экологическое воспитание
материал (окружающий мир) по теме

Додонова Надежда Геннадьевна

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Додонова Надежда Геннадьевна;    

АМОУ «Гимназия №2» г. Балаково, Саратовская область

Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, в частности обучения. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования экологического отношения к природе. И задача начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим миром основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые убеждения. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. К сожалению, многие из детей приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о природе. Предстоит длительный и нелёгкий путь к детским сердцам, чтобы открыть перед ними удивительный, разнообразный и неповторимый мир природы.

 Приступая к работе по экологическому воспитанию своих учащихся, я поставила перед собой главную цель экологического воспитания: формирование у моих учеников основ экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения. Дальнейшее отношение будет во многом зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Любовь к природе у ребенка не может быть абстрактной, она конкретна и возникает лишь при непосредственном наблюдении природы, только в результате этого формируются экологические представления. Сама природа не воспитывает, а воспитывает активное взаимодействие с ней. А где же можно найти такое взаимодействие? Конечно же, на экскурсии. За многие годы работы в школе я убедилась, что общение с природой дает богатейшие возможности для экологического воспитания и образования.  Наиболее благоприятное время для проведения осенней экскурсии - конец сентября, когда листья деревьев и кустарников приобретают характерную видовую окраску и процесс листопада ярко выражен. Такие  экскурсии дают большую познавательную ценность, поскольку дети видят все, что происходит вокруг. При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность и стремление понять и объяснить суть явлений. Не меньшее значение имеет развитие эстетических чувств учеников, для чего следует привлекать их внимание к красотам родной природы, к богатству красок, звуков, красоте форм и обилию ароматов. На экскурсии особо обращаю внимание детей на то, как приятно пахнет прелой листвой, воздух свеж и прозрачен, тихонько шуршат опавшие листья. Вместе с ребятами рассматриваем листья, ветки, стволы деревьев, траву.  Ребята с удовольствием трогают и гладят стволы деревьев. У одних деревьев ствол гладкий, блестящий (у молодых березок), у других шершавый, матовый (тополь, осина, ива). Если повредить ствол, например, забить гвоздь, порезать ножом или сломать ветку, дерево будет болеть, может даже засохнуть. Прошу ребят приглядеться - листьев каких деревьев больше всего среди опавших? Оказывается, раньше всех теряют листья береза, позже - осина. (Дети переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья.)

Обращаю внимание детей на детали, которые часто остаются незамеченными. Учащимся разъясняю, что соблюдение правил поведения при обращении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Для закрепления правил поведения в природе создаю проблемные ситуации. Дети должны рассказать о том, как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо; когда встретишь красиво цветущее растение и т.п.

Такие задания воспитывают ответственное отношение к природе, учат экологически грамотно относиться к ней. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. После экскурсии следует провести занятие, которое позволит сохранить детям эмоциональный настрой, полученный во время экскурсии, создать им единую картину осени, включающую в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и запахах осени.

Экологическое воспитание младших школьников невозможно представить без игры.  Это, в первую очередь, потому, что она соответствует уровню психологического развития ребенка, удовлетворяет детские интересы, является формой познания мира и способом взаимодействия с ним.  Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер моих учеников, я подобрала из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают моим урокам эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми,  следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у младших школьников самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.  

Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, снимает утомление детей.

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребус, кроссворд, викторина, игры. Использовать такой материал можно на разных этапах урока. Привлечение произведений художественной литературы  обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Если отрывок содержит описание природного явления, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий.

Очень интересны и целесообразны игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились в лесу заяц  с белкой и разговорились...»; « Собрались животные на полянке и стали рассказывать,  как каждый готовится к зимовке». Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Было бы ошибкой ожидать мгновенного воздействия на ребёнка экологически правильной игровой деятельности.

В наблюдениях за растениями и животными раскрывается красота родной природы, её неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познания истинных закономерностей природы? Нет, наоборот - облегчит. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. А если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий, т.е. сказка станет экологической. Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочинёнными самими детьми. Если ребёнок придумал сказку, связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, значит он научился мыслить. Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создаёт и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за неё.

Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в той или иной экологической деятельности. Школьникам начальных классов доступны такие практические дела: развешивание птичьих домиков, кормушек; регулярный сбор корма для птиц и их кормление, посадка и уход за растениями.

Экология для ребёнка - это всё, что его окружает. И дерево, и парк, и птицы, прилетающие к кормушке, и, наконец, сам человек. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.

Ресурсы:

  1. Баунова И.А.«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках » - «Начальная школа», 1990,  №10
  2. Белавина И.Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
  3. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.
  4. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Экологические проекты – уникальная форма экологического воспитания в начальной школе

Материал содержит описание различных экологических пректов в начальной школе...

Изучение понятий «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»

Статья о  понятиях «экологическая культура», «экологическое воспитание и образование»...

Проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов» (формирование экологической культуры)

Предлагаю Вам проект по экологическому воспитанию «Юный помощник экологов». Проект рассчитан на детей преимущественно младшего и среднего школьного возраста. Основным критерием эффективности экологиче...

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию "Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Данное мероприятие учит учащихся бережно относится к окружающему миру, ценить и любить природу....

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....