Ознакомление с окружающим миром
план-конспект урока (окружающий мир, 2,3 класс) по теме
Открытый урок по окружающему миру с использованием ИКТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_okruzhayushchim_mirom.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с окружающим миром.
Открытый урок с применением ИКТ.
( 2-3 класс)
Учитель начальных классов
Голодова Людмила Васильевна
Тема: « Семена – путешественники»
Цель урока: расширить кругозор детей, дать новые знания о том. Как размножаются растения, познакомить с различными растениями и семенами, напомнить о связях между человеком и окружающей средой.
Оборудование: коллекция плодов, семян;
рисунки различных плодов и семян;
дидактическая игра, географическая карта.
- Вступительное слово учителя.
Черёмуха.
Черёмуха душистая Черемуха душистая,
С весною расцвела. Развесившись стоит,
И ветки золотистые А зелень золотистая
Что кудри завила. На солнышке горит.
Кругом роса медвяная Ручей волной гремучею
Сползает по коре, Все ветки обдает
Под нею зелень пряная И вкрадчиво под кручею
Сияет в серебре. Ей песенки поёт.
( С. Есенин)
А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Вот такое красивое стихотворение о черёмухе написал русский поэт.
- Понравилось стихотворение?
- А когда цветёт черёмуха?
- Вы видели цветущую черёмуху? ( показывает картинки)
- Что ещё вы знаете об этом дереве?
- Из плодов черёмухи делают лекарство, которое помогает при расстройстве желудка;
- запах черёмухи отпугивает насекомых – комаров, мух. Поэтому ее сажают вблизи домов;
- вещества, которые выделяет черёмуха, убивают микробов;
-если рядом с блюдцем воды поставить веточку черёмухи, то вода очистится;
- это необыкновенное дерево – оно украшает природу и нашу жизнь.
Всего несколько дней цветет черемуха, и тогда все дерево покрывается белым цветом, словно снег выпал в мае.
- Но это дерево очень страдает.
- От чего оно страдает?
От нашего невежества.
Глянем мы на цветущую черемуху, а на ней белых кистей нет. Все цветущие ветки обломали люди.
- А зачем? Чтобы украсить жилище?
- Можно ли ставить букет черемухи в доме?
- Нет . От резкого дурманящего запаха начинает болеть и кружиться голова.
Так пусть это дерево радует нас среди живой природы. Не обламывайте черемуху! Не заставляйте её страдать!
- Опрос.
На дом вы получили задание по теме « Плоды и семена»
- Какие виды плодов вы знаете?
- Сочные и сухие.
- Какой плод у черёмухи?
- Сочный, костянка, внутри плода есть косточка.
- Покажите сочные плоды на картинках.
(дети показывают)
- Сочные плоды бывают двух видов. Каких?
- Ягода, костянка.
- Какую мякоть в своей основе имеют сочные плоды?
- Покажите сухие плоды!
- Какие разновидности сухих плодов вы знаете?
- Семянка, зерновка, боб, стручок, коробочки.
- На каких растениях ещё сейчас можно увидеть плоды и семена?
- На рябине, ольхе, клене, лиственнице, сосне, ели ( шишки), ясене.
- Игра
Знаете ли вы плоды и семена известных вам растений?
На доске карточки с различными видами плодов и семян. Рядом в неправильной последовательности написаны названия растений.
Дети стрелкой соединяют карточку с названием растений. Класс следит за правильностью выполнения работы.
- Как распространяются семена растений?
- Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы узнаем о том , как распространяются семена, узнаем, что семена многих растений- великие путешественники.
Сообщение учителя. Отправляются семена путешественники – искать новые, необжитые места.
У каждого семечка, семени или плода свой « транспорт». Большие тяжелые плоды дуба – жёлуди. Орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда « носильщики» перенесут их в другие места. Белки, мыши, птицы не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят желуди и орехи и разнесут их по норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь желуди и орехи « платят» за путешествие « носильщикам». Эти плоды – для них вкусные и ценные запасы на зиму. Весной забытые и потерявшиеся плоды дадут ростки новых деревьев и кустарников.
Большинство семян – любители полетать. Это самый быстрый и удобный способ попасть в далекие края. Многие семена крылаты. Например, семена клена похожи на пропеллер. А мелкие орешки берёзы с двумя прозрачными крылышками по бокам. Орешек вяза лежит в середине небольшого круглого опушенного крыла. А светло- коричневое семечко лиственницы расположилось с краю похожего на парус крылышка.
Подхваченные ветром. Летят семена, поднимаясь высоко в небо. Куда только не заносит их ветром! Но вот они успокоились, отлетались и легли спать на зиму. Весной им предстоит большая работа выращивать новое дерево.
- Как распространяются семена?
- По воздуху, их переносят животные.
- Как распространяются семена знакомых вам растений?
- Например, рябины, ели, сосны, ясеня.
Сейчас ребята расскажут ещё много интересного о семенах.
Сообщение учащихся ( готовит учитель с детьми накануне урока)
Слайд ( подорожника)
Первый ученик. Есть растения – « зайцы», которые путешествуют тайно, повсюду следуя за человеком. Куда он – туда и они. Когда подорожник появился в Северной Америке, то местные индейцы называли его « следом белого человека».
Слайд ( верблюдка – Маршала)
Второй ученик. В 1812 году армия Наполеона отступала за пределы России. Русские войска, победоносно завершив первую Отечественную войну, проходят по Европе и в 1814 году вступают в Париж. Вместе с обозом. Который должен обеспечить питанием людей и лошадей, попадает в Париж новое для Франции растение – верблюдка Маршала.
Слайд ( стог сена)
Третий ученик. Используя сено, человек незаметно для себя рассыпал вместе с сеном самые разнообразные плоды и семена далеко от их родных мест.
Слайд 4.
Четвёртый ученик.
Прибыл в порт иностранный пароход, нагруженный зерном. Прежде чем пустить зерно в разлом, на мельницах его очищают, а примеси удаляют. Среди этих примесей встречаются семена различных растений.
Сообщение учителя. Растения путешествуют не только на пароходах, но и просто по воде. К берегам Индии постоянно прибывало волнами крупные орехи весом до 16 кг -20 кг. Долгое время считалось, что это плоды неизвестных пальм, растущих на дне моря. В 1743 году загадка была разгадана: между Индией и Мадагаскаром были открыты Сейшельские острова. На них и нашли редкую сейшельскую пальму. Слайд 5( показать плод этой пальмы) У плодов, которые держатся на воде, есть много клеток и полостей, наполненных воздухом. Эти воздушные подушечки не позволяют плоду или семени быстро пойти ко дну.
Пятый ученик. Слайд 5
Сообщение об элодее ( канадской водоросли).
Учитель:
Все любят гулять по лесу. Пройдя сквозь заросли, мы вдруг обнаруживаем на одежде какие – то колючки.
- Что это за растения и как же они прицепились к одежде? Репейник, череда имеют много различных крючков, зацепок.
- Как человек использует свойства этих растений? Например, он придумал застежки – липучки, а помогли этому растения.
- Растения, которые распространяются при помощи человека и животных, называются « наездниками».
Шестой ученик. Слайд 6.
На шерсти бродячих собак, на овечьей шерсти встречаются цепкие головки лопуха, гравилата, череды, репейника. Которые невозможно вычесть. У растений много различных крючков, зацепок. Зубчиков – приспособлений для того , чтобы удерживаться и путешествовать как можно дальше.
Птицы, наземные животные и муравьи могут быть « носильщиками» семян и плодов, например сочных ягод.
- Какие связи существуют между деревом и животными?
- Кто может переносить желуди?
На слайде нарисован дуб, около дуба животные, птицы.
Кто пришел к дубу?( кабан, мышь, лиса, сойка, белка, волк)
( дети называют « носильщиков», учитель показывает)
Итак: мы установили связь между деревом и животными. Узнали, кто помогает распространению семян дуба. Есть растения, которые сами заботятся о своем распространении, тем самым сохраняя в природе данную особь растений.
Седьмой ученик. Слайд 7
Растения – артиллеристы. Понаблюдаем за садовой фиалкой, которую называют анютиными глазками. Пока ее коробочки не созрели, они фонариками поникли на длинных цветоножках. Но как только приходит пора созревания, фонарики приподнимаются, раскрываются тремя лодочками – и семена вылетают из них, выдавливаемые подсыхающими створками.
У кислицы, растущей в тенистых хвойных лесах, под давлением набухающей ткани резко загибаются назад створки коробочки. Семена получают толчок и разлетаются в разные стороны.
5. Закрепление.
Подведем итог. Вспомните все, о чем мы рассказывали на уроке, и попробуйте выделить основные способы распространения семян:
- По воздуху;
- По воде;
- С помощью животных;
- С помощью человека.
- Зачем человек специально распространяет семена растений?
- Чтобы сохранить природу в ее перевозданности и сохранить экологическое равновесие в природе.
Разрушая окружающую среду, а это живая и неживая природа, мы разрушаем свой дом. Сохранить наш дом – это долг разумного существа. Которым является человек.
Закрепление по учебнику.
6.Подведение итога урока
- Над какой темой мы сегодня работали на уроке?
- Как распространяются семена?
Слайд о книгах: помогли нам книги следующих авторов: Корабельников « Краски природы», Головкин « Рассказы о растениях- переселенцах».
7. Домашнее задание.
Подготовить рассказ о путешествии семян.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков ознакомления с окружающим миром в 3 классе
Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования и разработано по учебнику Плешакова А. А. ...
УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1 КЛАСС ТЕМА: « Вода и ее свойства». ...
Комплексное занятие ознакомление с окружающим миром+музыкальное.
Итоговое занятие в старшей группе....
Интегрированный урок: Ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.
Интегрированный урок: ознакомление с окружающим миром и математика (4 класс) Тема. Путешествие по Солнечной системе.Цели: -расширить кругозор о планетах Солнечной системы; -отрабатывать письменные и у...
Урок ознакомления с окружающим миром в 1 классе "Свойства снега и льда"
Опытным путем учащиеся 1 класса знакомятся с некоторыми физическими свойствами снега и льда; анализируя и систематизируя накопленные знания по теме, ищут ответ на вопрос Снеговика-помощник...
Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов. 4 класс
Презентация «Ознакомление с окружающим миром. Россия - страна лесов». 4 класс...
План-конспект урока по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе. Учитель: Липатова В.И.
Тема:Животные живого уголка и нашей местности.Цель: Закрепить и расширить знания детей о диких и домашних животных.Задачи:Обучающие: формировать представления детей о разнообразии жи...