Море и его богатство
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_obuchenie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (окружающий мир и музыка) в режиме технологии проектного обучения. 3 класс
В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Важно, чтобы проектное обучение было личностно-ориентировано, самомотивируемо, которое позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. В педагогической литературе выделяют следующие этапы работы над проектом: запуск проекта, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.
Предлагаемая мною модель занятия построена на основе этих этапов.
Тема: «Море и его богатство»
Дидактическая цель: создать условия осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приёмы проектного обучения.
Цели:
образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком.
развивающая: выдвигать и обосновать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации; оформлять результаты работы в виде плаката; рецензировать творческую работу одноклассника;
воспитательная: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек ответе за море и его богатство.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: физическая карта страны, мультимедиа проектор, слайды «Морские обитатели», «Морские растения»; рисунки учащихся по теме. Морская капуста, йод, ракушки, боксёрские перчатки, рыбные консервы, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков.
Класс оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочная лестница, штурвал.
Ход занятия
1.Запуск проекта.
Учащиеся готовят рабочие места. Учитель знакомит детей с темой урока, проверяет готовность к уроку.
Сл.1. Шум моря
Колышется даль голубая Мы с детства о море, о море мечтаем
Не видно нигде берегов. О дальних огнях маяков
Выходят на сцену учащиеся в форме моряков.
Штурман: Команда, равняйсь! Смирно!
Капитан (учитель): Здравствуйте, друзья мои!
Моряки: Здравия желаем!
Штурман: Вольно!
Капитан: Дорогие друзья, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатели» мы отправляемся в плавание.
Штурман: Почему именно в плавание, почему мы выбрали именно этот проект? У нас были разные варианты: 1)лес и его богатство; 2) море и его богатство; 3)растения и животные лугов и полей; Перед нами были 3 темы. После опроса выяснилось, что больше нас интересует море. Может потому, что у нас в классе мальчиков больше, чем девочек. Мы же будущие моряки, защитники Отечества. Сл.2.
2.Планирование работы.
Капитан: Нам предстоит узнать, какие есть моря, какую пользу приносят они человеку. Мы исследуем сегодня глубины морей, узнаем о его обитателях и о том, почему должны охранять моря и океаны нашей планеты, какую пользу они приносят человеку. Вот главная проблема, которую должны решить сегодня.
(Дети анализируют проблему, пытаются обсуждать поставленные вопросы, делятся на группы.)
3.Определение уровня готовности к поисковой работе.
Капитан: Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами. А это право вам даст учитель музыки Нина Валентиновна.
Сл.3.
Ребята, а теперь прослушаем эту музыку и ответим на эти вопросы
- Какое название дали бы вы этой музыке?
- Какие чувства, настроения вызывает у вас это музыка?
- Какие инструменты исполняют это произведение?
- Ребята, как думаете кто написал эту музыку?
Народная – Играют маленькие волны
Уч.музыки: Ну что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса-юнги.
Учитель: Теперь корабль готов к отправлению. Но вот беда. Многие из вас никогда не были на корабле, и не знают морских терминов и понятий.
Сл.4
Вы должны соединить термины с понятиями.
Камбуз командир судна
Капитан повар на судне
Кок корабельная кухня
Кубрик плохая погода, безветрие
Штиль жилое помещение для матросов
Якорь металлический стержень с лопатами на цепи и опускаемый на дно для удержания судна
Штурман специалист по вождению судов
Штурвал рулевое колесо, которым управляют судно
(При затруднении детям разрешается пользоваться со словарём.)
Капитан: Ну что ж , вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением звания юного матроса-юнги. Теперь всё готово, займите свои места.
Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.
Инструкция для 1 группы.
Что такое море? Какого цвета может быть море? Можно ли пить морскую воду? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами из «Большой энциклопедии начальной школы»,
Инструкция для 2 группы.
Что вы знаете о водорослях? Используйте «Энциклопедический словарь юного натуралиста».Водоросли.
Инструкция для 3 группы.
Каких интересных обитателей моря вы знаете? Используйте « Большую энциклопедию начальной школы»
Инструкция для 4 группы.
Подумайте, почему нужно охранять моря и океаны?
(Учащиеся выясняют пути достижения цели.)
4.Сбор информации.
Капитан: У нас на корабле находятся:
1)исследователи морской воды;
2)исследователи морских растений;
3)исследователи морских животных;
4)экологи;
5)коки (родители);
Пока наши исследователи знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное, а какой маршрут предстоит нам пройти ,расскажет штурман.
Штурман (показывая по карте): Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в
Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута г.Владивостоку.
Капитан: Спасибо штурман. А кто сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга.
(Учащиеся работают по карте)
5.Структурирование и обмен информацией.
Исследователи анализируют информацию, формулируют гипотезу, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.
Капитан: А каким цветом изображены моря на карте? Всегда ли море имеет синий цвет? Какова морская вода? Об этом расскажут нам исследователи морской воды.
Сл.5-Цвет морской воды
Исследователи морской воды.
Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета обитателей и даже от времени суток. Можно ли пить морскую воду? Нет, т.к. в ней растворено много солей (35г в 1 л). Это примерно спичечный коробок на 1 л банку. В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солено-горьковатый вкус и запах йода. Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль, чтобы в домашних условиях могли принимать ванну.
Вывод:
Сл.6-Морские растения
Исследователи морских растений
Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. (Показ слайда). Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня поговорим о водорослях. Водоросли активно используются человеком. Например, в магазине продаётся морская капуста- разновидность водорослей. На побережье морей на дальнем Востоке Прибалтике созданы специальные морские фермы , которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным , на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей, шампуня и крема. Иногда для набивки боксёрских перчаток используются морские водоросли. А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.
Вывод:
Исследователи морских обитателей.
Сл.7 (Рассказывают о морских обитателях по слайдам)
Вывод :
Капитан: Промысловые рыбы человек использует как продукт питания. Теперь слово кокам.
Коки-родители демонстрируют рыбные блюда, приготовленные вместе с детьми дома.
Капитан: А теперь слово экологам.
Экологи
Шёл по морю лайнер.
В этот миг роковой
Кипела вода
За высокой кормой.
Но прямо по курсу
Сквозь грохот и гул
Услышал старпом
За портом : «Караул!»
Как вы думаете ,чей это зов о помощи?
-Караул! Может кричать человек, упавший за борт, но в последнее время «Караул!» кричит море. За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например, плыл по морю лайнер, вёз нефть. Корабль наскочил на подводную скалу и нефть разлилась по морю. Мы знаем, что нефть маслянистая жидкость, легче воды. Поэтому растекается по поверхности моря огромным черным пятном. В первую очередь страдают птицы: чайки, гагары, утки, садясь на воду, не могут взлететь. Нефть склеила их перья , и гибнут.
Такая нефтяная плёнка не пропускает свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей , уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится нечем дышать, и они погибают. Однажды стали гибнуть киты. Они просто задохнулись , их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.
Вывод:
6.Оформление результатов работы.
Каждая группа готовит плакат на экологическую тему. Ученик будет защищать свою работу, а другие корректировать ответ.
7.Экспертиза проекта.
Защищая свою работу, каждая группа делает вывод, что человек в ответе за море и его богатство.
8.Рефлексия.
-Что нового узнали сегодня?
-Чему я научился сегодня?
-Какое главное дело мы сделали?
Капитан: Команда! Равняйсь, смирно! Поздравляю с успешным выполнением задания!
Спасибо за занятие.
Звучит песня «Море» Ю.Антонова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".
ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...
Моря. Обитатели морей.
Знакомство с особенностями морей....
Море и его богатства
Внеклассное занятие для учащихся третьих классов содержит материал о море и его обитателях. В разработке - стихи, песни, интересная информация по теме....
Море и его богатство- проект
В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Важно, чтобы проектное обучение было личн...
Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря.
Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря. Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моряЗадачи: Обра...
Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Моря. Обитатели морей".
Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, – Научить находить и показывать моря на карте. – Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством....
Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"
Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....