конспект урока окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Щавинская Мария Витальевна

Конспект урока по теме "Космос" предлагается для работы по любому УМК во 2-м классе.  Урок предполагает игровую, командную форму работы. Сопровождается презентацией и разнообразными формами работы детей на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon kosm1.ppt618 КБ
Microsoft Office document icon kosmos.doc123.5 КБ
Microsoft Office document icon stihi_o_planetah.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗЕМЛЯ В КОСМОСЕ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС

Слайд 2

Солнечная система Солнце Планеты Астероиды Кометы

Слайд 4

Космический корабль Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) учёный и изобретатель в области ракетостроения и космонавтики Юрий Алексеевич Гагарин первый космонавт

Слайд 5

Валентина Терешкова Алексей Леонов Светлана Савицкая

Слайд 6

Солнце находится очень далеко СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ВРЕМЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ДО СОЛНЦА БЕГ 4000 лет НА АВТОМОБИЛЕ 200 лет НА САМОЛЕТЕ 20 лет

Слайд 7

Солнце Свет Тепло Гравитационная сила Жизнь

Слайд 8

Размеры Солнечной системы Солнце - мяч (10 см), тогда: 1. Меркурий - пшено 2. Венера - рис 3. Земля - рис 4. Марс -горох 5. Юпитер - ракушка 6. Сатурн - ракушка 7. Уран - фасоль 8. Нептун - фасоль 9. Плутон - горох

Слайд 9

Меркурий, Венера

Слайд 10

Земля и её спутник Луна

Слайд 11

Марс Фобос Деймос

Слайд 12

Планеты – гиганты Юпитер и Сатурн

Слайд 13

Ледяные планеты: Уран, Нептун, Плутон

Слайд 14

Инструкция 1 группа Работа по карточкам: 1. Взять карточку. 2. Выполнить задания 1 и 2 3. Поставить оценку в борт журнал. 2 группа: Работа с тестом: 1. Открыть тест. 3. Прочитать инструкцию к тесту. 4. Заполнить тест. 5. Поставить оценку в борт журнал.

Слайд 15

Карта звёздного неба

Слайд 16

Рефлексия Что запомнилось больше всего? Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало? С каким настроением заканчиваете урок?

Слайд 17

Творческое задание «Какой я вижу Солнечную систему» Сочинить рассказ, стих, нарисовать рисунок планет.



Предварительный просмотр:

Ход урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. В классе звучит музыка, учащиеся входят в класс и занимают свои места.

II. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Садитесь.

Ребята, что за музыка звучит в классе? (Космическая)

Как вы думаете, о чем мы узнаем на уроке? (о космосе, звездах, планетах, астероидах)

Правильно, тема нашего урока “Земля в космосе”. слайд 1

Ребята, но прежде чем отправиться изучать космос, надо подумать для чего мы полетим в космос? (выбор целей урока, вывешивание целей на плакат)

Целеполагание:

I. Узнать, что такое Солнечная система.
II. Расширить знания о космосе.
III. Научиться различать планеты.

...Давным-давно люди смотрели в небо и видели звезды, только звезды, россыпи сверкающих алмазов. И каждую ночь они собирались вместе под необъятных размеров лоскутом черного бархата, усеянном миллионами звезд. Вся их жизнь была наполнена сказкой... Сказкой, которой нет конца, ибо все бесконечно. И каждый день в одно и тоже время тускнели алмазы, скрываясь под пеленой Нового Дня. Темные краски Ночи сменялись переливающейся симфонией пламени, пришествие Дня ознаменовывалось появлением яркого огня. "Бог Огня вернулся..." - говорили древние. Огонь... Люди поклонялись Ему вечно, со времен своего появления на этой земле. Он дал нам жизнь, пищу, все вокруг. Он дал нам Землю, на которой мы живем. Да будет Он вечен...

Огонь, имя которому Солнце, действительно, дал нам свет, чтобы мы жили, дал нам тепло, чтобы мы чувствовали себя комфортно. Все вокруг возникло благодаря ему, Солнцу. Захватив из внешней среды газово-пылевое облако, Солнце обладает достаточной гравитационной силой, чтобы удержать вблизи не только нашу Землю, но и еще восемь планет и пояс астероидов. Периодически пролетают кометы, также движимые солнечной гравитацией. Все это вместе: Солнце, планеты, астероиды (каменные глыбы), кометы (замёрзший газ, при таянии которого образуется хвост кометы) - в совокупности образует Солнечную систему. Слайд 2

Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Солнечной системе и проверим, есть ли еще где жизнь. Отправляемся в путешествие по нашей Галактике «Млечный путь» . Слайд 3

Что нам для этого нужно? Ну, конечно, ракета. Сейчас каждая команда соберет для себя ракету. Готовы?

Межпланетный корабль.

Придумал Незнайка корабль межпланетный,
Чертил чертежи в обстановке секретной,
Чтоб Винтик и Шпунтик секрет не узнали,
Чертил на отдельных листах все детали.
А ты рассмотри все его чертежи
И полный чертеж из деталей сложи.

Сбор ракеты по командам.
Учитель
 отмечает, какая команда справилась быстро и правильно. Корабли готовы, молодцы, ребята. А кто знает фамилию первого конструктора космических кораблей? Выполним шифровку при помощи азбуки Морзе.

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857-1935) - русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики.
Подсказка для учителя:

Ц

И

О

Л

К

О

В

С

К

И

Й

-.-.

..

---

.-..

-.-

---

.--

...

-.-

..

. ---

Слайд  3

 Теперь можно лететь.
Экипажи к старту готовы?

Вспомним знаменитых космонавтов. Слайд 4

Ю.А.Гагарин на корабле «Восток» облетел земной шар за 1 час 48 минут.

Светлана Савицкая- в 1984 году вышла в открытый космос, Алексей Леонов в 1965 году. Валентина Терешкова- первая женщина-космонавт. Что на них надето?

I. Солнце- звезда, огненный шар.

Чтец 1 . Слайд 5

Солнце от Земли очень далеко. Так далеко, что до Земли доходит только маленькая часть его тепла. Температура Солнца 6 миллионов градусов.

Такое расстояние трудно представить, так как на нашей планете нет таких расстояний.

Но мы все-таки попробуем представить это расстояние. Стучим карандашом, так надо стучать 30 лет.

Слайд 6

Одно и то же расстояние можно преодолеть за разное время.

От того, с какой скоростью двигаться: пешком, на машине или на самолете

Рассмотрите таблицу, рисунок и проанализируйте их:

СПОСОБ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

ВРЕМЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАССТОЯНИЯ ДО СОЛНЦА

БЕГ

4000 лет

НА АВТОМОБИЛЕ

200 лет

НА САМОЛЕТЕ

20 лет

Представили расстояние? (Да)

3. Объяснение нового материала.

Нашу планету Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство.

- Какие небесные тела находятся в космосе? (В космосе находятся звезды, планеты, астероиды, кометы)

Чем отличается планета от звезды? (планеты не светятся, а звезды светятся)

Вокруг нашей звезды – Солнца вращаются планеты, образующие вместе с Солнцем Солнечную систему.

Мы влетаем в Солнечную систему. Смотрим в иллюминатор нашего корабля.

Слайд 7

Для того, чтобы представить размеры Солнечной системы, мы составить Солнечную систему:

Возьмите лист бумаги с изображением Солнечной системы, чашку с предметами, которые заменят нам планеты.

Солнце - мяч (10 см), тогда

1.

Меркурий - пшено

2.

Венера - рис

3.

Земля - рис

4.

Марс -горох

5.

Юпитер - ракушка

6.

Сатурн - ракушка

7.

Уран - фасоль

8.

Нептун - фасоль

9.

Плутон - горох

Ученик на доске выкладывает планеты С.С., а остальные за партами.

Остальные тела Солнечной системы изобразить невозможно, так как они ничтожно малы.

Чтец 2: Слайд 8

II. Меркурий и Венера.

Чтец 3: Слайд 8

Чтец 4: Слайд 9


III.  Земля и ее спутник Луна.
Планета Земля. На Луне всё весит в 6 раз меньше. День длится больше 2 недель. Вспомним фазы Луны.

Подпишите фазы Луны.

1.

2.

3.

4.

Ответы: 1. Растущая Луна (молодой месяц).   2. Полнолуние.   3. Убывающая Луна (стареющая).  4. Новолуние.  .

Чтец 5:

Чтец 6:
2. "Узнай Луну".
Естественный спутник Земли - Луна

Чтец 7:

Чтец 8: Слайд 10

IV. Марс
Планета Марс – самая загадочная, подходит для жизни, но проблемы с кислородом.

Чтец 9: 

  1. "Узнай созвездия". 

А) Разминка.          Есть ли на небе зверинец?
От каждой команды выходят по одному человеку (зоолог). Они должны  по очереди назвать созвездия "Животных".
(Лебедь, Б. Медведица, М. Медведица, Рак, Бык, Козерог, Змея, Скорпион, Рыбы, Дельфин, Ворон, Волк, Малый Пес, Заяц, Орел, Голубь, Кит, Лев ...)
Командам можно помогать.

Б) Узнай созвездия.   Играет вся команда.
Прошу к таблице!
В строчках надо
Распутать спутанную нить!
Скажите, слова какого ряда
Ваш ум смог бы прояснить?
Примечание:  из букв в каждом ряду можно, если расставить буквы в другом порядке, получить название какого-нибудь созвездия-"животного".

ьбулог

Голубь

кинопорс

Скорпион

цадивемед

Медведица

дьебле

Лебедь

норво

Ворон

яцаз

Заяц

Чтец 10: Слайд 11

V. Планеты-гиганты (Юпитер и Сатурн).
Планета Юпитер

Физминутка..(дети сидят за партами и выполняют массаж пальчиков).

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Чтец 11:

Конкурс-отдых. Отгадывать командам  можно хором.

ЗАГАДКИ ИЗ НЕБЕСНОЙ ТЕТРАДКИ
Автор загадок -
Тамара Маршалова
(Отгадки написаны задом наперед)

1.

Колокольчик синенький прозвенел букашке:
- Ты скажи мне, милая, что там за ромашка
Выросла над облаком жёлтая такая,
Яркая, лучистая, очень уж большая?
- Это, кроха, не цветок, - та в ответ смеется,
- Это крупное светило под названьем...
(Ецнлос)

2.

Когда все дети вечером ложатся спать,
На небе звёзды начинают в мяч играть.
Тот жёлтый мяч там скачет до утра.
Ну, отгадали? Этот мяч - ...
(Анул)

3.  

- Ночка, ночка, расскажи,
Что ты делала в тиши?
- Я в своей чудо-печи
Выпекала куличи,
Разложила их по небу,
Чтоб сияли с высоты.
Что, скажи, за куличи
Выпекала ночь в печи?
(Ыдзёвз)

4.

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект...
(Йотемок)

5.

Это что за невидимка                                   
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой на ветках...
Ну, конечно, это - ...
(Ретев)

6.      

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок,
Собрались овечки у небесной речки.
(Акалбо)

7.

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик подвесной.
(Агудар)          

Планета Сатурн- нет твёрдой поверхности, кольцо из камней.

Чтец 12: Слайд 12

VI. Ледяные планеты.
Уран, Нептун, Плутон

Чтец 13: Слайд 13

Тестовые задания.

Кроссворд:

1

Ю

П

И

Т

Е

Р

2

Л

Е

О

Н

О

В

3

Г

А

Г

А

Р

И

Н

С

О

Л

Н

Ц

Е

5

Т

Е

Р

Е

Ш

К

О

В

А

6

С

А

Т

У

Р

Н

7

С

К

А

Ф

А

Н

Д

Р

Вопросы к кроссворду:

  1. Самая большая планета?
  2. Кто первым вышел в открытый космос?
  3. Первый космонавт?
  4. Источник жизни на Земле?
  5. Первая женщина космонавт?
  6. У какой из планет есть кольца?
  7. Одежда космонавта?

Тест:

Чтец 14:

- Назовите планеты гиганты? (Юпитер , Сатурн, Уран, Нептун)

- Назовите планеты земного типа? (Меркурий, Венера, Земля, Марс)

- Назовите самую маленькую планету? (Меркурий)

Теперь мы с вами можем представить планеты Солнечной системы.

4. Итог урока.

Целеполагание. Перед перемещением из космического пространства на Землю определим выполнение целей путешествия. (Читают цель и отвечают за ее выполнение)

Все цели выполнены, можно возвращаться на Землю. Слайд 14.

 Звучит музыка (тихо). Закройте глаза.

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
А нам нужна Земля.

Откройте ваши глазки. Мы с вами опять переместились в пространстве и оказались в классе. Рефлексия. Слайд 15

- Что запомнилось больше всего?

- Как работалось сегодня каждому из вас? Что мешало? Что помогало?

- С каким настроением заканчиваете урок?

В борт журнале (дневник) отметьте свое настроение и самооценку работы на уроке. Поставьте оценку за тест.

 5. Домашнее задание. Слайд 16

Творческое Задание “Какой я вижу Солнечную систему”

Сочинить рассказ, стих, нарисовать рисунок планет.

Благодарю всех космонавтов за работу в космическом путешествии.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Вопросы командам для подготовки к соревнованию:

  1. Сколько планет насчитывает наша Солнечная система?
  2. Назовите все планеты.
  3. Научитесь расставлять по порядку первые пять планет.
  4. Какая планета Солнечной системы самая маленькая?
  5. Какая планета Солнечной системы самая большая?
  6. Какую планету Солнечной системы называют красной?
  7. Фамилия первого в мире космонавта?
  8. Когда был совершен первый в мире полет человека в космос?
  9. Как назывался корабль, на котором Ю.А. Гагарин совершил полет в космос?
  10. Сколько времени длился полет Ю.А. Гагарина?
  11. Кто первым вышел в открытый космос?
  12. Когда это произошло?
  13. Первая женщина космонавт?
  14. У какой из планет есть кольца?
  15. Вторая женщина космонавт?
  16. Кто был генеральным конструктором первых советских космических кораблей?
  17. Рассмотрите на форзаце учебника «Окружающий мир» карту звездного неба и найдите там как можно больше созвездий, которые имеют названия животных.  Умейте показать 2-3 созвездия.
  18. Рассмотрите азбуку Морзе и потренируйте шифровать. Домашнее задание: зашифруйте название своей команды.
  19. Повторите фазы Луны.

Приложение 2

Чтец 1:

В пространстве космическом воздуха нет,

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – всегда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – звезда – преогромнейший шар –

Свет излучает, как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают,

Солнце-светило они обожают!

Чтец 2:

Много планет вокруг Солнца летает,

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,

Помчимся от Солнца света быстрей!

Может, Меркурий порадует нас

И приведет друзей целый класс?

Чтец 3:

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повернута к Солнцу одной стороной,

С другой – страшный холод и мертвый покой.

В честь бога торговли имеет названье,

Да нет атмосферы – вот наказанье!

Поверхность избили метеориты,

И жизни там нет – все бы были убиты!

Что же, дружок, в жизни много дорог!

Летим на Венеру, хоть путь наш далек!

Чтец 4:

Венера прекрасна! За тонкой вуалью

Богиню любви различите едва ли!

Закрыта она пеленой облаков.

А что же под ними? Климат каков?

Климат имеет огромный дефект -

Причиной тому парниковый эффект.

Газ ядовит в атмосфере Венеры,

Дышат невозможно! Жарища без меры!

Солнца не видно сквозь облака,

Жизнь невозможна! Но может, пока?

Мерцает по курсу ракеты Земля!

На ней мы живем. И, как видно, не зря!

Чтец 5:

Планета Земля – родимый наш дом,

Но много ли, дети, мы знаем о нем?

Загадки ее постоянно решаем,

Но многого так до конца и не знаем.

И что там внутри? Принимаем на веру

Не видно ядра. Летим в атмосферу.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И огненным звездным дождем выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от излучений.

Чтец 6:

Чтоб жизнь не планете  родной  сохранить,

Надо стараться на ней не сорить!

А сколько уж лет говорят год от году:

«Не надо сорить! Берегите природу!»

Чтец 7:

Ну, а спутница Луна

Круглолица и бледна,

Но пока с Землей вращается,

Диск ее перемещается.

В разных фазах появляется,

А народ ей удивляется:

«То блином, а то серпом!

Может спрятаться потом,

Но появится опять,

Ночью на небе сиять!»

Чтец 8:

Лунатиков нет на Луне. Очень жаль!

Мчится ракета в безбрежную даль.

К Марсу теперь свой направим полет –

Вдруг с марсианами нам повезет!

Чтец 9:

Марс красноватый на Землю глядит,

Многих пугает его грозный вид.

Имя он носит в честь бога войны,

Фобос и Деймас Марсу верны.

Эти названия у всех на устах,

Они означают «Ужас» и «Страх».

Спутники эти родные его –

Камни большие, и только всего!

В здешних морях нет ни капли воды,

Может, помогут полярные льды?

Шапки полярные есть изо льда,

Только из них не струится вода.

Лед этот, видно, совсем не простой.

Нет в нем воды, говорят, лед сухой.

Каналы на Марсе – пропасти, рвы.

Если упасть,  не сносить головы!

Чтец 10:

Климат на Марсе засушлив, суров.

Трудно дышать, хоть зови докторов!

Слишком его атмосфера легка.

Жизни на нем не нашли мы пока.

За Марсом находится пояс камней,

Но вряд ли найдется на них мир людей!

Дальше и дальше летим мы от Солнца.

Юпитер нас встретит светом в оконце?

Чтец 11:

Юпитер – царь планет!

В тельняшке облаков

Вращаться не спешит –

Уж нрав его таков!

Двенадцать на Земле,

А здесь лишь год пройдет!

Уж очень он тяжел

И медленно плывет.

А на груди его

Есть красное пятно.

Откуда появилось?

Пока не решено!

А если б мы с тобой

Вдруг оказались там,

То весил бы ты там

Полсотни килограмм!

А наступить ногой

Там просто невозможно:

Ведь жидкая планета,

И утонуть в ней можно!

Может, с Сатурном нам повезет?

Ау! Где вы, люди?! Летим мы вперед!

Чтец 12:

Там в ожерелье жемчужных колец

Тускло мерцает Сатурн-молодец.

Назван он так в честь бога судьбы,

Только не слышит людской  он мольбы.

Нет атмосферы и вечно зима.

Жизни там нет, там кромешная тьма!

Кольца Сатурна – загадка природы-

Серебряный свет восхищает народы.

А это кусочки, покрытые льдом,

И всевозможных размеров притом.

А ширина у кольца – боже мой!

Может катиться наш шарик земной!

Опять неудача – и снова в полет!

К  холодным мирам наш летит звездолет.

Чтец 13:

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары.

Вечные зима и ночь…

Захотелось сразу прочь.

Скован льдом Уран, Нептун,

На Плутоне – колотун!

Без атмосферы, по всему,

Жить невозможно никому!

Чтец 14:

Планеты прекрасны, но жизни там нет.

Мы всем признаемся без всяких  затей –

В нашей системе нет больше людей!

Люди бывают только земляне,

А где же живут  инопланетяне?

И если к небу подымешь ты взор,

Прекрасных созвездий увидишь узор,

И звездочек этих на небе не счесть.

Может быть, жизнь где-то все-таки есть?

Приложение 3.

Азбука  Морзе

А

.-

Р

.-.

Б

-...

С

...

В

.--

Т

-

Г

--.

У

..-

Д

-..

Ф

..-.

Е

.

Х

...

Ж

...-

Ц

-.-.

З

--..

Ч

---.

И

..

Ш

----

К

-.-

Щ

--.-

Л

.-..

Ю

..--

М

--

Я

.-.-

Н

-.

Ы

-.--

О

---

Ь

-..-

П

.--.

 

 

Й

. ---

Й

. ---


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...