"Воспоминания о лете"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Петрукович Елена Юрьевна

Интегрированный урок по труду и окружающему миру. Если вы хотите сохранить воспоминания о лете, это сделать достаточно просто - главное проявите фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospominaniya_o_lete..doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Тема: «Воспоминания о лете».

Цели: - закреплять умения складывать из бумаги базовую форму «двойной квадрат»;

           - развивать творческое воображение, формировать навыки ручного труда, развивать память, мышление, внимание, речь;

           - воспитывать бережливость, любовь к природе.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1.Вводная часть.

1.Организационный момент. Приветствие.

2.Проверка рабочего места.

2.Содержание урока.

Вступительная беседа.

-Сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение П.И.Чайковского («Вальс цветов» - не сообщать детям название произведения).

-Что вы представляли себе, слушая это произведение?

-Какие чувства оно у вас вызвало?

-Как бы вы его назвали?

-Каждый себе что-то представил, а сейчас мы узнаем, что представил себе сам композитор. Мы посмотрим отрывок из известной сказки Гофмана «Щелкунчик».

-Что же мы увидели?

-И своё произведение П.И.Чайковский так и назвал «Вальс цветов».

Учитель читает строки из произведения И.П.Митяева.

-…Как хороши, как свежи были розы

    В моём саду! Как взор прельщали мой!

    Как я молил суровые морозы

    Не трогать их холодною рукой…

Как жаль, что великолепие, буйство красок, причудливые формы не могут радовать нас круглый год. Но мне кажется, что воспоминания можно сохранить. Как?

-Верно. Одно из них мы сегодня слушали.

-Обратите внимание на наш стенд, где представлены некоторые работы, которые

Вы выполняли на уроке рисования. А на доске вы видите работы художников Головина А.Я. «Умбрийская долина» и «Цветы», Хруцкого И.Ф. «Цветы и плоды». По данной картине мы писали сочинение-описание.

-На стенде вы можете увидеть фотографии цветов. Главное место занимает, конечно, фотография нашей клумбы.

-Писатели и поэты воспевали в своих произведениях самые прекрасные создания в мире, которые появились на Земле около 100 млн. лет назад. Ещё с Древних времён, любуясь цветами, поэты одушевляли их, находя сходство то с прекрасной девушкой, то с юношей. И создавали разные поэтические истории. Давайте вспомним, а как называется воплощение чего-нибудь в образе живого существа?

-И сейчас слово представляется__________

(выходят учащиеся), которые нам расскажут об удивительных цветах.

-Слово предоставляется________________

(выходят следующие учащиеся, подготовившие сообщения)

-В нашем классе есть начинающие поэты, которые тоже сочинили стихи о цветах. Давайте послушаем. Слово предоставляется Наталье Чучковой и Алексею Чудновец.

-А ещё можно сохранить воспоминания, создав парфюмерную композицию 

(учащиеся по запаху туалетной воды, пены для ванны, геля для душа, пытаются определить название цветов, экстракт которых, вошёл в парфюмерную композицию).

3.Выполнение коллективной работы.

-Сегодня на уроке мы тоже попытаемся сохранить свои приятные воспоминания о цветах, используя бумагу. За основу своей работы мы берём базовую форму «двойной квадрат». Какие ещё базовые формы вам известны?

-У каждого на столе лежит 4 квадрата (цв. бумага) и 1 квадрат белого цвета – это основа. Сложив из этих квадратов «двойной квадрат» (смотри приложение), все получившиеся формы необходимо наклеить на основу. После чего с готовой работой вы подходите к рамке, которая висит на доске, и приклеиваете свою работу на соответствующее место. В конце урока мы увидим, что же у нас получилось.

-Те ребята, которые выполнят работу, попытаются разгадать кроссворд. А тот, кто справится с работой, узнает научное название одного из видов подснежников (смотри приложение).

Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Учитель помогает тем, у кого возникают затруднения.

-Давайте посмотрим, что же у нас получилось (смотри приложение).

4.Итог урока.

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Какую работу выполняли?

-Что интересного и нового вы узнали?

-Чем запомнился наш урок?

Учащиеся высказывают своё мнение по данному вопросу.

Танец принца и Марии, вместе с ними танцевали цветы.

- Композиторы сочиняют музыкальные произведения.

-Нарисовать.

-Сфотографировать.

-Цветы можно вышить.

Учащиеся демонстрируют свои работы.

-Олицетворение.

-П.И.Чайковский – не только сочинял музыку, но и стихотворения

«О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?

Другие есть цветы, роскошней и пышней.

И ярче краски в них, и веселей узоры,

Но прелести в них нет таинственной твоей…»

-Древнерусская легенда связывает появление ландыша с морской царевной Волховой. Слёзы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал своё сердце земной девушке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти. По мотивам этой легенды И.Е.Репин, великий русский художник, написал картину «Садко в подводном царстве».

-В.Рождественский «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали,

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени,

Встала радуга светлым венцом,

И тяжёлые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу бежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлестнувшее дремлющий сад!

Сколько белых и тёмно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождём лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В лёгкой капельке, светлой и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

-О происхождении сирени существует древняя легенда. Появилась сирень однажды весной, когда богиня Флора отправилась будить солнце, чтобы услышать пение птиц, полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев, разукрасить землю цветами. Спустившись на землю, она принялась за работу. Флора стала смешивать золотые лучи солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, голубыми. Вдруг, Флора заметила, что у неё осталось две краски6Лиловая и белая. Этими остатками она раскрасила кусты сирени. Получилось удивительно красиво!

Этому цветку посвятили свои полотна многие художники: М.Врубель «Сирень», П.Кончаловский «Сирень в корзине», «Сирень, ведро и лейка».

Н.Чучкова

***

Тюльпанчик золотой,

Тюльпанчик аленький,

Красивый очень он,

Хотя чуть-чуть и маленький.

***

Гадалка-ромашка,

Открой мне секрет

Сойдётся желание или нет.

Буду ль хорошей?

Буду ль красивой?

Буду ли умной, буду ль счастливой?

Сойдётся желание или нет,

Гадалка-ромашка,

Открой мне секрет.

А.Чудновец.

***

Расцвели фиалки на окне,

Радостно сегодня на душе,

Потому что хлопья снега за окном,

А у нас кусочек лета за стеклом.

-«Дверь», «Дом», «Блинчик», «Воздушный змей», «Двойной треугольник».

-У нас получился букет цветов.

Ответы учащихся

(Ответы, которые были даны учащимися, зафиксированы дословно).

Женя Петрушкова:

-Мне урок очень понравился. И теперь я буду относиться к цветам иначе. Я будто увидела их внутреннюю красоту.

Алексей Юнякин:

-Меня удивили легенды, рассказанные о цветах. Ведь и, правда, беленькие шарики ландыша похожи на слёзы. Мне кажется у каждого цветка своя история.

Максим Мальцев:

-Мне было очень интересно. И, правда, как приятно холодной зимой посмотреть на свои работы. Они как бы солнцем согреты, нашим теплом.

Андрей Чилюшкин:

-А ведь наших-то цветов на клумбе нет уже. А сегодня вспомнили о них и приятно.

Катя Корнеева:

-А помните, как мы выращивали цветочки, как ухаживали за ними? Труд-то, какой! А кто-то сорвёт цветок и выбросит. А вырвал-то не цветок, а жизнь.

Приложение.

Кроссворд.

1.Ст_ят в лугах с_стрички-

   З_л_той глазок, белые реснич_ки.

2.На з_лёной хру_кой но_ке

   Вырос шарик у доро_ки.

   В_терочек прошуршал

   И развеял этот шар.

3.К_л_сится в поле рож_,

   Там, во ржи, цв_ток н_йдёшь.

   Ярко-синий и пуш_стый,

   Только жаль, что не душ_стый.

4.Г_л_ва на но_ке,

   В г_л_ве горо_ки.

5.Эх, зв_ноч_ки, синий цвет,

    С языч_ком, а звону нет.

6.На з_лёненьком шнуроч_ке

   Белые зв_ноч_ки.

Складывание базовой формы «Двойной квадрат».

1.Перегните квадрат по средней линии.

5.Наметьте вторую диагональ и переверните фигурку.

2.Перегните квадрат по второй средней линии.

6.Осторожно надавите в центр квадрата.

3.Проверьте результат и переверните фигурку.

7.Складывайте квадрат по всем линиям одновременно.

4.Наметьте диагональ, совмещая обозначенные точки.

8.Базовая форма «двойной квадрат» готова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Воспоминание о лете"

Данная презентация сделана мною специально для занятий с детьми в период предшкольной подготовки. занятия проводятся по комплексной программе "Детский сад 2100"...

Урок развития речи во 2 классе СКОШИ I вида "Воспоминание о лете. Составление предложений"

Данная разработка урока развития речи во 2 классе СКОШИ I вида (кконспект) поможет уточнить и закрепить знания и представления учащихся о погоде и  занятиях детей  в летнее время; учит...

Конспект занятия по флористике "Воспоминание о лете"

Вторая жизнь цветов - это жизнь в декоративно прикладном искусстве - флористике.Задачи: Учить детей составлять композицию из сухих листьев ицветов, учитывая их колорит и фон.Развивать творчество и инт...

Урок русского языка "Повторение пройденного. Воспоминания о лете" (Mimio)

Урок русского языка в 4 классе с использование интерактивной доски  Mimio....

Прикладное занятие «Воспоминание о лете».

Занятие направлено на воспитание  бережного отношение к природе, имеет психологическую направленность....

"Воспоминания о лете" урок русского языка

Урок русского языка по теме "ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ"Цель урока:- подготовить обучающихся к написанию сочинения по летним впечатлениям;-активизировать лексический материал по теме «Лето»; -совершенствоват...

Урок по русскому языку на тему Повторение изученного о речи (Воспоминания о лете)

Первый урок по разделу «Знаем – повторим, не знаем – узнаем»с  применением ИКТ разработан по программе УМК "Гармония". Урок  построен  в соответствии с требованиями ФГОС.Цель урока: Раз...