«Окружающий мир» 3 класс, Тема: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Свиридова Ольга Александровна

 

 УМК "Гармония" Предмет «Окружающий мир» 3 класс, 2 полугодие

Тема: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

урок с использованием ИКТ ЭУП "Человек.Природа.Общество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_organizm_cheloveka.doc839 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Гармония» автор учебника Поглазова О.В.

Предмет «Окружающий мир» 3 класс, 2 полугодие

Тема: ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Цели: сформировать УУД

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  4. сформировать понятия: здоровье, здоровый образ жизни, организм, орган, система органов, внутренние органы;
  5. совершенствовать умение работать с учебным текстом;
  6. соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  7. воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма.

Оборудование: ЭУП «Природа, человек, общество», компьютер, проектор, экран, плакат « Внутренние органы человека».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

                        Ветерок с березкой шепчется,

                        На траве блестит роса

                        Нам с тобой земля-волшебница,

                        Снова дарит чудеса.

                        Миллион чудес загадочных

                        Мы встречаем каждый час,

                        Словно самый добрый сказочник

                        Сочиняет их для нас.

                        П. Синявский

– Кто этот сказочник? (Природа.)

– Что такое природа?

Учащимся предлагается выполнить упражнения из ЭУП «Природа, человек, общество»

тема 2. Природа.

подтема 2.1 Что такое природа.

раздел Учебные упражнения

упражнение 1. Отметь объекты неживой природы

-Какие знания необходимы для правильного выполнения упражнения? (Какие объекты окружающего мира относятся к неживой природе).

-Приведите примеры. (Земля, вода, камни, облака, сосулька, снег, вулкан и т.д.)

-Прочитайте задание и отметьте двумя или одним щелчком мышки объекты неживой природы.( учащиеся выходят к доске и выполняют задание по одному)

 

-Проверьте выполнение задания, нажав на кнопку «Готово»

Упражнение 2. Отметь объекты живой природы

-Какие знания необходимы для правильного выполнения этого упражнения? (Какие объекты окружающего мира относятся к живой природе).

-Приведите примеры. (Деревья, цветы, птицы, человек и т.д.)

-Прочитайте задание и отметьте двумя или одним щелчком мышки объекты живой природы.( учащиеся выходят к доске и выполняют задание по одному)

-Проверьте выполнение задания, нажав на кнопку «Готово»

Упражнение 4. «Заполни таблицу»

Учащиеся должны распределить надписи, относящиеся к телам живой природы и неживой природы.

– Пользуясь результатом выполненного задания, сделайте вывод, в чем отличие живых организмов от неживых предметов?

-Все организмы могут восстанавливать и заменять свои части: ящерица может отрастить новый хвост; у человека восстанавливается кожа и кости; у дерева – листья.

Только живые организмы могут воспроизводить себе подобных. Способны адаптироваться к окружающей среде, могут реагировать на раздражение.

Постановка целей урока.

– Рассмотрите шмуцтитул к разделу «Развитие живых организмов». Предположите, о чем будем говорить, изучая этот раздел. (Об объектах живой природы. О развитии растений, животных, человека.)

– Прочитайте тему урока.

Запись на доске: «Организм человека».

-Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать как устроен наш организм, зачем изучать его строение, что надо делать чтобы быть здоровым….)

– Сегодня вы узнаете, какие науки изучают организм человека, какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм.

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 6–7).

– Какие науки изучают организм человека? (анатомия, физиология, медицина, гигиена, здоровый образ жизни.)

– Что изучает каждая из этих наук?

                        Здоровье свое бережем с малых лет.

                        Оно нас избавит от болей и бед.

– Какая наука могла бы взять это двустишие своим девизом? (Гигиена.)

– Почему необходимо соблюдать правила личной гигиены?

-Какие советы мы можете дать ребятам, которые не соблюдают правила гигиены?

Это интересно!

 В Древней Греции люди жили в среднем 29 лет, в Европе XVI века – 21, XVII – 26, XVIII – 34, а в XIX веке средняя продолжительность жизни не превышала 40 лет (в США). Сегодня: в Афганистане – 36 лет, в Англии – 71 год (мужчины) и 77 лет (женщины), в Японии – 75 лет (мужчины) и 81 год (женщины).

– Подумайте, что влияет на увеличение или уменьшение продолжительности жизни человека?

В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за 100 лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело, второй – хороший характер, третий – правильное питание и режим дня, четвертый – ежедневный физический труд.

– Как вы считаете, трудно ли выполнить все эти секреты и стать долгожителем?

Объясните абхазскую пословицу:

«Злые люди долго не живут».

Среди долгожителей нет угрюмых, черствых, нелюдимых людей. Горячая любовь к жизни, труду помогает прожить долгие годы. Греческий драматург Софокл написал знаменитую трагедию «Эдип» на сотом году жизни, Гиппократ жил 104 года, Микеланджело творил в 90 лет, Репин – в 86 лет.

Пока вы молоды, помните слова известного русского гигиениста Г. В. Хлопина, который писал, что все мы поступаем, как расточительный наследник: не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда узнаем цену этого богатства, и у нас является желание его сохранить, когда мы становимся больными.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 7).

– Прочитайте статью «Как развивается ребенок».

– Какие новые понятия вы узнали? (Зародыш, плод, пуповина.)

Средняя длина новорожденного – 50 см. Средний рост взрослого – 170 см. На сколько сантиметров вырастает человек, взрослея?

Объясните:

«Ребенок – это не маленький человек, а маленькая частичка взрослого».

-Давайте попробуем представить процесс развития ребёнка от его рождения до школы.

Работа с ЭУП.

Тема «Человек»

Подтема «Человек-часть природы, организм»

Раздел «Учебные упражнения»

Упражнение 9 «Как человек растёт и развивается»

Физкультминутка

Поднимайте плечики (плечи вверх),

Прыгайте, кузнечики (прыжки на месте),

Прыг-скок, прыг-скок,

Выше, выше, высоко,

Прыгай на ногах легко.

Сели, травушку покушали (сесть за парты),

Тишину послушали.

– Почему люди растут? (Если бы мы рождались взрослыми, то не поместились бы в животе у мамы. Поэтому мы рождаемся маленькими, а потом растем.)

– Как человек растет?

Все наше тело состоит из клеток. Клетки растут и делятся, создавая новые клетки. Чем больше у человека клеток, тем выше и крупнее человек. Рост продолжается до 18–20 лет.

Существует множество различных типов клеток.

– Рассмотрите рисунок (учебник, ч. 2, с. 10).

Клетки увеличены в несколько раз, чтобы мы могли их рассмотреть.

В центре каждой клетки есть ядро, которое контролирует ее работу.

Попробуйте соотнести названия клеток и их изображения.

  1. В крови есть множество мельчайших клеток.
  2. Клетки мозга имеют длинные отростки, по которым идут сигналы.
  3. Клетки кожи напоминают кольчугу.
  4. Клетки костей скреплены друг с другом, поэтому кости крепкие.
  5. Клетки мышц вытянуты, легко растягиваются и сжимаются.
  6. Мерцательные клетки находятся в носовой полости, они своими ресничками останавливают пыль и микробов.

Это интересно!

 Скорость роста зависит от времени года. Дети растут быстрее летом, чем зимой.

 Каждое утро мы выше, чем были вчера вечером, но в течение дня наш рост уменьшается.

 Каждая клетка в организме человека выполняет свою работу не в одиночку, а вместе с другими такими же клетками.

 Наше тело состоит из более чем 100 000 000 000 000 (ста триллионов) клеток, они составляют органы человека.

                        Ты должен знать свое тело,

                        Знать и понимать.

                        Каждую клеточку тела

                        Нужно любить,

                        Оберегать.

Работа по учебнику (ч. 2, с. 9).

– Какие новые слова-понятия встретились в статье? (Организм, органы, внутренние органы, система органов.)

– Рассмотрите плакат «Внутренние органы человека».

Рабочая тетрадь № 2 (задание 5, с. 3).

IV. Закрепление изученного материала.

– Отгадайте загадку:

Кто ходит на четырех ногах, затем на двух, а потом на трех? (Человек.)

– Объясните, как можно избежать в старости «третьей ноги»? (Заниматься спортом, физкультурой, вести здоровый образ жизни.)

Работа с ЭУП.

Тема «Человек»

Подтема «Человек-часть природы, организм»

Раздел «Учебные упражнения»

Упражнение 6

-Подберите надписи к рисункам, отметьте рисунки, на которых изображены люди, ведущие здоровый образ жизни и нет.

V. Рефлексия. Итог урока.

-Понравился ли вам наш урок? Какая работа была для вас на уроке наиболее интересной?

-Какие новые знания вы получили? Для чего они вам пригодятся в  жизни?

«Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

– Как вы думаете, прав ли древний философ? Почему?

Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания 1, 4, 6, с. 2–3). Учебник (ч. 2, с. 6–10).

Литература.

  1. Алексеева Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий. [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio_22/cd_site/Articles/art_1_16.htm#top, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  2. Башмаков А.И., Старых В.А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. М.: 2003.
  3. Бондарева Т.В. поурочные планы «Окружающий мир» 3 класс. Волгоград: «Учитель» 2007.
  4. Брусова И. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://it-n.ru/, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  5. Варченко В. И., Фуксон Л. М. Педагогические основы использования компьютерных технологий. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://katalog.iot.ru/ свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс] — Режим доступа:  http://school-collection.edu.ru/
  7. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников. //Информатика и образование. 1997.  № 7. C. 89-95.
  8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования./ Под редакцией А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2010.
  9. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. Смоленск : Ассоциация XXI век, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир в 3-м классе Тема:"Организм человека"

Цели урока:Обучающая: сформировать у учащихся понятия: организм, орган, система органов, внутренние органы, познакомить (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организме человека.Разв...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Итоговое тестирование по окружающему миру по теме "Организм человека" 4 класс. Образовательная система "Школа 2100"

В работу входят 15 вопросов по теме "Организм человека" и таблица для заполнения, которая поможет систематизировать знания по данной теме с целью подготовки к контрольной работе...

Урок окружающего мира по теме «Организм человека и его здоровье». УМК "Гармония" 3 класс

Разработка обобщающего урока по теме "Организм человека и его здоровье"  Урок построен в форме сюжетно-ролевой игры. К уроку прилагается презентация....

Тест по окружающему миру 3 класс. Тема: "Организм человека"

Тест по теме « Организм человека»1. Какой из органов человеческого организма  приводит в движение нашу кровь ?а)  лёгкие...

Урок окружающего мира на тему "Организм человека" А. А. Плешаков, 3 класс

В третьем классе дети продолжают изучать строение человека. Материал учебника А. А. Плешакова в доступной увлекательной форме знакомит детей с организмом человека, даёт знания о личной гигиене, о том,...

Урок окружающего мира по теме "Организм человека", 3 класс, Плешаков А.А.

В урок входят презентации "Организм человека", "Органы пищеварения", музыкальная физминутка, конспект урока. "Органы пищеварения", музыкальная физминутуа скачана с интернета. Не знаю авторов рабо...