Урок "Разнообразие растений"
видеоурок по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира "Разнообразие растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_shevchenko_l.v._mou_sosh_no4.doc | 104 КБ |
prezentaciya_k_uroku_raznoobrazie_rasteniy.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Автор: Шевченко Л. В., учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ №4» г. Исилькуль, Омская область
Предмет: окружающий мир
Тема: «Разнообразие растений»
Цели:
Образовательная: определить значение растений для человека и представителей живой природы; обратить внимание учащихся на острую экологическую проблему – уничтожение растений;
Воспитательная: воспитывать чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
Развивающая: прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.
Продолжительность: 45 мин
Класс: 3
Авторский медиапродукт: презентация к уроку
Тип урока: объяснение нового материала
Метод обучения: словесный, практический, наглядный
Средства обучения: ТСО, мультимедиа установка, интерактивная доска, компьютер
Оборудование: мультимедиа проектор, учебники, тетради на печатной основе, индивидуальные карточки с заданиями.
Авторские комментарии: данный урок разработан в рамках личностно-ориентированного обучения. На уроке применяется индивидуальная работа и фронтальный опрос учащихся. Дети работают индивидуально, и каждый решает свою проблему самостоятельно, ставит перед собой задачи. Дети готовят дополнительные сведения к уроку, делают сообщения о природе родного края, знакомятся с применением лекарственных растений. Задание на дом дается дифференцированно. На уроке проводится большая работа по обогащению словаря учащихся: это и словарная работа, и чтение стихотворений о растениях /учителем наизусть/, М. Цветаевой, И. Никитина и др. На уроке используется большое количество наглядного материала.
Технологическая карта урока:
№ | Этап урока | Дидактическая цель | Методы обучения | Формы обучения |
1. | Организационный | Мотивация работы учащихся на уроке | эвристический | Беседа |
2. | Проверка домашнего задания | Контроль и учет знаний | Работа с тестом | Тест |
3. | Введение в тему урока | Подготовить учащихся к восприятию нового материала | Объяснительно-иллюстративный. Презентация | Беседа, работа со слайдами |
4. | Изучение нового материала | Познакомить учащихся с содержанием нового материала | Объяснительно-иллюстративный. Презентация | Рассказ, беседа, работа со слайдами |
5. | Физминутка | Отдых. Переключение на новый вид деятельности | ||
6. | Рефлексия | Закрепление материала | Работа с загадками, кроссвордом | Беседа. Самостоятельная работа Работа на интерактивной доске |
7. | Организационный | Инструктаж о выполнении домашнего задания. Подведение итогов урока | эвристический | Творческое задание |
Х о д у р о к а:
№ | Деятельность учителя. Использование слайдов презентации | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный момент Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке Учебник, ручка, карандаш? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | Дети усаживаются, проверяют готовность к уроку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Проверка домашнего задания. Тест. 1. Выберите правильное определение почвы: т верхний слой земли, где есть песок и глина; с верхний слой земли, где есть песок и глина, воздух, вода; б верхний плодородный слой земли. 2. Какая главная часть почвы? о перегной; е песок; я глина. 3. Что образуется из перегноя под действием микробов? м вода; н воздух; т соли. 4. Что используют растения для питания? е микробы; а соли; ю перегной. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? ш песок; щ глина; н перегной. 6. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? ю чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли; и чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву; у чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву. 7. Какое утверждение верно? п там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву или ее часть; к если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие; д при внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности. 8. К какой природе можно отнести почву? а почву нельзя отнести только к живой или к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются. е почву можно отнести к живой природе. о почву можно отнести к неживой природе. Ключ к тесту:
- У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ботаника». | Учащиеся решают тест в результате решения, которого получается слово БОТАНИКА. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Введение в тему урока. - Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по науке ботанике. - Что такое ботаника? Хотите подсказку? Слайд 1. Ботаника – это наука о ? На слайде появляются изображения растений. Ботаника – это наука о растениях. Слайд 2 - Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы познакомимся с царством растений. - Какие части растений вы знаете? Слайд 3 На слайде появляются изображения частей растений. По мере называния появляются названия: корень, стебель, листья, цветок, плод. - На какие группы можно разделить царство растений? Слайд 4. На слайде появляются изображения растений. Дети обсуждают, предлагают варианты. Изображения растений «перелетают» и устанавливаются в 3 группы. - Как назвать растения первой группы? травы - Как назвать растения второй группы? деревья - Как назвать растения третьей группы? кустарники - Сегодня мы познакомимся с новой классификацией растений. Посмотрим, какие группы растений выделяют ученые-ботаники. Слайд 5 | Учащиеся отвечают на вводные вопросы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Работа над новым материалом.
Заполнение таблицы.
Слайд №7
Слайд №8
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет? Слайд №9
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет? Слайд №10 Папоротники – растения древние. На Руси бытовало предание, что цветет папоротник огненным цветком, который распускается один раз в год в глухую ночь под раскаты грома и при сверкании молнии в праздник Ивана Купалы (7 июля). Считалось, что кто сумеет сорвать этот цветок – тому откроются все клады, он услышит голоса деревьев и трав. Рассказ о цветах лишь красивая легенда, сохранившаяся с глубокой древности, когда славяне поклонялись богу грома и молнии Перуну. Именно ему был посвящён никем не виданный «яркий как пламя» цветок папоротника. Многие искали цветок папоротника, но не нашли. Оказывается, на самом деле папоротник цветков не имеет, а размножается спорами. На обратной стороне листа появляются бугорки ржавого цвета (сорусы), рассыпающие коричневую пыль – споры. Каждый папоротник может дать миллионы спор. Любопытно, что вырастет из проросшей споры отнюдь не папоротник привычного нам облика, а нечто невиданное – маленькая зеленая пластинка величиной с арбузное семя.
-Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет? Слайд №11
Слайд №12 Самая большая группа – цветковые. Ученым сейчас известно около 350 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. А хорошо ли вы знаете цветковые растения? Слайд №13
- Что общего у растений этой группы? Какие части растений присутствуют, а какие – нет? | Работа с учебником. Отвечают на вопросы учителя. Слушают сообщение учителя Сообщение учащегося Сообщение учащегося Сообщение учащегося Сообщение учащегося Слушают сообщение учителя Отвечают на вопросы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Физминутка Мы немного отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их все лучи согрели. Чудеса у нас на свете – Стали карликами дети А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем Ногами топаем. Хорошо мы погуляли И немножечко устали. | Выполняют движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Закрепление нового материала 1. Игра Угадай-ка
Жжется больно, как огонь.(крапива)
Затем померк, потух И превратился в пух.(одуванчик)
На конце его – сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки.(подорожник)
Желтые глазки. Белые реснички.(ромашки)
Много трав растет полезных На земле родной. Помогают от болезней Мята, пижма, зверобой. Из даров лесного царства Люди делают лекарства.
Слайд №15 2. Практическая работа. В процессе презентации заполняется таблица, где отмечается наличие или отсутствие частей растений у данной группы. Проверка результатов заполнения. Вывод. Слайд №16 3. Самостоятельная работа (печатные тетради).
4. Игра «Выбери лишнее название». Слайд №17 | Разгадывают загадки, решая кроссворд Отвечают на вопросы Заполняют таблицу Выполняют задания в рабочей тетради | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Итог урока. - По какой науке мы путешествовали? - О чём эта наука? - На какие группы разделили ученые растения?
| Отвечая на вопросы, подводят итог урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Домашнее задание. 1. читайте учебник, стр. 40 - 44 2. или попробуйте нарисовать мир с растениями и без них. | Записывают домашнее задание |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назови части растения: ЦВЕТЫ КОРНИ СТЕБЕЛЬ ЛИСТЬЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА
Царство растений На какие группы можно разделить растения? травы кустарники деревья 1 2 3 4 5 6
На какие группы разделили учёные-ботаники все растения? ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ
РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ ВОДОРОСЛИ ПАПОРОТНИКИ МХИ ЦВЕТКОВЫЕ ХВОЙНЫЕ
Водоросли живут в воде нет корней нет стеблей нет листьев нет цветов
Что лишнее? Мхи кукушкин лён Живут во влажных местах есть стебель есть листья нет корней нет цветов 1 2 3
есть корень есть стебель есть листья нет цветов Папоротники
Что лишнее? Хвойные растения ель есть корни есть одереве- нелый стебель есть листья в виде хвоинок нет цветов можжевельник сосна лиственница ель 1 2 3 4 5
Что лишнее? Цветковые растения Молодцы! лопух пижма черёмуха незабудка мать-и-мачеха есть корни есть стебли есть листья есть цветы есть плоды 1 2 3 4 5 6
Р О М А Ш А К Р О З А Т Ю Л Ь П Н А О Р О Ж Н К И П О Д С Н Ж Е Н И Ц А Н Д Ы Ш Д Н И К Л А Е Ш П О П
По каким признакам ученые разделили все растения на разные группы? СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые водоросли мхи папоротники хвойные
По каким признакам ученые разделили все растения на разные группы? СТЕБЛИ ЛИСТЬЯ ЦВЕТЫ КОРНИ ПЛОДЫ И СЕМЕНА цветковые + + + + + водоросли + + + мхи + + папоротники + + хвойные + + хвоинки + + шишки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира во 2 классе" Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"
Урок по УМК "Перспективная начальная школа" по теме:"Культурные и дикорастущие растения. Для чего человек выращивает культурные растения?"...
Урок окружающего мира " Деревья, растения, травы. Части растений"
Урок окружающего мира 1 классТемаДеревья, растения, травы. Части растений.Цель: формировать правильное научное понятие «растение»; уточнить понятия «дерево», «кустарник», «травянистое растение»,...
«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»
Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...
Тема: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения
Методическая разработка урока по окружающему миру. Тема урока: Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Нетрадиционная форма6 Урок в зимнем саду. Тип урока: комбинированный....
План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"
План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...
План конспект урока по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени».3 класс
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Конспект урока «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений». 3 класс
Конспект урока по предмету «Окружающий мир». На тему: «Растения – производители. Органы цветкового растения. Многообразие растений.» Проведенного в 3 классе....