Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири», для внеклассной работы 4 класса коррекционной школы- I, II вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovleva_e.a._ekologicheskaya_skazka.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Экологическая сказка «Гостинцы из Сибири»
Цель: Изучение основных обитателей Сибири.
Задачи: I.Образовательные:
1) Изучить особенности обитателей Сибири.
2) Способствовать расширению кругозора детей.
II. Воспитательные:
1) Способствовать воспитанию творческих способностей у детей.
2) Способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
III. Развивающие:
1) Способствовать развитию фантазии.
2) Способствовать развитию чувства товарищества.
3) Способствовать развитию самостоятельности.
Форма проведения: комбинированный урок.
IV. Коррекционные:
- Формировать словесную речь.
Оборудование: таблица «животные», таблица «Птицы», открытки с изображением животных и птиц, географическая карта.
Ход урока.
- Организационный момент.
Какой сейчас урок?
Спросите меня, что мы будем делать.
Учитель. Встаньте, хорошо слушайте. Здравствуйте!
Дети. Здравствуйте.
- Сообщение темы и целей урока.
Речевая зарядка
Работа ведется фронтально.
Послушайте знакомые словосочетания (за экраном учитель произносить речевой материал, бывший в слуховой тренировке на прошлых уроках).
Экология
Вредные привычки
Учащиеся повторяют слова и словосочетания по одному, вместе с учителем.
Послушайте новое.
Экологическая сказка (учитель произносит словосочетание).
а) за экраном,
б) слухо - зрительно,
в) за экраном после того, как его повторят учащиеся.
III. Объяснение нового материала.
Сейчас я прочитаю вам Экологическую сказку, а потом ответите на вопросы.
Сказка «Гостинцы из Сибири».
-Пока, ты уезжаешь? – спросил Ваня.
-Да.
-Куда?
-В Сибирь! Что тебе из Сибири привезти?
-Что-нибудь очень вкусное! – заказал Ваня.
-Хорошо, - пообещал я.
Прилетел я в Сибирь, много путешествовал, собирал камни – минералы. Пришла пора домой ехать. Стал искать самое вкусное в Сибири для сына Ванечки, а как найти – не знаю. Решил у всех спрашивать.
Пошел в тайгу, а навстречу мне заяц. Спрашиваю:
-Что в Сибири самое вкусное?
-Травка сочная душистая, - отвечает заяц.
Попробовал травки – не понравилось. Иду дальше. Вижу волк бежит.
-Волк, волк, что в Сибири самое вкусное?
-Зайцы! Не видел ли ты, куда тут зайчишка серенький побежал?
-Вон туда! – отвечаю. А сам в другую сторону показываю – не хочу, чтобы волк зайчика съел. Убежал волк, а из-за кустов лиса выходит.
-Обманул серого! А ведь врать не хорошо! – говорит лиса. – Я все волку расскажу. Он тебя тогда съест.
-Не расскажешь! Это только в сказках волк с лисой дружит, а на самом деле волк тебя разорвет на куски при первой же встречи. Так что не пугай! Скажи лучше, что здесь самое вкусное.
-Самое вкусное, - хитро усмехнулась лисица,- это рыбка в речке.
-Как же ты ее ловишь? – спросил я.
-Хвост опущу, она на хвост сама и цепляется, - засмеялась лиса, убегая.
-Обманула рыжая! – сказал я, обидевшись и сел передохнуть на пенек.
-Пи! – пропищал кто-то рядом.
Оглянулся, а рядом мышка, выбежала на солнышко погреться, говорит мне:
-Противная лиса! Обманула она тебя. Лисы нас, мышек, больше всего любят, есть, часто и ягоды едят, птиц ловит, гнезда разоряют, иногда ящериц едят, лягушек и рыбу.
-А что же самое вкусное в Сибири, мышка?
-Самое вкусное – зернышки, - ответила мышка и убежала в норку.
Пожевал я зернышки. Есть можно, но вкусными не назовешь. Решил для сына поискать что-нибудь получше. Пошел дальше, а навстречу лось.
-Лось, что самое вкусное в Сибири?
-Мухоморы!
-Глупая шутка! Я серьезно спрашиваю.
-А я серьезно говорю, - отвечает лось. – Я ел ветки, траву, грибы, но больше всего люблю лакомиться мухоморами.
Поблагодарил я лося и пошел дальше. Мухоморы в подарок сыночку собирать, конечно, не стал. Шел, задумавшись, и в чью-то нору оступился. Поднялся, а из норы барсук вылезает:
-Ты что, - говорит барсук, - в мою нору лезешь?
-Ой, прости, - отвечаю. – Я случайно.
Хожу по тайге, ищу, что здесь самое вкусное.
-Самое вкусное – это лягушки!
-Лягушки?!- удивился я.
-Не нравится лягушки, можешь попробовать улиток, червей, а лучше личинок жуков налови.
Поблагодарил я барсука, но червей и личинок жуков ловить не стал, пошел дальше. Подошел к речке, а там выдры рыбу ловит.
Выдра, что самое вкусное в Сибири?
-Везде, а не только в Сибири, - поучает выдра, - самое вкусное – это рыба. Лови! Здесь ее много.
-Спасибо, выдра, но мой сынок рыбу не любит, - ответил я и пошел дальше. Забрел в самую чащу. Вижу – рысь. Спрашиваю:
-Что в Сибири самое вкусное?
-Зайцы отвечает рысь. – Лови, если сможешь!
Как же зайцев ловить голыми руками? Пошел дальше. Пригляделся, а за деревом росомаха прячется.
-Росомаха, - спрашиваю, - что здесь самое вкусное?
А росомаха голову опустила и молча уходит, не хочет отвечать.
-Куда же ты уходишь, росомаха? – кричу - я только спросить хочу.
А она так и ушла некультурная. Не успел я обидеться, а с дерева меня соболь успокаивает:
-Не расстраивайся! Росомахи подбирают остатки пищи волков, а сами ловят больших зверей. Ей все равно, что есть, а вот я бы тебе не советовал мясо больших зверей есть. Можешь еще и заразиться чем-нибудь.
-Спасибо, соболь. А что все-таки в Сибири самое вкусное?
-Мыши, кедровые орехи. Можно, конечно, ягодами, жуками и лесными птицами питаться, но мыши и орехи вкуснее всего.
Поблагодарил соболя кедровые орехи собирать. Вкусными они оказались! Тут медведь подходит.
-Что, - говорит, - решил, что самое вкусное в Сибири – это орехи?
-Да, - отвечаю.
-Не спорю, но попробуй малину, бруснику, чернику, собери грибы, - посоветовал медведь. – А хочешь, я тебе мед в сотах достану?
-Хочу, - ответил я.
Набрал я орехов, ягод, грибов, захватил мед в сотах, что медведь принес, и повез домой сыну Ванечке. Это действительное самое вкусное в Сибири.
VI. Закрепление учебного материала.
Вопросы к ученикам.
1. Какие животные живут в Сибири? А какие животные обитают в наших лесах?
2. Что ест лиса?
3. Какой зверь питается мухоморами?
4. Чем питается барсук?
5. Кого ловит рысь?
6. Что едят росомахи, соболи, медведи?
В конце занятия учащиеся делятся своими впечатлениями. А учитель должен сделать вывод о том, почему животные живут в суровой Сибири.
Кроме этого учитель акцентирует внимание на то, что все животные – и травоядные, и хищники, гадальщики – одинаково важны и нужны природе. Нет плохих и хороших организмов!
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Дома составить маленькую экологическую сказку.
Молодцы ребята, все сегодня работали хорошо. Выставление оценок за работу на уроке.
Какую тему изучали?
Чем занимались на уроке?
Всем спасибо, до свидания.
Использованная литература:
1. География материков и океанов/Под. Ред. В.А. Коринской – М.: Просвещение, 1991.-320с.
2. Шиков Е.В. Экологические сказки// Биология в школе №3.-2000.-с.32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая сказка "У лесовика"
Инсценировка экологической сказки. Разработана для учеников 3 класса, расчитана на 30 минут...
Экологическая сказка "Сказка о Лучике"
Разработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитанию....
Чтение экологической сказки. Сказка про репку.
Чтение экологической сказки.Сказка про репку....
Сценарий экологической сказки " Сказка зелёного луга"
В помощь классному руководителю...
Экологическая сказка для учащихся начальных классов. "На лесной полянке".(Инсценировка сказки о грибах)
Увлекательная сказка унесет ребят в царство грибов. Много интересных заданий предстоит выполнить ребятам - зрителям. Они будут вместе с героями решать определенного рода задачи, которые приведут...
мастер-класс "Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников "
Технология ознакомления детей с элементарными экологическими понятиями через экологические сказки....
Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»
В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...