Человек и Человечество
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова»
Конспект урока по теме: «Что человечество ценит больше всего?»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н. Куликова»
Севостьянова Г.А.
г. Семикаракорск
2011
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mi_2.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир «Человек и Человечество»
Тема урока: «Что человечество ценит больше всего?»
Цели урока:
- создать у учеников представление о том, что у всех людей, живущих на Земле, есть одинаково важные для всех вещи, идеи, правила - общественные ценности;
- обсудить учащимися конкретные нравственные общечеловеческие ценности, памятники культуры, спортивные соревнования;
- учить учеников анализировать ответы товарищей и высказывать своё мнение.
Оборудование:
учебник «окружающий мир» А. А. Вахрушев
компьютер
мультимедийный проектор
толковый словарь
карточки с буквами
Ход урока
I. Организация класса.
II. Постановка проблемы.
- Учитель: Прочитаем диалог Анюты и Илюши в учебнике на стр. 106. Ребята подскажут нам тему и предмет обсуждения нашего урока.
Ученики читают первый абзац до основной мысли урока.
Учитель. Чем возмущена Анюта?
Ученики. Она знает, что все люди составляют одно человечество, но никак не может с этим согласиться. Она обратила внимание на то, что люди других стран одеты не так как она. Именно поэтому она считает, что у неё с ними нет ничего общего.
Учитель. Согласен ли Илюша с сестрой? Как он пытается её переубедить?
Ученики. Мальчик не согласен . Он вспоминает о сказке , которую любят все, независимо от того каким народом она придумана.
Учитель. А вам нравится сказка «Али – баба и сорок разбойников?» Какой народ является её автором? Какие ещё сказки народов мира вы знаете?
Ученики. Русская народная сказка «Морозко», Шарль Перро «Красная шапочка»,
Учитель. Рассмотрите сказочных героев, придуманных разными народами. Что их объединяет? На какие группы их можно распределить?
Ученики. Все сказочные герои похожи друг на друга качествами характера, поступками, мыслями. Всех героев можно разделить на добрых и злых.
Учитель. А кто из них чаще всего побеждает и получает награду или «живёт долго и счастливо»?
Ученики. Конечно, добрые герои.
Учитель (ставит проблему). Почему сказки, написанные в разное время на разных языках разными народами, так похожи между собой? Почему мы любим и понимаем сказки других народов?
III. Актуализация имеющихся знаний и открытие нового знания.
Работа в группах.
Ь
Т
С
О
С
Е
В
Учитель. Расставьте буквы в нужной последовательности, и вы получите понятия, с которыми мы хорошо знакомы и без которых мы не сможем решить поставленную проблему.С О В Е С Т Ь
--------------------
М О Р А Л Ь
Л
Ь
О
М
А
Р
------------------
Ученики составляют слова: совесть и мораль.
Учитель. Раскройте каждое понятие.
Ученики (с помощью словаря в конце учебника):
1. Совестью называют способность человека решать, что хорошо, а что плохо, отделять добро от зла.
2. Мораль – это правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. В них говорится, какие поступки считаются хорошими, а какие – плохими.
Учитель. Какое отношение данные понятия имеют к сказкам разных народов?
Ученики. В сказках заключена мудрость народная, они тоже учат нас отличать добро от зла, совершать хорошие поступки. Нам нравятся положительные герои и не нравятся отрицательные.
Учитель. Нас объединяет общее понятие добра и зла. Читая сказки, мы понимаем , что доброта и любовь – это хорошо, а злоба и ненависть – это плохо. Это знают и понимают жители всего человечества, это общечеловеческая мораль. Она находит своё отражение в творчестве людей и в сказках в том числе.
Учитель предлагает проверить выдвинуты предположения по тексту учебника.
Ученики читают основную мысль на стр. 106 и с её помощью отвечают на проблемные вопросы урока.
Ученики формулируют тему урока «Что человечество ценит больше всего?»
IV. РАСШИРЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
СМЫСЛОВОЙ ФРАГМЕНТ «НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ».
МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
(Правила проведения)
Учитель предлагает соотнести понятия «добро» и «зло» с уже предложенными словами.
ДОБРО
ЗЛО
Свобода Убийство Счастье Вражда Жизнь Любовь Корысть Мир Ненависть
Ученики вместе с учителем подводят итог данной работе: Эти представления о добре и зле одинаковы во всём мире, их объединяют в общечеловеческие ценности.
Учитель. Эти ценности относятся к духовной сфере, касаются нравов (правил), принятых в обществе, поэтому они получили название – нравственные ценности.
Физкультминутка.
Ученики встают (друг за другом) «паровозиком»
Делаем друг другу массаж спины со словами «Светит солнышко. ( Пальчиком рисуем круг и лучики.) Пришла туча (ладошкой заглаживаем). Начался маленький дождик (постукиваем одним пальцем), пошёл дождик сильнее (двумя пальцами), сильный дождь (всеми пальцами). Стихает дождь (двумя пальцами), ещё тише (одним пальцем), туча ушла (ладошкой поглаживаем). Выглянуло солнышко. ( Пальчиком рисуем круг и лучики)»
Работа с учебником с. 107.
Смысловой фрагмент «Памятники истории и достижения культуры».
Учитель. Другие важные общечеловеческие ценности – памятники истории и достижения культуры. Попробуем это доказать. Какие вы знаете памятники культуры ( архитектуры, искусства)? Приведите примеры.
Ученики. Ответы детей.
Учитель. Какие чувства они у вас вызывают?
Ученики. Восхищение, удивление, восторг.
Учитель. Почему они привлекли ваше внимание, вызвали интерес?
Ученики. Помогают успокоиться, призывают к творчеству.
Работа с иллюстрацией учебника «Общечеловеческие культурные ценности».
Учитель. Рассмотрите иллюстрации на стр. 107. Какие памятники культуры здесь представлены?
Ученики рассматривают иллюстрации, читают подписи к ним.
Учитель. Попробуем выяснить, что же объединяет все эти памятники архитектуры. Время создания? Быть может, страна, где они были созданы? Посмотрите, может их внешний вид?
Что же тогда их объединяет?
В ходе беседы ученики выясняют, что и время создания, и страна, и внешний вид не могут объединять эти памятники, этим они как раз и отличаются. Учитель подводит их выводу, что все памятники культуры объединяет то, что все они по- своему красивы. Значит, нас объединяет не только представление о добре и зле, но и понятие о красоте.
Физминутка для глаз:
Работа по рисунку с 108 .СМЫСЛОВОЙ ФРАГМЕНТ «Спортивные соревнования».
Учитель. Рассмотрите рисунок на стр.108.Что изображено на иллюстрации?
Ученики. Олимпийские игры. Илюша и Анюта представлены в костюмах спортсменов, которые зажигают Олимпийский огонь.
Учитель. Как вы думаете, какое отношение имеют Олимпийские игры к теме нашего урока?
Ученики. Мы знаем, что эти игры являются главным соревнованием планеты. В них принимают участие спортсмены из большинства стран мира. Возможно, они важны для всего человечества и относится к мировым ценностям.
Учитель предлагает проверить выдвинутые предположения по тексту учебника.
РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.
Самостоятельная работа:
чтение параграфа на стр.108.
Учитель предлагает ответить на вопросы:
1.Когда и где прошли первые Олимпийские игры?
Ученики. Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции, недалеко от селения Олимпия, в 776 году до нашей эры.
2.Когда, и в эпоху, Олимпийские игры возродились?
Ученики. В новое время удалось возродить олимпийские игры. Это произошло в 1896 году.
3. Что является символом Олимпийских игр? Объясните, что означает данный символ?
Ученики. Символом Олимпийских игр является – белый флаг с пятью олимпийскими кольцами. Они обозначают единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.
4. Какое значение для людей имеют сейчас Олимпийские игры?
Ученики. Цель Олимпийского движения - способствовать миру и дружбе народов, развивать дружеские отношения между странами мира, воспитывать новое поколение в духе взаимопонимания, дружбы и честной игры.
(ученики, отвечая на вопросы, приходят выводу, что проведение Олимпийских игр способствует установлению мирных и дружественных отношений между странами).
Учитель. Именно поэтому спорт является таким же достижением человеческой культуры, как памятники искусства, произведения литературы, представления о добре и зле.
V. Итог урока.
Учитель. Опираясь на новые знания, продолжите фразу:
Общечеловеческие ценности – это ---------------- .
Ученики. Это всё то, что одинаково важно для всех людей, живущих на Земле, что объединяет человечество.
Домашнее задание:
Прочитать текст учебника на стр.106-109, проверить свои знания, ответив на вопросы после текста на стр.109.
Найти новые понятия в словаре, уметь дать им определение.
По выбору выполнить задания 122-126 в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по разделу "Человек и история человечества"
Урок для обобщения первичных представлений учащихся о понятиях «всемирная история человечества», «историческая эпоха», проверки знания учеников по каждой исторической эп...
Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).
Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам разви...
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество".Образовательная система"Школа 2100"....
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество"
Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Человек и человечество".Образовательная система"Школа 2100"....
Тест по окружающему миру «Человек и прошлое человечества»
Итоговый тест по теме «Человек и прошлое человечества»Окружающий мир ОС «Школа 2100»...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Человек и человечество"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Человек и человечество" по ФГОС ( "Школа -2100")...
Итоговая контрольная работа по окружающему миру за курс "Человек и человечество" 4 класс "Школа 2100"
Данная работа содержит кодификатор по предмету, спецификацию итоговой работы по окр.миру, демонстрационный материал (самау работу) и анализ итоговой работы....