Современные развивающие технологии: программированное упражнение
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (3 класс) по теме

В современных условиях социально-экономических изменений, реформирование образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно увеличивающийся поток информации − особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности объектов изучения. Методологической основой работы является понятийно-деятельный подход, который предполагает широкое использование в обучении понятий в контексте современных развивающих технологий с учетом специфики детского мышления. В русле таких технологий разрабатывается система программированных  упражнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Сообщение  на кафедре начальных классов

Тема: «Современные развивающие технологии: программированное упражнение»

Учитель: Сажина И.Е.


В современных условиях социально-экономических изменений, реформирование образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно увеличивающийся поток информации − особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности. Во многом это зависит от грамотной организации постижения сущности объектов изучения. Методологической основой работы является понятийно-деятельный подход, который предполагает широкое использование в обучении понятий в контексте современных развивающих технологий с учетом специфики детского мышления. В русле таких технологий разрабатывается система программированных  упражнений.

Любое программированное упражнение ценно тем, что в нем заложена программа спланированного логического хода мысли обучаемого с учетом четырех этапов диалектического познания: основание − ядро −  следствие − общее критическое обоснование.

Наряду с развитием логико-дискурсивной стороны мышления, программированное упражнение развивает интуитивно-образную сторону. Для развития у детей привычки доверять своей интуиции, для эффективного включения в работу их эмоционально-подсознательной памяти необходимо, чтобы педагог предлагал первое выполнение программированного упражнения производить быстро, не задумываясь, ориентируясь на свое чутье, на интуицию. Выстраивая систему работы по развитию понятий, педагог предусматривает повторное выполнение упражнения учащимися на базе сформированных знаний.

Благодатный материал для активизации познавательной деятельности учащихся, достижения развивающего эффекта процесса познания дают естественные науки. Их богатый системный и в то же время проблемный, зачастую парадоксальный материал с большим числом новых фактов позволяет «оживить» основы этих наук, организовать эвристический, эмоционально переживаемый поиск «моментов истины», «повторение открытий» в проигрываемых и реальных образовательных ситуациях.

Исходя из важности актуальности изучения естественных наук в активизации познавательной деятельности ребенка, рассмотрим естественно - научные понятия (почва, вода, воздух, свет) и их развитие в программированном упражнении.

Роль воды, воздуха, почвы, света в земной природе для человека трудно переоценить. Данные понятия, являясь природообразующими и общечеловеческими, всегда играли огромную роль в формировании естественно - научной картины мира.

Особенности программированного упражнения

Упражнение построено с учетом общих диалектических этапов познания:

Основание  - ядро-следствие-общее критическое обоснование.

Вопросы этапа «основание» раскрывают материальность понятий, их распространение в природе.

Вопросы этапа «ядро» представляют модель, образы понятий, их основные существенные свойства ( отражение, растворимость, плодородие и т. д.)

Задания этапа «следствие» отражают объяснение данных явлений через их роль в природе, выявление связей и отношений с другими понятиями.

 «Общие критические» истолкования уточняют объем, расширяют содержание понятия, конкретизируют роль понятия в жизни человека, деятельность по их охране.

В ходе выполнения данного упражнения, дети подводятся к более осознанному пониманию сущности и роли понятий через самопознание с подключением к данному процессу интуитивных сторон мышления, развитие интереса к самостоятельному поиску ответов. Это и другие программированные упражнения целесообразно предлагать дважды: первоначально ( в ходе диагностического обследования уровня развития понятия с целью выстраивания педагогом развивающей работы по формированию понятий) дети выбирают ответы полуинтуитивно. Затем после проведения всей системы работы по развитию понятий дети выполняют упражнение повторно, закрепляя пройденный материал о сущности воды, воздуха, почвы, света, их свойствах (существенных и несущественных), их роли в земной природе.

Развитие естественно - научных понятий у детей эффективно в условиях личностно-ориентированного образования, обращенного к чувствам, индивидуально неповторимому внутреннему миру человека. Такое образование имеет диалогический, размышляющий, понимающий, сопереживающий характер.


Задание 1.

Выберите и обозначьте соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода – В   (воздух – ВЗ, почва – П, свет – С):

дождь, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.

Задание 2.

Составьте рассказ по теме

   «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуйте его.

Задание 3.

Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

А

Б

В

Г

Д

Задание 4.

Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные свойства воды (воздуха, почвы, света):

1.   Не имеет цвета

ВОДА

2.   Имеет цвет

3.   Перемещается с колоссальной скоростью

4.   Имеет запах

ВОЗДУХ

5.   Не имеет запаха

6.   Обладает прямолинейным распространением

7.   Отражается

8.   Имеет форму и цвет

ПОЧВА

9.   Не имеет формы

10. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается

11. Прозрачность

СВЕТ

12. Преломляется

13. Обладает текучестью

14. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли

15. Рассеивается

16. Обладает плодородием

17. Растворяет вещества

18. Сжимаем и упруг

19. При замерзании расширяется и превращается в лед

Задание 5.

Разгадайте явления природы с помощью кроссворда.

1

2

3

4

1. Крашеное коромысло над рекой повисло

2. Гаркнул гусь на всю Русь

3. Шел долговяз – в землю увяз

4. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок

Задание 6.

Выбери  и  обозначь соответствующей буквой  животных, у которых  средой обитания  является   вода – В

( воздух  –  ВЗ,  почва  –  П ):

ласточка, жук, окунь, крот, белка, червяк, бабочка, щука, выдра, лягушка, бобр.

Задание 7.

Найди из нижеперечисленных растений обитателей пустыни, тундры, леса, степи и подчеркни их цветными карандашами:

Желтым – обитателей пустыни

Синим – обитателей тундры

Зеленым – обитателей леса

Коричневым – обитателей степи

Папоротник,  ель,  саксаул,  василёк, морошка,  кактус,  берёза,  камыш, полынь,  верблюжья  колючка, карликовая  берёза,  кедр, ромашка, костяника,  сосна

Задание 8.

Разгадай виды транспорта, зашифрованные в кроссворде

2

1

3

4

1. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу.

2. Дом по улице идет, на работу всех везет. Не на курьих ножках, а в резиновых сапожках.

3. Ходит город-великан на работу в океан.

4. Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей.

Задание 9.

Выпиши в колонки слова, обозначающие вред и пользу для здоровья:

задымленный воздух, закаливание, курение, умывание, немытые овощи и фрукты, чистый воздух, грязные руки, вымытые овощи и фрукты.

ПОЛЕЗНО

ВРЕДНО

Задание 10.

Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные меры по охране воды (воздуха, почвы, света):

1.  Экономно расходовать.

ВОДА

2.  На предприятиях устанавливать уловители дыма.

3.  Следить за чистотой водоёмов.

4.  Высаживать зелёные растения.

ВОЗДУХ

5.  Предотвращать поступления промышленных стоков.

6.  Следить за чистотой улиц.

7.  Проводить снегозадержание.

ПОЧВА

8.  Не сжигать опавшие листья.

9.  Вносить в умеренных количествах удобрения.

СВЕТ

10. Укреплять овраги зелёными насаждениями.

11. О любых нарушениях со стороны промышленных

предприятий сообщать в общество «Охрана природы».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема сообщения: «Программированные упражнения»

Слайд 2

Задание 1. Выберите и обозначьте соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода – В (воздух – ВЗ, почва – П, свет – С) : дождь, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.

Слайд 3

Задание 2. Составьте рассказ по теме «Как на планете Земля появилась жизнь» и нарисуйте его.

Слайд 4

Задание 3. Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву ? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками. А Б В Г Д

Слайд 5

Задание 4. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные свойства воды (воздуха, почвы, света ) :

Слайд 6

1. Не имеет цвета 2. Имеет цвет 3. Перемещается с колоссальной скоростью 4. Имеет запах 5. Не имеет запаха 6. Обладает прямолинейным распространением 7. Отражается 8. Имеет форму и цвет 9. Не имеет формы 10. При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается 11. Прозрачность 12. Преломляется 13. Обладает текучестью 14. В его состав входят перегной, вода, воздух, соли 15. Рассеивается 16. Обладает плодородием 17. Растворяет вещества 18. Сжимаем и упруг 19. При замерзании расширяется и превращается в лед ВОДА ВОЗДУХ ПОЧВА СВЕТ

Слайд 7

Задание 5. Разгадайте явления природы с помощью кроссворда.

Слайд 8

1. Крашеное коромысло над рекой повисло 2. Гаркнул гусь на всю Русь 3. Шел долговяз – в землю увяз 4. Седой дедушка у ворот всем глаза заволок 2 1 3 4

Слайд 9

Задание 6. Выбери и обозначь соответствующей буквой животных, у которых средой обитания является вода – В ( воздух – ВЗ, почва – П ) : ласточка, жук, окунь, крот, белка, червяк, бабочка, щука, выдра, лягушка, бобр.

Слайд 10

Задание 7. Найди из нижеперечисленных растений обитателей пустыни, тундры, леса, степи и подчеркни их цветными карандашами: Желтым – обитателей пустыни Синим – обитателей тундры Зеленым – обитателей леса Коричневым – обитателей степи Папоротник, ель, саксаул, василёк, морошка, кактус, берёза, камыш, полынь, верблюжья колючка, карликовая берёза, кедр, ромашка, костяника, сосна

Слайд 11

Задание 8. Разгадай виды транспорта, зашифрованные в кроссворде

Слайд 12

1. Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. 2. Дом по улице идет, на работу всех везет. Не на курьих ножках, а в резиновых сапожках. 3. Ходит город-великан на работу в океан. 4. Я в любое время года и в любую непогоду очень быстро в час любой провезу вас под землей. 2 1 3 4

Слайд 13

Задание 9. Выпиши в колонки слова, обозначающие вред и пользу для здоровья: задымленный воздух, закаливание, курение, умывание, немытые овощи и фрукты, чистый воздух, грязные руки, вымытые овощи и фрукты. Полезно Вредно

Слайд 14

Задание 10. Выбери и обозначь в прямоугольниках соответствующими цифрами основные меры по охране воды ( воздуха , почвы , света ):

Слайд 15

1. Экономно расходовать. 2. На предприятиях устанавливать уловители дыма. 3. Следить за чистотой водоёмов. 4. Высаживать зелёные растения. 5. Предотвращать поступления промышленных стоков. 6. Следить за чистотой улиц. 7. Проводить снегозадержание. 8. Не сжигать опавшие листья. 9. Вносить в умеренных количествах удобрения. 10. Укреплять овраги зелёными насаждениями. 11. О любых нарушениях со стороны промышленных предприятий сообщать в общество «Охрана природы». ОХРАНА ВОДЫ ОХРАНА ПОЧВЫ ОХРАНА ВОЗДУХА ОХРАНА СВЕТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продуктивное общение на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей технологии обучения

Продуктивное общение  на основе нейролингвистического программирования как эффективный метод развивающей  технологии обучения (инновационный проект учителя начальных классоввысшей...

Современные педагогические технологии в формировании развивающей образовательной среды

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, предполагающей иное содержание, иные подходы, иные отношения, иной педагогический менталитет....

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

«Использование современных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда»

В данной статье освещены актуальные вопросы использования компьютерных технологий в работе учетеля-логопеда....

Современные коррекционно-развивающие технологии и их адаптация к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися на дому

Коррекционно-развивающее обучение способствует преодолению, коррекции и компенсации нарушений физического, психического и психологического развития обучающихся. Построение общей системы коррекционно-р...

«Современные коррекционно-развивающие технологии по устранению дислексии у детей с ОВЗ»

Дислексия-это избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Проявляется  в специфических и стойких ошибках при чтении....

«Современные коррекционно-развивающие технологии воспитательной системы образовательной технологии»

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпа жизни, новыми технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Овладение современными педагогическими т...