Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе. Программа "Школа России"
рабочая программа (3 класс) на тему

Макарова Ирина Олеговна

Рабочая программа по окружающему миру в помощь учителям начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 3-г класса по окружающему миру составлена в соответствии с

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
  • с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
  • с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г.Приказ Минобрнауки №576);

на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «ШколаРоссии».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:

тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, составление схем, проверочные работы.

Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующей цели:

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;

создание условий для формирования и развития у школьников:

творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике,

коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе.

п/п

Модуль (глава)

Количество часов по

предметной программе

Количество часов

по рабочей программе

Контроль знаний

Проекты

Экскурсии

1

Как устроен мир

7

8

2

1

1

2

Эта удивительная природа

19

19

1

3

Мы и наше здоровье

10

10

1

4

Наша безопасность

8

7

1

1

5

Чему учит экономика

12

12

1

6

Путешествие по городам и странам

12

12

1

Итого

68

68

2

6

2

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ходе изучения раздела «Человек и природа» обучающийся научится:

● узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

● описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

● сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

● проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

● использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

● использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

● обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

● определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

● понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

● использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

● осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

● пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

● выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В ходе изучения раздела «Человек и общество» обучающийся научится:

● различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

● различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

● используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

● использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

● осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

● ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

● наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

● проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

● определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения раздела «Правил безопасной жизни» обучающийся научится:

● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

● составлять и выполнять режим дня.

Обучающийся получит возможность научиться:

● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

● следовать правилам здорового образа жизни;

● соблюдать правила противопожарной безопасности;

● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Планируемые результаты обучения обучающихся 3 класса.

Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту)уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные: познавательные УУД– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные УУД – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные УУД – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Содержание и тип урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

по прог-рамме

фактически

Как устроен мир (8 ч)

1

Природа. Ценность природы для людей.

(урок «открытия» нового знания)

1

05.09

2

Человек (урок «открытия» нового знания)

1

07.09

3

Наши проекты: «Богатства, отданные людям» (урок развивающего контроля)

1

12.09

4

Общество (урок «открытия» нового знания)

1

14.09

5

Что такое экология? Экскурсия №1«Природа вокруг нас» ё (урок «открытия» нового знания)

1

19.09

6

Природа в опасности! Охрана природы (урок «открытия» нового знания)

1

21.05

7

Что такое экология?

Входная контрольная работа №1.  (урок развивающего контроля)

1

26.09

8

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир»

(урок общеметодологической направленности)

1

28.09

Эта удивительная природа (19 ч)

9

Тела, вещества, частицы (урок «открытия» нового знания)

1

03.10

10

Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» (урок- исследование)

1

05.10

11

Воздух и его охрана (урок «открытия» нового знания)

1

10.10

12

Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» (урок – исследование)

1

12.10

13

Превращения и круговорот воды (урок «открытия» нового знания)

1

17.10

14

Берегите воду (урок «открытия» нового знания)

1

19.10

15

Что такое почва? Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» (урок – исследование)

1

24.10

16

Разнообразие растений (урок «открытия» нового знания)

1

26.10

17

Солнце, растения и мы с вами (урок «открытия» нового знания)

1

07.11

18

Размножение и развитие растений.

Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» (урок «открытия» нового знания)

1

09.11

19

Охрана растений (урок «открытия» нового знания).

1

14.11

20

Разнообразие животных (урок «открытия» нового знания)

1

16.11

21

Кто что ест? (урок «открытия» нового знания)

1

21.11

22

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» (урок развивающего контроля)

1

23.11

23

Размножение и развитие животных (урок «открытия» нового знания)

1

28.11

24

Охрана животных (урок «открытия» нового знания)

1

30.11

25

В царстве грибов (урок «открытия» нового знания)

1

05.12

26

Великий круговорот жизни (урок «открытия» нового знания)

1

07.12

27

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля)

1

12.12

Мы и наше здоровье (10 ч)

28

Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» (урок- исследование)

1

14.12

29

Органы чувств (урок «открытия» нового знания)

1

19.12

30

Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» (урок-исследование)

1

21.12

31

Опора тела и движение (урок «открытия» нового знания)

1

26.12

32

Наше питание. Практическая работа №7

«Изучаем состав продуктов» (урок- исследование)

1

28.12

33

Наши проекты: «Школа кулинаров» (урок развивающего контроля)

1

16.01

34

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» (урок- исследование)

1

18.01

35

Умей предупреждать болезни (урок «открытия» нового знания)

1

23.01

36

Здоровый образ жизни (урок «открытия» нового знания)

1

25.01

37

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1

30.01

Наша безопасность(7 ч)

38

Огонь, вода и газ (урок «открытия» нового знания)

1

01.02

39

Чтобы путь был счастливым (урок «открытия» нового знания)

1

06.02

40

Дорожные знаки.

Экскурсия №2«Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» (урок «открытия» нового знания)

1

08.02

41

Опасные места (урок «открытия» нового знания)

1

13.02

42

Проект «Кто нас защищает»

15.02

43

Природа и наша безопасность (урок «открытия» нового знания)

1

20.02

44

Экологическая безопасность. Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» (урок – исследование)

1

22.02

Чему учит экономика (12 ч)

45

Для чего нужна экономика? (урок «открытия» нового знания)

1

27.02

46

Природные богатства и труд людей - основа экономики (урок «открытия» нового знания)

1

01.03

47

Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» (урок «открытия» нового знания)

1

06.03

48

Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» (урок «открытия» нового знания)

1

13.03

49

Животноводство (урок «открытия» нового знания)

1

15.03

50

Какая бывает промышленность (урок «открытия» нового знания)

1

20.03

51

Наши проекты: «Экономика родного края» (урок развивающего контроля)

1

22.03

52

Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» (урок «открытия» нового знания)

1

03.04

53

Государственный бюджет (урок «открытия» нового знания)

1

05.04

54

Семейный бюджет (урок «открытия» нового знания)

1

10.04

55

Экономика и экология (урок «открытия» нового знания)

1

12.04

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика.

Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1

17.04

Путешествие по городам и странам(12 ч)

57

Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания)

1

19.04

58

Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания)

1

24.04

59

Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания). Проект

1

26.04

60

Контрольная работа №2 «Итоги года»

1

03.05

61

Наши ближайшие соседи (урок «открытия» нового знания)

1

08.05

62

На севере Европы (урок «открытия» нового знания)

1

10.05

63

Что такое Бенилюкс (урок «открытия» нового знания)

1

15.05

64

В центре Европы (урок «открытия» нового знания)

1

17.05

65

Во Франции и Великобритании (урок «открытия» нового знания)

1

22.05

66

Во Франции и Великобритании (урок «открытия» нового знания)

1

24.05

67

На юге Европы. По знаменитым местам мира (урок «открытия» нового знания)

1

29.05

68

Обобщающий урок за курс 3 класса

1

31.05

График контрольных работ

№ п/п

Дата

Тема

1

26.09

Входная контрольная работа №1

2

03.05

Контрольная работа №2 «Итоги года»

График практических работ

№ п/п

Дата

Тема

1

03.10

Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала»

2

17.10

Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды»

3

27.10

Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы»

4

07.11

Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов»

5

19.12

Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела»

6

26.12

Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу»

7

09.01

Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов»

8

16.01

Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс»

9

27.02

Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром»

10

09.03

Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые»

11

13.03

Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения»

12

27.03

Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты»


Проекты

1

08.09

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

2

23.11

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

3

16.01

Наши проекты: «Школа кулинаров»

4

15.02

Проект «Кто нас защищает»

5

23.03

Наши проекты: «Экономика родного края»

6

26.04

Золотое кольцо России

5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

  1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2016.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2017

Дополнительная литература

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2015.
  2. Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.3 класс». М.: ВАКО, 2015.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2016

Интернет-ресурсы

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-collection.edu.ru

2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа: www.openclass.ru

3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: www.it-n.ru

4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: www.rusedu.ru

6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа: www.pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"

Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А.  Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России

Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"

Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года,         -  авторской...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....