Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России»Лес и человек.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

 

Тема:Лес и человек.

Цели:1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.doc52 КБ
Office presentation icon prezentaciya_les_i_chelovek.ppt1.39 МБ

Предварительный просмотр:

Зебзеева Инна Станиславовна. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №33» п. Яйва г. Александровска Пермского края.

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России», учебник «Природоведение 4 кл.» А.А. Плешаков.

При составлении урока были использованы материалы:

методическое пособие  «Поурочные разработки по курсу окружающий мир» О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина ;

Тема: Лес и человек.

Цели: 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

3. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

                               Ход урока.

  1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)  

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса?

2. Сообщение темы и целей урока.

-Тема нашего урока «Лес и человек». Мы поговорим о роли леса в природе и жизни людей ( Слайд 1).

3. Проверка знаний и умений.

-Прежде чем  перейти к изучению новой темы, хотелось бы выяснить, что вы знаете о растениях и животных  лесной зоны.

           Блицтурнир «Я знаю лес»

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный. )

-Назовите  дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые.» (Сосна.)

- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

- Какое дерево является символом России? (Берёза.)

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

- Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

- У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

- Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

- Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

-Какой бывает лес? Соотнесите названия деревьев и лес, в котором они произрастают (Слайд 2.):

4. Работа над новой темой.

- Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читает ученик):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

 

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его самостоятельное чтение по карточкам.

- Так чем же является лес для человека? Приготовьте в тетради таблицу для заполнения (Слайд 3.):  

(Далее работа построена следующим образом:

чтение строчек стихотворения на слайде презентации,

рассматривание иллюстрации,

вывод- заполнение пункта в таблице).    

- Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…» (Слайд 4.)

 ( Слайд 5.)

- А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)

- А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова- это деревья, которые росли в лесу.)

-Значит, лес для человека- это источник топлива. ( Слайд 6.)

-Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес- это источник древесины. ( Слайд 7.)

- В лесу человек находит себе пищу- это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес- это источник пищи. (Слайд 8.)

-« А будет жажда мучить…» Лес- это источник чистой воды. (Слайд 9.)

- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) Чем для них является лес? ( Это их дом.)

- Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)

- Значит, лес- это ещё и дом для растений, животных, грибов. (Слайд 10.)

- Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» и вы узнаете, какую ещё роль играет лес.

  (Чтение вслух.)          

- Какие роли выполняет лес? ( Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.)

- Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)

- Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.) (Слайд 11.)

- Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

- Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)

- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема. (Слайд 12.)

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Приготовьте для заполнения таблицу (Слайд 13.) :

5. Самостоятельная работа                                      

 - Вам предстоит самостоятельно выяснить  какие экологические проблемы

угрожают лесу. Работаем по схеме « Консультант» (Слайд 14.) и заполняем таблицу. ( «Консультант» - это работа в группах со сменой мест. Информация закреплена за местом. Каждая группа оставляет «консультанта», который следит за ходом работы в группе, в случае затруднений направляет работу в нужное русло, затем сам становится членом этой команды. » Консультантом становится другой .)

Работа по карточкам:

Карточка №1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал- и вон убежал.

                                 Н. Некрасов

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (Слайд 15.)

Карточка №2:

           «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

                                            В.Сухомлинский

Чьё поведение в лесу вы считаете  правильным?  О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе? (Слайд 16.)

Карточка №3:

                                                        В. Шефнер

                  « Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?( Слайд 15.)  

                                             

(После самостоятельной работы подвести итог и заполнить таблицу (Слайд 17.).

6. Продолжение работы над новой темой.

- О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

( О незаконной охоте- браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной. В Красную книгу занесены:

- жуки - жук-коростел, дровосек реликтовый, жук-олень;

- растения - женьшень, венерин башмачок;

- птицы - филин, утка-мандаринка;

- звери - зубр, амурский тигр.

(Перечисление сопровождается рисунками жуков, растений, птиц и животных, занесённых в Красную книгу)

- В лесной зоне созданы заповедники. Об одном из них вы узнаете, прочитав дома рубрику « Баргузинский заповедник».

- А что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Впрочем, сами они о себе лучше расскажут.

( Выступление ребят из «ЮНЭКОСа» с рассказом об экологических проблемах и о своей работе сопровождается показом слайда 18.). Они раздают детям памятки « Как разводить костёр».)

7. Итог урока.

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

( Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют. )

- Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема- это значит, что вы будете искать пути её решения.

- А теперь вновь обратимся к строчкам из стихотворения (Слайд 19).

8. Домашнее задание.

- К следующему уроку прочитайте в учебнике стр.70-75 и выполните творческие задания в тетради на стр.23-24 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лес человек и Зебзеева Инна Станиславовна МБОУ «СОШ №33» п.Яйва г.Александровска Пермского края Урок окружающего мира в 4 классе

Слайд 2

ЛЕСА Тайга Смешанный лес Широколиственный лес пихта берёза кедровая сосна липа ольха сосна лиственница дуб клён пихта сосна лиственница

Слайд 3

Значение леса . . . . . . . . .

Слайд 4

Нет ничего милее Бродить и думать здесь… Место отдыха

Слайд 5

АПТЕКА Излечит…

Слайд 6

… обогреет… Источник топлива

Слайд 7

Источник древесины

Слайд 8

Накормит русский лес… Источник пищи

Слайд 9

Источник чистой воды А будет жажда мучить- То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок.

Слайд 10

Дом для растений, животных, грибов Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног…

Слайд 11

Защитник воздуха, водоёмов, почв

Слайд 12

Значение леса место отдыха аптека источник чистой воды и пищи источник древесины источник топлива дом для растений, животных, грибов защитник воздуха, водоёмов, почв

Слайд 13

Проблемы леса

Слайд 14

Консультант к к к

Слайд 15

Вырубка леса Лесные пожары

Слайд 16

Свалка мусора

Слайд 17

Проблемы леса вырубка незаконная охота свалка мусора лесные пожары

Слайд 18

"юнэкос"

Слайд 19

Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

Слайд 20

Использованные ресурсы: 1.лес http://fotki.yandex.ru/users/ekaterina-koglumova/view/217410/?page=0 2. ромашка http://fotki.yandex.ru/search/ромашка%20лекарственная/users/natali-calim/view/315589?page=0&how=week&type=image 3. древесина http://fotki.yandex.ru/search/лесозаготовка/users/exspert51/view/320265?page=0&how=week&type=image 4. ягоды грибы http://fotki.yandex.ru/search/ягоды%20грибы/users/irin-ionova/view/156518?page=0&how=week&type=image 5.родник http://fotki.yandex.ru/search/родник%20в%20лесу/users/verunshik1973/view/483919?page=4&how=week&type=image 6. белка http://fotki.yandex.ru/search/лес%20/users/elenagukp/view/387080?page=9&how=week&type=image 7.водоём http://fotki.yandex.ru/search/водоём%20в%20лесу/users/albertozavr/view/455685?page=0&how=week&type=image 8.вырубка леса http://fotki.yandex.ru/search/лесоповал/users/lybawa-w/view/351911?page=2&how=week&type=image 9.лесной пожар http://fotki.yandex.ru/search/лесные%20пожары/users/fotookay/view/18599?page=0&how=week&type=image 10. мусор http://fotki.yandex.ru/search/мусор%20/users/userrrname/view/470144?page=4&how=week&type=image 11.радуга http://fotki.yandex.ru/search/радуга/users/olg-rusanowa2010/view/858853?page=0&how=week&type=image 12.лес http://fotki.yandex.ru/search/лес/users/tehnokom72/view/400973?page=2&how=week&type=image 13. лес http://fotki.yandex.ru/search/лес/users/rockster2/view/435653?page=4&how=week&type=image Слайды № 6 и 18-фото из архива автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России» Тема: «В царстве грибов»

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Школа России»Тема:«В царстве грибов»Цель:дать представление о грибах как отдельном царстве природы.Задачи: Обобщить признаки растений и животных, сформулироват...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема урока: «Что окружает нас дома?»

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс УМК Школа РоссииТема урока: «Что окружает нас дома?»...

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»

Урок окружающего мира, 3 класс, УМК "Школа России"Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»Тип: комбинированныйЗадачи урока:учащиеся  должны овладеть  понятием &laqu...

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России». Тема урока : Экологическая безопасность.

Урок окружающего мира. 3 класс. УМК «Школа России».Тема урока : Экологическая безопасность....

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...