Урок по окружающему миру ( технология ТРКМ) 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Краморова Татьяна Станиславовна

Тема урока : "Разнообразие растений" (система Занкова), разработанный по технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t348125rambler.ru2_.doc635 КБ

Предварительный просмотр:

Краморова Татьяна Станиславовна.

Г. Астрахань.

Предмет: окружающий мир.

2 класс.

Изучение нового материала.

Тема урока.  Многообразие растений. Группы растений.

Цели. 1) учить выделять основные признаки хвойных и цветковых растений, а также низших растений( мхов, водорослей, лишайников, папоротников);

2) учить анализировать и группировать растения по их признакам и свойствам;

3) развивать  умение графически оформлять текстовый материал;
                    - умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
                     - умение выступать в качестве лидеров;
                     -  слаженно работать в коллективе;
                      -  умение слушать и быть критичным слушателем;
                     - развивать смелость и уверенность в себе.
                     -самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы,

Оборудование:

  1.  Плакаты.
  2. Таблицы.
  3. Учебник.
  4. Раздаточный материал.
  5. Мультимедиа.
  6. Бумага, маркеры

.

Ход урока.

  1. Стадия вызова.

      Как мы будем работать на уроке?

читать – вдумчиво

писать – грамотно

слушать – внимательно

говорить – внятно, доступно

  1. Разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о какой теме  пойдет речь на уроке.

О каком царстве пойдет речь на сегодняшнем уроке? ( о царстве растений)

На доске записывается слово РАСТЕНИЯ.

2)У каждого из вас на партах лежат листочки с со словом Растения в середине. Работаем в парах. Даю вам 2 минуты , чтобы вы записали вокруг этого слова как можно больше словосочетаний и  слов по данной теме, те, что приходят вам на ум.

3)Проверка. –Выберите лидера в вашей паре, того, кто будет озвучивать, что вы написали. Все остальные будьте внимательны- не повторяйте уже сказанные слова и словосочетания.

4)Систематизация. -Можно ли какие-то слова и словосочетания объединить в группы? (если возникает спор по поводу какого-то слова, то ставим около этого слова вопрос- вернем к нему позже)

                                 Растения                  водоросли

        

                                                                                                      грибы

                                        деревья                                     мох?

                                               кустарники   травы

- Хорошо. Это наша основная таблица. Мы с ней будем работать весь урок. Может быть, что-то в ней придется изменить. 

5) Постановка целей урока.

Исходя из всего этого, как вы думаете, какую цель мы ставим на сегодняшнем уроке? ( будем учиться различать группы растений и распределять растения по группам)

  1. Стадия осмысления. 
  1. На доске плакаты с рисункам или презентация, где на слайдах рисунки или фотографии растений: мхи, водоросли, лишайники, папоротники, сосна, ель, ландыш, яблоня, дуб, сирень.

- Давайте соотнесем эти растения с нашей таблицей и попробуем распределить эти растения по группам, которые даны в таблице. 

( ведется работа по каждому рисунку).

Составляется такая таблица:

  1. Травы: мох, ландыш
  2. Водоросли
  3. Лишайники отнесли к грибам
  4. Папоротники и  сирень отнесли к кустарникам.
  5. Деревья: сосна, дуб, ель, яблоня.
  1. Работа с таблицей.  Анализ и синтез содержимого групп.

-Давайте посмотрим на получившуюся таблицу и найдем сходства и различия растений в каждой группе. 

Ответы детей:

- мох и ландыш низкорослые, но у ландыша есть стебель и цветы, а у мха нет. МОХ- КУСТАРНИК?

- папоротник и сирень похожи, но на картинке у сирени видны цветы, а у папоротника их нет. Цветет ли папоротник?

-я слышал, что в ночь на Ивана Купала папоротник зацветает, и кто его увидит. У того сбудется желание. Значит, папоротник цветет.

-все деревья на картинках имеют ствол. Но у сосны и ели иголки. А яблони и дуба-листья. И у яблони и дуба есть плоды- яблоко и желудь. А у сосны и ели –шишки. Сосна и ель цветут?

- грибы- растения?

Учитель: - Где можно найти нужную нам информацию для ответов на свои вопросы? ( в тексте учебника, в интернете, в энциклопедиях о растениях, спросить у взрослых). 

-Хорошо. А вот сейчас, непосредственно на уроке, с чем будем работать? ( с учебником)

Итак, откройте учебник на с. 57. ( или текст может быть записан на отдельных листочках).

  1. Чтение текста.

- Прочитайте внимательно вполголоса  текст.  Читая текст, делайте пометки карандашом). Учащиеся самостоятельно читают текст и в процессе прочтения карандашом делают пометки в тексте (« +» - «это я знаю»;; «-» - не знал; «!» - нужно для ответа на вопросы).

4) Проверка.

- Давайте посмотрим, какие предложения вы подчеркнули со знаком «!» и попробуем ответить на вопросы., которые возникли у нас при работе  с картинками. Свои ответы начинайте со слов: я понял, что…; я прочитал, что….; я выяснил, что…я узнал, что…

Ответы детей:

- я прочитал, что деревья , кустарники и травы-это ярусы  леса.

- я узнал, что водоросли не имеют ни стебля, ни листьев, ни корня, ни цветков. Их выделяют в одну отдельную  группу.

- я прочитал, что лишайники –это тело гриба и водоросли, они тоже не имеют частей растенийи выделяются в отдельную группу.

- я выяснил, что водоросли –это водные растения, которые не имеют частей растений. Это низшие растения.

- я понял, что папоротники –это группа растений, которая не цветет.

- я прочитал, что все остальные растения относят или к цветковым, или к хвойным растения. Значит, яблоня и дуб-это цветковые растения, а ель и сосна- хвойные.

5) Давайте дополним или изменим нашу первую таблицу. Подумайте в группах, как это сделать. ( группы по 6-7 человек).Лидер озвучивает точку зрения группы.

                                                              Растения                  

                                                                                                     

мхи      водоросли      лишайники       водоросли    цветковые    хвойные

                                                                          папоротники

              низшие растения                                         высшие растения

  1. Рефлексия.

1)заполнение таблицы.

Ребята, мы на уроке мы узнали много нового. Давайте все имеющиеся у нас знания  отразим в итоговой таблице, которую вы заполните сами.

В каждой строке поставьте + или -.

корень

листья

стебель

цветы

плоды

водоросли

мхи

лишайники

папоротники

цветковые

хвойные

Листочки с таблицей дети сдают в конце урока для проверки.

- Ребята, поднимите руку, кто много узнал на уроке? Вы сегодня все молодцы. Спасибо вам за работу. И за это предлагаю вам очень интересную работу. 

2) Давайте попробуем все вместе составить синквейн к нашему уроку. 

1 строка. Растения.

2 строка. Придумайте два прилагательных к слову растения.( Красивые, чудесные)

3 строка. Придумайте 3 глагола. ( Цветут, пахнут, помогают дышать)

4 строка. Придумайте предложение из 4 слов, показывающее, как вы относитесь к растениям. ( Без растений жизнь невозможна!)

5 строка придумайте синоним к слову растения. Сделайте вывод. ( Душа земли!)

Дом задание. Написать, что бы вы хотели узнать интересного о растениях из любой



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (с применением технологии проблемного обучения)

Цель: сформировать понятие о воздухе и его свойствах, показать применение данных свойств человеком в жизни....

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме "Культурные и дикорастущие растения" с применением сингапурской технологии направленно для прочного усвоения учащимися растений леса, луга, поля...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства" в технологии проблемно-развивающего обучения

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства" в технологии проблемно-развивающего обучения...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» с применением технологии развития критического мышления.

Технологическая карта урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» с применением технологии развития критического мышления....