Море и его богатство
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Интегрированный урок(окружающий мир и музыка)в режиме технологии проектного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_obuchenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (окружающий мир и музыка) в режиме технологии проектного обучения. 3 класс

   В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.  Важно, чтобы проектное обучение было личностно-ориентировано, самомотивируемо, которое позволяет учиться  на собственном опыте и опыте других,  стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении. В педагогической  литературе выделяют следующие этапы  работы над проектом: запуск проекта, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.  

  Предлагаемая мною модель занятия  построена на основе  этих этапов.

 

 Тема: «Море и его богатство»    

  Дидактическая цель: создать условия осознания и осмысления блока новой  учебной информации, используя приёмы проектного обучения.

   Цели:

   образовательная: создать условия для выявления взаимосвязей  между растениями, животными и человеком.

   развивающая: выдвигать и обосновать доказательство своего предположения  в процессе анализа учебной информации; оформлять результаты работы в виде плаката; рецензировать творческую работу одноклассника;

   воспитательная: через содержание учебного занятия  подвести учащихся  к мысли, что именно человек  ответе за море и его богатство.

  Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.

  Средства обучения: физическая карта страны, мультимедиа проектор, слайды «Морские обитатели», «Морские растения»; рисунки учащихся по теме. Морская капуста, йод, ракушки, боксёрские перчатки, рыбные консервы, пластмассовые бутылки и банки из-под напитков.

 

 Класс оформлен в виде импровизированного корабля: мачты, флаги, сети, верёвочная лестница, штурвал.

                                                Ход занятия

1.Запуск проекта.

Учащиеся  готовят рабочие места. Учитель знакомит детей с темой урока, проверяет готовность к уроку.

Сл.1. Шум моря

Колышется даль голубая                  Мы с детства о море, о море мечтаем

Не видно нигде берегов.         О дальних огнях маяков

Выходят на сцену учащиеся в форме моряков.

Штурман: Команда, равняйсь! Смирно!

Капитан (учитель): Здравствуйте, друзья мои!

Моряки: Здравия желаем!

Штурман: Вольно!

Капитан: Дорогие друзья, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатели» мы отправляемся в плавание.

Штурман: Почему именно в плавание, почему мы выбрали именно этот проект? У нас были разные варианты: 1)лес и его богатство; 2) море и его богатство; 3)растения и животные лугов и полей; Перед нами были 3 темы. После опроса выяснилось, что больше нас интересует море. Может потому, что у нас в классе мальчиков больше, чем девочек. Мы же будущие моряки, защитники Отечества. Сл.2.

2.Планирование работы.

Капитан: Нам предстоит узнать,  какие есть моря, какую пользу приносят они человеку. Мы исследуем сегодня глубины морей, узнаем о его обитателях и о том, почему должны охранять моря и океаны нашей планеты, какую пользу они приносят человеку. Вот  главная проблема, которую  должны решить сегодня.

   (Дети анализируют проблему, пытаются обсуждать поставленные вопросы, делятся на группы.)

3.Определение уровня готовности к поисковой работе.

Капитан: Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами. А это право вам даст учитель музыки Нина Валентиновна.

Сл.3.

Ребята, а теперь прослушаем эту музыку и  ответим  на эти вопросы

  1. Какое название дали бы вы этой музыке?
  2. Какие чувства, настроения вызывает у вас это музыка?
  3. Какие инструменты исполняют это произведение?
  4. Ребята, как думаете кто написал эту музыку?

Народная – Играют маленькие волны

Уч.музыки: Ну что ж, вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением вам звания юного матроса-юнги.

Учитель: Теперь корабль готов к отправлению. Но вот беда. Многие из вас никогда не были на корабле,  и не знают морских терминов и понятий.

Сл.4

 Вы должны соединить термины с понятиями.

Камбуз                                            командир судна

Капитан                                          повар на судне

Кок                                                  корабельная кухня

Кубрик                                            плохая погода, безветрие

Штиль                                             жилое помещение для матросов

Якорь                              металлический стержень с лопатами на цепи и                                              опускаемый на дно для удержания судна

         

Штурман          специалист по вождению судов

Штурвал                                          рулевое колесо, которым управляют судно

(При затруднении детям разрешается пользоваться со словарём.)

Капитан: Ну что ж , вы справились с заданием. Поздравляю вас с присвоением звания юного матроса-юнги. Теперь всё готово, займите свои места.

 Учитель знакомит учащихся с инструкциями по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для 1 группы.

Что такое море? Какого цвета может быть море? Можно ли пить морскую воду? Для ответа на вопрос пользуйтесь материалами из «Большой энциклопедии начальной школы»,

Инструкция для 2 группы.

Что вы знаете о водорослях? Используйте «Энциклопедический словарь юного натуралиста».Водоросли.

Инструкция для 3 группы.

Каких интересных обитателей моря  вы знаете?  Используйте « Большую энциклопедию начальной школы»

Инструкция для 4 группы.

Подумайте, почему нужно охранять моря и океаны?

(Учащиеся выясняют пути достижения цели.)

4.Сбор информации.

Капитан: У нас на корабле находятся:

1)исследователи морской воды;

2)исследователи морских растений;

3)исследователи морских животных;

4)экологи;

5)коки (родители);

Пока наши исследователи знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное, а какой маршрут предстоит нам пройти ,расскажет штурман.

Штурман (показывая по карте): Наш корабль вышел из Мурманска. Мы плывём по Баренцеву морю. Затем на нашем пути Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское море. Через Берингов пролив мы попадаем в

Берингово море и через Охотское и Японское моря подходим к конечной точке нашего маршрута г.Владивостоку.

Капитан: Спасибо штурман. А кто сможет назвать моря, которые не входят в наш маршрут, но омывают Россию с запада и юга.

(Учащиеся работают по карте)

5.Структурирование и обмен информацией.

Исследователи  анализируют информацию, формулируют гипотезу, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации.

Капитан: А каким цветом изображены моря на карте? Всегда ли море имеет синий цвет? Какова морская вода? Об этом расскажут нам исследователи морской воды.

Сл.5-Цвет морской воды

Исследователи морской воды.

Каждое море имеет свой цвет, который может меняться в зависимости от различных условий: от погоды, от цвета водорослей, песка, от цвета обитателей и даже от времени суток. Можно ли пить морскую воду? Нет, т.к. в ней растворено много солей (35г в 1 л). Это примерно спичечный коробок  на 1 л банку. В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода  имеет неприятный  солено-горьковатый вкус и запах йода. Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продаётся морская соль,  чтобы в домашних условиях  могли принимать ванну.

Вывод:

Сл.6-Морские растения

Исследователи морских растений

Подводный мир растений так же богат и разнообразен, как и наземный. (Показ слайда). Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Сегодня поговорим о водорослях. Водоросли активно используются человеком. Например, в магазине продаётся морская капуста- разновидность водорослей. На побережье морей на дальнем Востоке Прибалтике созданы специальные морские фермы , которые занимаются  разведением водорослей. Эти водоросли  идут на корм домашним животным , на производство пластмасс, водонепроницаемых тканей, шампуня и крема. Иногда для набивки  боксёрских перчаток используются морские водоросли. А ещё из водорослей получают йод, который применяется в медицине.

Вывод:

Исследователи морских обитателей.

Сл.7  (Рассказывают о морских обитателях по слайдам)

Вывод :

Капитан: Промысловые рыбы человек использует как продукт питания. Теперь слово кокам.

Коки-родители демонстрируют рыбные блюда, приготовленные вместе с детьми дома.

Капитан: А теперь слово экологам.

Экологи

Шёл по морю лайнер.

В этот миг роковой

Кипела вода

За высокой кормой.

Но прямо по курсу

Сквозь грохот и гул

Услышал старпом

За портом : «Караул!»

Как вы думаете ,чей это зов о помощи?

-Караул! Может кричать человек, упавший за борт, но в последнее время «Караул!» кричит море. За последнее время люди нанесли огромный ущерб морю и его обитателям. Например, плыл по морю лайнер, вёз нефть. Корабль наскочил на подводную скалу и нефть разлилась по морю. Мы знаем, что нефть маслянистая жидкость, легче воды. Поэтому растекается по  поверхности моря огромным черным пятном. В первую очередь страдают птицы: чайки, гагары, утки, садясь на воду,  не могут взлететь. Нефть склеила их перья , и гибнут.

  Такая нефтяная плёнка не пропускает свет. Морские растения, лишившись солнечных лучей , уже не могут вырабатывать кислород. Рыбам становится  нечем дышать, и они погибают. Однажды стали гибнуть киты. Они просто задохнулись , их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

Вывод:

6.Оформление результатов работы.

Каждая группа готовит плакат на экологическую тему. Ученик будет защищать свою работу, а другие корректировать ответ.

7.Экспертиза проекта.

Защищая свою работу, каждая группа делает вывод, что человек в ответе за море и его богатство.

8.Рефлексия.

-Что нового узнали сегодня?

-Чему я научился сегодня?

-Какое главное дело мы сделали?

Капитан: Команда! Равняйсь, смирно! Поздравляю с успешным выполнением задания!

Спасибо за занятие.

Звучит песня «Море» Ю.Антонова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МОРЯ. ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ".

ТИП УРОКА: ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. ОБОРУДОВАНИЕ: МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР, ПРЕЗЕНТАЦИЯ "УЧИТЕСЬ ТАЙНЫ ОТКРЫВАТЬ", УЧЕБНИК А.А. ВАХРУШЕВА "НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ", РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ, КАРТА ПОЛУШАРИЙ, ИЛ...

Моря. Обитатели морей.

Знакомство с особенностями морей....

Море и его богатства

Внеклассное занятие для учащихся третьих классов содержит материал о море и его обитателях. В разработке - стихи, песни, интересная информация по теме....

Море и его богатство- проект

В практике учителей используются разные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.  Важно, чтобы проектное обучение было личн...

Тема: Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря.

Тема:  Обитатели морей. Опасные животные Чёрного моря. Цель: познакомить с опасными животными Чёрного моряЗадачи:            Обра...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Моря. Обитатели морей".

Цели: – Ознакомить с характерными особенностями морей, – Научить находить и показывать моря на карте. – Ознакомить ребят с обитателями морей и их богатством....

Презентация к исследовательской работе "Море и его богатства"

Слайд-шоу к защите исследовательской работы о море и его богатствах....