Окружающий мир. 3 класс. Система Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит:
пояснительную записку,
содержание программы,
требования к усвоению материла,
критерии оценок,
календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._3_klass.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное «коррекционное» общеобразовательное учреждение для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Набережночелнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №87 IVвида для детей с нарушением зрения»
«Утверждено Педагогическим советом
протокол от 29.08. 2011г. №
Введено приказом от 29.08.2011г. №277
Директор школы КорольковаТ.И.
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету окружающий мир
для ____3__ класса
( 2 часа в неделю (35 неделm) всего 70 часов
Составитель: ПОРТНОВА О.Н.
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора____________ Маркова Л.С. от27 .08.2011г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено» На заседании МО, протокол от 27 .08.2011г.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ
Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
В 3 классе на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Здесь же ученики получают знания о причинах формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей развития других стран мира.
Цель курса - ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребенка 6-10 лет окружающий мир представлен прежде всего людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями («Я и ближний круг общения»). Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития. А вот понять, какими они стали и почему они стали такими, невозможно без естественно-научных, исторических знаний, без выражения эмоционально-ценностного отношения к событиям, фактам, явлениям.
Задачи курса:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
-на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
-в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления ,
развивать историческое мышление , формировать экологическую культуру;
-формировать обще-учебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы, ориентироваться в пространстве и времени; формировать умения работать с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности.
Содержание программы
3 класс (70 часов)
Природные условия Земли (12 часов)
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Ознакомление с масштабом карт.
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.
Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (6 часов)
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.
Земли восточных славян (24 часа)
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Московское государство (12часов)
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.
Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Путь от Руси к России (16 часов)
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири.
Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева.
Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
Обучающиеся должны
■ иметь представление:
- об истории человека в древние времена;
- об истории родного края;
■ устанавливать связи:
- между неживой природой и живыми организмами;
- внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
- между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах;
■ владеть обще-учебными умениями
- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.);
- проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
- оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
- выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями);
- пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
- оформлять результаты исследовательской работы;
■ знать/понимать:
- наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;
- характерные признаки сезонов года родного края;
- названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
- названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
- названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
- правила поведения в природе;
- правила безопасности в лесу и на водоемах;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский;
■ уметь:
- определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
- узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- приводить примеры растений и животных природных сообществ;
- узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных
дней;
- устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.
Работа по данному курсу обеспечивается УМК
Н. Я. Дмитриева А.Н.Казаков 2008 г. «Окружающий мир» учебник для 3 класса
_Самара: Иэдательство «Учебная литература»
Рекомендовано Мо и Н РФ
Сборник программ для начальной школы ФНМЦ
Им. Л.В. Занкова
Иэдательство «Учебная литература» 2009 г.
Рекомендовано Мо и Н РФ
Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков Рабочие тетради для 3 класса к учебнику «Окружающий мир» _Самара: Иэдательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков «Окружающий мир» поурочные планы авт.-сост. И.Г. Смирнова. -Волгоград: Учитель, 2007.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
"5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
по окружающему миру
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков; 0 неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Календарно-тематическое планирование
Портнова О.Н
Ф.И.О. учителя
Окружающий мир на 2011/2012 учебный год
План составлен согласно программе начальных классов (1-4). ФНМЦ имени Л.В. Занкова, «Сборник программ для начальной школы», Самара, изд. «Учебная литература»,2009год.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол-во часов в неделю | Практические работы | Проверочные работы | Тест | Экскурсии | Автор учебника, год издания |
Окружающий мир | 3 | 70 | 2 | 2 | 1 | 6 | 1 | Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков Издательство «Учебная литература» 2008 год |
Городская | Школьная | Учителя | ||||||
. Совершенствование методической работы в образовательном учреждении как основной механизм профессионального роста учителя в повышении качества образования. | Социализация и оздоровление слабовидящих детей в условиях школы полного дня, на основе современного менеджмента. | Урок развивающего обучения в школе для слабовидящих детей в условиях введения новых стандартов. |
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
На заседании МО Протокол от27 .08.2011г. № _1_
Протокол №1от 27 .08. 2011г. Заместитель директора _____ Маркова Л.С._
Руководитель МО._____Портнова О.Н.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№ | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол. Час. | Кал. сроки | Факт. сроки | Планируемые результаты | Контрольно- измерит. материалы | Коррек- цион. задачи | ||
знания | умения | Общ. умения, навыки и материалы | |||||||
Природные условия Земли - 12часов | |||||||||
1 | Приглашение к путешествию. | 1 | 1а | ||||||
2 | Масштаб. Лента времени. | 1 | понятие « масштаб», «век», «эра». | ориентироваться по ленте времени | воспринимать проблему * проводить наблюдения за погодой и природой родного края *
выдвигать гипотезу | 1а | |||
3 4 | Что такое погода. | 2 | особенности природы своего края | фиксировать основные признаки погоды | 1б | ||||
5 | Народные приметы погоды. | 1 | многообразие народных примет | наблюдать народные приметы | 9 | ||||
6 7 | Климат | 2 | климатические пояса | Дифференцировать понятия «погода» и «климат» | 1г | ||||
8 | Осенняя экскурсия. | 1 | признаки наступления осени | узнавать изученные растения | 1е | ||||
9 | Почва. | 1 | Понятие «почва» | Определять состав почвы | 1е | ||||
10 | Практическая работа | 1 | Практическая работа | ||||||
11 | Природные зоны суши Земли. | 1 | Понятие «природные зоны» | находить природные зоны на карте | 15 | ||||
12 | Обобщение по разделу «Природные условия Земли». Тест «проверь себя». | 1 | *Выделять главное в текстах учебника | тест | |||||
Человек в далеком прошлом - 6часов | |||||||||
13 | Происхождение человечества | 1 | версии происхождения человечества | устанавливать последовательность исторических событий | * ориентиро- ваться в пространстве и во времени | 3 | |||
14 | Жизнь древних людей | 2 | источники исторических знаний | устанавливать последовательность исторических событий | 2в | ||||
16 | Наследие древнего мира | 1
| понятие «государство» правила поведения в природе | устанавливать последовательность исторических событий | 11 | ||||
17 | Наследие древнего мира | 1 | |||||||
18 | Экскурсия в музей города. | 1 |
Земли восточных славян – 24 часа | |||||||||
19 | Первые люди на нашей земле. Восточно-Европейская равнина. | 1 | гипотезы о происхождении восточных славян | работать с картой | добывать информацию в соответст-вующей литературе | 15 | |||
20 | Степи | 1 | географическое положение степей | работать с картой, определять зону степей по основным признакам | 7 | ||||
21 | Растительность степей. | 1 | особенности растительности степей | распознавать растительность степей | Пользоваться дополнитель-ной литературой | 1к | |||
22 | Животный мир степей. | 1 | особенности животного мира степей | распознавать животный мир степей | 1б | ||||
23 | Особенности жизни людей в степи. | 2 | |||||||
24 | Лесная зона. | 1 | географическое расположение лесной полосы понятие «ярусность» | определять лесную зону по основным признакам | 2б | ||||
25 | Лесная зона. Смешанный лес. | 1 | |||||||
26 | Сезонные изменения в лесу. Осень. | 1 | причины сезонных изменений в лесу, признаки сезонов года. | определять по внешним признакам наступление сезона | * пользоваться справочни-ками | 11 4 | |||
27 | Сезонные изменения в лесу. Зима. Сам. работа | 1 | Сам. работа | ||||||
28 | Сезонные изменения в лесу. Весна. | 1 | |||||||
29 | Сезонные изменения в лесу. Лето. | 1 | |||||||
30 | Как жили наши предки. | 1 | Понятие «расселение народа» | Работать с картой | 14 | ||||
31 | Расселение славян. | 1 | |||||||
32 | Путь «из варяг в греки»
| 1 | Исторический смысл понятия «путь из варяг в греки» | Работать с дополнительной литературой |
| 7 | |||
33 | Обожествление природы | 1 | |||||||
34 | Первые русские князья. | 1 | Знать первых Русских князей (Олег, Ольга, Святослав, Владимир) | Устанавливать последовательность исторических событий | *развивать устную и письменную речь | 2б | |||
35 | Принятие Русью христианства. | 1 | 1а | ||||||
36 | Древнерусская культура | 1 | понятие культуры: зодчество, прикладное искусство, народное творчество | Объяснить Особенности Древнерусской культуры | |||||
37 | Строительство | 1 | 11 6 | ||||||
38 | Устное народное творчество. | 1 | |||||||
39 | Сборники вечной мудрости. | 1 | |||||||
40 | Ослабление Киевской Руси | 1 | Причины ослабления Киевской Руси |
Работать с картой Устанавливать последовательность исторических событий | * делать обобщенные выводы | 2г | |||
41 | Ордынское нашествие | 1 | 2г | ||||||
42 | Ледовое побоище. | 1 | эпизоды защиты родины. | 9 | |||||
Объединение русских земель вокруг Москвы -12часов | |||||||||
43 | Залеская земля | 1 | понятие «природное сообщество» | различать природные сообщества | 1д | ||||
44 | Что такое природное сообщество. | 1 | оценивать устное высказывание однокласс-ников | 1д | |||||
45 | Законы лесной жизни. | 1 | понятие «законы лесной жизни» | определять вид леса и ярусность в нем | 1д | ||||
46 | Практическая работа «ориентирование» | 1 1 | Практическая работа | ||||||
47 | Луг. | знать типичных представителей растительности и животного мира луга | уметь приводить примеры растений и животных луга | 2б | |||||
48 | Природное сообщество «луг» | 1 | Пользоваться справочной литературой | 2б | |||||
49 | Озеро. | 1 | знать типичных представителей растительности и животного мира озера | уметь приводить примеры растений животных озера | 2б | ||||
50 | Весенняя экскурсия на водоем. | 1 | 2б | ||||||
51 | Поле. | 1 | знать типичных представителей растительности и животного мира поля. | уметь приводить примеры растений и животных поля | 2б | ||||
52 | Природные сообщества «луг», «озеро»,«поле». | 1 | 2б | ||||||
53 | Возвышение Москвы.
| 1 | основные моменты Куликовской битвы | работать с картой |
| 7, 14 | |||
54 | Освобождение Руси. | 1 | |||||||
Путь от Руси к России. - 16часов | |||||||||
55 | Развитие русской культуры | 1 | памятники архитектуры Московского Кремля | Узнавать памятники Московского Кремля. | 1а | ||||
56 | Зодчество Книжная мудрость и искусство. | 1 1 | |||||||
57 | 11 | ||||||||
58 | Русские первопроходцы. | 1 | Знать имена русских первопроходцев. | работать с картой | 7 | ||||
59 | Природа Сибири. | 1 | знать типичных представителей растительности и животного мира тайги | приводить примеры растений и животных тайги | 2г | ||||
60 | Тайга | 1 | Пользоваться дополнительной литературой | ||||||
61 | Природное сообщество-болото | 1 | знать типичных представителей растительности и животного мира болота | приводить примеры растений и животных болота | * Самостоя-тельно проводить наблюдения | 2б | |||
62 | Природа тундры | 1 | знать типичных представителей растительности и животного мира тундры | приводить примеры растений и животных тундры | 1е | ||||
63 | Люди тундры | 1 |
| 1е | |||||
64-65 | Арктическая пустыня. | 2 | знать типичных представителей растительности и животного мира арктической пустыни | приводить примеры растений животных арктической пустыни уметь | оценивать свое поведение и поведение других людей | 2в | |||
66 | Народы Сибири. | 1 | 2в | ||||||
67-68 | Итоговая проверочная работа. Работа над ошибками. | 2 | приводить примеры растений и животных природных сообществ | Проверочная работа | |||||
69-70 | Обобщающий Урок по природным сообществам | 2 | знать названия основных сообществ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Может ли пингвин жить в степи?" Урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова)
"Может ли пингвин жить в степи?" - обобщающий урок по окружающему миру в 3 классе (система Л.В. Занкова). Этот урок позволяет учащимся закрепить знания по теме "Природная зона - степи"...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова)
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (система Л.В. Занкова) разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, а также авторской программой Н.Я. Дмитриевой, которая обеспечена учебнико...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Проверочная работа по окружающему миру в соответствии с требованиями ФГОС (1 класс, система Л.В.Занкова)
Разноуровневая проверочная работа по окружающему миру в 1 классе. Целью этой работы является оценка сформированности предметных и общепредметных умений у каждого ученика, обучающегося по системе Л.В.З...
Разработка урока по окружающему миру. 3 класс. Система Л.В. Занкова
План -конспект урока в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тема урока: Обобщение по теме "Природные условия Земли"...
Тест по окружающему миру "Космос" 2 класс (система Л.В.Занкова)
Важным звеном учебного процесса является тестовая форма, которая позволяет объективно , эффективно и быстро провести диагностику знаний, контролировать качество усвоения материала, степень сформ...
Тест по окружающему миру "Строение Земли.Горизонт" 2 класс (система Л.В.Занкова)
Тест и тренажер - это: - прекрасный способ развития орфографической зоркости, решения логических задач учащихся; - экономия времени урока; - дифференцированный подход закрепление навыков; - ...