Урок окружающего мира в 3 классе «Путешествие к Пушкину»
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс)

Хабарова Галина Викторовна

Данный урок идет, как завершающий по разделу «Дом как мир», в котором представлены такие темы, как, «Родословное древо»,«Родословное древо моей семьи», «Муж и жена –одна душа»,«Моё имя – моя честь» и другие. Урок несет исследовательский характер, так как на уроке происходит исследование рода Пушкиных с древних времен до современных потомков. Урок интегрируется с такими предметами, как литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, история. Данный урок является связующим звеном со следующим разделом «В поисках всемирного наследия», так как творчество А.С. Пушкина является не только российским достоянием, но и достоянием Всемирного наследия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_pushkinu.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспектурока окружающего мирав 3 ж классе

УМК «Перспектива»

Составитель: учитель начальных классовХабарова Галина Викторовна

Тема: «Путешествие к Пушкину»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить с понятием «неразрывная связь поколений» на примере рода А.С.Пушкина.

Оборудование:

У учителя: портрет А.С.Пушкина, запись музыкальных произведений, выставка книг, выставка детских рисунков, мультимедийное оборудование, презентация «Родословная А.С.Пушкина».

У учащихся: Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Учебник.

3 класс. УМК «Перспектива».

Окружающий мир. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. Рабочая тетрадь. 3 класс. УМК «Перспектива».

Цветные карандаши.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

  • иметь общее представление об истории рода А.С.Пушкина;
  • знать одно-два стихотворения или отрывок из сказок А.С.Пушкина;
  • выразительно читать выбранные стихотворения;
  • характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках рода Пушкиных по линии отца и матери.

Метапредметные результаты:

  • творчески иллюстрировать стихотворения и сказки А.С.Пушкина;
  • сравнивать портреты предков и потомков А.С.Пушкина, находить в них общие родовые черты;
  • выбирать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершенном родным человеком;
  • оформлять данный документ, реликвию для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье;
  • рассказывать о том, как продолжаются добрые дела в семье;

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к изучению связей между предками и потомками в своей семье;
  • оценивать связь между разными поколениями, основанную не только на кровном родстве, но и на духовном родстве.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к деятельности.

(Мотивация учебной деятельности учащихся)

Учитель здоровается с детьми и предлагает прочитать стихотворения А. С. Пушкина«Гонимы вешними лучами…», выученные детьми заранее, включает музыкальный фон.

- Вы, наверное, уже догадались, какова тема нашего урока? Попробуем сформулировать ее точнее. А в этом нам поможет материал пройденных уроков.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие,

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Чтение стихотворения наизусть

Личностные:выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний и умений

- Вспомните тему «Родословное древо». Какими способами можно составлять родословное древо?

- Какова же тема нашего урока? Сформулируйте сами.

- Сегодня на уроке мы будем учиться составлять родословное древо семейства А.С.Пушкина, продвигаясь от древности к более близким временам.

СЛАЙДЫ № 1-2

проводит параллель с ранее изученным материалом.

подводит к теме предстоящего урока,

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Высказывают свои предположения,

называют способы составления родословного древа

( «Восхождение к предкам», «Нисхождение к потомкам»)

Формулируют тему  урока

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3

Усвоение новых знаний и способов действий

-Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете?

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни предков поэта тесно переплеталась с героическим прошлым государства Российского.

Перед вами родословное древо рода Пушкиных, составленное около века тому назад.

- О чем может рассказать родословное древо? ( Родословное древо рассказывает историю семьи, рода, за несколько десятилетий и даже столетий.Т.е. «Неразрывная связь поколений».)

- Мы сегодня пойдем от предков и дойдем до потомков, то есть воспользуемся способом составления древа «Нисхождение к потомкам»

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Читают высказывание

Высказывают свои предположения

Сравнивают

Анализируют

Познавательные:уметь проводить сравнение

Коммуникативные:уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

4

Физкультминутка

Движения под музыку «Полет шмеля»

5

Первичная проверка понимания.

- Откройте учебники на с.84-85.

- Сегодня наша работа с учебником, Интернет-ресурсами, дополнительной литературой будет напоминать труд архивных работников, собирающих по частицам из разных документов полные истории семей, людей, событий. Результаты нашего исследования мы занесем в рабочую тетрадь.

Чтение текста на с. 84

Сообщение ученика летописных сведений о предках поэта

- А вот и слова самого А.С.Пушкина о родоначальнике, которого он называет Рачей:

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

- Это совершенная правда. Предки А.С.Пушкина упоминаются в описании царствований нескольких правителей России. А вот откуда пошла фамилия Пушкины?

Чтение 1-го абзаца текста на с.85

СЛАЙДЫ № 3- 4

- Теперь проследим историю рода по линии матери.

Чтение 2-го абзаца текста на с. 85

Сообщение ученика о А.П.Ганнибале

СЛАЙД № 5

СЛАЙДЫ № 6-9

Родители поэта, сообщение учащегося

Н.Н.Гончарова. Региональный компонент: связь А.С.Пушкина с Тамбовским краем.

Кариан, Кариан-Строганово, Кариан-Загряжское (прежнее название — Загрядчина) — историческая усадьба в посёлке Знаменка, Знаменского района Тамбовской области. Возникла в начале XVIII века. В 1812 году в Кариане родилась Наталья Гончарова. Гончаровы жили в Кариане до августа 1813 года.

СЛАЙДЫ № 10- 11

- На этом не заканчивается история рода Пушкиных. У А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой было четверо детей: СЛАЙД № 12

Мария (СЛАЙД № 13), Александр (СЛАЙД № 14), Григорий (СЛАЙД № 15), Наталья (Слайд № 16).

- Рассмотрите портреты предков и потомков А.С.Пушкина. Постарайтесь увидеть в их лицах общие родовые черты.

- Назовите основные ветви родословной А.С.Пушкина.

- СЛАЙД № 17 Родословная А.С.Пушкина.

Рассказывает материал темы

Слушает сообщения

Читают текст

Анализируют прочитанное

 Читают сообщения

Познавательные:

извлечение

из текста необходимой

информации;

умение пользоваться материалом для составления родословной;

освоение приёмов поиска нужной информации; знакомство с культурно-историческим наследием России

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности

Коммуникативные:

Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль

6

Обобщение и систематизация знаний.

-А теперь занесем результаты нашего исследования в рабочую тетрадь.

с.56 № 1

Работа в парах: с. 56 № 2

- А сейчас я предлагаю вам посетить родовые земли А.С.Пушкина на Псковщине.

Михайловское СЛАЙД № 18 - 19

Чтение текста на с.86

- По воспоминаниям современников, бабушка поэта «больше всех его любила, но журила порядком». В честь бабушки, Марии Алексеевны, с пожеланием быть похожей на нее, первой дочери А.С.Пушкина было дано имя Мария. Полагают, что уважительное отношение к собственной родословной в поэте пробудила именно бабушка, Мария Алексеевна.

Святогорский монастырь. Могила А.С.Пушкина.

СЛАЙД № 20 -21

Потомки А.С. Пушкина: у Александра Сергеевича и Натальи Николаевны родилось четверо детей, 19 внуков, 37 правнуков и 45 праправнуков. Всего за семь поколений потомками этой супружеской четы являются 312 человек. Многих из них уже нет на свете, а другие живут в самых разных странах мира.

СЛАЙДЫ № 22- 23

А еще, думается, духовными потомками А.С.Пушкина могут считать себя все люди, которые знают и любят его творчество.

Указом Президента Российской Федерации 6 июня, в день рождения поэта, мы празднуем День русского языка – языка, который объединяет все народы России.

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку.

Осуществляет индивидуальный контроль

Находят в тексте информацию по данному заданию. Выполняют работу втетрадях в парах, согласно сделанного вывода по материалу учебника.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре,.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости.

7

Контроль и самопроверка знаний.

Игра «Пазлы» в электронном приложении к учебнику «Окружающий мир» по теме: «Путешествие к Пушкину».

В печатном варианте работа с пазлами в парах

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку.

Осуществляет индивидуальный контроль

Выполняют задание

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

8

Выводы и обобщения по уроку:

- От кого, по семейным преданиям, ведет начало род Пушкиных по линии отца А.С.Пушкина?

- Как зовут, по летописным сведениям, родоначальника поколений Пушкиных?

- Как звали прадеда А.С.Пушкина по материнской линии?

- Где находятся родовые земли Пушкиных по отцовской и материнской линиям?

- Почему все, кто знает и любит творчество А.С.Пушкина, могут считать себя его духовными потомками?

Звучит Музыка Г. Свиридова «Романс» («Метель»).

«Солнце русской поэзии закатилось» - написал Василий Жуковский, его учитель и наставник.

Но А.С. Пушкин остался в сердцах своих современников, его творчество тронуло и осталось глубоко и в наших сердцах. Творчество гения русской литературы является достоянием не только русского народа, но и достоянием великого Всемирного наследия, которое мы должны знать, помнить, прославлять и оберегать, как историческую и духовную ценность. Все мы, являемся духовными наследниками великого гения русской классической литературы.

О других достояниях Всемирного наследия мы узнаем на следующих уроках окружающего мира.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

9

Рефлексия

- Сегодня на уроке:

Я узнал …

Мне понравилось …

Я бы хотел …

Новые знания мне пригодятся …

Делают самооценку своей деятельности на уроке

Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

10

Домашнее задание

1)Творческое задание: «Гордость нашей семьи», вам нужно будет приготовить доклад , о предках, которыми, по вашему мнению можно гордиться.

Или

2) «Семейные реликвии» принести, показать и рассказать о какой-нибудь семейной реликвии.

3) задание № 3 на с. 57 в рабочей тетради

 (выполнить совместно с родителями).

Дает комментарий к выполнению домашнего задания

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр для уроков окружающего мира. 4 класс Путешествие по природным зонам России.

Пособие-тренажер "Путешествие по природным зонам России" можно использовать как для индивидуальной работы младших школьников, так и для коллективной организации учебного процесса на уроках окружающего...

урок окружающего мира 2 класс "Путешествие по Европе"

Урок по программе "Школа 2100", окружающий мир 2 класс "Путешествие по Европе"...

урок окружающего мира 2 класс "Путешествие в Африку"

Конспект и презентация к открытому уроку...

Урок окружающего мира 3 класс. Путешествие в царство грибов

Урок окружающего мира 3 класс. Путешествие в царство грибов. ФГОС. УМК "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Путешествие за границу России"

Цели деятельности учителя: расширение и обобщение знаний о сопредельных государствах России; расширение знаний о достопримечательностях соседствующих стран Беларуси и Монголии.Планируемые результатыПр...

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Путешествие по Золотому кольцу России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о древних городах «Золотого кольца России.»Планируемые результаты:Предметные: Знать: историю создания древних русских городов, познако...