Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе. Программа "Школа России"
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру в помощь учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Школа России" | 49.31 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3-г класса по окружающему миру составлена в соответствии с
- с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
- с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
- с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г.Приказ Минобрнауки №576);
на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «ШколаРоссии».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2017.
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:
тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, составление схем, проверочные работы.
Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующей цели:
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;
создание условий для формирования и развития у школьников:
творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике,
коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе | Контроль знаний | Проекты | Экскурсии |
1 | Как устроен мир | 7 | 8 | 2 | 1 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 19 | 1 | ||
3 | Мы и наше здоровье | 10 | 10 | 1 | ||
4 | Наша безопасность | 8 | 7 | 1 | 1 | |
5 | Чему учит экономика | 12 | 12 | 1 | ||
6 | Путешествие по городам и странам | 12 | 12 | 1 | ||
Итого | 68 | 68 | 2 | 6 | 2 |
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В ходе изучения раздела «Человек и природа» обучающийся научится:
● узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
● описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
● сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
● проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
● использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
● использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
● обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
● определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
● понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;
● использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
● осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
● пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
● выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе изучения раздела «Человек и общество» обучающийся научится:
● различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
● различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
● используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
● использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся получит возможность научиться:
● осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
● ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
● наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
● проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
● определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В результате изучения раздела «Правил безопасной жизни» обучающийся научится:
● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
● составлять и выполнять режим дня.
Обучающийся получит возможность научиться:
● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
● следовать правилам здорового образа жизни;
● соблюдать правила противопожарной безопасности;
● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Планируемые результаты обучения обучающихся 3 класса.
Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту); уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.
Метапредметные: познавательные УУД– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные УУД – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные УУД – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание и тип урока | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||||||
по прог-рамме | фактически | |||||||||
Как устроен мир (8 ч) | ||||||||||
1 | Природа. Ценность природы для людей. (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.09 | |||||||
2 | Человек (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.09 | |||||||
3 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» (урок развивающего контроля) | 1 | 12.09 | |||||||
4 | Общество (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.09 | |||||||
5 | Что такое экология? Экскурсия №1«Природа вокруг нас» ё (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.09 | |||||||
6 | Природа в опасности! Охрана природы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.05 | |||||||
7 | Что такое экология? Входная контрольная работа №1. (урок развивающего контроля) | 1 | 26.09 | |||||||
8 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 28.09 | |||||||
Эта удивительная природа (19 ч) | ||||||||||
9 | Тела, вещества, частицы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.10 | |||||||
10 | Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» (урок- исследование) | 1 | 05.10 | |||||||
11 | Воздух и его охрана (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.10 | |||||||
12 | Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» (урок – исследование) | 1 | 12.10 | |||||||
13 | Превращения и круговорот воды (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.10 | |||||||
14 | Берегите воду (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.10 | |||||||
15 | Что такое почва? Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» (урок – исследование) | 1 | 24.10 | |||||||
16 | Разнообразие растений (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.10 | |||||||
17 | Солнце, растения и мы с вами (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.11 | |||||||
18 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.11 | |||||||
19 | Охрана растений (урок «открытия» нового знания). | 1 | 14.11 | |||||||
20 | Разнообразие животных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.11 | |||||||
21 | Кто что ест? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.11 | |||||||
22 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» (урок развивающего контроля) | 1 | 23.11 | |||||||
23 | Размножение и развитие животных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.11 | |||||||
24 | Охрана животных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 30.11 | |||||||
25 | В царстве грибов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.12 | |||||||
26 | Великий круговорот жизни (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.12 | |||||||
27 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля) | 1 | 12.12 | |||||||
Мы и наше здоровье (10 ч) | ||||||||||
28 | Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» (урок- исследование) | 1 | 14.12 | |||||||
29 | Органы чувств (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.12 | |||||||
30 | Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» (урок-исследование) | 1 | 21.12 | |||||||
31 | Опора тела и движение (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.12 | |||||||
32 | Наше питание. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» (урок- исследование) | 1 | 28.12 | |||||||
33 | Наши проекты: «Школа кулинаров» (урок развивающего контроля) | 1 | 16.01 | |||||||
34 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» (урок- исследование) | 1 | 18.01 | |||||||
35 | Умей предупреждать болезни (урок «открытия» нового знания) | 1 | 23.01 | |||||||
36 | Здоровый образ жизни (урок «открытия» нового знания) | 1 | 25.01 | |||||||
37 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1 | 30.01 | |||||||
Наша безопасность(7 ч) | ||||||||||
38 | Огонь, вода и газ (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.02 | |||||||
39 | Чтобы путь был счастливым (урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.02 | |||||||
40 | Дорожные знаки. Экскурсия №2«Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.02 | |||||||
41 | Опасные места (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.02 | |||||||
42 | Проект «Кто нас защищает» | 15.02 | ||||||||
43 | Природа и наша безопасность (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.02 | |||||||
44 | Экологическая безопасность. Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» (урок – исследование) | 1 | 22.02 | |||||||
Чему учит экономика (12 ч) | ||||||||||
45 | Для чего нужна экономика? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.02 | |||||||
46 | Природные богатства и труд людей - основа экономики (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.03 | |||||||
47 | Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.03 | |||||||
48 | Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.03 | |||||||
49 | Животноводство (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.03 | |||||||
50 | Какая бывает промышленность (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.03 | |||||||
51 | Наши проекты: «Экономика родного края» (урок развивающего контроля) | 1 | 22.03 | |||||||
52 | Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.04 | |||||||
53 | Государственный бюджет (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.04 | |||||||
54 | Семейный бюджет (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.04 | |||||||
55 | Экономика и экология (урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.04 | |||||||
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика. Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля) | 1 | 17.04 | |||||||
Путешествие по городам и странам(12 ч) | ||||||||||
57 | Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.04 | |||||||
58 | Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.04 | |||||||
59 | Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания). Проект | 1 | 26.04 | |||||||
60 | Контрольная работа №2 «Итоги года» | 1 | 03.05 | |||||||
61 | Наши ближайшие соседи (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.05 | |||||||
62 | На севере Европы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.05 | |||||||
63 | Что такое Бенилюкс (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.05 | |||||||
64 | В центре Европы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.05 | |||||||
65 | Во Франции и Великобритании (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22.05 | |||||||
66 | Во Франции и Великобритании (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.05 | |||||||
67 | На юге Европы. По знаменитым местам мира (урок «открытия» нового знания) | 1 | 29.05 | |||||||
68 | Обобщающий урок за курс 3 класса | 1 | 31.05 |
График контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема |
1 | 26.09 | Входная контрольная работа №1 |
2 | 03.05 | Контрольная работа №2 «Итоги года» |
График практических работ
№ п/п | Дата | Тема |
1 | 03.10 | Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» |
2 | 17.10 | Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» |
3 | 27.10 | Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» |
4 | 07.11 | Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» |
5 | 19.12 | Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» |
6 | 26.12 | Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» |
7 | 09.01 | Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» |
8 | 16.01 | Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» |
9 | 27.02 | Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» |
10 | 09.03 | Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» |
11 | 13.03 | Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» |
12 | 27.03 | Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» |
Проекты
1 | 08.09 | Наши проекты: «Богатства, отданные людям» |
2 | 23.11 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» |
3 | 16.01 | Наши проекты: «Школа кулинаров» |
4 | 15.02 | Проект «Кто нас защищает» |
5 | 23.03 | Наши проекты: «Экономика родного края» |
6 | 26.04 | Золотое кольцо России |
5.ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2016.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2017.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2017
Дополнительная литература
- Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2015.
- Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.3 класс». М.: ВАКО, 2015.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2016
Интернет-ресурсы
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-collection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа: www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: www.it-n.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: www.rusedu.ru
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа: www.pedsovet.su
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс "Школа России"
Рабочая программа русский язык 4 класс на 2023-2024 год с обновленными ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру - 1 класс ("Школа России")
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: ШКОЛА РОССИИ. Плешаков А.А. Окружающий мир.// Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 класс...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Школа России ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, Школа России
Программа составлена с требованиями ФГОС (содержит УУД)...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс "Школа России"
Программа разработана на основе:- примерной образовательной программы Учебно – методического комплекса «Школа России» 2010 года, - авторской...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (школа России)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по программе школа России....