Экологические досуги
методическая разработка по окружающему миру по теме

Занятия для дошкольников старшей группы  про природные явления, природу вообще и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_dosugi_dlya_sayta.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

                  Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Тема «Воздух, вода и свет».

Цели; дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) - это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Рисование «Воздух, солнце и вода» (Интеграция «Познание», «Художественное творчество», «Музыка»)

Словарная работа: воздух, вода, свет, кислород, углекислый газ, родник.

                                    Ход занятия,

Беседа

-Ребята, чем мы дышим?(Воздухом.)Давайте вдохнем воздух. Куда он попал? (В нос.)Правильно, после этого он спускается в горло, дыхательную трубку, затем через бронхи в легкие.

Воспитатель показывает силуэт человека, его органы дыхания. Дети дышат носом- вдох, выдох.

-Ребята, давайте проведем опыт.(Надувает и сдувает  шарик)

-Вот так работают наши легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них; стараться не простужаться и дышать чистым воздухом.

-Ребята, а что было бы, если бы воздух исчез? (Наши легкие висели бы, как сдутые воздушные шарики. Мы не смогли бы жить.)

-Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот одновременно.(Нам  нечем дышать)

-Без воздуха нет жизни. Ребята, а как вы думаете. откуда берется чистый воздух?( Чистый воздух нам дают растения, листочки.)

-Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают листочки деревьев и растения.

-А знаете ли вы, откуда берется вода? У И.А.Бунина есть стихотворение  Родник»:

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом  овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

-Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек .Необходимо беречь родники. А растения пьют воду из-под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.

Игра «Ручеек»

Дети становятся парами. Ведущий берет из пары одного ребенка и проходит с ним вперед, оставшийся ребенок повторяет все сначала и т.д.

Обсуждение свойств воды и воздуха

-А что еще можно сказать о воде? (Вода не имеет формы. Она принимает  форму  того сосуда в котором она находится)Вода не имеет вкуса. Вода не имеет запаха. Вода не имеет цвета.

-А воздух какие имеет свойства?(воздух невиден, не имеет определенной формы, не имеет запаха.)

-Ребята, а в каком состоянии бывает вода? (В жидком и ледяном)

-Правильно, а точнее, не в ледяном, а в твердом состоянии. И еще  вода бывает в газообразном состоянии (пар).Летом вода жидкая, зимой она замерзает, а весной- тает.

Роль света в жизни человека и растений

-Ребята, а что еще необходимо для жизни и роста человека и растений? (Солнце)

-Правильно, свет необходим и человеку, и растениям. Если человека поместить на долгое время в темную комнату, он ослепнет или у него испортиться зрение. А растение без света будут чахнуть, плохо расти и в конце концов погибнет.

Рисование  «Воздух, Солнце, вода»

Выставка  детских работ. Обсуждение.

Тема «Водоемы родного края»

Цели: учить грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания; воспитывать бережное отношение к природе; совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе, желание изобразить обитателей водоема, используя полученные ранее умения; развивать мелкую моторику рук. Лепка по выбору «Жители водоема» (Интеграция «Познание»,  «Коммуникация», «Художественное творчество».)

Словарная работа: обогащение словаря- водохранилище. Активация в речи изученных ранее слов.

Материал: иллюстрации водоемов, картинки с изображением обитателей водоемов.

Вводная беседа

Как называется город, в котором мы живем? Как называются жители нашего города? Кто знает название области, главным городом который является Москва?

Работа с картой области

-Какими цветами раскрашена карта?  Каким цветом изображены реки, озера, пруды? Какие названия рек вы знаете?

Воспитатель дополняет ответы детей новыми названиями.

Рассматривание иллюстраций с изображением водоемов.

-Где мы берем воду? Расскажите, какой путь проходит вода, прежде чем попадает к нам в стакан. Для чего еще нужны водоемы?

Из каких слов образовалось слово  «водохранилище»?

Воспитатель загадывает загадки на тему  «Обитатели водоемов».

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит в вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка)

Ползет наоборот,

Задом наперед,

Все под водой

Хватает клешней. (Рак)

Весь день хожу я по дорожке,

То выпущу, то спрячу рожки.

Совсем домой я не спешу.

Зачем спешить мне по- пустому?

Свой дом я при себе ношу,

И потому всегда я дома. (Улитка).

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.( Лягушка)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток (Рыбы).

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает. (Щука)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.(Сом).

Игра «Кто это потерял?»

Заранее приготовлены картинки: лапка лягушки, хвост рыбы, клешня рака, ракушка улитки, усы сома.

Физкультпауза «Лягушки»

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Лепка «Гость из водоема»

Дети по желанию лепят любого обитателя водоема.

Выставка детских работ.

Тема «Незнайка пришел в гости»

Цели: расширить представления детей об овощах и фруктах; активизировать словарный запас, внимание и память детей, развивать логическое мышление; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения; продолжать вызывать у детей интерес к лепке, развивать умение передавать различия в форме и величине; закреплять умение детей отрывать, скатывать, прищипывать детали; основную форму предмета лепить кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами; побуждать лепить по представлению; воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей. Лепка «Сад и огород» (Интеграция «Познание»,  «Художественное творчество».)

Материал: муляжи с фруктами (яблоки, бананы, груши, апельсины), овощами (морковь, огурец, помидор, капуста); картинки с овощами и фруктами; иллюстрация с изображением фруктов и овощей; пластилин, мокрая салфетка. Игрушка-Незнайка.

Словарная работа: Предметы: названия овощей и фруктов, сад, огород, деревья, ствол, крона, корни, листья, семена, плоды, картошка, кожура; действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, солить; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.

                                        Ход занятия

Встреча с Незнайкой

В гости приходит Незнайка, В руках у него картинка. Он предлагает детям ее рассмотреть: «Друзья мне подарили картинку и сказали, что там все очень вкусное, душистое, ароматное. Я все понюхал, пощупал, попробовал, но не могу угадать, что это такое?»

Дети с Незнайкой рассматривают картинку: «Что изображено на  картинке? Какого цвета? Какой формы? Какого размера? Где здесь овощи и фрукты? Что где растет? Что и как можно из них приготовить?

Воспитатель читает стихотворение Кончаловской «Удивительный огород». Незнайка спрашивает у детей, чем отличаются фрукты от овощей.

Игра «Вершки и корешки»

Дети сидят по кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растет на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растет в земле- кисти рук опускаются вниз.

Загадки.

Сто одежек                                     Летом в огороде

И все без застежек.(капуста)        Свежие, зеленые,

                                                          А зимою в бочке

                                                         Крепкие, соленые.(Огурцы)

Красная девица                              Красные ножки

Сидит в темнице                             В землю ушли.(Свекла)    

А коса на улице.(Морковь).

Неразлучный круг подруг               Сам алый, сахарный,

Тянет солнцу сотни рук.                  Кафтан зеленый, бархатный.

А в руках душистых груз                             (Арбуз).

Разных бус на разный вкус.(Сад).

Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко.(Слива)

Он круглый год и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней….(помидора).

Весной одну закапывают,

А осенью семью получают.(Картошка)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики-

Из далекой Африки. (Апельсин)

Незнайка: Теперь я знаю, что изображено на моей картине. Много я узнал об овощах и фруктах. И мне хочется  устроить сюрприз для моих друзей. Помогите мне слепить овощи и фрукты.

Лепка « Сад и огород»

Воспитатель предлагает  слепить овощи и фрукты для друзей Незнайки.

Итог занятия

-Что мы сегодня делали? Кому помогли?

Обсуждение работ.

Выставка.

           Декабрь, январь, февраль.

Тема «Как звери зимуют в лесу»

Цели: познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой;

сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни; заложить основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Коллективная работа «Зимовье зверей»  (Интеграция «Познание»,  «Коммуникация» «Художественное творчество».)

Материал

Тема «Зимушка-зима»

Цели; уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи, много снега, водоемы покрыты льдом, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых); учить устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе; познакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (в поэзии, музыке, декоративно-прикладных видах искусства), вызывать чувство любви к родной природе; воспитывать эстетического отношение к природе. (Интеграция «Познание»,  «Художественное творчество».)

Тема «Дикие и домашние животные»

Цели; уточнить знания детей о животном мире. Систематизировать представления о многообразии домашних и диких животных и их связи со средой обитания. Познакомить с произведениями искусства. Развивать творческие способности и художественно-ручные умения. Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их. Коллективная работа «Дикие и домашние животные» (Интеграция «Познание»,  «Художественное творчество».)

            Март, апрель, май.

Тема «Культурные и дикорастущие растения»

Цели: дать детям представления о дикорастущих и культурных растениях, ягод, грибах, плодах, о правилах их сбора. Рассказать об их разнообразии, о том, что среди грибов, ягод, плодов есть съедобные и ядовитые. Аппликация. (Интеграция «Познание»,  «Художественное творчество»,  «Безопасность).

Тема «Насекомые»

Цели: расширить знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых; учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения; учить отвечать на вопросы; активизировать память и внимание детей; обогащать словарный запас, развивать связную речь и логическое мышление, звукопроизношение. Конструирование из бумаги «Божья коровка». Интеграция «Познание»,  «Художественное творчество», «Безопасность)

Тема «Одуванчик»

Цели: воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь ребенка. Уточнять представления о последовательности роста и развития растения. Аппликация «Одуванчик" Интеграция «Познание»,  «Художественное творчество»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Речь – родник. (Размышления на досуге)

Эссе. Речь – родник. Размышления о роли и силе слова, письменного, в том числе....

Сценарий вечера досуга" Эстафета зеленого огонька" 4 класс

Правила движения мы изучаем весь курс начальной школы. Поэтому помимо обычных занятий проводим игровые , используя театрализацию. Предлагаю один из таких сценариев....

Сценка "Право на отдых и досуг"

Шуточная сценка на основе мультфильма "Вовка в Тридевятом царстве". Возможно использовать для мероприятия, посвящённого правам детей. Разъясняет право на отдых и досуг....

Мастер – класс по проблеме: «Организация творческого досуга детей». « В семейном кругу» - турнир знатоков семейных традиций.

Огромное значение во внеурочной деятельности  имеет привлечение родителей в эту работу. Часто замечаешь настроение детей на празднике, в походе, в поездке. Веселое радостное у тех с кем рядом мам...

Досуг на тему: «Птицы»

Цель: познакомить учащихся с многообразием птиц Задачи: - расширить знания детей о зимующих и перелетных птицах; - воспитывать бережное отношение ко всем...

Конспект экологического досуга в старшей группе

Цель: Расширять представления детей о лесе, его растительности и обитателях. Задачи:Образовательные задачи:- Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитат...