Окружающий мир. 3 класс. Система Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Рабочая программа содержит:

пояснительную записку,

содержание программы,

требования к усвоению материла,

критерии оценок,

календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное «коррекционное» общеобразовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа №87 IVвида для детей с нарушением зрения»

                                                                                «Утверждено   Педагогическим советом

                                                                                протокол от 29.08. 2011г. №

                                                                                                                                                     Введено приказом от   29.08.2011г. №277

                                                                                Директор школы                                  КорольковаТ.И.

                                                                                   Подпись                   Ф.И.О.

Рабочая программа

по предмету  окружающий мир

для ____3__ класса

( 2 часа в неделю (35 неделm) всего  70 часов

                                              Составитель:                        ПОРТНОВА О.Н.

                        учитель начальных классов высшей  квалификационной категории

 «Согласовано»

Заместитель директора____________   Маркова Л.С. от27 .08.2011г.

                                               Подпись           Ф.И.О.

«Рассмотрено»         На заседании МО, протокол          от 27 .08.2011г.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

                          ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.  

              В 3 классе на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Здесь же ученики получают знания о причинах формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей развития других стран мира.

             Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно-научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.

               Задачи курса:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления ,

развивать историческое мышление , формировать экологическую культуру;

-формировать обще-учебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и времени; формировать умения работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;

Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных  качеств личности.

Содержание программы  

 3 класс (70 часов)

Природные условия Земли (12 часов)

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).

Ознакомление с масштабом карт.

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.

Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом (6 часов)

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.

Лента времени (год, век, тысячелетие).

Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.

 Земли восточных славян (24 часа)

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.

Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.

Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.

 

Московское государство (12часов)

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.

Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

Иван IV Грозный.

Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.

Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.

 Путь от Руси к России (16 часов)

Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.

Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева.

Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

Обучающиеся должны

■        иметь представление:

  • об истории человека в древние времена;
  • об истории родного края;

■        устанавливать связи:

  • между неживой природой и живыми организмами;

-   внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

 -  между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;

■        владеть обще-учебными умениями  

  • осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
  • подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);
  • проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
  • оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
  • оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
  • выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);
  • пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
  • оформлять результаты исследовательской работы;

■        знать/понимать:

  • наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;
  • характерные признаки сезонов года родного края;
  • названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
  • названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
  • названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
  • правила поведения в природе;
  • правила безопасности в лесу и на водоемах;
  • имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;

■        уметь:

  • определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
  • узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
  • приводить примеры растений и животных природных сообществ;
  • узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
  • называть характерные признаки сезонов года родного края;
  • фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных

дней;

  • устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК  

Н. Я. Дмитриева   А.Н.Казаков     2008 г. «Окружающий мир» учебник для 3 класса

_Самара: Иэдательство «Учебная литература»

Рекомендовано Мо и Н   РФ

Сборник программ для начальной школы ФНМЦ

Им. Л.В. Занкова

Иэдательство  «Учебная литература» 2009 г.

 Рекомендовано Мо и Н РФ

Н.Я.Дмитриева  А.Н.Казаков  Рабочие тетради для 3 класса к учебнику «Окружающий мир» _Самара: Иэдательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Н.Я.Дмитриева  А.Н.Казаков   «Окружающий мир»  поурочные планы  авт.-сост. И.Г. Смирнова. -Волгоград:  Учитель, 2007.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:

"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

по окружающему миру

Ошибки:

         неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

         нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

         неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

         ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

         незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

         отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

         ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

         неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

         преобладание при описании объекта несущественных его признаков; 0 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

         отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

         неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

         неточности при нахождении объекта на карте.

             

Календарно-тематическое планирование

 Портнова О.Н

Ф.И.О. учителя

Окружающий мир   на 2011/2012 учебный год

План составлен согласно программе начальных классов (1-4). ФНМЦ имени Л.В. Занкова, «Сборник программ для начальной школы», Самара, изд. «Учебная литература»,2009год.

Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Практические работы

Проверочные работы

Тест

Экскурсии

Автор учебника, год издания

 Окружающий мир  

3

70

 2

2

1

 6

1

 Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков

Издательство «Учебная литература»

2008 год

Городская

Школьная

Учителя

. Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования.

Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента.

 Урок развивающего обучения в школе для слабовидящих детей в условиях введения новых стандартов.

РАССМОТРЕНО        СОГЛАСОВАНО

На заседании МО        Протокол от27 .08.2011г. № _1_

Протокол №1от  27 .08. 2011г.                                                      Заместитель директора _____ Маркова Л.С._

Руководитель МО._____Портнова О.Н.        

             Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс

Изучаемый  раздел, тема  учебного

материала

Кол.

Час.

Кал.

сроки

Факт.

сроки

           Планируемые результаты

Контрольно- измерит.

материалы

Коррек-

цион.

задачи

знания

умения

Общ. умения,

навыки и материалы

            Природные условия Земли  -  12часов

1

Приглашение к путешествию.

1

2

Масштаб.

Лента времени.

1

понятие

« масштаб»,

«век», «эра».

ориентироваться

по ленте времени

воспринимать

проблему

* проводить наблюдения за погодой и природой родного края

*

 

выдвигать

гипотезу

3

4

Что такое погода.

2

особенности природы своего края

фиксировать

основные признаки

погоды

5

Народные приметы

погоды.

1

многообразие

народных

примет

наблюдать

народные приметы

9

6

7

Климат

2

климатические пояса

Дифференцировать

понятия «погода»

 и «климат»

8

Осенняя

экскурсия.

1

признаки наступления осени

узнавать изученные

растения

9

Почва.

1

Понятие «почва»

Определять состав

почвы

10

Практическая

работа

1

Практическая работа

11

Природные зоны суши Земли.

1

Понятие «природные зоны»

 находить природные

зоны на карте

15

12

Обобщение по разделу «Природные условия Земли».

Тест «проверь себя».

1

*Выделять главное в

текстах учебника

тест

       

 Человек в далеком прошлом - 6часов

13

Происхождение

человечества

1

версии

происхождения

человечества

устанавливать

последовательность

исторических

событий

*  ориентиро-

ваться

           в пространстве

              и

во времени

3

14

Жизнь древних людей

2

источники

исторических

знаний

устанавливать

последовательность

исторических

событий

16

Наследие древнего мира

1

 

понятие

«государство»

правила поведения в природе

устанавливать

последовательность

исторических

событий

11

17

Наследие древнего мира

1

18

Экскурсия в музей города.

1

 

       

 Земли восточных славян – 24 часа

19

Первые люди на нашей земле.

Восточно-Европейская

равнина.

1

гипотезы о происхождении

восточных славян

работать с картой

добывать

информацию в

соответст-вующей

литературе

15

20

Степи

1

географическое положение

степей

работать с картой,

определять зону степей

по основным

признакам

7

21

Растительность

степей.

1

особенности

растительности степей

распознавать растительность

степей

     Пользоваться              дополнитель-ной        литературой

22

Животный мир

степей.

1

особенности

животного мира степей

распознавать

животный мир

степей

23

Особенности

жизни людей в

степи.

2

24

Лесная зона.

1

географическое расположение

лесной полосы

понятие   «ярусность»

определять

лесную зону

по основным

признакам

25

Лесная зона.

Смешанный лес.

1

26

Сезонные изменения в лесу. Осень.

1

причины сезонных

изменений

в лесу,

признаки сезонов года.

определять

по внешним

признакам наступление сезона

*                       пользоваться

             справочни-ками

      11

        4

27

Сезонные изменения в лесу. Зима.  Сам. работа

1

Сам. работа

28

Сезонные изменения в лесу.  Весна.

1

29

Сезонные изменения в лесу.  Лето.

1

30

Как жили наши предки.

1

Понятие

«расселение

народа»

Работать с картой

14

31

Расселение славян.

1

32

Путь «из варяг в греки»

 

1

Исторический

смысл понятия

«путь из варяг

в греки»

Работать с дополнительной

литературой

 

7

33

 Обожествление природы

 1

34

Первые русские

князья.

1

Знать первых

Русских князей (Олег, Ольга,

Святослав,

Владимир)

Устанавливать

последовательность

исторических

событий

         *развивать устную и

       письменную речь

35

Принятие Русью

христианства.

1

36

Древнерусская культура

1

понятие культуры:

зодчество,

прикладное искусство,

народное

творчество

Объяснить

Особенности

Древнерусской

культуры

37

Строительство

1

11

6

38

Устное народное

творчество.

1

39

Сборники  вечной

мудрости.

1

40

Ослабление Киевской

Руси

1

Причины ослабления Киевской Руси

 

Работать с картой

Устанавливать

последовательность исторических

событий

*    

    делать обобщенные    

        выводы

41

Ордынское  нашествие

1

42

Ледовое побоище.

1

эпизоды защиты родины.

9

Объединение русских земель вокруг Москвы  -12часов

43

Залеская земля

1

понятие «природное

сообщество»

различать природные сообщества

44

Что такое природное сообщество.

1

оценивать

устное

высказывание

однокласс-ников

45

Законы лесной

жизни.

1

понятие «законы

лесной жизни»

определять

вид леса и

ярусность  в

нем

46

Практическая  работа «ориентирование»

1

1

Практическая работа

47

Луг.

знать типичных

представителей

растительности и

животного

мира луга

уметь приводить

примеры

растений и

животных

луга

48

Природное сообщество «луг»

1

   Пользоваться справочной        

           литературой

49

Озеро.

1

знать типичных

представителей

растительности и

животного мира

озера

уметь приводить примеры

растений

животных

озера

50

Весенняя экскурсия на

водоем.

1

51

Поле.

1

знать типичных

представителей

растительности и

животного мира

поля.

уметь приводить примеры

растений и животных

поля

52

Природные сообщества «луг»,

«озеро»,«поле».

1

53

Возвышение Москвы.

 

1

основные моменты Куликовской

битвы

работать с картой

 

7, 14

54

Освобождение Руси.

1

          Путь от Руси к России. -  16часов

55

Развитие русской культуры

1

памятники архитектуры

Московского

Кремля

Узнавать памятники

Московского

Кремля.

56

Зодчество

Книжная мудрость и искусство.

1

1

57

11

58

Русские первопроходцы.

1

Знать имена русских первопроходцев.

работать с картой

7

59

Природа Сибири.

1

знать типичных

представителей

растительности и

животного мира

тайги

приводить

примеры

растений и

животных

тайги

60

Тайга

1

Пользоваться

дополнительной

литературой

61

Природное

сообщество-болото

1

знать типичных

представителей

растительности и

животного мира

болота

приводить

примеры

растений и

животных

болота

*  

Самостоя-тельно

проводить

наблюдения

62

Природа тундры

1

знать типичных

представителей

растительности и

животного мира

тундры

приводить

примеры

растений и

животных

тундры

63

Люди тундры

1

 

64-65

Арктическая

пустыня.

2

знать типичных

представителей

растительности и

животного мира

арктической

пустыни

приводить примеры

растений животных

арктической пустыни уметь

оценивать

    свое поведение

     и поведение

    других      людей

66

Народы Сибири.

1

67-68

Итоговая проверочная работа. Работа над ошибками.

2

приводить примеры растений и животных природных сообществ

Проверочная работа

69-70

Обобщающий

Урок по природным

сообществам

2

знать названия основных сообществ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)

"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Проверочная работа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС (1 класс, система Л.В.Занкова)

Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З...

Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова

План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...

Тест по окружающему миру "Космос" 2 класс (система Л.В.Занкова)

Важным звеном учебного процесса  является тестовая форма, которая позволяет объективно , эффективно и быстро провести диагностику знаний, контролировать качество усвоения материала, степень сформ...

Тест по окружающему миру "Строение Земли.Горизонт" 2 класс (система Л.В.Занкова)

Тест и  тренажер - это: - прекрасный способ развития орфографической зоркости, решения логических задач учащихся; - экономия времени урока; - дифференцированный подход закрепление навыков; - ...