Открытый урок "СемьЯ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Колесникова Татьяна Леонидовна

Метадическая разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему "Семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок "СемьЯ"183.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружные школьные Кирилло-Мефодиевские чтения

Методическая разработка

СемьЯ

Выполнила:

Колесникова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

м.р. Приволжский Самарской области

п. Новоспасский 2018г.

Заявка на участие в окружных школьных

Кирилло-Мефодиевских чтениях.

  1. Направление чтений  «Методическая разработка»
  2. Название секции  Педагогическая секция

Ф.И. участника, образовательное учреждение.

Тема выступления

Научный руководитель

Колесникова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

м.р. Приволжский Самарской области

Методическая разработка «СемьЯ»

E-mail: Elizarova46@yandex.ru

телефон 89276099770

Краткая аннотация

Методическая разработка внеурочного занятия «Маленькие россияне и ОРКСЭ» в 4 классе

Тема:    «СемьЯ»

Цель:    

  • доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.

Задачи:  

  • раскрыть понятие «семья», «семейные традиции».
  • развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
  • воспитывать уважение к членам своей семьи.

Регулятивные УУД: Используемые технологии: игровая, здоровьесберегающая, личностно-ориентированная, ИКТ

Ресурсное обеспечение: ПК, проектор, экран, компьютерная презентация, грамзапись детских песен о семье, карточки, ватманы, картинки для коллажа.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- умение выражать свои эмоции и чувства

- ориентироваться в нравственном содержании понятий «взаимопомощь», «дружеские отношения»

- выполнять действия в соответствии с планом

- осуществлять контроль своих действий

Познавательные УУД:

- воспринимать информацию в разных формах

- выполнять логические действия

Коммуникативные УУД:

- использовать речевые средства для передачи своих мыслей

- принимать участие в обсуждении решения задания

- входить в коммуникативную игровую ситуацию.

                                                     Ход занятия:

  1. Организационный момент:

- Добрый день, ребята!        

    2. Целевая установка занятия:

2.1. «Устами младенца» (2 мин)               слайд 1

 - О чём пойдёт речь на нашем занятии, вы должны будете догадаться из детских «объяснялок» телеигры «Устами младенца», которую для вас подготовили ученики 1 класса нашей школы!  (Семья)

- Как вы понимаете слово семья? (Ответы детей)

2.2. Беседа (2 мин)

- Знаете ли вы, что до 20 века в семье жили вместе несколько поколений. Неслучайно слово такое образовалось «семь» и «я». Семья включала дедушек, бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков.                          слайд 2

      - Семья - это главное в жизни человека. Это самые близкие и родные люди, без которых не может быть нас.

- Кто для вас в семье ближе и дороже всех на свете? (Родители)

- Почему родители ближе всех на свете? (Ответы детей)

        3. Работа над новой темой:

3.1. Рассказы детей о семье (2 мин)

 - Недавно вы с родителями нарисовали рисунки на тему « Моя семья». слайд 3

- Расскажите немного о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? Чем занимаетесь вместе в свободное время?

(Дети рассказывают о своих семьях). (Музыка)

   - Можете ли вы назвать свою семью счастливой?

-  А какую семью можно называть счастливой?

3.2. Притча     (2 мин)               слайд 4

- О счастливых семьях слагают легенды, притчи. Посмотрите одну из них.

3.3. Заполнение сердца     (2 мин)

Учитель вывешивает на доску сердце.

  • Ребята, это сердце - талисман счастливой семьи. Давайте заполним его. У каждого из вас на столе листочек в виде сердечек, запишите в него то качество, которым должна обладать счастливая семья. (Гости тоже учаситвуют)

На доске:                                   сердце

(Дети прикрепляют слова- признаки счастливой семьи).

- Запомните, ребята, эту легенду и качества. Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

  1. Физкультминутка (1 мин)

- А теперь, пришло время подвигаться и показать какая у вас счастливая и дружная семья.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

3.4. Игра «Угадай члена семьи»  (3 мин) (Музыка)

- А сейчас узнаем, насколько вы знаете членов своей семьи, а заодно поиграем. Игра так и называется «Угадай члена семьи».

По одному желающему выходите к доске, берёте карточку со словом. Молча выбираете предметы, которыми можно описать члена семьи. (брат, сестра, мама, бабушка, папа, дедушка). Изображаете, а остальные дети угадывают.

«Крестьянская семья»

- Раньше семьи  были достаточно  большими.

- И в русском фольклоре существуют пословицы о таких семьях.

1. Путаница: «Собери пословицы» (2 мин)

- Прежде чем прочитать эти пословицы, их нужно распутать и объяснить их смысл.

/Коллективно; соединить начало и конец пословицы/

В дружной семье                                          и в холод тепло.

В хорошей семье                                     хорошие дети растут.

За общим столом                                         и еда вкуснее

 - А еще можно сказать, что эти пословицы о семейных традициях

- А какие вы знаете семейные традиции?

Фото

- Посмотрите на картинку. Какая традиция у этой семьи? (Молиться) слайд 5

- Раньше в каждой семье молились. Просили у бога здоровье, благодарили за обед и ужин. Дети просили у родителей благословения перед учебой.

Видео  (1, 30 мин) слайд 6

- Кто принимает важные решения в вашей семье? (Отец)

- Конечно это отец. Издавна так повелось, что отец – глава семейства.

- А почему? Попробуем ответить на этот вопрос с помощью карточек. (1 мин) 

Мужские роли:

Глава семьи

Защитник

Кормилец

Женские роли:

Жена

Мать    

Хранительница очага

- Верно, папа сильный, мужественный. Мама – хозяйка дома. Она заботится о домашнем уюте. Главная забота родителей, чтобы дети выросли воспитанными людьми. Но для этого и вы должны слушаться родителей.

- Вспомните 5-ую заповедь Христа. (Ответ детей)    (2 мин)              слайд 7

 «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.»

- Что значит «почитай»? (слушаться, советоваться, уважать, понимать родителей)

- Ваше почитание своих родителей необходимо для вас. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Бог вас благословил на земле. 

- Раньше все соблюдали эту заповедь. Это была еще одна традиция в семье.

- Традиции семьи – это огромная мастерская, в которой переплетается вдохновение, игра, радость, творчество, умение.

- Какие лучшие человеческие качества воспитываются семейным традициям? (трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и другие).

В каждом роду, семье — своя сокровищница традиций, которые передаются детям в наследство.

 Знакомство с традициями русской семьи «Коллаж»    (5 мин)   слайд 8 и музыка 

- Какие традиции, обычаи, обязанности передались вам по наследству, вы должны будете составить коллаж.

Давайте разобьёмся на группы.

- Уважаемые гости, вы можете присоединиться к любой группе и составлять коллаж.

  1. Заключение.

-  Вот и закончилась наше занятие. Прошло оно в дружеской обстановке. А дружба должна быть в каждой семье. Без неё не будет хорошей семьи.  

  1. Рефлексия.

Закончи предложение: Родным я хочу пожелать…

Используемая литература

  1. А.В. Кураев. Учебник «Основы православной культуры 4-5 класс» М.: Просвещение 2010
  2. Е.И.Николаева, Е.Н.Петрова. Учебник «Основы духовно-нравственных культур народов России 4 класс» М.: Издательский дом «Фёдоров»
  3. ЭОР htt:/www.nacalka.com/biblioteka (библиотека материалов для начальной школы)
  4. ЭОР https://multiurok.ru/blog/kitaiskaia-pritcha-ladnaia-siem-ia-4.html

Приложения





        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...