Полезные ископаемые. Обобщение. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок исследования по теме полезные ископаемые построен на материалах поисково-творческих групп учеников 4 класса. Учебник Мы и окружающий мир Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye._konspekt._doc.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок окружающего мира 4 класс.
Тема: Полезные ископаемые. Обобщение.
Савинова Вероника Юрьевна
10 февраля 2012 года.
Цели:
1. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.
2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения, профессиями.
3. Раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их роли в экономике страны.
4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в группах, уметь ставить перед собой проблему и решать её.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерные презентации, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, условные обозначения полезных ископаемых, атласы.
Ход урока
1. Минутка вхождения в урок. (создание психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.
Башкирия – привольная земля!
Нет лучше края для меня
И в ясный день и в непогоду
Мне дорога твоя природа!
Твои леса поля и горы
Равнины реки и озёра
Небес волшебных бирюза
Летящий ласковый простор
Всё радует…ласкает взор
Средь гор здесь города растут,
Народы разные живут,
А нефтяные вышки в ряд
На страже мира все стоят.
Богатая и щедрая земля –
Бескрайняя Башкирия моя!
Такой красы нигде я не видала…
Жаль не художник… всё б нарисовала !!!!!
О чём это стихотворение?
(О родном крае.) Чем гордится автор?(поля, леса, реки, озера, народы, щедрая земля, нефтяные вышки) Как вы думаете о каком из богатств нашей Республики мы будем говорить на уроке? (нефтяные вышки, щедрая земля)
Да. Будем говорить о богатствах в недрах нашей земли – полезных ископаемых, о их значимости и связанные с ними профессиями.
Как будем работать на уроке, чтобы урок был плодотворным? (активно, слушать друг друга, дружно..)
2. Дома вы выполняли работа по группам.
Послушаем отчет поисково-творческой группы Данила Кислова. Они исследовали что такое полезные ископаемые. Их многообразие.(Детская презентация)
Ребята, вдумайтесь в словосочетание «полезные ископаемые». Значит речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.
Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи.
Очень разнообразны полезные ископаемые. Одни приносят тепло: торф, бурые и каменные угли, нефть
Черные металлы используют для выплавки чугунов и сталей – это железо, марганец, титан, хром.
Цветные металлы.
Цветные камни: изумруд, малахит, янтарь, жемчуг.
Украшают нашу жизнь и приносят магию камней.
Строительные полезные ископаемые: мрамор, гранит, известняк.
Все, что находится в земной коре может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.
Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.
Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
3. Вот такие разнообразные полезные ископаемые. Ребята, в как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в нашей республики? (песок, глина, железная руда, уголь, нефть, природный газ, цинк, золото)
Ребята поисково-творческой группы Шекунова Миши получили задание исследовать, для чего нужны песок и глина. (Детская презентация)
Физкультминутка.
Сделаем из глины птицу счастья, дом, солнце, цветок.
4. А сейчас мы совершим маленькое путешествие по Республике Башкортостан и обозначим на карте месторождения.(работа с картой РБ и текстом).У вас на партах атлас и текст. Прочитайте текст, найдите месторождения на карте, отметьте значком. 1 ряд- железная руда,2 ряд- бурый уголь,3 ряд – нефть.Самостоятельная работа по группам, а затем дети отмечают знаками и флажками прочитанное.
Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан . Её транспортируют по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат.
Белорецкий сталепроволочный комбинат варит сталь и делает проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза. Тросом, изготовленным нашим комбнатом, можно смело тащить танкер, нефтяную вышку .
В Башкортостане разведано 34 месторождения бурого угля, наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе. Максимум добычи приходился на 1975 год.
Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ Ишимбая
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г. Туймазы. В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод.
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.Мы арендуем только землю - это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Более 500 наименований изделий производят из нефти. Как называют нефть? (Чёрное золото).
4. - При добыче нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?
-Об экологических проблемах расскажет Настя Козлова.
Ээколог – специалист, изучающий взаимосвязи живых организмов и человека с окружающей средой. Когда–то человек не имел того, что имеет сейчас. Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязнялся воздух, вода. Под угрозой исчезновения более тысячи видов животных, 25 тысяч растений. При добыче полезных ископаемых случаются катастрофы, терпят крушение поезда, суда. Нефтепродукты попадают в моря, реки. Гибнут звери и птицы. Учёным удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязнённые участки в течение пяти лет очищаются. На их месте появляются водоросли.
5. Каждый должен позаботиться о здоровье природы. А сейчас подумаем о своем здоровье.Ф\м.
6. Чем каждый из нас может помочь природе?
- Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?
Ребята третьей поисково-творческой группы Кондратьева Степы получили задание исследовать, что можно сделать для охраны полезных ископаемых.. (Детская презентация)
1.В течение столетий росло понимание человеком того, какая богатейшая кладовая находится у него под ногами. По большому счету нет «неполезных» ископаемых.
2. Фактически все, что находится в земной коре, может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.И здесь возникает весьма непростая проблема!!!
3. Извлекая из земных недр всевозможные полезные ископаемые –
нарушают геологическую структуру недр,
люди истощают эти недра,
4. перегружают земную поверхность как продуктами переработки полезных ископаемых, так и отходами, которые образуются при переработке.
Понятно, что эта экологическая проблема все сильнее обостряется по мере увеличения добычи полезных ископаемых и расширения ассортимента ископаемых, которые человек включает в разряд полезных!
5. Под охраной недр понимается: научно бережное использование полезных ископаемых,
утилизация отходов,
ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам.
6. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
7. Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
8. Берегите природу. Мы частица её.
Какой сделаете вывод?
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.
7. А кто открывает и добывает полезные ископаемые? (геологи) Поработаем в учебнике с100.
1 вариант расскажет чем интересно и сложна профессия геолога.
2 вариант – какие способы добычи полезных ископаемых бывают.
8. Люди каких профессий используют полезные ископаемые в своей работе. Выберите профессию и полезные ископаемые, которые необходимы человеку данной профессии.
Руды металлов строитель
Мрамор фотограф
Песок садовод
Нефть гончар
Алмаз шофер
Глина косметолог
Торф ювелир
Серебро стекольщик
IX. Рефлексия.
|
| повторил |
Я |
| запомнил |
|
| узнал |
|
| удивился |
|
| горжусь |
-9. Тест по теме полезные ископаемые.
Мы обобщили знания о полезных ископаемых, по знакомились с людьми интересных профессий, вы показали свои знания по теме, но есть ещё много проблем, которые предстоит решать вам, а для этого надо совершенствовать, свои знания, быть добрыми и любящими хозяевами своего края. Задумайтесь над этими строками…
Оказывается: Нью-Йоркская статуя Свободы в США сделана из уральской красной меди. Французы на российской ярмарке купили красную медь, выплавили из неё статую Свободы и подарили в 1876 году США к 100-летию со дня независимости Америки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Полезные ископаемые" 4 класс
Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического образования ...
Презентация к уроку окружающего мира "Полезные ископаемые" 3 класс
http://www.uchportal.ru/load/0-0-1-26289-20...
Полезные ископаемые, 4 класс
Полезные ископаемые, которые добывают в Восточном Казахстане....
Тест по теме "Полезные ископаемые", 3 класс
Тест можно использовать в качестве закрепления, повторения материала по данной теме....
Кроссворд на тему: "Полезные ископаемые" 3 класс
Анимированный кроссворд по окружающему миру в 3 классе....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....