"Берегись автомобиля"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Берегись автомобиля!
Цели урока:
-повторить правила дорожного движения, изученные в первом классе;
-изучить правила движения по загородной дороге;
-изучить новые для детей правила перехода улицы;
-развивать познавательную активность;
-воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни.
Оборудование: дорожные знаки из бумаги, цветные карандаши, карточки с изображением светофоров; диск с презентацией; 3 грамоты.
Ход работы
- Организационный момент
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
- Проверка домашнего задания
-На экране появляется голубь с письмом.
- Ребята, как вы думаете, от кого это письмо? Давайте узнаем. Посмотрите на экран. (От Чебурашки.)
- Откроем конверт и прочитаем письмо. Чтение письма:
«Здравствуйте, наши дорогие второклассники! Пишет вам Чебурашка. Я хочу выразить вам благодарность за помощь, которую вы мне оказали. Я уже выздоровел и хожу в школу. Надеюсь, вы не забыли правила сохранения здоровья, о которых мы говорили с вами на предыдущем уроке. А чтобы это проверить, я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:
-Назовите учреждения здравоохранения. (Больницы, поликлиники).
-Назовите специальности врачей. Объясните, чем занимаются каждый из них. (Терапевт, стоматолог, отоларинголог)
-Перечислите признаки простуды. Что нужно сделать, чтобы не простудиться?
-Как себя вести, если заболел?
-Перечислите признаки гриппа.
-Какие правила нужно выполнить, если заболел гриппом?
-Почему может заболеть живот? Как предупредить боли в животе?
-Вы хорошо отвечали; Чебурашка остался довольным такими ответами.
- Посмотрите, он говорит: «Молодцы!»
- Введение в тему урока
-Тема нашего урока звучит так «Берегись автомобиля!»
-Послушайте стихотворение и объясните, почему оно называется «Скверная история»
Движением полон город-
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя-
Хвастун и озорник.
Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса моторы
Остановить хотят.
Свернул водитель круто,
Вспотел как никогда:
Еще одна минута –
Случилась бы беда.
-О чем говориться в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история»? (С Петей чуть не случилась беда потому, что он не соблюдал правил дорожного движения).
-Ребята, Чебурашка хочет задать нам вопрос. Прочитаете, что он спрашивает?
(А что такое правила дорожного движения?) (Ответы детей)
-О правилах дорожного движения мы уже говорили в 1 классе, и сегодня продолжаем разговор о них. Пройдет наш урок необычно - в виде игры-КВН
- Деление на команды
-Первый ряд будет командой №1 - пешеходы, второй ряд командой №2 - велосипедисты, 3 ряд- команда №3 - автомобилисты.
- Ход игры
Первый конкурс «Разминка»
-Ты загадки отгадай,
А отгадки мне подай.
- Загадки загадываются по очередям. За каждую отгаданную загадку команда получает 1 балл.
-Что такое отгадай:
- Не автобус, не трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине.
(Троллейбус)
- Для этого коня еда-
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не посеется.
По дороге он несется.
(Автомобиль)
- Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес:
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины,
И, поднявши вихрем пыль,
Побежит…(Автомобиль)
- Незнакомец краснокожий
С ярко-желтой полосой,
На автобус чуть похожий.
На троллейбус чуть похожий-
Кто же все же он такой.
(Трамвай)
- Загудел глазастый жук,
Обогнул зелёный луг.
У дороги смял ковыль
И ушёл, оставив пыль.
(Мотоцикл.)
- Сам не едет, не идёт,
Не поддержишь – упадёт.
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед.
(Велосипед.)
- Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвится,
Потом окажется в … (больнице.)
- Если вдруг под перекрёстком
Есть подземный переход,
По нему через дорогу
Ходит каждый … (пешеход).
Объяснить надо просто,
Будь ты юн или стар!
Мостовая - для транспорта,
Для тебя - … (тротуар).
- Подводятся итоги «Разминки». Максимальный результат – 3 балла. Результат записывается.
Второй конкурс «Светофор»
Начинаем разговор
Про трёхглазый светофор.
- У Чебурашки опять возник вопрос. Прочитаем, что он хочет узнать?
(Почему светофор называется светофором?)
- Слово это составлено из двух частей: «свет» и «фор». Ну свет есть свет, а фор? Слово «фор» произошло от греч. «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе – светофор – значит «носитель света» или «несущий свет».
- Для запрещающего сигнала взяли красный свет потому, что он хорошо виден и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.
- Зелёный виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.
- У каждого из вас есть лист с изображением трех транспортных светофоров и двух пешеходных:
- Люди делят их на два вида: транспортные и пешеходные. Сейчас вам нужно будет выполнять мои задания. Конкурс на знание сигналов светофора и быстроту.
- Вспомним, что означают сигналы светофора. С помощью карандашей на первом светофоре «зажгите» сигнал «Стойте!».
- На втором – «Внимание».
- На третьем – «Идите» или «Движение разрешено».
- На каком из пешеходных светофоров горит сигнал «Стойте», а на каком – «Идите»? Раскрасьте и их.
-Проверяем. Все участники должны поднять свои светофоры, как только вся команда выполнила задания. Учитель проверяет, у всех ли правильно выполнено задание. Сверяют со светофорами на экране.
- Подведение итогов второго конкурса: максимальный результат – 3 балла.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Ох, устали мы писать.
В «Светофор» мы поиграем,
Руки, ноги разминаем.
Красный свет нам «Стой!» - кричит,
Ждать зелёного велит.
Чтобы было ждать не скучно,
Наклоняемся мы дружно.
И назад. И вперед.
Влево, вправо поворот.
Вот и жёлтый загорелся,
Приготовиться пора.
Руки, ноги разогреем,
Начинаем, детвора!
Вверх поднимем,
Вниз опустим,
Полетим как самолёт.
Вот зелёный загорелся,
Можно нам идти вперед.
Третий конкурс «Дорожные знаки»
- Пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки.
- Каждая команда получает по два дорожных знака. После обсуждения вы должны назвать дорожный знак, объяснить, почему он так называется, где мы его можем увидеть на дороге.
- На выполнение даётся – 3мин.
- Проверяем. Знаки для первой команды:
«Надземный пешеходный переход»
«Движение пешеходов запрещено»
- Знаки для второй команды:
«Подземный пешеходный переход»,
«Движение на велосипедах запрещено».
-Знаки для третьей команды:
«Пешеходная дорожка»,
«Пешеходный переход».
- Первая команда начинает. Кто будет вашим представителем команды и расскажет про первый знак? Рассказывай.
- Озвучиваем название последнего знака. Почему он так называется?
Подведение итогов. Максимальный результат – 6баллов (3 балла за знак).
Четвёртый конкурс «Составь правило дорожного движения»
- В этом конкурсе мы выясним, насколько вы внимательны и сообразительны, как хорошо вы умеете делать выводы. Откройте учебник на с.19.
(Учитель читает текст.)
- Время выполнения задания – 3мин.
- От каждой команды по одному представителю. Дети рассказывают правила дорожного движения по загородной дороге: если нет тротуара, пешеходной дорожки или удобной обочины, пешеходам разрешено идти по краю проезжей части, причем только в один ряд друг за другом, обязательно навстречу движению транспортных средств.
- Если команда указала все три момента, она получает 6 баллов за ответ.
Подведение итогов четвёртого конкурса.
Пятый конкурс «Школа пешеходов»
- В этом конкурсе мы проверим, насколько хорошо вы умеете рассказывать о ПДД.
- Первая команда читает текст на с. 22-23. «О ступеньках под землёю и полосатой «зебре»».
- Вторая команда читает текст на с. 23-24. «Посмотри налево, посмотри направо».
- Третья команда читает текст на с. 24-25. «Не играй в прятки с водителем».
- Текст должны прочитать все игроки команды. Потом вы можете обсудить, кто будет отвечать.
- Проверяем. Первая команда. Отвечаем на мои вопросы:
- Для чего предназначена мостовая? Как нужно её переходить?
- Почему пешеходный переход называют «зеброй»? Для чего нужны полоски?
- Как быть, если поблизости нет «зебры»?
- Что такое подземный переход?
- Вторая команда отвечает на мои вопросы:
- Как нужно переходить улицу, если поблизости нет «зебры» или подземного перехода? Что нужно сделать сначала?
- В какую сторону нужно посмотреть, стоя на тротуаре? Почему именно в эту?
- В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины дороги? Почему?
- Если ты не успел перейти дорогу, а приближается машина. Что нужно сделать?
- Проверим третью команду.
- Если вдоль тротуара посажены деревья и кустарники, можно ли неожиданно выскакивать на дорогу? Почему?
- Как нужно выходить на дорогу с бульвара или из сквера?
- Можно переходить дорогу рядом со стоящей машиной? Почему?
- Где нужно обходить троллейбус или автобус, когда они стоят на остановке, - спереди или сзади? Почему? (Нельзя обходить стоящий на остановке автобус).
Подводятся итоги пятого конкурса. Максимальный результат – 5 баллов.
- Посмотрите на экран, прочитайте слова Чебурашки. (Правила движенья выучи для ясности, будешь всегда ты в полной безопасности).
- Домашнее задание
- Запишите домашнее задание: чит. с.18-25.
- А я посчитаю баллы, которые вы набрали.
- Подведение итогов игры
Баллы подсчитываются, выявляется победитель.
- Команда «Пешеходов» набрала - … балла; команда «Велосипедистов» - … балла; команда «Автомобилистов» - … балла. Таким образом, побеждает команда …
- Молодцы!!!
- Награждение
Капитаны выходят к доске, и учитель вручает грамоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Берегись автомобиля!"
Презентация "Берегись автомобиля!" к уроку закрепления материала по Правилам дорожного движения....
берегись автомобиля
Это проект о правилах дорожного движения для учеников 2 класса....
"Берегись автомобиля"
Урок окружающего мира Берегись автомобиля...
Презентация к уроку по окружающему миру по теме "Берегись автомобиля!" (2 класс, УМК "Школа России")
Предлагаю вашему вниманию презентацию, которая поможет вам при подготовке к уроку на тему "Берегись автомобиля". Ребята вспомнят сигналы светофора, дорожные знаки, правила перехода улиц и дорог, а так...
урок окружающего мира "Берегись автомобиля!"
Цели урока: Отрабатывать знания и умения детей по правилам дорожного движения. Повторить изученные дорожные знаки. Развивать речь детей, умение анализировать ситуации. Развивать внимание н...
Разработка урока по окружающему миру на тему: «Берегись автомобиля!» для учащихся 2 класса
На уроке дети повторяют правила дорожного движения, изученные в первом классе и знакомятся с новыми правилами перехода улиц....
Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Берегись автомобиля"
Интегрированный урок окружающего мира и ОБЖ . Знакомство с дорожными заками, правилами дорожного движения, правилами поведения на дорогах....