Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Данный урок разработан в рамках новых стандартов (ФГОС). На уроке дети знакомятся с открытиями , которые были сделаны в 19-20 века. В часности большое внимание уделяется развитию машиностроения в нашей стране. На уроке показаны различные формы развития познавательной деятельности. Дети определяют цели урока и находят пути их достижения. Учатся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytiya.docx | 26.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
в 3 классе по программе «Начальная школа 21 века».
Тема урока: «Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках»
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цель урока: сформировать знания об открытиях, сделанных в 19-20 веках
Задачи урока:
- формировать универсальные учебные действия учащихся;
- познакомить с открытиями, сделанными в 19-20 веках;
-развивать речь обучающихся;
- развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;
- формировать положительную мотивацию учения;
- развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;
- развивать интерес к предмету окружающий мир;
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, кроссворд, мультимедийный проектор, презентация, предметные картинки, карточки 3-х видов, лесенка знаний.
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас ! Занимайте свои места, устраивайтесь удобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. – И так, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание надобности к повторению.
Учитель. Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?
Дети. Что создавалось трудом человека?
Учитель: Как вы думаете, на каком заводе легче работать, там где много машин, или там, где все делается руками?
Ученики: Легче было работать там, где были машины.
Учитель. Какие же изменения произошли на фабриках, когда люди придумали механизмы и машины?
Дети: Машины облегчили труд рабочих. Повысилась
производительность труда.
Учитель: Создание механизмов и машин, способствовало тому, что в России начали работать заводы и фабрики. Давайте посмотрим в толковом словаре значение слов «завод», «фабрика». Сверим свои ответы с текстом в учебнике.
Ученики сравнивают значение слов.
Учитель: С чего началось развитие промышленности в России? (мануфактур)
Учитель: Какие вы знаете первые предприятия во времена Московской Руси?
Учитель: Чтобы произвести на заводе, какой -то продукт, что необходимо?
Ученики: Сырье.
Учитель: Откуда его берут?
Ученик: Сырье получают из полезных ископаемых.
(Работа по РТ с.24 задание 55) условные обозначения полезных ископаемых.
Учитель: Как вы думаете, если появились заводы и фабрики, то люди сразу стали жить богато и сыто?
Дети: Нет. Еще были бедные люди, которые работали на богатых.
Учитель: Посмотрите на картину Маковского «Свидание» и составьте словесный портрет мальчика, используя слова на с. 99. Слайд №1(картина «Свидание»)
Учитель: Что еще нового было изобретено людьми?
(сообщение ученика о железной дороге) (работа по РТ с.22-23)
3.Постановка учебной задачи.
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока.
Учитель: Почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда?
Ответы учеников.
Учитель: Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока
1.Это изобрели, чтобы лучше охотится на животных. (оружие)
2. Ящик для 1-колесного транспортного средства. (тачка. изобрели в Греции)
3. Древнейший вид военной техники.(колесница) (2600 лет до н.э.)
4 Устройство для передачи информации на расстоянии. (радио. 7 мая 1895. Попов)
5.Безрельсовое транспортное средство, передвигающееся с помощью проводов.(троллейбус. Германия 1880 г.)
6. Всемирная компьютерная сеть. (интернет. начал свою работу в1983 г.)
О т к р ы т и я
Учитель: Тема нашего урока» Открытия, которые совершил человек в 19-20 веках»
Одно из важных открытий это изобретение парохода. Слайд №2(пароход «Елизавета»)
В России первый колёсный пароход – «Елизавета» для линии Петербург – Кронштадт был построен в 1815 г., имел водоизмещение 80 т, скорость 5 узлов (9.26 км/ч) Самоходное судно, на котором в качестве главной энергетической установки служит паровая машина. Появление парохода было обусловлено изобретением паровой машины и судового движителя непрерывного действия – гребного колеса.
- Физминутка. *музыка,слайд
Учитель: Перевозить груз на пароходах было дорого, поэтому использовали дешевую силу, бурлаков. Слайд №3 (картина Репина «Бурлаки на Волге» Описание картины уч. С. 104)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: исследование проблемной ситуации, построение детьми нового способа действия.
Учитель: Что было еще изобретено?
Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника перед
статьёй на стр.105 учебника. (начало 2 абзаца)
Учитель: На основе своих собственных знаний вы можете ответить на этот вопрос? (ответы детей)
Учитель: Знаний у нас не хватает. Где мы можем найти ответы на вопросы?
Прочитайте нас.105 2 абзац.
Учитель: Что узнали? Как называли в народе первый автомобиль?
Ученик: Карета без лошади.
Учитель: Какова была скорость первого автомобиля?
Ученик: 20 км. в час.
Учитель: Как назывался первый российский автомобиль?
Ученик: «Руссо – Балт» Слайд №4 (автомобиль)
Руссо - Балт — марка российского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Первая модель автомобиля выпущена 26 мая 1909 г. Машина превзошла все ожидания конструкторов. Уже в следующем году на ралли в Монако авто с эмблемой “Руссо -Балт“ преодолел без единого прокола или поломки более трех тысяч километров и выиграл гонку. Это был триумф и национальная гордость. Автомобили этой марки были известны по всему миру благодаря своим победам в престижных соревнованиях, например о прочности машины говорит такой курьёзный случай: в одном из пробегов водитель наехал на избу; изба развалилась, а автомобиль остался почти невредимым. Завод выпустил около 500 автомобилей за 7 лет.
5. Самостоятельная работа по карточкам
Цель: расширение кругозора учащихся.
Учитель: Заполните ленту времени «Развитие автомобилестроения в Советском Союзе»
(идет показ слайдов по годам) Слайд №5 - №13
Учитель: Составив ленту времени, мы узнали, как развивалось автомобилестроение в нашей стране.
5.Первичное закрепление.
Цель: Установить осознанность усвоения нового материала.
Работа в группах ( по 2 человека)
6.Самостоятельная работа
Цель: Организация деятельности по развитию воображения.
Учитель: Все мы, наверное, смотрели фильмы про фантастику или читали известных писателей фантастов. Так многие из них наверняка представляли, каким будет автомобиль будущего. Очень часто, этот автомобиль представляли летающим, часто в виде летающий тарелки, а иногда и совсем необычным. Так давайте взглянем на автомобиль нашего времени и предположим, каким он будет лет через 20-30-50. Нарисуйте рисунок, каким ты представляешь себе автомобиль будущего.
7. Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания.
-Вам понравился урок?
- Что было легко? Что было трудно?
-Кто из вас считает, что пополнил свои знания в области новых открытий?
-Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?
-А я, ребята, хочу похвалить вас и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю)
-Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?
Информация о домашнем задании. *слайд с записью дом. задания
С. 101-107 ответить на вопросы в статье. Работа по рабочей тетради с.25 №56
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Открытия, которые совершил человек в 19-20 веке"
Презентация это не просто украшение урока, она позволяет более полно освоить изучаемый материал. Данная презентация расширяет кругозор детей, позволяет им соприкаснуться с миром искусства....
«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно»
В этом учебном году многие учителя посещают курсы по ОРКСЭ. В начале занятий было скучновато и хотелось поскорее уйти. Сейчас курсы скоро завершают свою работу, многое я для себя открыла нового,...
«Род и семья – исток нравственных отношений» «Мама – это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково". Презентация
Эта презентация поможет провести урок по данной теме.Здесь представлены пословицы, высказывания великих людей о матерях. сделает урок более интересным....
Ошибки, которые совершать нельзя родителям.
Все родители воспитывают детей, исходя из своего жизненного опыта, понимания жизни. Каждый из нас мечтает о том, что он будет самым хорошим, самым умным и самым добрым в отношениях со своим ребё...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Эмоции человека". Программа "Школа 21 века"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Эмоции человека»Задачи урока:- познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, их многообразием, со спосо...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Опорно – двигательная система человека» УМК «Школа XXI века»
Урок окружающего мира в 4 классе направлен на изучение костно-мышечной системы человека и о значении правильной осанки при ходьбе и при сидении.Планируемые результаты:Предметные: понимать как пр...
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...