Реки и озёра
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме
Методическая разработка по окружающему миру по теме "Реки и озёра" по программе "Школа 2100" с использованием технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_po_trkm.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методическая разработка урока по теме «Реки и озёра»
с использованием технологии развития критического мышления
Работа выполнена слушателем курсов
по программе « Современные образовательные
технологии в естественно - научном образовании»
Куликовой Мариной Владимировной
учителем начальных классов
ГОУ лицея № 150
Калининского района.
Руководитель: Иваньшина Елена Владимировна
К. п. н., доцент кафедры.
Санкт – Петербург
2010
Содержание:
1. Введение
- Цель
- Задачи
- Актуальность
- Используемые приёмы
2. Методическая разработка урока
- Подготовка: изготовление таблиц для индивидуальной работы по приёму «Верные и неверные утверждения», цветные карточки с вопросами, листы на рабочих местах, цветные карандаши, фломастеры, учебники.
- Формы работы: индивидуальная, групповая.
- Приёмы ТРКМ: «Верю, не верю», «Зигзаг-2».
- Ход урока:
Орг. момент
Актуализация знаний и постановка проблемы
Стадия «Вызов»
Стадия «Осмысление»
Стадия «Рефлексия»
Итог
Домашнее задание
3. Заключение
4. Используемая литература
Введение
Цель данной образовательной технологии - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации. Варьируя предложенные методы, учитель может добиться желаемой цели.
ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии.
Эффективность подобного урока определяется:
- достижением активной мыслительной деятельности каждого ученика в течение всего учебного времени;
- обеспечением эмоциональной сопричастности каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей;
- четкой мотивацией познавательной деятельности ученика на уроке;
- обеспечением рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока;
- наличием самостоятельной работы и творческих заданий на уроке.
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, может выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
В данной работе мы используем приёмы "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" и «Зигзаг-2».
Прием "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы" может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Затем учитель просит учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Во время работы в группах используется приём «Зигзаг-2». Этот прием применяется на текстах меньшего объема. Текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы.
Методическая разработка урока
Цели урока:
1) Познакомить с особенностями рек, озёр.
2) Учить бережно относиться к природе.
Ход урока:
Орг. момент
- Ребята, проверьте готовность к уроку. Вспомним правила взаимодействия, пожелаем друг другу удачи на уроке.
Актуализация знаний и постановка проблемы
- О чём мы с вами будем сегодня говорить, вы догадаетесь сами, прослушав мои сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гинесса:
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина – 1940 метров. Волга занимает 17-е место в мире по протяжённости среди других рек.
Так о чём пойдёт речь? (О реках, озёрах и других водоёмах.)
Стадия «Вызов»
На стадии «Вызов» используем приём "Верные и неверные утверждения". Каждый ученик работает индивидуально, заполняя таблицу:
Утверждение | Верное (+) Неверное (-) (в начале урока) | Верное (+) Неверное(-) (в конце урока) |
Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называют устьем. | + | |
Вода всегда течёт из более низких мест в более высокие. | - | |
Круговорот воды происходит всё время, поэтому вода в реке кончается | - | |
Реки и ручьи изменяют земную поверхность | + | |
Если из озера вода не вытекает, оно называется проточным | - | |
Чтобы вода возвращалась в водоёмы чистой, строят очистные сооружения | + |
Стадия «Осмысление» (Автор Славин)
1. Индивидуальная работа по своему вопросу.
2. Работа по общему вопросу в группе «экспертов».
3. Работа в группе – каждый рассказывает своей группе ответ на вопрос.
1. Индивидуальная работа по своему вопросу. Работа по тексту учебника.
Красная карточка «Что такое река»
Синяя карточка «Почему вода в реке не кончается»
Зелёная карточка «Почему в реке так много воды»
Жёлтая карточка «Как реки и ручьи изменяют земную поверхность»
Оранжевая карточка «Озёра»
2. Работа по общему вопросу в группе «экспертов».
Работают 5 групп по 5 человек, обсуждение в каждой группе одного вопроса по карточке одного цвета. Создание детьми рисунка или плана по своему вопросу. Рисунки или планы ответа вывешиваются на доску.
3. Работа в группе – каждый рассказывает своей группе ответ на вопрос.
Возвращение в свою группу.
Стадия «Рефлексия»
Опрос учащихся по вопросам.
Основные выводы:
- Река – это постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши.
- Круговорот воды происходит всё время, поэтому вода в реке не кончается.
- Река собирает воду с огромной площади.
- Подземные воды постоянно питают реки.
- Реки и озёра – постоянный источник пресной воды.
Возвращение к вопросам начала урока, приём "Верные и неверные утверждения".
Утверждение | Верное (+) Неверное (-) (в начале урока) | Верное (+) Неверное (-) (в конце урока) |
Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называют устьем. | + | + |
Вода всегда течёт из более низких мест в более высокие. | - | - |
Круговорот воды происходит всё время, поэтому вода в реке кончается | - | - |
Реки и ручьи изменяют земную поверхность | + | + |
Если из озера вода не вытекает, оно называется проточным | - | - |
Чтобы вода возвращалась в водоёмы чистой, строят очистные сооружения | + | + |
Итог
Проверка ответов по игре "Верные и неверные утверждения".
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят тебе помог больше всех в открытии новых знаний?
- Как работал ты сам?
Домашнее задание
Стр. 33-34 в рабочей тетради.
Заключение
На уроке была использована технология развития критического мышления, введены приёмы "Верные и неверные утверждения" и «Зигзаг-2». Благодаря используемым приёмам урок прошёл интересно и увлекательно. Ученики изучали тему самостоятельно. Была обеспечена эмоциональная сопричастность каждого ученика к собственной деятельности и деятельности товарищей. Каждый ученик чётко осознавал свою роль в изучении нового материала. Познавательная деятельность сопровождалась наличием самостоятельной работы и творческого задания на уроке. В конце урока были обобщены и систематизированы полученные знания.
Использованная литература
- А.А., Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир. 2 класс. (Наша планета Земля). Учебник в двух частях. Часть1. – М., 2009.
- А.А., Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан. Рабочая тетрадь. 2 класс. (Наша планета Земля). – М., 2009.
- А.А., Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова. Окружающий мир. 2 класс. (Наша планета Земля). Методические рекомендации для учителя. – М., 2010.
- Природоведение. Поурочные планы. 4 класс (по учебнику А.А. Плешакова) / Сост. Л.Н. Брыкина. – Волгоград, 2004.
Таблица "Верные и неверные утверждения".
Утверждение | Верное (+) Неверное (-) (в начале урока) | Верное (+) Неверное (-) (в конце урока) |
Место, где река впадает в другую реку, море, озеро, называют устьем. | ||
Вода всегда течёт из более низких мест в более высокие. | ||
Круговорот воды происходит всё время, поэтому вода в реке кончается | ||
Реки и ручьи изменяют земную поверхность | ||
Если из озера вода не вытекает, оно называется проточным | ||
Чтобы вода возвращалась в водоёмы чистой, строят очистные сооружения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРК Реки и озёра Южного Урала
НРК по оружающему миру по программе Школа России 4 класс. Выполнила Ученица Ардашова Анастасия...
НРК Реки и озёра Южного Урала
Работа ученицы 4 класса Ардашовой Анастасии по программе Школа России...
Проект-презентация "Реки и озёра Москвы и Подмосковья"
Работа проводилась в рамках внутришкольного проекта "Реки и озёра Москвы и Подмосковья". Для исследования выбрали реку Неглинная. Презентация состоит из трех частей (рекомендуется перед просмотром объ...
Тема: Реки и озёра.
Цели: ознакомить с особенностями рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, их полноводностью, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать, ознакомить с особенн...
Урок окружающего мира по теме:" Моря,реки и озёра России"
Урок окружющего мира по теме:"Моря,реки и озёра России"...
Урок по окружающему миру по теме "Реки и озёра" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру для 2 класс по теме " Реки и озёра".Образовательная программа "Школа 2100", по учебнику А.А.Вахрушева "Наша планета Земля".Дети имеют возможность понять, как образую...
Реки и озёра.
Данная презентация позволяет повторить вопросы: отличие рек и озёр, строение реки, использование рек и озёр человеком. Рас...