Урок окружающего мира во 2 классе "Про воздух"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме
Урок составлен по программе "Окружающий мир" А.А. Плешакова и разработан как урок-исследование по изучению свойств воздуха.. В ходе урока используется много опытов. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pro_vozduh.doc | 81 КБ |
pro_vozduh.ppt | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Бакума Светлана Юрьевна,
МОУ «Поярковская СОШ № 2»
Амурская область, Михайловский район
Урок окружающего мира
2 класс
Вид урока: урок-исследование
Тип урока: получение новых знаний.
Тема: «Про воздух…»
Цели урока:
- Познакомить учеников с составом воздуха, его свойствами
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
- Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом;
Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Введение в тему.
- Отгадайте загадку.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый; и все же
Без него мы жить не можем.
- Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете еще один океан - самый большой из всех. И вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, “купаетесь” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже автобусы и машины день и ночь “купаются” в этом океане.
Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.
Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.
Как вы думаете, о каком океане идет речь? (Воздух)
(НА ЭКРАНЕ тема урока)
2. Сообщение темы и целей урока:
- Чем важен воздух всем обитателям Земли?
- А какой он, воздух, из чего состоит?
- Определите тему сегодняшнего урока.
(Воздух и его свойства)
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
(Узнать, из чего состоит воздух и чем он важен для всего живого).
- Давайте попробуем наметить план работы на урок.
- Важность воздуха; ;
- Свойства воздуха;
- Состав воздуха
- Сделать вывод.
3. Изучение нового материала.
1) Выяснение первоначальных знаний учащихся о воздухе
- Что вы знаете о воздухе? (Свободные высказывания учащихся, не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы: “Это интересно…”, “Ты думаешь, что прав?..”, “Откуда ты это знаешь?”)
Сегодня мы подтвердим, или, наоборот, опровергнем все ваши знания по этой теме.
Итак, начнём. Представьте себе такую картину:
Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.
-А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш.- А что такое небо? Из чего оно?
Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и… заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»
Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?
Кто работает в лаборатории? (учёные)
Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник. (Обращаю внимание на листы наблюдений)
В лаборатории всё было необычно.
Опыт 1.
Показываю детям пустую пробирку.
-Что в этой пробирке? (Ничего нет)
-Что ж, давайте проверим, действительно ли там пусто. (топлю пробирку в стакане с водой)
-Видите. Из горлышка побежали пузырьки? А вы говорите, - «пусто». Так что за невидимка сидел в бутылочке, кого выдали пузырьки? (воздух)
- О каком свойстве воздуха мы только что узнали? (бесцетен, прозрачен)
Опыт 2.
- Как вы думаете, воздух имеет запах?
Давайте проверим. (Приглашаю ученика) Закрой глаза. И не открывай. Понюхай воздух, сейчас чем - нибудь пахнет? (открываю жидкость для снятия лака и машу рукой, чтобы запах распространился). А сейчас? Сделайте вывод. (без запаха.)
Опыт 3. «Подуй в трубочку!»
У вас на столе стоят стаканчики с водой и трубочками. Подуйте в трубочку, не вынимая её из воды. Что увидели? (Воздух превращается в пузыри и поднимается на поверхность.)
-Какой вывод можно сделать? (воздух легче воды).
Опыт 4. «Надуй меня!»
-Надуйте шарик. Закрутите . Итак, внутри шарика теперь находится воздух., который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать. Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (воздух упругий)
(Один ученик у доски, остальные аккуратно на месте) Отпустите шарик. Почему шарик улетел? (Его толкает воздух)
- Действительно, воздух всегда находится в движении. Давайте определим, почему?
Опыт 5. «Опыт со спиралью»
- Что наблюдаете? (Спираль шевелится)
- Кто может объяснить, почему? (теплый воздух поднимается вверх, приводит в движение спираль.)
Итак, о каких свойствах воздуха мы узнали? (прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, упруг, всегда находится в движении, горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.)
Физминутка.
Опыт 6.
Попробуйте задержать дыхание и сосчитайте про себя. Какое время вы смогли обойтись без воздуха?
Без еды человек может обходится несколько недель, без воды – несколько дней, а вот без воздуха – несколько минут. Воздух нужен людям, животным, растениям,, чтобы дышать, а значит. – жить.
Всего 200 лет назад учёные установили, что воздух – это смесь многих газов, которая выглядит приблизительно так: азота в воздухе больше всего, кислорода – поменьше, а углекислого газа – совсем мало.
_Как вы думаете, какой из газо в воздухе самый важный?(Кислород- мы все дышим кислородом)
- Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нём становится намного больше углекислого газа, который для дыхания непригоден.
Опыт 7..Смотрите, я зажигаю на блюдце бумажку. Горит? (горит)
-А теперь закрываю её стаканом. 1,2,3… погасла. Почему?
Бумага ещё не вся сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, звери, птицы, и все выдыхают углекислый газ. Горит огонь – тоже забирает кислород. И углекислого газа становится всё больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа..
Всё живое задохнулось бы, если бы не растения. И дуб-великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Леса, луга, поля, парки, сады – все растения на Земле вместо углекислого газа дают нам живительный кислород. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух.
Учебники с.39 работа по схеме.
-Но это на улице.А что происходит с воздухом у нас дома? Какой он у нас в квартире?
- Вспомните, что делает ваша мама, чтобы в квартире было всегда чисто?
В помещении нужно постоянно делать влажную уборку и убирать пыль. Пыль проникает в наши помещения через двери и окна, образуется в результате нашей деятельности. В пыли обнаружены болезнетворные грибки и бактерии, поэтому в доме необходима влажная уборка и пылесос.
И ещё одну важную работу выполняет воздух для нашей Земли (слайды)
Итог урока.
1) - Мы выполнили задание, узнали много интересного. А теперь можно
отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.
На столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка.
Текст: Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они - настоящая фабрика кислорода.
2) На столах у вас воздушные шарики. На них уже нарисованы глазки и носики. Вам осталось нарисовать выражение губ. С каким настроением вы уходите с урока? Равнодушное, грустное, веселое?
На доске показаны все 3 вида выражения лиц.
3) – На этом наш урок закончен. Всем спасибо!
Приложение 1.
«Лаборатория чудесных превращений воздуха».
Свойства воздуха
Воздух
Как защитить воздух? Экологический светофор
Творческий отчёт путешествия
(домашнее задание)
Воздухом дышит всё живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолёты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше?
Потому, что на Земле есть зелёные растения.
Они – настоящая фабрика кислорода!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
урок окружающего мира "человек и воздух"
разработка урока, презентация и самоанализ урока...
Разработка урока окружающего мира по теме "Воздух должен быть чистым"
Урок - презентация разработан для учащихся 2 класса . Так же урок может быть проведен и в 3 классе. В плане урока необходимо заметить ссылку на страницы учебника в соответствии...
Урок окружающего мира.Тема "Про воздух"
Урок окружающего мира.Тема "Воздух"...
Урок окружающего мира "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха" (4 класс)
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе по теме "Атмосфера. Свойства воздуха. Как человек использует свойства воздуха". Цель урока: повторить, какова роль атмосферы; как не...