Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Путешествие по Золотому кольцу России.
3 класс, УМК «Школа России»
Форма проведение: урок- путешествие
Цель урока: познакомить младших школьников с городами, входящими в Золотое кольцо России.
Задачи урока:
- Образовательные:
- создание условий для формирования у младших школьников понятия «Золотое кольцо России»;
- ознакомление школьников с достопримечательностями русских городов, входящих в золоток кольцо России.
- Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, образное мышление, воображение, речь учащихся, их кругозор;
- Воспитательные:
- создание условий для воспитания коммуникативных умений, самовоспитания при работе в группах;
- воспитание любви к России, интереса к ее культурно-историческому и духовному наследию.
План урока:
№ | Этапы урока | Время | |
1. | Организационный момент. | 1-2мин | |
2. | Актуализация знаний | 1.Постановка проблемной ситуации. 2. Эмоциональный настрой 3. Сообщение темы 4. Работа в группах 5. Беседа по теме урока. 6. Физкультминутка | 1мин 2мин 6мин. 5мин 20мин 1мин |
3. | Закрепление полученных знаний | 5мин | |
4. | Домашнее задание | 1мин | |
5. | Итог урока. Рефлексия. | 1мин |
Урок по теме «Золотое кольцо России» проводится в 3 классе. Это первый урок большой темы «Путешествие по городам и странам». При проведение этого урока мною использованы такие методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, подготовка учениками сообщений о городах, работа в группах, заочная экскурсия по городам с использованием интерактивной доски.
Оборудование:
- интерактивная доска smartbord
- компьютер
- презентация (notebook)
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь. В 2-хчастях.- М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. 2 часть. - М.: Просвещение, 2009.
- Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 1-3классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: «Планета», 2010.
- энциклопедия «Города России»
- карточки с названиями городов
- сообщения учеников
Интернет- ресурсы:
http://festival.1september.ru/files/articles/56/5647/564721/pril.zip
http://festival.1september.ru/files/articles/56/5647/564721/pril.zip
file_20091007183510.ppt Даутова Л. Е. Золотое кольцо России
zolotoe_koltso_rossii-prez..rar
file20091007183510.zip Попова М.А. Золотое кольцо России
ХОД УРОКА.
- Организационный момент.
-Начинаем наш урок. Сегодня у нас гости, давайте поприветствуем их. Проверьте, все ли у вас есть на парте: учебник, тетрадь, пенал.
- Актуализация знаний. Слайд 1
- Постановка проблемной ситуации.
Как вы понимаете, что такое кольцо? Для чего служат кольца? Какие бывают кольца? Сегодня на уроке речь пойдет тоже о золотом кольце. Только принадлежит оно не отдельному человеку, а целой нашей стране России. Оно так и называется – золотое кольцо России. Украшено неповторимыми российскими самоцветами.
- Сообщение темы Слайд2
У каждого???есть свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию: Углич, Суздаль, Плес, Кострома, Сергее Посад, Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов. Чудо чудное! И это не сказка. Есть в России такое понятие - Золотое кольцо России. Украшением России являются города: Углич, Суздаль, Плес, Кострома, Сергеев Посад, Владимир, Переславль-Залесский, Ярославль, Ростов.
Итак, кто догадался: о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Наша задача: Слайд 3 Узнать, почему именно эти города вошли в золотое кольцо России, чем они знамениты.
Сейчас вы разделитесь на группы, прочитаете об одном из городов. Узнаете, кто его основал, какой у него герб и чем этот город знаменит, какие в нем есть достопримечательности. Потом расскажите про него всем остальным группам. Всю информацию вы можете взять из своих сообщений о городах, энциклопедии и учебника на страницах 88 – 97. Времени вам 5 минут.
Работа в группах Слайд 4
Ну что, вы готовы к путешествию? Тогда садимся в автобус и в путь.
- Беседа по теме урока. Слайд 5
Посмотрите на план – карту размещения этих городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен. Давайте и мы с вами совершим заочную экскурсию.
- Заочная экскурсия.
Ой, вы, гости – господа!
долго ль ездили, куда?
Ладно за морем иль худо?
И какое в свете чудо?
Выступление 1 группы - Сергеев Посад Слайд 6
Слово учителя: Экономическая жизнь города находилась в зависимости от нужд монастыря. Здесь развито производство крестов, подсвечников, икон т.д. Но наибольшую популярность завоевала Сергиевская игрушка. Слайд 7 Недаром Сергиев Посад называли «столицей потешного царства». Купить игрушку у стен Лавры – значит совершить богоугодное дело. Ведь сам Сергий вырезал игрушки на потеху ребятишкам. Сегодня Лавра – действующий мужской монастырь.
Близ старинного подмосковного города Сергиева Посада, на высокой горе среди лесов и полей раскинулось село Богородское.
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку "ауку". Дети порадовались, поиграли и забросили "ауку" за печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я "ауку" да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще заказали. С тех пор и повелась резьба игрушки в Богородском. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или березовые чурки превращаются в чудесные фигурки.
В 1980 г. в историческом центре Сергиева Посада был открыт уникальный и своеобразный музей, имеющий славные и яркие художественные традиции. Это было радостным событием не только для детей, которым он приоткрыл завесу времени над приметами детства многих стран и народов, но и для взрослых - их родителей и бабушек.
Сергиев Посад – родина русской матрешки. В этом городе мастера славились не только резьбой по дереву, но и резьбой по кости. Это один из самых старинных видов русского народного искусства.
Выводы: ???
- кто такой Сергий Радонежский?
- что он основал?
- чем прославился?
- какие достопримечательности города вы запомнили?(запишите в таблицу в рабочей тетради)
Выступление 2 группы – Переславль – Залесский. Слайд 8
Из Сергиева Посада мы едем в Переславль-Залеский – город, который был основан, как и Москва, Юрием Долгоруким. Слайд 9-10
Само название города переводится с древнерусского как «перенявший славу». При въезде в город со стороны Москвы стоит Федоровский монастырь. Согласно легенде, монастырь возник уже в 14 веке, но известность приобрел после того, как в 1557г. У Ивана грозного родился сын Федор, названный так в честь святого, которому посвящен монастырь.
Спасо-Преображенский собор (1157). Слайд 11-13 Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает своей суровостью и неприступностью.
Горицкий Успенский монастырь находится на возвышенности у южного берега Плещеева озера. Благодаря своему местонахождению он виден отовсюду.
Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой монастырь, Троицкий Данилов. Главное здание монастыря – Троицкий собор. Особенно интересно изображение Христа в куполе.
Выводы:
- Кто основал город?
- какие достопримечательности города вы запомнили? Запишите в таблицу.
Выступление 3 группы – Ростов. Слайд 14
Ростов – один из древних городов в Золотом кольце. Самая замечательная часть города – Ростовский кремль. В Ростове нас восхищает не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора. 3а белыми стенами кремля видно множество куполов церквей. Колокола ростовских церквей славятся своим мелодичным звоном. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой – Сысой, весом 32 тонны. Ростовские звоны записаны на кассеты, диски и известны во всем мире. Слайд 15
Этот город славен памятниками зодчества, собранием икон, медного литья, деревянной скульптуры, финифти.
Ростов Великий славился книжными богатствами, собранными в сокровищнице ростовских князей. Слайд16-18
На гербе города нарисован олень.
Финифть – в переводе с греческого « блестящий камень». Это очень красивые эмалевые украшения: броши, серьги, кулоны.
Выводы:
- какие достопримечательности города вы запомнили? Запишите в таблицу.
- чем славятся ростовские колокола? Как их называли?
- что такое финифть?
Выступление 3 группы – Углич. Слайд 19
Углич – древнейший русский город на Волге. В Угличе много памятников старины.Церковь царевича Димитрия “на крови” (1692 г.) воздвигнута на месте гибели восьмилетнего царевича. Красный цвет стен напоминает о происшедшем здесь событии угличских событий 15 мая 1591 года. Здесь же представлен ссыльный колокол, возвестивший горожанам о гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибирь. Слайд 20 - 24
Кремль – историческое и градостроительное ядро древнего города.
Выводы:
- Почему этот город так назвали?
- Какие достопримечательности есть в Угличе?
- Что вы записали в таблицу?
Выступление 4 группы - Ярославль Слайд 25
Город Ярославль стоит на реке Волге.
Послушайте легенду о создании этого города: « Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль. На гербе Ярославля изображен медведь. Его появление там связано с легендой. Русский князь Ярослав Мудрый шел с дружиной, осматривая свои земли. Дорога была глухой, заросшей лесом. Князь отстал от дружины, и вдруг из-за оврага появилась медведица и бросилась на него. Не растерявшись, он успел ударить ее топором. В память об этом событии Ярослав построил церковь. А вскоре на том же самом месте заложил новый город - Ярославль, символом которого стал медведь.
Ярославль – крупнейший промышленный и культурный центр России. Над городом проносились войны, пылали пожары, менялся облик улиц и площадей Ярославля. Но неизменным остается значение города как сокровищницы русской культуры. Слайд 26-30
В центре города стоит памятник Федору Григорьевичу Волкову. Этот человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Ярославль называют родиной русского театра.
В Ярославле множество церквей.
Собор Спасо-Преображенского монастыря – старейшее из сохранившихся зданий Ярославля.
Федор Григорьевич Волков создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра. Здесь же можно увидеть театр имени Волкова.
- Какие достопримечательности вы запомнили? Запишите в таблицу.
Выступление 5 группы - Кострома Слайд 31
Свое название город получил по имени славянской богини весны и плодородия. Это один из самых интересных городов, входящих в маршрут «Золотое кольцо России». Улицы Костромы расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина 2 приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город сделали таким необычным. Слайд 32- 33
Этот город считают родиной Снегурочки. Когда Дед Мороз из Великого Устюга отправляется в путешествие по России, он заезжает за внучкой в Кострому.
Самым главным туристическим объектом считается Ипатьевский монастырь. Рядом уникальный музей деревянного зодчества под открытым небом. Сюда свозят из сел и деревень Костромской области деревянные церкви, старинные избы, амбары, ветряные мельницы.
- Какие достопримечательности вы запомнили? Запишите в таблицу.
- Физкультминутка
Выступление 6 группы - Плес Слайд 34
Свое название город получил от речного плеса, т. е широкой части реки между двумя изгибами. Слайд 35 -39
Плес – это город художников. Их привлекает необычная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плес русский художник Исаак Ильич Левитан. Сейчас здесь открыт музей И.И. Левитана.
- Какие достопримечательности вы запомнили? Запишите в таблицу.
Выступление 7 группы – Суздаль. Слайд 40
Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет крестами и куполами Суздаль. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой. Слайд 41- 43
Всемирно известный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Этот город похож на кружево, сплетенное из шатров церквей и колоколен. Старейший памятник Суздаля Рождественский собор кремля, построенный в 13 в. Покровский монастырь – женский. В этот монастырь ссылали представительниц знатных родов и царских фамилий.
В этом городе есть музей деревянного зодчества.
- Какие достопримечательности вы запомнили? (33 церкви, музей деревянного зодчества) Запишите в таблицу.
Выступление 8 группы – Владимир. Слайд 44
Успенский собор долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.
Город Владимир основал князь Владимир Мономах. Гербом города Владимира является лев - символ власти и силы. Давайте пройдемся по улицам Владимира. Парадный въезд в город когда-то проходил через Золотые ворота.
Это один из замечательных памятников старины.
Створки ворот были обиты золоченой медью. Под лучами солнца они сверкали словно золото. Пять позолоченных куполов Успенского собора видны издалека. А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений. Слайд 45- 48
Вышивка – один из видов искусства. В прошлом вышивкой занимались девушки в каждой крестьянской семье. Во Владимирской области и сегодня работают мастерицы. Владимирские швы – крупные стежки гладью. Ведущим цветом является красный.
В 12 веке во Владимир была привезена знаменитая икона Богоматери, написанная евангелистом Лукой. От названия города икону стали называть Владимирской.
Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Путешествие наше по Золотому кольцу России закончилось.
- Закрепление полученных знаний Слайд 49 – 50
Соедините высказывание и город.
- На гербе этого города изображен медведь. (Ярославль)
- Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. (Суздаль)
- Парадный въезд в этот город когда-то проходил через Золотые ворота.
(Владимир) - Здесь находится знаменитая Троице-Сергиева Лавра. (Сергиев Посад)
- Звоны этого города записаны на кассеты и диски. (Ростов)
- Этот город - «столица» русской игрушки. (Сергиев Посад)
- Этот город называют родиной русского театра. (Ярославль)
- Этот город называют городом-музеем.(Суздаль)
- Этот город славится своими вышивками. (Владимир)
- Домашнее задание
- Учебник стр. 88-98 прочитать
- Ответить на вопросы на стр. 98.
- Подготовить вопросы для викторины по городам Золотого кольца.
- В тетради стр.47 №4, №5.
- Итог урока. Рефлексия. Слайд 51
- Вам понравилось сегодняшнее путешествие?
- Какие города Золотого кольца запомнили?
-А почему же кольцо России названо золотым?
- Каким является кольцо, сделанное из золота? (красивым, ценным)
- Вот и эти города очень красивы и ценны для нас.
- Что удалось на уроке?
- Что было самым трудным?
Слайд 52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру, тема: «Золотое кольцо России. Плёс, Суздаль, Владимир» (3 класс, УМК "Школа России")
Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города Золото...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 1 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 класс. 2 урок.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо России. 3 урок. 3 класс.
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: Золотое кольцо РоссииЦели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые резул...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс.)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 1 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.Планиру...
Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Золотое кольцо России". (УМК "Школа России", 3 класс). 2 часть.
Цели деятельности учителя: формирование знаний о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России; формирование умений показывать на карте города, которые входят в Золотое кольцо России.П...
Комментарии
На этом уроке используется