Урок Окружающий мир
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Растительный и животный мир тундры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okrukzhayushchiy_mir.doc | 48.5 КБ |
prezentaciya_tundra.pps | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7.
Открытый урок во 2 «Б» классе по окружающему миру.
Тема: "Природные зоны холодного пояса. Тундра".
Разработала
учитель начальных классов
Аракелян Г.В.
Армавир 2009
Открытый урок во 2 «Б» классе по окружающему миру.
Тема: "Природные зоны холодного пояса. Тундра".
Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
Задачи:
1. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями.
2. Установить зависимость растительного и животного мира Тундры от её природных условий.
3. Помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны, т.е. над решением экологических проблем.
4. Развивать познавательный интерес учащихся,
5. Развивать мышление, речь, пополнять словарный запас учащихся,
6. Воспитывать культуру поведения.
7. Воспитывать любовь к своей Родине
Оборудование:
Демонстрационное
- демонстрационная карта природных зон России,
- компьютер, CD диск с изображением изучаемых объектов, мультимедийная установка.
Индивидуальные:
- учебник .
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- С какой природной зоной мы уже знакомы? ( АРКТИКА)
- Что вы узнали об Арктике? (это зона ледяных пустынь, природа сурова, море и суша круглый год покрыты толстым слоем льда, который достигает толщины трёхэтажного дома.)
- Хорошо, молодцы. А сейчас проверим, как вы знаете обитателей Арктики. Отгадайте кроссворд. ( слайд)
1. Ими питаются рыбы и огромные морские звери. (рачки)
2. Полярный житель, не боится белого медведя, имеет могучие клыки, но при этом безобиден. ( морж)
3. Птица, обитатель птичьих базаров, питается рыбой. (кайра)
4.Представитель ластоногих, прекрасный пловец. (тюлень)
5.Морской зверь, достигает в длину 15-18 метров. (кит)
6.Рыба- обитатель северных морей. (сайка)
7. Птица- прекрасный рыболов.(чайка)
- Кого мы забыли из обитателей Арктики? ( медведя)
- Что вы можете сказать об этом животном?
- А кто мне скажет, какая связь между медведем и водорослями?
( цепь питания). (слайд)
Составьте цепь питания.
III. Работа над новым материалом.
- Посмотрите на карту природных зон. Сегодня мы познакомимся ещё с одной природной зоной, которая расположена южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей. Это тундра.
(слайд)
Её площадь составляет 3 млн.кв. км. Это 13% площади всей территории России.
- Слово «тундра» в переводе с финского значит «бесплодная», или «враждебная» земля.
Зима долгая, холодная , длится 8-9 месяцев. Температура достигает до минус 50 градусов. Снег и мерзлота, которая уходит на глубину до 500м.
Но за зимой приходит весна, а затем лето , которое длится не более 2-3 недель. Днём температура летом достигает от 10 до 25 градусов тепла. Скажите, а как отразится на почве такое тепло? (Она оттает, будет много воды)
Там действительно много воды. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. Талые воды не просачиваются, а потому в тундре много болот.
- Ребята, к концу урока мы с вами должны будем выстроить модель экологической пирамиды для тундры.
( слайд)
- Что у нас будет в основании? (почва, болота)
- Почва есть. Чему она даёт жизнь? (растительности)
А какая она? Мы говорим о природе России. Какое дерево является символом России? (Берёза).
(слайд)
- Художники и поэты воспели берёзу в своих произведениях.
- И вот эту красавицу берёзку, стройную, высокую, попробуем поселить в тундре.
- На какую глубину в почву уйдут корни?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ( эмпатия)
Вы устали. Встали и представили себя берёзкой. Как расположены ветви у берёзы?
- Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали ?
Ветер раскачивает берёзки всё сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80,100км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км\ч. Что с нашей берёзкой?
V. Продолжение темы урока.
-Да, наша красавица берёзка там не устоит. Но я точно знаю, что берёзы там есть. Какие они?
- Какая у неё будет наземная часть? ( маленькая)
- Верно, она очень маленькая и стелется у поверхности , прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках. Помимо берёзы здесь произрастают другие растения и грибы.
( слайд растения)
Перечисляю с экрана, Эти выносливые растения-главные кормильцы в тундровых экосистемах.
( слайд).
- Скажите пожалуйста, что мы дальше поместим в нашу пирамиду? (растения)
- Чем они являются в тундре? ( кормильцами)
-А для кого?
- А какие животные могут здесь жить? Как они приспособились к условиям обитания?
( слайд животные)
-Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрите на доску.
1. Какая одежда?
2. какая окраска?
3. Какие размеры?
4. Какая форма тела?
описание оленя, лемминга. (куропатка).
( слайд)
- Пирамида заполнена, а как же происходит движение веществ в условиях тундры?
(почва оттаивает, на почве произрастают растения, ими питаются олени, лемминги куропатки, а ими в свою очередь - волки ,песцы, совы).
Итак, сделаем вывод. На экологической пирамиде мы проследили зависимость живой природы от неживой. Именно суровые условия обитания в тундре продиктовали вот эти разновидности растительности и животных.
Но тундра не такая бесплодная. Огромные запасы нефти, природного газа, угля нашли в этом суровом крае. И двинулись в тундру вездеходы, тракторы, а так как там почва болотистая, то по одному и тому же месту можно проехать только один раз. Провели газопроводы. И если сейчас пролететь над тундрой, то перед глазами возникнет израненная земля. Мхи и лишайники, попавшие под гусеницы, практически не восстанавливаются. Вот оленье стадо остановилось у газопровода. Задние напирают на передних - давка, обезумевшие животные давят друг друга. Как примирить трубопроводы и оленей?
IV. Итог урока и домашнее задание.
Давайте опять вернёмся к пирамиде и подумаем над тем, что мы возьмём с собой на нашу десятую экологическую планету « Мира и дружелюбия»? Мне кажется, что хищников не стоит брать, пусть животные живут себе спокойно…
Или у вас другое мнение?
( ).
Значит, переносим всё и вездеходы, и трубопроводы…..
Дома прочитайте всё о тундре и попробуйте решить проблемы, которые возникли на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А Р К Т И К А Ч Й К А Е Л Ю К Т С А Й А О Ж А Й Р А Ь Н Р Ч К И М
Тундра
25-40 см вечная мерзлота
карликовая берёза
лишайники мхи грибы морошка
25-40 см вечная мерзлота растения
сова медведи лемминг песец лисица олень
Какая одежда? Какая окраска? Какие размеры? Форма - ? шерсть густая, длинная, оперение густое, много пуха белая, светлая, меняет окраску различные
25-40 см вечная мерзлота растения олень, куропатка, лемминг волк, сова, песец
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"
презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ДЛЯ 4 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «АРКТИКА И ЧЕЛОВЕК»
Девятый урок в разделе программы «Человек и природа»...
Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)
Урок окружающего мира и изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...