Игра - путешествие по теме: "Лес и его обитатели".
материал по окружающему миру (2 класс) по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кустовская средняя общеобразовательнаяшкола»
Номинация «Сохраним леса России»
Игра – путешествие по теме:
«Лес и его обитатели»
Выполнила: Лежнева О.С
учитель начальных классов
МБОУ «Кустовская СОШ»
2012 год
Цель: прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.
Задачи:
- Способствовать воспитанию любви к родной природе;
- Познакомить с правилами поведения на природе;
- Пробудить интерес к урокам окружающего мира.
- Воспитывать наблюдательность.
Оформление:
- 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
- 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
- Таблички с экологическими знаками.
- Карточки с пословицами.
- Картина “природа”.
- Рисунки детей.
- Жетоны.
- Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.
Учитель: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
Сегодня мы с Вами проведем необычную игру – путешествие по теме: “Лес и его обитатели”. Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. В игре принимают участие две команды, болельщики. По итогам игры мы сможем поощрить лучшую команду и самого лучшего знатока леса. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и покажет знания по правилам поведения в лесу.
(Звучит музыка “Звуки природы”).
Учитель:
- На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!
1Тур “Сложи пословицу”
Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.
2 Тур “Что мы знаем о деревьях ”
- Из какого дерева делают флейты, кларнеты? (Из клёна.)
- Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниёт. (Лиственница.)
- Какие дрова горят самым жарким пламенем? (дубовые, берёзовые.)
- Из какого дерева сделаны спички? (Из осины.)
- Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха, липа.)
- Какое дерево используется для изготовления лыж? (Берёза.)
- Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
- Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
- Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
- Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
- Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
- Из какого дерева делают корабли? (Из дуба.)
- Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.)
- У каких деревьев листья осенью красные? (У осины, рябины, клёна.)
- Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
3 Музыкальный тур “Кто кого перепоет”
- С песней праздник веселее,
Без нее нам жить нельзя,
Потому на конкурс песен
Приглашаем Вас, друзья!
- Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.
4 Тур “Отгадай загадки”
- Белобокая сорока
прилетела из далека,
Не сказала, где была.
- Но зато она, ребята
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Кто быстрее отгадает,
Тот и фишку получает.
- Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей) - Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец) - Вертится, стрекочет,
Весь день хохочет. (Сорока) - Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. (Опята) - Серенькие шапки, рябенькие ножки.
Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики) - У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка) - А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор) - Гляну в окошко,
Идет тоненький Антошка. (Дождь) - Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево) - Над рекой, над долиной
повисла белая холстина. (Туман) - Луна зацветает,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом) - Что не сеяно родится? (Трава)
- У занесённых снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек
Полузамёрзший, чуть живой! ( Подснежник )
- Синенький звонок весит,
Никогда он не звонит. ( Колокольчик)
- Дом со всех сторон открыт,
Заходя в зелёный дом –
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
МОЛОДЦЫ!
5 Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”
Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.
Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.
- Лето – чудная пора,
Детвора кричит …. (Ура!)
- Нам и реки, и леса
Дарят летом …(чудеса)
- Кто же чудо совершил
Летом в сказку … (превратил)?
- Сделал кто весь мир таким:
Звонким, радостным …(цветным)?
- Стала вся Земля кругом
Ярким, красочным …. (ковром).
- Где над куполом небес
Зеленеет пышно … (лес).
- А вокруг цветут цветы
Небывалой … (красоты).
- Вот, приветствуя ребят,
Колокольчики … (звенят).
- Как приятно бегать нам
По ромашковым … (лугам)!
- Словно солнечные зайчики,
Золотятся … (одуванчики).
- В мир добра и красоты
Превращают мир … (цветы)!
МОЛОДЦЫ!
Ребята, вам пришли телеграммы. Послушайте, о чём в них говорится.
- «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 м вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.
Ваш дятел».
- «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!
Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Сирень».
Учитель: Какие ответы вы пошлёте на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?
Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы.
- Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили. Кто прав.
(Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.)
- Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя.
(Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)
6 Тур “Экологические знаки”
- Берегите Землю,
Землю берегите!
Берегите жаворонка
В голубом зените.
- Берегите горы,
реки и леса,
Пусть не исчезает
В жизни красота!
Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:
- Не рви цветы.
- Нельзя разорять муравейники.
- Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Нельзя брать яйца из гнезд.
- Не разводите костер в лесу.
- Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
- Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
- В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
- Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
- Помогайте птицам и животным зимой, когда им трудно.
Учитель: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна! (В. Шефнер)
Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:
- Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Подводятся итоги игры. Награждаются команды.
Учитель: Ребята, надеюсь, вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наши конкурсы помогли вам расширить свои знания о природе, а также проявить своё бережное отношение к ней. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".
Открытый урок математики игра-путешествие по учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...
Урок игра – путешествие по русскому языку по теме: «Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление»
Открытый урок по русскому языку в 1 классе....
Игра-путешествие по русскому языку по теме "Ударение"
Конспект урока -исследования по русскому языку. Обучающиеся путешествуя по станциям знакомятся с ударением и его смыслоразличительной функцией....
Виртуальная игра-путешествие по теме "Имя прилагательное"
Игра-путешествие "Страна признаков" подготовлена для проведения урока по теме "Имя прилагательное" по учебнику Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 2 класс"...
Конспект игры-путешествия на тему: «Правила пожарной безопасности и обращение с электроприборами»
Цель мероприятия:Объяснить детям правила пожарной безопасности. Убедить их, что игры с огнем опасны.Задачи:1. Воспитательная: воспитат...
Статья «Игра-путешествие по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе».
Игра - путешествие для учащихся начальной школы. Интересное путешествие в осень....