Игра - путешествие по теме: "Лес и его обитатели".
материал по окружающему миру (2 класс) по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Кустовская средняя общеобразовательнаяшкола»

     

     

     

    Номинация «Сохраним леса России»

     

     

     

     

     

    Игра – путешествие по теме:

    «Лес и его обитатели»

                                                              

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

                                                                      Выполнила: Лежнева О.С

                                                                      учитель начальных классов

                                                                        МБОУ «Кустовская СОШ»

     

     

     

     

     

     

                                                         

     

     

     

    2012 год

    Цель: прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

    Задачи:

    1. Способствовать воспитанию любви к родной природе;
    2. Познакомить с правилами поведения на природе;
    3. Пробудить интерес к урокам окружающего мира.
    4. Воспитывать наблюдательность.

    Оформление:

    • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
    • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
    • Таблички с экологическими знаками.
    • Карточки с пословицами.
    • Картина “природа”.
    • Рисунки детей.
    • Жетоны.
    • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.

    Учитель:  Здравствуй, лес, дремучий лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою?
    Что ты шепчешь на заре,
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь?
    Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь, мы свои!

    Сегодня мы с Вами проведем необычную игру – путешествие по теме: “Лес и его обитатели”. Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. В игре принимают участие две команды, болельщики. По итогам игры мы сможем поощрить лучшую команду и самого лучшего знатока леса. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и покажет знания по правилам поведения в лесу. 

     (Звучит музыка “Звуки природы”).                 

    Учитель:

    - На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.
    - По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.
    А в синем море синий кит –
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.
    - Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки – земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!
    Итак, наша игра начинается!

    1Тур “Сложи пословицу”

    Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

    Аист на крыше - // мир в доме.
    Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
    Жизнь дана // на добрые дела.
    Доброе дело // само себя хвалит.
    Много воды - // много травы.
    Растение - // земли украшение.
    Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
    Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
    Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
    Срубили кусты - // прощай птицы.
    Увидел скворца - // весна у крыльца.
    Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
    Рощи да леса - // родного края краса.
    Судьба природы - // судьба Родины. 

    2 Тур “Что мы знаем о деревьях ”

    1. Из какого дерева делают флейты, кларнеты?      (Из клёна.)
    2. Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниёт.             (Лиственница.)
    3. Какие дрова горят самым жарким пламенем?        (дубовые, берёзовые.)
    4. Из какого дерева сделаны спички?                 (Из осины.)
    5. Какое дерево цветёт первым, а какое последним?       (Ольха, липа.)
    6. Какое дерево используется для изготовления лыж?       (Берёза.)
    7. Из какого дерева делают пианино?                        (Из ели.)
    8. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок?       (Клён.)
    9. Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему?     (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
    10. Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая?       (В осиновой коре содержится 10% жира.)
    11. Что можно получать из хвои сосны?        (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
    12. Из какого дерева делают корабли?        (Из дуба.)
    13. Какое дерево чаще всего высаживают в городах?     (Липу.)
    14. У каких деревьев листья осенью красные?       (У осины, рябины, клёна.)
    15.  Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)

     

    3 Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

    - С песней праздник веселее,
    Без нее нам жить нельзя,
    Потому на конкурс песен
    Приглашаем Вас, друзья!

    - Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

    4 Тур “Отгадай загадки”

    - Белобокая сорока
    прилетела из далека,
    Не сказала, где была.
    - Но зато она, ребята
    Очень хитрые загадки
    На хвосте нам принесла.
    Кто быстрее отгадает,
    Тот и фишку получает.

    1. Ищет целый день он крошки,
      Ест букашек, червяков.
      Зимовать не улетает
      Под карнизом обитает. (Воробей)
    2. Он прилетает каждый год
      Туда, где домик его ждет,
      Чужие песни петь умеет,
      А все же голос свой имеет. (Скворец)
    3. Вертится, стрекочет,
      Весь день хохочет. (Сорока)
    4. Эти дружные ребята
      На пеньке растут в лесу. (Опята)
    5. Серенькие шапки, рябенькие ножки.
      Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
    6. У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
      Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
    7. А этот красавец на беленькой ножке.
      Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
    8. Гляну в окошко,
      Идет тоненький Антошка. (Дождь)
    9. Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
    10. Весной веселит, летом холодит,
      Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
    11. Над рекой, над долиной
      повисла белая холстина. (Туман)
    12. Луна зацветает,
      Рожь поспевает,
      Когда это бывает? (Летом)
    13. Что не сеяно родится? (Трава)
    14. У занесённых снегом кочек

    Под белой шапкой снеговой

    Нашли мы маленький цветочек

    Полузамёрзший, чуть живой!    ( Подснежник )

    1. Синенький звонок весит,

    Никогда он не звонит. ( Колокольчик)

    1. Дом со всех сторон открыт,

    Заходя в зелёный дом –

    Чудеса увидишь в нём.  (Лес)

    МОЛОДЦЫ!

     

     5 Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

    Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

    Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

    - Лето – чудная пора,
    Детвора кричит …. (Ура!)
    - Нам и реки, и леса
    Дарят летом …(чудеса)
    - Кто же чудо совершил
    Летом в сказку … (превратил)?
    - Сделал кто весь мир таким:
    Звонким, радостным …(цветным)?
    - Стала вся Земля кругом
    Ярким, красочным …. (ковром).
    - Где над куполом небес
    Зеленеет пышно … (лес).
    - А вокруг цветут цветы
    Небывалой … (красоты).
    - Вот, приветствуя ребят,
    Колокольчики … (звенят).
    - Как приятно бегать нам
    По ромашковым … (лугам)!
    - Словно солнечные зайчики,
    Золотятся … (одуванчики).
    - В мир добра и красоты
    Превращают мир … (цветы)!

    МОЛОДЦЫ!

      Ребята, вам пришли телеграммы. Послушайте, о чём в них говорится.

    1. «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 м вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.

                                                      Ваш дятел».

    1. «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!

                        Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Сирень».

     

    Учитель: Какие ответы  вы пошлёте на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?

    Ребята, предлагаю вам  ответить на вопросы.

     

    1. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили. Кто прав.

    (Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.)

    1. Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя.

    (Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)

    6 Тур “Экологические знаки”

    - Берегите Землю,
    Землю берегите!
    Берегите жаворонка
    В голубом зените.
    - Берегите горы,
    реки и леса,
    Пусть не исчезает
    В жизни красота!

    Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

    1. Не рви цветы.
    2. Нельзя разорять муравейники.
    3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
    4. Не повреждай кору деревьев.
    5. Нельзя брать яйца из гнезд.
    6. Не разводите костер в лесу.
    7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
    8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
    9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
    10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
    11. Помогайте птицам и животным зимой, когда им трудно.

    Учитель: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

    … Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей.
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей!
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Не жги ее напропалую
    Нас мало – а она одна! (В. Шефнер)

    Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

    - Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь…
    Все это называется природа,
    Давайте же всегда ее беречь!

    Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

    Учитель: Ребята, надеюсь, вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наши конкурсы помогли вам расширить свои знания о природе, а также проявить своё бережное отношение к ней. Спасибо.

      

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация урока математики в 1 классе. Игра-путешествие "Цирковое представление зверей". Тема урока "Закрепление. Решение текстовых задач".

    Открытый урок математики игра-путешествие  по  учебной программе "Школа России" был проведен во время посещения школы детьми подготовительной группы детского сада. Такие уроки помогают понят...

    Игра-путешествие по русскому языку по теме "Ударение"

    Конспект урока -исследования  по русскому языку. Обучающиеся путешествуя по станциям знакомятся с ударением и его смыслоразличительной функцией....

    Виртуальная игра-путешествие по теме "Имя прилагательное"

    Игра-путешествие "Страна признаков" подготовлена для проведения урока по теме "Имя прилагательное" по учебнику Т.Г. Рамзаевой "Русский язык. 2 класс"...

    Конспект игры-путешествия на тему: «Правила пожарной безопасности и обращение с электроприборами»

    Цель мероприятия:Объяснить детям правила пожарной безопасности. Убедить их, что игры с огнем опасны.Задачи:1.            Воспитательная: воспитат...

    Статья «Игра-путешествие по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе».

    Игра - путешествие для учащихся начальной школы. Интересное путешествие в осень....