Экологические досуги
методическая разработка по окружающему миру по теме
Занятия для дошкольников старшей группы про природные явления, природу вообще и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_dosugi_dlya_sayta.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Тема «Воздух, вода и свет».
Цели; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Рисование «Воздух, солнце и вода» (Интеграция «Познание», «Художественное творчество», «Музыка»)
Словарная работа: воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.
Ход занятия,
Беседа
-Ребята, чем мы дышим?(Воздухом.)Давайте вдохнем воздух. Куда он попал? (В нос.)Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубку, затем через бронхи в легкие.
Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом- вдох, выдох.
-Ребята, давайте проведем опыт.(Надувает и сдувает шарик)
-Вот так работают наши легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них; стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.
-Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)
-Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.(Нам нечем дышать)
-Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете. откуда берется чистый воздух?( Чистый воздух нам дают растения, листочки.)
-Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.
-А знаете ли вы, откуда берется вода? У И.А.Бунина есть стихотворение Родник»:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
-Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек .Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
Игра «Ручеек»
Дети становятся парами. Ведущий берет из пары одного ребенка и проходит с ним вперед, оставшийся ребенок повторяет все сначала и т.д.
Обсуждение свойств воды и воздуха
-А что еще можно сказать о воде? (Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда в котором она находится)Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета.
-А воздух какие имеет свойства?(воздух невиден, не имеет определенной формы, не имеет запаха.)
-Ребята, а в каком состоянии бывает вода? (В жидком и ледяном)
-Правильно, а точнее, не в ледяном, а в твердом состоянии. И еще вода бывает в газообразном состоянии (пар).Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной- тает.
Роль света в жизни человека и растений
-Ребята, а что еще необходимо для жизни и роста человека и растений? (Солнце)
-Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортиться зрение. А растение без света будут чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.
Рисование «Воздух, Солнце, вода»
Выставка детских работ. Обсуждение.
Тема «Водоемы родного края»
Цели: учить грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук. Лепка по выбору «Жители водоема» (Интеграция «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».)
Словарная работа: обогащение словаря- водохранилище. Активация в речи изученных ранее слов.
Материал: иллюстрации водоемов, картинки с изображением обитателей водоемов.
Вводная беседа
Как называется город, в котором мы живем? Как называются жители нашего города? Кто знает название области, главным городом который является Москва?
Работа с картой области
-Какими цветами раскрашена карта? Каким цветом изображены реки, озера, пруды? Какие названия рек вы знаете?
Воспитатель дополняет ответы детей новыми названиями.
Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов.
-Где мы берем воду? Расскажите, какой путь проходит вода, прежде чем попадает к нам в стакан. Для чего еще нужны водоемы?
Из каких слов образовалось слово «водохранилище»?
Воспитатель загадывает загадки на тему «Обитатели водоемов».
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит в вразвалочку,
Спотыкалочку. (Утка)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак)
Весь день хожу я по дорожке,
То выпущу, то спрячу рожки.
Совсем домой я не спешу.
Зачем спешить мне по- пустому?
Свой дом я при себе ношу,
И потому всегда я дома. (Улитка).
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.( Лягушка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток (Рыбы).
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.(Сом).
Игра «Кто это потерял?»
Заранее приготовлены картинки: лапка лягушки, хвост рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома.
Физкультпауза «Лягушки»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Лепка «Гость из водоема»
Дети по желанию лепят любого обитателя водоема.
Выставка детских работ.
Тема «Незнайка пришел в гости»
Цели: расширить представления детей об овощах и фруктах; активизировать словарный запас, внимание и память детей, развивать логическое мышление; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; продолжать вызывать у детей интерес к лепке, развивать умение передавать различия в форме и величине; закреплять умение детей отрывать, скатывать, прищипывать детали; основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами; побуждать лепить по представлению; воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей. Лепка «Сад и огород» (Интеграция «Познание», «Художественное творчество».)
Материал: муляжи с фруктами (яблоки, бананы, груши, апельсины), овощами (морковь, огурец, помидор, капуста); картинки с овощами и фруктами; иллюстрация с изображением фруктов и овощей; пластилин, мокрая салфетка. Игрушка-Незнайка.
Словарная работа: Предметы: названия овощей и фруктов, сад, огород, деревья, ствол, крона, корни, листья, семена, плоды, картошка, кожура; действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, солить; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.
Ход занятия
Встреча с Незнайкой
В гости приходит Незнайка, В руках у него картинка. Он предлагает детям ее рассмотреть: «Друзья мне подарили картинку и сказали, что там все очень вкусное, душистое, ароматное. Я все понюхал, пощупал, попробовал, но не могу угадать, что это такое?»
Дети с Незнайкой рассматривают картинку: «Что изображено на картинке? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Где здесь овощи и фрукты? Что где растет? Что и как можно из них приготовить?
Воспитатель читает стихотворение Кончаловской «Удивительный огород». Незнайка спрашивает у детей, чем отличаются фрукты от овощей.
Игра «Вершки и корешки»
Дети сидят по кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле- кисти рук опускаются вниз.
Загадки.
Сто одежек Летом в огороде
И все без застежек.(капуста) Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, соленые.(Огурцы)
Красная девица Красные ножки
Сидит в темнице В землю ушли.(Свекла)
А коса на улице.(Морковь).
Неразлучный круг подруг Сам алый, сахарный,
Тянет солнцу сотни рук. Кафтан зеленый, бархатный.
А в руках душистых груз (Арбуз).
Разных бус на разный вкус.(Сад).
Синий мундир,
Желтая подкладка
А в середине сладко.(Слива)
Он круглый год и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней….(помидора).
Весной одну закапывают,
А осенью семью получают.(Картошка)
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой!
Не с конфетной фабрики-
Из далекой Африки. (Апельсин)
Незнайка: Теперь я знаю, что изображено на моей картине. Много я узнал об овощах и фруктах. И мне хочется устроить сюрприз для моих друзей. Помогите мне слепить овощи и фрукты.
Лепка « Сад и огород»
Воспитатель предлагает слепить овощи и фрукты для друзей Незнайки.
Итог занятия
-Что мы сегодня делали? Кому помогли?
Обсуждение работ.
Выставка.
Декабрь, январь, февраль.
Тема «Как звери зимуют в лесу»
Цели: познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой;
сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни; заложить основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Коллективная работа «Зимовье зверей» (Интеграция «Познание», «Коммуникация» «Художественное творчество».)
Материал
Тема «Зимушка-зима»
Цели; уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно-прикладных видах искусства), вызывать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетического отношение к природе. (Интеграция «Познание», «Художественное творчество».)
Тема «Дикие и домашние животные»
Цели; уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Познакомить с произведениями искусства. Развивать творческие способности и художественно-ручные умения. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их. Коллективная работа «Дикие и домашние животные» (Интеграция «Познание», «Художественное творчество».)
Март, апрель, май.
Тема «Культурные и дикорастущие растения»
Цели: дать детям представления о дикорастущих и культурных растениях, ягод, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и ядовитые. Аппликация. (Интеграция «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность).
Тема «Насекомые»
Цели: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас, развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение. Конструирование из бумаги «Божья коровка». Интеграция «Познание», «Художественное творчество», «Безопасность)
Тема «Одуванчик»
Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь ребенка. Уточнять представления о последовательности роста и развития растения. Аппликация «Одуванчик" Интеграция «Познание», «Художественное творчество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в организации учебного труда и досуга детей
Выступление перед родителями...
Эссе. Речь – родник. (Размышления на досуге)
Эссе. Речь – родник. Размышления о роли и силе слова, письменного, в том числе....
Сценарий вечера досуга" Эстафета зеленого огонька" 4 класс
Правила движения мы изучаем весь курс начальной школы. Поэтому помимо обычных занятий проводим игровые , используя театрализацию. Предлагаю один из таких сценариев....
Сценка "Право на отдых и досуг"
Шуточная сценка на основе мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве". Возможно использовать для мероприятия, посвящённого правам детей. Разъясняет право на отдых и досуг....
Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.
Огромное значение во внеурочной деятельности имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...
Досуг на тему: «Птицы»
Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц Задачи: - расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах; - воспитывать бережное отношение ко всем...
Конспект экологического досуга в старшей группе
Цель: Расширять представления детей о лесе, его растительности и обитателях. Задачи:Образовательные задачи:- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитат...