Путешествие бутегброда
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Томей Анна Владимировна

 

Цели: формировать новые анатомо – физиологические понятия о питательных веществах, о роли пищеварения;  продолжить  развивать понимание того, что существует связь между строением и ролью организма человека.

 

I Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Что такое опорно – двигательная система? (органы, которые служат опорой нашему организму и участвуют в движении) это скелет и мышцы.)

- как работают мышцы? (мышцы сокращаются и расслабляются. Сокращение мышц приводит  в движение кости).

- Молодцы!

Проблемная ситуация.

Прочитайте слова Лены.

- Какое противоречия вы заметили?

-Какой у Вас возникает вопрос?

?! Куда попадают питательные вещества пищи?

- Что бы ответить на проблемный вопрос, нам нужно что…? (вспомнить то, что мы уже знаем)

- Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? (рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень).

- Как и на что используются  поглощенные организмом вещества? (вещества перерабатываются, они используются для роста организма).

- что такое обмен веществ? (это процесс обмена веществ между организмом и окружающей средой. Этот процесс происходит только в живых организмах).

- Какие группы веществ мы знаем? (они могут быть органическими и минеральными).

- Из чего они состоят? (молекул и атомов).

- Как различные организмы получают вещества? (организм получает вещестыва, поедая различную пищу).

как у наших у ворот

За горою

Жил был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему прогуляться,

На траве – мураве поваляться.

И вышел бутерброд из ворот,

И попал бутерброд

Прямо в … рот.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Пищеварение».

 

 

Давайте вместе с бутербродом отправимся в путешествие по системе органов пищеварения человека и попробуем разобраться, куда попадает съеденный бутерброд.

Совместное открытие знаний.

Первая наша “остановка”- ротовая полость.(работа с учебником)

С чем же встретится бутерброд в ротовой полости сначала? (С зубами).

- В прошлом году мы говорили, что человек относится к млекопитающим. Поэтому ему присущи те же признаки, что и млекопитающим. Вспомните из курса “Окружающего мира” 3 класса, какие зубы есть у млекопитающих?

На экране появляется слайд: бутерброд задаёт вопрос.

- Давайте ответим на вопрос и выполним задание № 2 на стр.20 в тетради. Коллективная проверка после самостоятельного выполнения задания.

На экране появляется слайд с фотографиями ребёнка и взрослого человека.

Чтение текста о зубах в учебнике стр.20.

- Надо ухаживать за зубами, так как они могут разрушаться.

- Как называется заболевание зубов? (Кариес)

- Что надо делать, чтобы зубы долго оставались здоровыми и красивыми? (Дети предлагают свои правила ухода за зубами).

На экране появляется слайд “Ротовая полость”.

Чтение текста учебника стр. 20 о роли языка и слюнных желёз в пищеварении.

На экране появляется слайд “Система органов пищеварения”.

Чтение текста учебника стр. 20-21 о других органах системы пищеварения.

Дополнительный материал по теме.

Печень – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров, тогда как длина толстой кишки всего 2 метра.

Чтение текста учебника стр. 21 о защитных механизмах организма.

Физкульминутка.

Что такое обмен веществ?

- Из каких веществ состоит пища человека? У вас на партах лежат упаковки с вафлями. Давайте посмотрим, какие вещества входят в их состав и сколько энергии они содержат?

На экране появляется слайд “Три основных типа органических веществ: белки, жиры, углеводы”.

Чтение текста учебника стр. 22 о значении слов “переваривание пищи”.

На экране появляется слайд “Схема строения бутерброда”.

 

На экране появляется слайд “Молекулы органических веществ”.

- Как используются поглощённые организмом органические вещества?

На экране появляются слайды “Построение мышц из молекул”, “Получение из молекул энергии”.

На экране появляется слайд “Витамины и минеральные вещества”.

- Кроме белков, жиров и углеводов организму человека необходимы витамины и минеральные вещества. Витамины – низкомолекулярные органические вещества, выполняющие важнейшие регулирующие функции. Они не используются непосредственно для построения тканей, но без них обмен веществ нарушается и организм может погибнуть (например, при недостатке витамина С возникает болезнь цинга). Растения вырабатывают витамины самостоятельно, а животные потребляют их вместе с пищей.

Другая важная группа веществ, которые должна содержать пища – минеральные вещества, которые дают нашему организму все необходимые элементы. Так, например, для нормального роста скелета необходим фосфор и кальций, который мы получаем из пищи в виде минеральных веществ.

 Самостоятельное применение знаний.

На экране появляется слайд “Бутерброд задаёт вопрос”.

Самостоятельная работа: учебник стр.24 задание 5 (путешествие яблока).

На экране появляется слайд “Проверка самостоятельной работы”.

Подведение итога урока.

- Каковы же функции системы органов пищеварения?

На экране появляется слайд-вывод урока: “Органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами”.

На экране появляется слайд “Домашнее задание”.

Урок 4, стр.23 вопросы, стр.24 задание 6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx15.61 КБ
Файл pril1.rar3 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

4 класс

Тема:  «Путешествие бутерброда»

Цели: формировать новые анатомо – физиологические понятия о питательных веществах, о роли пищеварения;  продолжить  развивать понимание того, что существует связь между строением и ролью организма человека.

I Актуализация знаний и проблемная ситуация.

Что такое опорно – двигательная система? (органы, которые служат опорой нашему организму и участвуют в движении) это скелет и мышцы.)

- как работают мышцы? (мышцы сокращаются и расслабляются. Сокращение мышц приводит  в движение кости).

- Молодцы!

Проблемная ситуация.

Прочитайте слова Лены.

- Какое противоречия вы заметили?

-Какой у Вас возникает вопрос?

?! Куда попадают питательные вещества пищи?

- Что бы ответить на проблемный вопрос, нам нужно что…? (вспомнить то, что мы уже знаем)

- Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом? (рот, пищевод, желудок, кишечник, слюнные железы, поджелудочная железа, печень).

- Как и на что используются  поглощенные организмом вещества? (вещества перерабатываются, они используются для роста организма).

- что такое обмен веществ? (это процесс обмена веществ между организмом и окружающей средой. Этот процесс происходит только в живых организмах).

- Какие группы веществ мы знаем? (они могут быть органическими и минеральными).

- Из чего они состоят? (молекул и атомов).

- Как различные организмы получают вещества? (организм получает вещестыва, поедая различную пищу).

как у наших у ворот

За горою

Жил был бутерброд

С колбасою.

Захотелось ему прогуляться,

На траве – мураве поваляться.

И вышел бутерброд из ворот,

И попал бутерброд

Прямо в … рот.

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

«Пищеварение».

Давайте вместе с бутербродом отправимся в путешествие по системе органов пищеварения человека и попробуем разобраться, куда попадает съеденный бутерброд.

Совместное открытие знаний.

Первая наша “остановка”- ротовая полость.(работа с учебником)

С чем же встретится бутерброд в ротовой полости сначала? (С зубами).

- В прошлом году мы говорили, что человек относится к млекопитающим. Поэтому ему присущи те же признаки, что и млекопитающим. Вспомните из курса “Окружающего мира” 3 класса, какие зубы есть у млекопитающих?

На экране появляется слайд: бутерброд задаёт вопрос.

- Давайте ответим на вопрос и выполним задание № 2 на стр.20 в тетради. Коллективная проверка после самостоятельного выполнения задания.

На экране появляется слайд с фотографиями ребёнка и взрослого человека.

Чтение текста о зубах в учебнике стр.20.

- Надо ухаживать за зубами, так как они могут разрушаться.

- Как называется заболевание зубов? (Кариес)

- Что надо делать, чтобы зубы долго оставались здоровыми и красивыми? (Дети предлагают свои правила ухода за зубами).

На экране появляется слайд “Ротовая полость”.

Чтение текста учебника стр. 20 о роли языка и слюнных желёз в пищеварении.

На экране появляется слайд “Система органов пищеварения”.

Чтение текста учебника стр. 20-21 о других органах системы пищеварения.

Дополнительный материал по теме.

Печень – самый тяжёлый орган нашего тела. У взрослого человека она весит около 1,5 кг. Печень очищает кровь от вредных веществ, то есть выполняет роль фильтра.

Самый “длинный” орган - тонкая кишка. Её длина более 6 метров, тогда как длина толстой кишки всего 2 метра.

Чтение текста учебника стр. 21 о защитных механизмах организма.

Физкульминутка.

Что такое обмен веществ?

- Из каких веществ состоит пища человека? У вас на партах лежат упаковки с вафлями. Давайте посмотрим, какие вещества входят в их состав и сколько энергии они содержат?

На экране появляется слайд “Три основных типа органических веществ: белки, жиры, углеводы”.

Чтение текста учебника стр. 22 о значении слов “переваривание пищи”.

На экране появляется слайд “Схема строения бутерброда”.

На экране появляется слайд “Молекулы органических веществ”.

- Как используются поглощённые организмом органические вещества?

На экране появляются слайды “Построение мышц из молекул”, “Получение из молекул энергии”.

На экране появляется слайд “Витамины и минеральные вещества”.

- Кроме белков, жиров и углеводов организму человека необходимы витамины и минеральные вещества. Витамины – низкомолекулярные органические вещества, выполняющие важнейшие регулирующие функции. Они не используются непосредственно для построения тканей, но без них обмен веществ нарушается и организм может погибнуть (например, при недостатке витамина С возникает болезнь цинга). Растения вырабатывают витамины самостоятельно, а животные потребляют их вместе с пищей.

Другая важная группа веществ, которые должна содержать пища – минеральные вещества, которые дают нашему организму все необходимые элементы. Так, например, для нормального роста скелета необходим фосфор и кальций, который мы получаем из пищи в виде минеральных веществ.

 Самостоятельное применение знаний.

На экране появляется слайд “Бутерброд задаёт вопрос”.

Самостоятельная работа: учебник стр.24 задание 5 (путешествие яблока).

На экране появляется слайд “Проверка самостоятельной работы”.

Подведение итога урока.

- Каковы же функции системы органов пищеварения?

На экране появляется слайд-вывод урока: “Органы пищеварения переваривают пищу и обеспечивают организм питательными веществами”.

На экране появляется слайд “Домашнее задание”.

Урок 4, стр.23 вопросы, стр.24 задание 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек».

Игра – путешествие «Путешествие в королевство Неболеек»....

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Игра-путешествие "Путешествие в мир сказок"

Уважаемые коллеги, размещаю сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир сказок", которое я использовал на неделе толерантности. В ходе игры детям будет предложено вспомнить уже знакомые им сказки и п...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....