Подземные богатства
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок окружающего мира для 4 класса по программе "Школа России" автор Плешаков А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podzemnye_bogatstva.docx | 21.33 КБ |
prilozhenie_1.docx | 13.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Наши подземные богатства»
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.
Задачи урока:
- Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.
- Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.
- Применение здоровьесберегающей технологии и технологии развития критического мышления.
- Наглядность: физическая карта России, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.
Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и цели урока
Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство нас зовет.
II. Проверка домашнего задания
Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы теста по теме: “Водоемы нашего края”.
:
III. Работа над новой темой “Наши подземные богатства”
О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны,
Любые клады на карте найдете вы.
- Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них?
- Какие материалы люди используют для строительства домов?
(цемент, кирпич, бетон, лес, песок)
- А для строительства дорог?
(щебень, асфальт, бетон)
- Для строительства мостов?
(бетон, металл)
- Чем люди отапливают дома?
(дрова, уголь, газ)
- Где люди берут эти материалы?
(природа, земля)
- Уголь, газ, песок, что это такое? (полезные ископаемые).
_ Сформулируйте тему нашего урока. (полезные ископаемые). Что вы знаете о полезных ископаемых? Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых?
Какие цели нашего урока?
- Названия полезных ископаемых.
- Их условные обозначения.
- Какими свойствами обладают.
- Где и как добывают.
- Применение полезных ископаемых.
1) Работа учащихся в группах.
Сегодня вы работаете в группах, познакомитесь с отдельными полезными ископаемыми и поделитесь своими знаниями с другими ребятами. при помощи карточки – “Помощник”, учебника, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:
1 группа – знакомится с известняком (стр 160),
2 группа – гранитом (стр 160-161),
3 группа песком и глиной (с. 162)..
4 группа – изучает свойства и применение торфа, угля( стр 162-164),
5 группа нефти и природного газа (с.165-167 учебника,).
6 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164 учебника ).
Карточка “Помощник”.
Название.
Условное обозначение.
Свойства.
Применение.
Где и как добывают.
Группы работают самостоятельно.
2) Выступление каждой группы ребят.
По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых и заполнение таблиц ( приложение 1).
1-ая группа: известняк, гранит,
2-ая группа: песок, глина
3-ая группа: торф, уголь,
4 –ая группа: нефть, газ
5-я группа: железная руда
3) Физкультминутка.
По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли. (повороты туловища)
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.
4) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.
Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.
– Сейчас мы будем читать статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).
Приём ТРКМ «Инсерт»
Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.
(Коллективная работа с текстом учебника)
IV. Релаксация
1) -Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)
-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).
1) Составление таблицы “Полезные ископаемые”. Проводится обсуждение изученного материала.
- Сейчас мы заполним таблицу-схему.
Полезные ископаемые | ||
Рудные | Нерудные | |
Строительные | Горючие | |
Железная руда Медная руда | Гранит, известняк, песок, глина | Уголь, торф, нефть, природный газ. |
2) Решение кроссворда.
-Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд и прочесть ключевые слова.
1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)
3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)
4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)
5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)
9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)
10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)
Получилось ключевое слово (полезные ископаемые)
V. Выставление оценок. Вывод с. 169.
VI. Домашнее задание.
С.160-170, вопросы тетрадь стр 52 №1, 2.
- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Полезные ископаемые
Название | Условный знак | Свойства | Применение | Где и как добывают |
1._______________________________________ 2.______________________________________ 3.______________________________________ 4.______________________________________ | ||||
1. ______________________________________ 2.______________________________________ 3.______________________________________ 4._______________________________________ | ||||
1._______________________________________ 2._______________________________________ 3._______________________________________ 4._______________________________________ | ||||
1.______________________________________ 2. ______________________________________ 3._______________________________________ 4.______________________________________ | ||||
1.______________________________________ 2._______________________________________ 3.______________________________________ 4._______________________________________ | ||||
1._______________________________________ 2._______________________________________ 3._______________________________________ 4._______________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наше подземное богатство
В данной презентации учащиеся знакомятся с полезными ископаемыми, их свойствами....
Окружающий мир 3 класс. Презентация на тему: "Подземные богатства"
Данная презентация подготовлена к уроку Окружающий мир по теме:"Подземные богатства"....
"Наши подземные богатства" - урок по предмету "Окружающий мир" в 4 - м классе
Обобщить сведения о полезных ископаемых, наиболее ценных в народном хозяйстве, повторить сведения о свойствах полезных ископаемых, познакомить с полезными ископаемыми родного края....
Наши подземные богатства
Республика Саха Якутия занимает одно из первых мест в России по разнообразию и запасам полезных ископаемых....
Наши подземные богатства
Презентация и план урока курса Окружающий мир 4 класс "Наши подземные ботатства"....
Презентация к уроку "Наши подземные богатства"
Презентация к уроку окружающего мира "Наши подземные богатства" 4 класс по программе А.А Плешакова...
урока по Окружающему миру на тему "Наши подземные богатства"
исследовательская деятельность на уроке...