и женщины и разные виды одежды, вам необходимо одеть их в традиционный русский костюм. А я посмотрю как вы запомнили какие традиционные костюмы были у женщин и мужчин.
На этом наше занятие подходит к концу. Вам понравилось наше занятие? Что нового вы сегодня узнали? Какую цель в начале занятия мы с вами перед собой поставили? Мы достигли с вами цель нашего занятия? На этом наше занятие закончилось. Вы можете прийти сегодня домой и рассказать своим мамам и папам, что нового вы сегодня узнали | Рассматривают одежду. Дождь, вода, землю (Выполняют задание) Да Узнали из чего состояли русские традиционные костюмы у мужчин и у женщин. Знакомство с русской традиционной одеждой. Да | Л: Наличие мотивации к творческому труду и работе на результат Р: Владение основами самоконтроля, самооценки | ||||||
Общее время | 45 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Русская народная одежда».
Цели урока: знакомство учащихся с народными традициями и историей русского костюма; развитие творческие способностей; воспитание эстетико-художественного восприятия мираЗадачи:- познакомить учащихся с...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме:"Костюм горожан, крестьян, представителей разных сословий". ( Начальная школа XXI века).
По одежде человека можно было определять эпоху, в которой он жил, богат он был или беден, к какому роду принадлежал, чем занимался, в какой местности жил....
Урок окружающего мира в 3 классе по теме:"Костюм горожан, крестьян, представителей разных сословий". ( Начальная школа XXI века).
По одежде человека можно было определять эпоху, в которой он жил, богат он был или беден, к какому роду принадлежал, чем занимался, в какой местности жил....
Учебно методический комплект по технологии на тему: "Костюм для Ани и Вани" 2 класс (конспект + презентация)
Учебно методический комплект по технологии на тему: "Костюм для Ани и Вани" 2 класс (конспект + презентация)...
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)
Учебно-методический комплект внеурочного занятия на тему «Интеллектуальная игра по русскому языку» (конспект + презентация + раздаточный материал)...
Конспект = презентация открытого урока по русскому языку.
Конспект открытого урока по русскому языку на тему : Закрепление девять правил орфографии в форме орфографического боя. Групповой вид работы...
Презентация чистоговорок на тему "Одежда. Головные уборы. Обувь".
Презентация поможет в работе по развитию дикции детей и автоматизации тех звуков, произнесение которых вызывает затруднение....