Урок по ОКМ во 2 классе "Океаны и материки"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
На данном открытом уроке учитель попыталась связать материал с формированием УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uotkrytyy_urok_po_okm_2_klass_s_uud.doc | 111.5 КБ |
okeany_i_materiki_2_klass.ppt | 693 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 24 ТЕМА: «Океаны и материки»
Цели урока:
I. Образовательные:
- Помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан».
- Научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
II. Развивающие:
- Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания;4
III.Воспитательные:
- Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение) , воспитывать бережное отношение к природе
Место и роль урока: 24, в изучаемой теме 15 урок по теме «Красота и разнообразие неживой природы»
Тип урока: проблемно – диалоговый
Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание учителя.
Приём создания проблемной ситуации: задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались.
Минимум: учащиеся должны перечислять материки и океаны и показывать их на карте.
Понятия: материк, океан.
Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Окружающий мир». ч.1.Автор О. Т. Поглазова. (УМК «Гармония»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, контуры материков из цветной бумаги на карте полушарий у доски, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах и группах
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный | |
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | - самоопределение (Л); - смыслообразование (JI); - целеполагание (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). - волевая саморегуляция (Р) |
III. Постановка цели урока в связи с возникновением проблемной ситуации На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию проблемного учебного действия. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); - использование знаково-символических средств (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - подведение под понятие (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учет разных мнений (К); |
IV.Поиск решения проблемы В данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они 1) восстанавливают выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, - где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Г1); - подведение под понятие (П); - определение основной и второстепенной информации (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - структурирование знаний (П); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - учет разных мнений, координирование разных позиций (К); - разрешение конфликтов (К). |
V. Физминутка | |
VI. Первичное восприятие и усвоение новых знаний | - добывают новые знания, перерабатывают, делают выводы (П) |
VII. Физминутка. | |
VIII. Закрепление новых знаний и умений. | |
IX. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: | - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - слушают, договариваются, учатся выполнять различные роли (К) |
X. Обобщение усвоенного. | - перерабатывают полученную информацию. (П) |
XI. Рефлексия | - определяют успешность выполнения своей работы в диалоге с учителем (Р) |
XII. Домашнее задание | |
XIII. Подведение итогов |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный | - Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их. - Позвольте начать урок стихотворением. Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать? - Закройте глазки, опустите головки и вслушайтесь в слова: «Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно» - Вот с таким настроением мы и начнем наш урок Окружающего мира. - На уроке вас ждут открытия, какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. Я вам открою секрет. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие и узнаем много нового и интересного. - Повторим правила групповой работы: | Повторяют устав групповой работы |
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности. | - Выполнив задания теста, мы узнаем, чему будет посвящено наше путешествие. Слайд:2 Самосветящееся небесное тело: Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна Слайд 3 Группа звезд, занимающая определенный участок неба: Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие Слайд 4 "Хвостатые" небесные тела: Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды Слайд 5 Единственный естественный спутник Земли: Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера Слайд 6 Планеты Солнечной системы изучает: Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология | 1) Повторение сведений , которые понадобятся для усвоения новых знаний (продуктивное повторение). |
III. Постановка цели урока в связи с возникновением проблемной ситуации | Слайд 7 - А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете цель нашего путешествия - Если с помощью астрономии мы совершили путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны, то следующая наука предлагает нам путешествие по самой Земле. А наука эта называется география. Что? Где? - вот два вопроса, которые интересуют географов. Слайд 8 (геграфия - наука:) - Что же нам поможет совершить это путешествие? Слайд 9 (снимок Земли из космоса) - Какие два вида земной поверхности можно разглядеть на снимке из космоса? - Подумайте, что изобразили ученики на круговой диаграмме, отвечая на этот вопрос. Слайд 10 (круговая диаграмма) +, + | (Из выделенных букв учащиеся составляют слово: Земля и формулируют цель путешествия) Высказывания : - Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. И огромные участки суши, которые окружены водными пространствами. Ответы детей … Уметь читать карту, знать условные обозначения, т.е. познакомиться лучше с картой и узнать ответ на наш вопрос |
- Однажды зайчонок и дельфиненок решили совершить кругосветное путешествие. Смогут ли они это сделать вместе? - Подумайте, один вопрос, а ответы разные. – Почему так получилось? Давайте вспомним: – Где обитает дельфиненок (в соленых водоемах), а зайчонок? – Так могут они совершить путешествие? – Что мы должны знать и уметь, чтобы ответить на этот вопрос? | ||
- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие? - - Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту. - Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё пространство занимает вода. Слайд 12 - 1 команда отправляется в плавание Задание: Найти 5 океанов. Установить самый большой и самый маленький.
- 2 команда отправляется искать 6 участков суши. Задание: Отметить самый маленький и самый большой. - Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карту, компас) - Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости. - В любом путешествии принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Возьмите свои бортовые журналы. | Работа в группах Игра – путешествие. - Думаем, что это будет корабль, т.к. почти всё пространство занимает вода. Дети заполняют бортовой журнал путешествуя по карте полушарий (стр. 108-109) | |
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему? 1 группа: Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северно-Ледовитый, Южный. - Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них? . -Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого. - Какое общее название они имеют? Они называются океанами. - Раньше они были предметом нашего обсуждения? Нет. - Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего? 2 группа: Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка, Антарктида - Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой. - Какое общее название они имеют? - Мы не знаем. - Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок? Слайд 13. Появляются цели урока. | Ответы уч-ся по своим наблюдениям. Анализируют, обобщают, выводят учебную проблему, формируют цели урок - Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды. Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте. | |
IV.Поиск решения проблемы | - Ребята, как можно было бы назвать такие участки суши? - Ребята, вопрос был один, а ответов мы услышали несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? Мы не знаем, как называются эти участки. - Где можно об этом узнать? - В учебнике. Проверим свои предположения по учебнику на стр.106, задание 1. Стр. 1 На доске появляется тема урока: «Материки и океаны» | Дети предлагают названия. Встречаются с недостаточными знаниями. Испытывают затруднения. Предлагают проверить по учебнику. Формулируют новое знание |
V. Физминутка | - Перед дальнейшим путешествием мы с вами немножко отдохнем. | |
VI. Первичное восприятие и усвоение новых знаний. | Работа по карте в учебнике, стр.108 - 109 Стр. 2 - А теперь пора в путь. Давайте сначала отправимся на самый большой материк, который называется: Евразия. Найдите у себя на карте этот материк. Именно в Евразии находится наша Родина - Россия, Оренбургская область, Саракташский район, село Петровское - Скажите мне, ребята, на каком материке мы с вами побывали? ( Евразия) Стр. 3 - А теперь мы с вами отправимся на самый жаркий материк - в Африку. Найдите этот материк на карте.Африка – второй по величине материк. Это самый жаркий континент. Здесь не бывает зим. Поверхность нагревается до +70 градусов. Африку называют «черным континентом», из-за того, что там живут чернокожие жители. Стр. 4 - А теперь, ребята, наш путь лежит в Северную Америку. Найдите Северную Америку на карте. Стр. 5 - Следующая остановка в Южной Америке. Это самый влажный материк. Найдите у себя на карте этот материк. Стр.6 - Ну и следующая остановка на самом маленьком и сухом материке - Австралии. Найдите у себя на карте этот материк. Здесь обитают самые необычные животные. С латыни название материка означает «Южный». Стр. 7 - А теперь наш путь лежит в Антарктиду – самый холодный материк.. На карте она изображена и на западном полушарии, и на восточном. Найдите у себя на карте этот материк. | Находят на своих картах по аналогии с рассказом учителя материки. Закрепляют понятие «материк». Находят и показывают океаны. |
VII. Физминутка. | - На материках мы с вами побывали, а теперь отправляемся в плавание. Всего океанов на Земле пять. Стр. 8 Спят четыре океана, Синеглазых великана. Солона у них водица, Не удастся ей напиться. Тихий океан к Востоку, Самый сильный и большой. Атлантический на Запад с голубой бежит волной. Океан Индийский к Югу занимает синий угол. А для Северных сторон Ледовитый шлёт поклон. А с 2000 года официально выделен пятый океан - Южный или Антарктический, четвертый по размеру.
| |
VIII. Закрепление новых знаний и умений. | - Вернёмся к нашим маршрутам. Теперь вы сможете рассказать более подробно о вашем маршруте? Приготовьте свои рассказы. 1 группа. Мы пересекли 5 океанов: Атлантический, Тихий, Индийский; Южный, Северо-Ледовитый 2 группа. Мы пересекли 6 материков:: Южную Америку, Африку, Австралию: Северную Америку, Евразию, Антарктиду – Для чего надо знать карту, материки и океаны? Вывод: Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих тебя событий. | Строят рассказ своего путешествия грамотно, согласно усвоенному понятию «материки», океаны. Выводят правило: зачем и где могут пригодиться новые знания. |
IX. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | – Вернемся к нашему проблемному вопросу: могут ли Дельфиненок и Зайчонок путешествовать вместе? Дети. Нет. У них разная среда обитания. Один может путешествовать только по материкам, другой по водоемам. 1. Работа в группах. 1) Творческое задание – работа в группах – Нам необходимо создавать карты, по которым легко будет путешествовать зайчонок и дельфиненок – У каждой группы на столе лежит папка с материками. Задание: собрать карту и подписать.( для зайчонка – материки, для дельфиненка – океаны. – Кто соберет быстрее и верно? – У нас получилась своя карта. 2. Самостоятельная работа в парах Задание для первого ряда. - (Расположите материки по площади, начиная с наибольшего:) Задание для второго ряда. - (Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего:) На экране высвечивается слайды | Работают в группах. Моделируют физическую карту материков и океанов. Дети выполняют задание и проверяют его выполнение с помощью образца. |
X. Обобщение усвоенного. | Игра « Гонка за лидером» ( работа в парах) - Ну и теперь нам осталось подвести итог нашего исследования. И мне никак не обойтись без вашей помощи.. Помогите восстановить рассказ, в котором много « белых пятен», вы же исследователи и должны все знать. Как вы понимаете это сочетание? ( Дети читают из словаря:) 1. Белыми пятнами на карте, земле и т. п. называют территории, о которых люди либо ничего не знают, либо знают очень мало, потому что там никто не бывал. 2. Белым пятном в какой-либо области деятельности, знания и т. п. называют информацию, которая неизвестна или является тайной для большинства людей.) - Итак, вы готовы? Игра « Гонка за лидером» начинается! Модель Земли - _______________ . На глобусе синим цветом обозначена ____________, коричневым, жёлтым, зелёным обозначена _________. На земном шаре _____ океана и _______ материков.. Планета Земля наш общий дом и её надо __________! - Молодцы! Победила дружба. Очень важную информацию вы унесли с этого урока. Я очень рада, что вы так едины были в своих чувствах к нашей необъятной планете ЗЕМЛЯ. Планета Земля наш общий дом и её надо беречь! | (Учитель в быстром темпе читает предложения , дети каждой группы подбирают подходящие по смыслу слова: ГЛОБУС, ВОДА, СУША, ПЯТЬ, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, БЕРЕЧЬ, ЛЮБИТЬ) |
XI. Рефлексия | - Как работал ты? - как настроение? - комфортно ли было работать в группе? - Спасибо за работу. Вы мне сегодня очень помогли. | Реализуют рефлексивный алгоритм: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, дово лен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в обще нии), «ДЕЛО» (достиг ли цели уче ния, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные про блемы) |
XII. Домашнее задание | Учебник - стр. 104-107, изучать Тетрадь - стр. 34-35, обозначить на карте материки и океаны | |
XIII. Подведение итогов | - Как называется наука, которая изучает поверхность Земли? В чьей роли вы сегодня поработали? - Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? Урок заканчивается стихотворением Е. Шкловской Смотрю на глобус– шар земной. И вдруг вздохнул он, как живой. И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”. В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек. В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”. Грустит глубокая река, свои, теряя берега. И слышу голос я реки: “Ты береги нас, береги”. Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной. И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”. | Подводят итоги, определяют степень успешности совместной деятельности по достижению поставленной цели. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды. Учиться узнавать и показывать их на карте.
Огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой – это МАТЕРИКИ , ИЛИ КОНТИНЕНТЫ Евразия Африка Австралия Южная Америка Северная Америка Антарктида
Физическая карта полушарий ЕВРАЗИЯ ЕВРАЗИЯ
Е в р а з и я
Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ
Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Физическая карта полушарий АФРИКА ЕВРАЗИЯ СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ЮЖНАЯ АМЕРИКА АВСТРАЛИЯ
Физическая карта полушарий Е в р а з и я Северная Америка Южная Америка Африка Австралия Антарктида Антарктида
Расположите материки по площади, начиная с наибольшего: Евразия Африка Северная Америка Южная Америка Антарктида Австралия
Расположите океаны по площади, начиная с наименьшего: Северный Ледовитый Южный Индийский Атлантический Тихий
Океаны и материки Мы по знакоми лись с названиями огромных участков суши – материками и водными пространствами - океанами Учи лись узнавать и показывать их на карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс
Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...
Урок окружающего мира во 2 классе "Материки и океаны"
Урок окружающего мира во 2 классе УМК "Школа 2100" Тема: "Материки и океаны"...
урок Окружающий мир 2 класс. тема: Материки и океаны. Программа Школа 2100
Урок по теме " Материки и океаны" с презентацией. 2 класс Программа Школа 2100....
Конспект урока в 3 классе "Путешествие по материкам"
Урок окружающего мира...
Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»
Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " (2 класс) (УМК Школа России)
Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты:Предметные:знать расположение и название всех материков;знать понятие «материк»;уметь н...
Конспект урока по окружающему миру "Путешествие по материкам " 2 класс, Школа России
Цель деятельности учителя: знакомство с материками планеты и их особенностями.Планируемые результаты: Предметные:знать расположение и назва...