Полезные ископаемые. Обобщение. 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок исследования по теме полезные ископаемые построен на материалах поисково-творческих групп учеников 4 класса. Учебник Мы и окружающий мир Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poleznye_iskopaemye._konspekt._doc.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира 4 класс.

Тема: Полезные ископаемые. Обобщение.

Савинова Вероника Юрьевна

10 февраля 2012 года.

Цели: 

1. Обобщить знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании.

2. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения, профессиями.

3. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека, важность их роли в экономике страны.

4. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, работать в группах, уметь ставить перед собой проблему и решать её.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерные презентации, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, условные обозначения полезных ископаемых, атласы.

Ход урока

1. Минутка вхождения в урок. (создание психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.

Башкирия – привольная земля!

Нет лучше края для меня

И в ясный день и в непогоду

Мне дорога твоя природа!

Твои леса поля и горы

Равнины реки и озёра

Небес волшебных бирюза

Летящий ласковый простор

Всё радует…ласкает взор

Средь гор здесь города растут,

Народы разные живут,

А нефтяные вышки в ряд

На страже мира все стоят.

Богатая и щедрая земля –

Бескрайняя Башкирия моя!

Такой красы нигде я не видала…

Жаль не художник… всё б нарисовала !!!!!

О чём это стихотворение?

(О родном крае.) Чем гордится автор?(поля, леса, реки, озера, народы, щедрая земля, нефтяные вышки) Как вы думаете о каком из богатств нашей Республики мы будем говорить на уроке? (нефтяные вышки, щедрая земля)

Да. Будем говорить о богатствах в недрах нашей земли – полезных ископаемых, о их значимости и связанные с ними профессиями.

Как будем работать на уроке, чтобы урок был плодотворным? (активно, слушать друг друга, дружно..)

      2.    Дома вы выполняли работа по группам.

     Послушаем отчет  поисково-творческой группы Данила Кислова. Они исследовали что такое полезные ископаемые. Их многообразие.(Детская презентация)

Ребята, вдумайтесь в словосочетание «полезные ископаемые». Значит речь идет о чем-то, что извлекают из земных недр.

Полезные – потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи.

 Очень разнообразны полезные ископаемые. Одни приносят тепло: торф, бурые и каменные угли, нефть

 Черные металлы используют для выплавки чугунов и сталей – это железо, марганец, титан, хром.

Цветные металлы.

Цветные камни: изумруд, малахит, янтарь, жемчуг.

Украшают нашу жизнь и приносят магию камней.

Строительные полезные ископаемые: мрамор, гранит, известняк.

Все, что находится в земной коре может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.

Ископаемые - потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной оболочки.

Полезные - потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между собой. Называются они, так же как и очень многие другие вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.

3.      Вот такие разнообразные полезные ископаемые. Ребята, в как вы думаете, какие полезные ископаемые добывают в нашей республики? (песок, глина, железная руда, уголь, нефть, природный газ, цинк, золото)

Ребята  поисково-творческой группы Шекунова Миши получили задание исследовать, для чего нужны песок и глина. (Детская презентация)

Физкультминутка.

Сделаем из глины птицу счастья, дом, солнце, цветок.

   4.                 А сейчас мы совершим маленькое путешествие по Республике Башкортостан и обозначим на карте месторождения.(работа с картой РБ и текстом).У вас на партах атлас и текст. Прочитайте текст, найдите месторождения на карте, отметьте значком. 1 ряд- железная руда,2 ряд- бурый уголь,3 ряд – нефть.Самостоятельная работа по группам, а затем дети отмечают знаками и флажками прочитанное.

   Железная руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан . Её транспортируют по железной дороге на Белорецкий металлургический комбинат.

 Белорецкий сталепроволочный комбинат  варит сталь и делает проволоку. Проволока микронной толщины используется для операций глаза. Тросом, изготовленным нашим комбнатом, можно смело тащить танкер, нефтяную вышку .

    В Башкортостане разведано 34 месторождения бурого угля,  наиболее крупные месторождения расположены в Кумертауском районе. Максимум добычи приходился на 1975 год.

          Первые нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ  Ишимбая

В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в г. Туймазы. В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод.

Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.Мы арендуем только землю - это выгодно, так как платят только за землю, а за нефть не платят.На уровне правительства решили восстановить добычу Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.

Более 500 наименований изделий производят из нефти. Как называют нефть? (Чёрное золото).

 4. - При добыче нефти бывают проблемы. Кто изучает проблемы природы?

-Об экологических проблемах расскажет Настя Козлова.

Ээколог – специалист, изучающий взаимосвязи живых организмов и человека с окружающей средой. Когда–то человек не имел того, что имеет сейчас. Люди стали покорять природу. В результате этого покорения загрязнялся воздух, вода. Под угрозой исчезновения более тысячи видов животных, 25 тысяч растений. При добыче полезных ископаемых случаются катастрофы, терпят крушение поезда, суда. Нефтепродукты попадают в моря, реки. Гибнут звери и птицы. Учёным удалось вывести бакпрепараты, при обработке которых загрязнённые участки в течение пяти лет очищаются. На их месте появляются водоросли.

 5.  Каждый должен позаботиться о здоровье природы. А сейчас подумаем о своем здоровье.Ф\м.

 6. Чем каждый из нас может помочь природе?

- Что можно сделать для сохранения полезных ископаемых?

   Ребята  третьей поисково-творческой группы Кондратьева Степы получили задание исследовать, что можно сделать для охраны полезных ископаемых.. (Детская презентация)

1.В течение столетий росло понимание человеком того, какая богатейшая кладовая находится у него под ногами. По большому счету нет «неполезных» ископаемых.

2. Фактически все, что находится в земной коре, может стать полезным для человека. Если не сегодня, то в будущем.И здесь возникает весьма непростая проблема!!!

3. Извлекая из земных недр всевозможные полезные ископаемые –

нарушают геологическую структуру недр,

люди истощают эти недра,

4. перегружают земную поверхность как продуктами переработки полезных ископаемых, так и отходами, которые образуются при переработке.

Понятно, что эта экологическая проблема все сильнее обостряется по мере увеличения добычи полезных ископаемых и расширения ассортимента ископаемых, которые человек включает в разряд полезных!

5. Под охраной недр понимается: научно  бережное использование полезных ископаемых,

утилизация отходов,

ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам.

6.  К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

7.  Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.

Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.

1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.

8. Берегите природу. Мы частица её.

     Какой сделаете вывод?

   А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?

- Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь, воду. Существуют предприятия по вторичной переработке сырья: перерабатывают пластмассу, бумагу, железо, очищают воду.  И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых.

  7.   А кто открывает и добывает полезные ископаемые? (геологи) Поработаем в учебнике с100.

1 вариант расскажет чем интересно и сложна профессия геолога.

2 вариант  – какие способы добычи  полезных ископаемых бывают.

    8.    Люди каких профессий используют полезные ископаемые в своей работе. Выберите профессию и полезные ископаемые, которые необходимы человеку данной профессии.

Руды металлов                строитель

Мрамор                         фотограф

Песок                                садовод

Нефть                                гончар

Алмаз                                шофер

Глина                                косметолог

Торф                                ювелир

Серебро                        стекольщик

IX. Рефлексия.

 

 

повторил

Я

 

запомнил

 

 

узнал

 

 

удивился

 

 

горжусь

-9. Тест по теме полезные ископаемые.

Мы обобщили знания о полезных ископаемых, по знакомились с людьми интересных профессий, вы показали свои знания по теме, но есть ещё много проблем, которые предстоит решать вам, а для этого надо совершенствовать, свои знания, быть добрыми и любящими хозяевами своего края. Задумайтесь над этими строками…

Оказывается: Нью-Йоркская статуя Свободы в США сделана из уральской красной меди. Французы на российской ярмарке купили красную медь, выплавили из неё статую Свободы и подарили в 1876 году США к 100-летию со дня независимости Америки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Полезные ископаемые" 4 класс

Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического                образования            ...

Полезные ископаемые, 4 класс

Полезные ископаемые, которые добывают в Восточном Казахстане....

Тест по теме "Полезные ископаемые", 3 класс

Тест можно использовать в качестве закрепления, повторения материала по данной теме....

Кроссворд на тему: "Полезные ископаемые" 3 класс

Анимированный кроссворд по окружающему миру в 3 классе....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....