Урок окружающего мира "Писатель 19 века А.С.Пушкин"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Горюнова Виктория Викторовна

Писатель 19 века Александр Сергеевич Пушкин

Расширять знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;

Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;

Формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов;

Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Тип  урока – знакомство с новым материалом.

Для повышения активности учащихся, на уроке используются игры, сюрпризные моменты, чтение стихотворений, прослушивание магнитофонной записи.

С целью активизации знаний учащихся проведена викторина, по изученным ранее произведениям А.С. Пушкина.

На уроке использовала новые технологии.

Для активной деятельности учащихся используются разнообразные формы организации работы детей:

·              Фронтальную;

·              Групповую.

Чтобы поддерживать внимание ребят на уроке используются разные формы наглядности:

·              Мультимедиа;

·              Опорные карточки;

·              Словесные методы;

·              Наглядные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pushkinu_a.s..doc41 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku_1.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_uroku_2.doc21.5 КБ
Office presentation icon pushkin.ppt2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Писатель 19 века Александр Сергеевич Пушкин

Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. Расширять знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;
  3. Формировать устойчивый художественный интерес к литературному творчеству отечественных поэтов;
  4. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Ход:

1. Организационный момент.

Доброе утро дети, меня зовут Виктория Викторовна, и сегодня я с вами проведу урок.

2. Читаю стихотворение:

У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

Идёт направо песнь заводит

Налево сказки говорит

Там чудеса, там леший бродит

Русалка на ветвях сидит

Там на невиданных дорожках

Следы невиданных зверей

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…..

  1. Ребята, вам понравилось?
  2. Вы когда-нибудь слышали эти строки?
  3. Кто их написал?
  4. Из какой поэмы этот отрывок?

Сегодня мы будем говорить о великом русском поэте 19 века Александре Сергеевиче Пушкине (открываю доску) (слайд 1)

  1. Ребята, почему я его назвала великий русский поэт?
  2. А что вы помните про Пушкина из уроков литературы?

Рассказ учителя:

Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой. (слайд 2)

А кто из вас знает, как звали няню? (слайд 2 щелчок)

Он очень любил свою няню и посвятил ей несколько стихотворений. Одно из них так и называется «Няне» (дети читают стихотворения):

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Когда Александр Сергеевич был ещё совсем маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.
Назовите их. (слайд 3)

Народность сказок Пушкина проявилась в их идее, в торжестве добра над злом. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» душевная простота, искренность, верность одерживает победу над душевной чёрствостью, злобой, эгоизмом. (слайд 4)

Все вы знаете «Сказку о Царе Салтане» (слайд 5). Вспомните какой-нибудь из отрывков из этого произведения.

Автор воздаёт должное любителям пользоваться чужим трудом на дармовщину в «Сказке о Попе и работнике его Балде» (слайд 6, 7)

Говорит о неминуемой расплате за ненасытную жадность, грубость и деспотизм в «Сказке о рыбаке и рыбке». В народных сказках герой всегда выступает носителем какого-либо одного качества. Старуха показана Пушкиным с более сложным характером. Кроме ненасытной жадности, автор осуждает в ней грубость, жестокость, самодурство. Поэт стремится передать внутреннее душевное состояние доброго и бескорыстного старика, который вынужден беспрекословно подчиняться деспотической власти своей жены. (слайд 8)

3. Физ мнутка:

Ребята, вы все наверное знаете, что любимое время года Пушкина это осень. Так давайте представим себя осенними листочками, которые сорвались с деревьев и отправились в полёт. (ветер поднялся сильный и листья полетели быстро, закружились, а потом всё тише, листочки приземлились, но тут ветерок их опять поднял и сбил в стайки по 3, 4, 5 человек)

4. Работа в подгруппах.

Сейчас вам предстоит задание разгадать кроссворд, и мы узнаем, какая группа лучше знает сказки Пушкина. После выполнения, проверка. Давайте поаппладируем друг другу, какие мы молодцы.

А сейчас я буду называть вам строчки из произведений Пушкина, а вы должны их отгадать:

  1. У лукоморья дуб зелёный (Поэма Руслан и Людмила)
  2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (Сказка о Царе Салтане)
  3. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч (сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
  4. Ель растёт перед дворцом, а под ней хрустальный дом (Сказка о Царе Салтане)
  5. Вот пошёл он к синему морю, видит море слегка разыгралось (Сказка о рыбаке и рыбке)
  6. Жил-был поп, толоконный лоб. Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару (Сказка о попе и работнике его Балде)
  7. Кири-ку-ку- царствуй лёжа на боку! (Сказка о золотом петушке)
  8. И останутся на бреге 33 богатыря, в чешуе златой горя (Сказка о Царе Салтане)
  9. Вкруг её стоит грозная стража, на плечах топорики держат. Как увидел старик испугался! В ноги он старухе поклонился. (Сказка о рыбаке и рыбке)
  10. Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы (Сказка о золотом петушке)
  11. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее (Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях)

Дети, в каждой сказке есть волшебство. И у меня сегодня есть волшебный мешочек, сейчас я буду доставать из волшебного мешочка разные предметы или картинки, а вы должны угадать, из какого они произведения Пушкина мною взяты:

Яблоко, рыбка, орешек, верёвка, петушок, белочка, борода, невод, корыто, шмель, зеркальце и т.д. Молодцы!

А теперь давайте поиграем игра называется «Найди лишнее слово и объясни свой выбор»: (слайд 9)

Комар, бабочка, шмель.

Зеркальце, яблоко, груша.

Заяц, белочка, орешки.

Корыто, удочка, невод.

Поп, Балда, царь Гвидон.

Салтан, Елисей, Чернавка.

Дети посмотрите на нашу выставку книг, сколько здесь сказок, рассказов, стихотворений, но я хочу ещё сказать, что по произведениям поэта созданы музыкальные произведения, оперы, балеты, сняты художественные и мультипликационные фильмы. Сейчас я предлагаю вам послушать…

Ребята, какое у вас настроение? Что вы почувствовали, когда слушали?

И хотелось бы закончить наш урок словами Алифиренко (слайд 10)

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.

Мне было очень приятно работать с вами сегодня на уроке! Спасибо!



Предварительный просмотр:

1

2

3

6

8

9

14

12

13

11

10

7

5

4

Кроссворд «Сказки А.С. Пушкина».По горизонтали:

4. И жених сыскался ей……. Елисей        

6. Не печалься, ступай себе с богом,

Так и быть: ….. вам уж будет.

7. Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора, в ней глубокая ….

8. ….. песенки поёт да орешки всё грызёт.

9. Сказка ложь, да в ней ….., добрым молодцам урок.

10. Ах ты, мерзкое …., это врёшь ты мне назло!

13. Глядь: опять пред ними землянка, а перед нею разбитое ….

14. Ей в приданое дано было ….. одно.

По вертикали:

1. Слушай: платить обязались черти

Мне ….. до самой смерти.

2. А …. Над морем опять шумит

Да чертям верёвкой грозит.

3. Раз он в море закинул ….

Пришёл … с одною тиной.

4. Ветер по морю гуляет

И … подгоняет.

5. Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька…..

11. И соседи присмирели, воевать уже не смели,

Таковой им Царь Далдон дал … со всех сторон.

12. И послушалась …, тут же на берег она

Бочку вынесла легонько и отхлынула тихонько.

13. Пристают к заставе гости, …. Гвидон зовёт их в гости.

        



Предварительный просмотр:

«Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

«Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

«Няне»

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь будто на часах.

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Александр Сергеевич Пушкин Великий русский поэт А. С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый, певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой. А кто из вас знает, как звали няню? Арина Родионовна

Слайд 3

Когда Александр Сергеевич был ещё совсем маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Слайд 4

«Ветер дале побежал. Королевич зарыдал И пошёл к пустому месту На прекрасную невесту Посмотреть ещё хоть раз. Вот идёт; и поднялась Перед ним гора крутая; Вкруг неё страна пустая; Под горою тёмный вход. Он туда скорей идёт. Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумлёнными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!» И встаёт она из гроба… Ах!... И зарыдали оба».

Слайд 5

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Слайд 6

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Слайд 7

о попе и работнике его Сказка Балде

Слайд 8

«Сказка о рыбаке и рыбке» Старик ловил неводом рыбу Старуха пряла свою пряжу… … Ну что барыня, сударыня, дворянка, Чай теперь твоя душенька довольна?

Слайд 9

Комар, бабочка, шмель. Зеркальце, яблоко, груша. Заяц, белочка, орешки. Корыто, удочка, невод. Поп, Балда, царь Гвидон. Салтан, Елисей, Чернавка.

Слайд 10

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода. Алифриенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме "Искусство России XIX века " Золотой век" УМК "Школа 21 века"

Данный урок требует подготовки не только учителя, но и детей, т.к. они выступают с заранее подготовленными сообщениями по теме. Добавлена презентация к уроку....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Урок окружающего мира в 3 классе «Путешествие к Пушкину»

Данный урок идет, как завершающий по разделу «Дом как мир», в котором представлены такие темы, как, «Родословное древо»,«Родословное древо моей семьи», «Муж и...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе «Путешествие к Пушкину»

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе «Путешествие к Пушкину»...

Конспект урока окружающего мира "Путешествие к А.С.Пушкину"( 3 класс, Перспектива)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Путешествие к А.С.Пушкину» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия «неразрывная связь поколений» на примере рода А....

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к А.С. Пушкину".

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива" "Путешествие к А.С. Пушкину".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия ...