Урок по окружающему миру во 2 классе. «Материки и океаны». Программа «Школа – 2100».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
1)Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_miru_vo_2_klasse.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
«Материки и океаны »
2 класс
Разработала: Третьякова Ирина Ивановна.
Цели урока:
1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».
2) Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
3) Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
4) Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.
Оборудование: Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», мультимедийный проектор, карта полушарий, глобус, карточки с разрезами поверхности Земли для работы в группах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.
- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
Сейчас урок окружающего мира, прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.
2. Актуализация знаний.
- Как называются линии, соединяющие два полюса?
- Меридианы. (Ученик показывает на карте).
-На какие два полушария делит нулевой меридиан нашу планету?
-На западное и восточное. (Ученик показывает на карте).
- Как называются линии, пересекающие меридианы?
- Параллели. (Ученик показывает на карте).
- Как называется самая длинная параллель?
- Экватор. (Ученик показывает на карте).
- На какие два полушария делит экватор Землю?
-Северное и Южное. (Ученик показывает на карте).
Слайд 1.
На экране появляются слова:
Меридианы, параллели,экватор.
- Что объединяет все эти слова?
- Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
-В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?
- Мы думаем во время путешествий.
-Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие.
Слайд 2.
-Кто первым в мире совершил кругосветное плавание?
-Фернан Магеллан.
-А что доказал он своим плаванием?
-Доказал шарообразность Земли.
-Давайте представим, что садимся на такой великолепный корабль. В путь!
Слайд 3.
-Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли. Как называются эти линии?
- Северный тропик и Южный тропик. (Ученик показывает на карте).
- Что нам понадобится в путешествии? (глобус или карта, компас)
- Что такое глобус? (Модель Земли)
- Что такое карта?
-Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.
- Что удобнее взять в дорогу?
- Карту. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней.
- В любом плавании принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Будем двигаться влево, начиная с западного полушария.
- Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
- Теперь двигаемся по восточному полушарию.
- Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия появляются на доске)
3. Постановка проблемы.
- На какие две группы можно разделить увиденное и почему?
Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.
Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан. (На доске меняются местами слова)
- Опишите увиденные вами участки воды. Что общего в них?
-Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.
- Какое общее название они имеют?
- Они называются океанами.
- Раньше они были предметом нашего обсуждения?
- Нет.
- Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?
- Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.
- Какое общее название они имеют?
- Материки.
- Как вы думаете, чему сегодня будет посвящён урок?
- Мы будем знакомиться с названиями огромных участков суши и воды.
- Правильно. Тема урока: «Материки и океаны».
Слайд 4.
- А теперь давайте поставим цель урока.
- Ответим на вопрос, как называются огромные участки суши, окружённые со всех сторон водой. Учиться находить и показывать их на карте.
Слайд 5. Появляются цели урока.
4. Совместное «открытие» знаний. Работа в группах.
- Ребята, кто знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?
-Материки.
- Проверим свои предположения по учебнику на стр.96.
- Делаем вывод, что же такое материки?
- Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.
Слайд 6.
Работа по карте.
- Сколько всего материков?
- Всего материков шесть.
- Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них. Рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Откройте карту полушарий на стр. 128-129 и Рабочую тетрадь стр. 31, №1.
- Все ли материки повстречались нам в пути?
- Нет, мы не встретили Антарктиду. ( Добавить на доску название)
- Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материка и заполните таблицу в РТ.
Работа в группах. Каждая группа делает выводы по одному материку и заполняет таблицу.
Затем проверяем и заполняем все свои тетради.
Слайд 7-13.
5. Первичное применение нового знания.
- Какой материк самый маленький?
- Это Австралия.
Слайд 14.
Австралия – самый сухой материк Земли. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, волк.
Слайд 15.
- Оппосум – ночной житель Австралии.
Слайд 16-21.
Дикая собака Динго - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.
- Какой материк самый большой?
- Евразия.
Слайд 22.
Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.
Слайд 23-26.
- Как вы думаете, какой материк самый жаркий?
- Африка.
Слайд 27.
Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.
Слайд 28-33.
- Какие материки находятся в западном полушарии?
-Северная Америка и Южная Америка.
Слайд 34-35.
Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.
Слайд 36-38.
-А какой материк самый холодный?
-Антарктида.
Слайд 39.
-Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – пингвинов.
Слайд 40-41.
6.Первичное закрепление нового материала.
- Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?
- Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.
-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?
- Они обе в южном полушарии.
- На каких материках много равнин?
- Это Южная Америка и Евразия.
- Где самые высокие горы?
- В Евразии. (Гималаи)
7.Изучение нового материала.
Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
- Сколько всего океанов? ( 4)
- Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?
- Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)
- Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)
Слайд 42.
-Самый большой – Тихий океан. Самый маленький – Северный Ледовитый.
Учитель предлагает показать океаны на карте полушарий у доски.
- Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?
- Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)
- Какой океан омывает все материки кроме Австралии?
- Атлантический.
- Какой океан омывает сразу четыре материка?
- Индийский. (Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду)
- А какой океан омывает сразу пять материков?
- Тихий. (Северную Америку, Южную Америку, Австралию, Антарктиду, Евразию)
- В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?
- Это Восточное и Северное.
- А кто знает, какая вода в океанах и морях?
- Солёная.
-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. - Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.
А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последователь-ности люди открывали эти земли. Это части нового света.
Слайд 43 .
- В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?
- В Европе, Азии и Африке.
-Какие части света относятся к новому свету?
- Америка, Австралия, Антарктида.
-Сколько всего частей света?
-Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
Слайд 44. Работа с таблицей.
- Какая часть света состоит из двух материков?
- Америка. (Северная и Южная)
- Какие части света находятся на одном материке?
- Европа и Азия на материке Евразия.
8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.
- о самом жарком материке;
9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?
10. Домашнее задание.
Слайд 45.
Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.
Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».
-Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Путешествие по планете». Программа «Школа – 2100».
Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобща...
Урок по окружающему миру в 1 классе "Весна – природа пробуждается". Программа "Школа - 2100".
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока...
Презентация урока по окружающему миру в 1 классе. "Весна - природа пробуждается".Программа "Школа - 2100".
Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение материалом урока...
Урок математики в 4 классе "Площадь прямоугольного треугольника" (Программа Школа 2100)
Урок открытия новых знаний. Использование системно-деятельностного метода обучения на уроках математики....
открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"
открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Петр Великий" по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")
Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...
урок Окружающий мир 2 класс. тема: Материки и океаны. Программа Школа 2100
Урок по теме " Материки и океаны" с презентацией. 2 класс Программа Школа 2100....