Методическая разработка по теме "Полезные ископаемые" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Попова Галина Васильевна

 

Санкт-Петербургская академия
постдипломного педагогического
                образования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Методическая разработка

                     по теме:

       «Полезные ископаемые»

 

       (урок в 4 классе по окружающему миру)

 
 
 
 
 
 
 
                                 Санкт-Петербург
                                      2008 год
 
 

                  Урок с использованием технологии РКМ

                                     Начальная школа

 
 

                       Тема: «Полезные ископаемые»

 
Приёмы: «зигзаг-2», «кластеры» 
 
Цель урока: используя приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную деятельность, познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых, способами их добычи и использования.
 
Литература: 
 
учебник «Окружающий мир», 4 класс, Ассоциация 21 век, Смоленск, 2008 год
Заир-Бек С. И., Загашев И. О., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Скифия, 2002.
Заир-Бек С. И., Загашев И. О. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Скифия, 2002.
 
 

                                        Ход урока: 

1. Учащиеся сидят по командам по 5 человек (5 групп). Это рабочие группы.
На стадии вызова предлагаю учащимся ответить на вопросы по повторению изученного материала.
  1 гр. * «Что называют полезными ископаемыми»
2 гр. * «Как находят полезные ископаемые?»
3 гр. * «Как добывают полезные ископаемые?»
4 гр. * «Как используют полезные ископаемые?»
5 гр. *  Из предложенного списка выберите на ваш
взгляд те, которые можно назвать   по-
лезными ископаемыми.
 
2. Каждая команда обсуждает вопрос и составляет ответ в виде рисунка или составляют кластер.
 
3. После обсуждения каждой группе даётся 2 минуты на выступление, таким образом происходит проверка домашнего задания и пятая группа называет вслух те полезные ископаемые, которые они выбрали из списка.
 
(В списке записаны: нефть, бумага, кусты, природный газ, гранит, мох, шишки, песок, глина, ветки, торф, пластилин, мел, уголь)
 
4. Смысловая стадия.
Каждая «рабочая» группа получает конверт. В нём лежат карточки с названиями полезных ископаемых:
нефть
природный газ
гранит
каменный уголь
торф
Каждый ученик достаёт карточку, читает название на ней и самостоятельно работает с учебником, отвечает на вопросы плана, составляет ответ и зарисовывает «кластер»
 
Нефть (стр. 101 в учебнике) 
Природный газ (стр.102)
Гранит (стр. 93)
Каменный уголь (стр. 99-100)
Торф (стр. 99)
 
(План записан на доске)
* Название.
* Как образуется.
* Состав, цвет.
* Где используется.
 
5. На столы ставятся карточки с названиями полезных ископаемых и предлагаю учащимся объединиться в новые группы «экспертов», где они сверяют свои ответы, вносят поправки, изменения и приходят к одному.
Составляют ответ в виде «кластера» и вывешивают на доску.
 
6. Стадия размышления.
Учащиеся возвращаются в свои «рабочие» группы. Здесь каждый ученик рассказывает  по плану о своём полезном ископаемом.
 
7. Домашнее задание. Составить «кластеры» по следующим полезным ископаемым:
1 колонка – известняк (стр.94-95)
2 колонка – песок (стр. 95)
3 колонка – глина (стр. 96)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки уроков математики 2 класс

1 урок:Введение нового знания с использованием технологии деятельностного метода обучения, проблемного обучения, элементов технологии сотрудничества, технологии организованного общения мла...

Методическая разработка урока математики в1 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема: «Закрепление сложения и вычитания в пределах 10»Цель:Закрепить вычислительные навыки: выполнение сложения и вычитания в пределах десяти, знания состава чисел первого десятка; умения решать задач...

Методическая разработка для учеников 1 класса "Первый раз, в первый класс"

Разработка первого урока для первоклассников. Урок-путешествие в мир школьных знаний. 1 сентября. Урок — путешествие в Галактику знаний. Цель: 1. Познакомиться с учащимися класса.2. Познаком...

Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Подвижная игрушка "Неваляшка" для учащихся 1 класса".

Поделка выполнена из картона и цветной бумаги, способ соединения деталей - скручивание проволоки по спирали. Первоклассникам нравится и сам процесс изготовления игрушки, и то, что потом  её можно...

Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Украшение на холодильник "Новогодний шар" из картона, пластилина, пайеток и бисера" для учащихся 1 класса".

Работа выполняется вырезыванием из картона по шаблону, размазыванием пластилина, вдавливанием мелких элементов (пайеток, бисера). Доступна для детей 6 - 8 лет. Дети обожают данный вид работы....

Методическая разработка по технологии "Мастер - класс "Изготовление игольницы "Сердечки" из вискозных салфеток вырезанием и пришиванием для учащихся 2 класса".

Учащиеся самостоятельно рисуют шаблоны из картона (5 линий симметрично на одинаковом расстоянии), вырезают шаблоны последовательно, накладывают их на салфетки и обводят, вырезают из салфеток, накладыв...


 

Комментарии

Попова Галина Васильевна

В уроке я использовала технологии РМК:"зигзаг - 2" и "кластеры"